Музей в чемодане (инсценировка ко Дню Победы с мультимедийны сопровождением)
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Данная разработка может быть использована при проведении школьных мероприятий в ходе празднования Дня Победы в ВОВ. Разраотка предполагает использование мультимедийных средств. Время представления инсценировки - 15 минут. Цель создания разработки: приобщение детей к историческим событиям 1941-1945 годов и воспитание чувства гордости за людей, одержавших победу над фашизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музей в чемодане. Инсценировка ко Дню Победы. | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий театрализованной сцены
«Москва – город-герой»
к вечеру театрализованных постановок «Музей в чемодане»
Самойлова Т.Н., Якобец Н.В.
Цель: приобщение детей к историческим событиям 1941-1945 годов и воспитание чувства гордости за своих предков, одержавших Победу над фашизмом.
Оборудование: проектор, компьютер, старый чемодан, вещи-символы битвы под Москвой.
Ход инсценировки:
Голос за сценой (предисловие):
«Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются женщины и старики и дети …» Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...
Э Мориконе.
Выходит мальчик с мольбертом, садится рисовать. (на экране озеро в солнечный летний день. (слайд 1)
Ведущий:
Он любил рисовать. Сидя на каменистом пляже, он ждал волну, большую-пребольшую, и старался запомнить её, а потом зарисовывал в тетрадку с загнутыми уголками. И ветер всё время перелистывал тетрадку, а мальчик с досадой прижимал уголок камушком. Он любил рисовать синее карельское небо и зелёные высокие сосны. Может быть, он стал бы художником. А может быть моряком. Или инженером. Он был быстрый, толковый, сообразительный мальчик. Никто ещё не знал, что с ним будет.
Мигает свет. Звук бомбёжки. (слайд 2)
Мальчик пугается, падает, закрывает голову руками. Через несколько секунд встаёт.Читает строки:
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская игра.
Года идут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькие очень,
Мы тоже победили в той войне.
Звучит мелодия из фильма «Звезда» (выходят дети в одежде военных лет и говорят на фоне музыки) – слайды 3, 4, 5.
Ведущий:
Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
1 ребёнок: Высочайшей вершиной мужества стала Великая Отечественная война. История уже расставила точки в этой войне: мы знаем о сражениях, сожженных деревнях, разрушенных городах, о погибших солдатах, о безмерном подвиге защитников Отечества.
2 ребёнок: но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда. Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Среди них дети войны.
3 ребёнок: что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.
Дети читают балладу на фоне слайдов.
БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.
- Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод. (слайд 6)
- Себе прибавляли мальчишечки годы,
Чтоб их отправляли на фронт.
И не было это влиянием моды.
Кому-то родным стал завод. (слайд 7)
- Станки малолетки, как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос. (слайд 8)
- Исхожено много дорог километров.
Истрачено нервов и сил.
Нам выли вдогонку сирены и ветры.
Фашист нас, как зверя, травил. (слайд 9)
- Кровь брали фашисты из тоненьких венок,
Спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок.
Злодейства вершился обряд. (слайд 10)
- А в голод спасала лишь корочка хлеба,
Очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
Не всех оставляя в живых. (слайд 11)
- Нам, детям войны, много горя досталось.
Победа наградой была.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль отклик у Эха нашла. (слайд 12)
Читают хором слова про Москву (слайд 13) – речитатив
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ (дети переодеваются в современную одежду)
Слайд 14 – звуки вокзала (дети на современном вокзале, ожидают прибытия поезда. Один ребёнок со старым чемоданом).
Разговор детей:
- ученик: Слайд 15. Белорусский вокзал – ворота на фронт.
Ребята мы с вами на Белорусском вокзале, какой он красивый! А ведь Главным военным вокзалом он стал ещё во время Первой мировой войны. И в годы Великой Отечественной отсюда уходили эшелоны на фронт и сюда же потом вернулись победители. Здесь собирались горожане, чтобы услышать сводки о войне. 26 июня 1941 в зале ожидания на наскоро возведённой эстраде Краснознаменный ансамбль песни и пляски под руководством Александрова впервые исполнил легендарную песню «Священная война». Причем, как вспоминали потом очевидцы, повторить ее просили пять раз подряд. Ещё один военный памятник легендарного вокзала – скульптурная композиция «Прощание славянки», посвященная тем, кто уезжал на фронт, и тем, кто их провожал.
- ученик (обращается к ученику с чемоданом): _____, а что это это за чемодан необычный у тебя?
- ученик : рассказ о дедушке.
(Дети рассаживаются вокруг чемодана, с интересом его разглядывают).
Этот чемодан остался мне в память о моём прадедушке. Когда в 1941 году, он пошл добровольцем на фронт. С этого вокзала и начался его славный фронтовой путь. Белорусский вокзал были воротами на фронт. А в чемодане собраны вещи, напоминающие нам о тех страшных военных днях.
(Раскрывает чемодан, где собраны различные вещи, напоминающие о войне. Дети заглядывают и рассматривают вещи. Каждый достаёт какой-либо предмет и ведёт рассказ о нём).
- ученик ( держит в руках старинное радио-динамик) : рассказ о Левитане.
Смотрите, ведь это радио. (Звучит запись Левитана, слайд 16).
Голос Юрия Левитана в годы войны был знаком каждому. Гитлер особенно ненавидел Левитана, даже больше, чем Сталина, считая его врагом номер один. Фашистская Германия даже предлагала премию в 250 тысяч марок за голову диктора. Причём Гитлер мечтал не уничтожить, а взять Левитана в плен, чтобы, когда Германия победит, об этом объявил сам Юрий Борисович. Пока шла война, даже самые близкие диктора не знали, откуда именно вещает Юрий Борисович.Оказывается, еще в самом начале войны его эвакуировали в Свердловск.Почти никто не знал, что в Москве Левитана уже нет. Это могло вызвать панику. На несколько лет Юрий Левитан оказался почти в полном одиночестве. Последнюю сводку Совинформбюро Левитан зачитал 15 мая 1945 года из Кремля.
В зале гаснет свет. Слайд 17. Москва затемнённая. Звуки бомбёжки и стрельбы.
- ученик (вскакивает):
Не бойтесь ребята! В военное время в Москве действовал указ о затемнении. При угрозе авианалета запрещалось включать свет в квартирах. Запрет был настолько жестким, что по стеклам забывчивых граждан могли стрелять патрули, чтобы напомнить. Автомобили могли передвигаться по городу только со специальными нафарниками, вагоновожатые трамваев, чтобы никого не задавить, были вынуждены буквально прижиматься к лобовым стеклам. Темнота была такая, что люди часто сталкивались на улицах. В конце ноября 1941 года в продаже даже появились светящиеся в темноте карточки, которые можно было прикрепить к одежде. Стоили они 1 рубль 60 копеек.
- ученик (берёт в руке макет военного самолёта с прикреплённой иконой. Рассказ об облёте Москвы Жуковым) – слайд 18
А вот история о том, как по приказу Сталина 1941 года на американском «Дугласе» был совершен облет Москвы с иконой Богородицы Девы Марии «Тихвинская», была жуткая метель — в нескольких метрах ничего не видно. Возник резонный вопрос: «Нельзя ли перенести полет?». Но Сталин не разрешил перенести полёт. Взлетели. И вдруг лётчик заметил, что в самолете необычайно тихо. Посмотрел: моторы работают. А шума нет! Полет продолжался. Кругом метель, а впереди все видно до самого горизонта». Самолет летел светлым тоннелем, вокруг которого бушевала непогода.
7 ученик ( достаёт карту битвы под Москвой) Битва под Москвой. – слайд 19, 20, 21, 22.
Битва за Москву была одним из важнейших сражений Великой Отечественной войны. Красной армии удалось сорвать план фашистов, героическими усилиями советских войск немецкие части были отброшены от столицы. В Битве за Москву в общей сложности участвовало более 3 миллионов человек.
«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!». Эти слова сказал политрук дивизии Панфилова Клочков. Не дали панфиловцы пройти немецким танкам на московские улицы.
8 ученик с чемоданом (достаёт медаль «За оборону Москвы») слайд 23, 24, 25.
Это медаль моего деда. Он героически сражался с фашистами.
Битва под Москвой была отмечена массовым героизмом и самопожертвованием наших людей, от мала до велика. За доблесть и мужество 36 тысяч воинов удостоены орденами и медалями, 181 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
Среди них Виктор Талалихин, совершивший таран вражеского самолёта, Зоя Космодемьянская, партизанка, которую повесили фашисты и многие другие.
- ученик (достаёт портрет.) История о повторении подвига Сусанина.- 26 слайд
Люди не военные также проявляли героизм в ходе Битвы за Москву. Так, в истории остался подвиг старшего конюха Ивана Петровича Иванова, которому было 70 лет. Он 11 декабря 1941 года повторил подвиг Ивана Сусанина. Он завёл в глубокий овраг немецкую автоколонну из 40 машин. Выбраться из оврага немецкие машины, груженые оружием и провизией, так и не смогли. С Иваном Ивановым немцы жестоко расправились. Герой был посмертно награжден орденом Отечественной войны.
10 ученик (достаёт белые перчатки и макеты фашистских знамён). Парад на Красной площади. – 27 слайд
Во время парада победы в 1945 году все 200 знамен и штандартов разгромленных немецких частей советские бойцы несли в перчатках, подчеркивая то, что даже в руки древки этих штандартов брать омерзительно. Их бросали на специальный помост, чтобы штандарты не коснулись мостовой Красной площади. Первым швырнули личный штандарт Гитлера, последним – знамя армии Власова, а вечером того же дня помост и все перчатки были сожжены.
11 ученик (показывает всем собаку- овчарку с медалями).Участники парад собаки минёры. – слайд 28
Во время парада вместе с людьми-героями шли собаки. Это они во время войны помогали сапёрам разминировать объекты.
Овчарка Джульбарс - единственная собака, награжденная во время Великой Отечественной войны медалью " За боевые заслуги". Этот уникальный пес был героем войны, обнаружившим рекордное число мин, С Джульбарсом связывают имя Сталина. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда по приказу Сталина на легендарном Параде Победы по Красной площади раненного при выполнения боевого задания пса пронесли на шинели Главнокомандующего. Уже после войны Джульбарс снялся в известном фильме по роману Джека Лондона "Белый клык".
Ведущий (слайд 29): Слышится нам эхо давнего парада,
Снятся нам маршруты главного броска.
Ты – моя надежда, ты – моя отрада,
В сердце у солдата ты, моя Москва.
Мы свою победу выстрадали честно,
Преданы святому кровному родству
В каждом новом доме, в каждой новой песне
Помните ушедших в битву за Москву!
Зажигаются свечи. Дети держат их в руках. Исполнение песни «Храмы Москвы» (Автор музыки композитор Гельсят Шайдулова, авторы стихов Инна Кашежева и Виктория Макарская)
Использованные ресурсы:
- Лина Томчи «Баллада о детях войны»
- https://pikabu.ru/story/30_faktov_o_bitve_za_moskvu_5532989
- https://moscow.zagranitsa.com/article/3834/10-faktov-o-bitve-za-moskvu
- https://myhistori.ru/blog/43134050062/Maloizvestnyie-faktyi-o-bitve-za-Moskvu?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru
- Музыкальные фрагменты песен
- Иллюстрации с сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс
Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...
Урок окружающего мира с мультимедийным сопровождением по теме: "Экосистема болота"
Урок-исследование по окружающему миру в с мультимедийным сопровождением. Образовательная система «Школа 2100». Тема урока: «Экосистема болота»....
Урок - размышление по литературному чтению в 1 классе с мультимедийным сопровождением по теме: Михаил Коршунов «Дом в Черёмушках».
Урок - размышление по литературному чтению в 1 классе с мультимедийным сопровождением по теме: Михаил Коршунов «Дом в Черёмушках». Образовательная система "Школа 2100"....
Проект «Музей в Чемодане», посвященный 70-летию Великой Победы
«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей средней 400 школе имени Алек...
сценарий театрализованного представления «Музей в чемодане. Битва под Москвой»
Цель: приобщение детей к историческим событиям 1941-1945 годов и воспитание чувства гордости за своих предков, одержавших Победу над фашизмом. Оборудование: проектор, компьютер, старый чемодан, в...
Музей в чемодане
Конспект урока по окружающему миру, посвященная Великой отечественной войне....
Музей в чемодане "«Музейные экспонаты рассказывают: простые вещи солдатских будней». экскурсия
quot;Музей в чемодане"- одна из форм мини-экскурсии. Это мобильный музей. Экскурсию можно проводить в классе, на любой площадке....