Реализация проектной деятельности в ГПД . Занятие для 4 класса. Тема: «Любимый город. Памятник Петру Великому на Сенатской площади».
методическая разработка (4 класс)

Начнем его с  небольшой экскурсии в историю.

 Существует старинная финская легенда: «Много людей в старые годы принимались строить город на болоте. Никому не удавалось. Но вот пришел сюда русский  богатырь и решился город построить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubimyy_gorod_pamyatnik_petru.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проектной деятельности в ГПД .   Занятие  для 4 класса.

Тема: «Любимый город.  Памятник Петру Великому на Сенатской площади».

Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №280.

Методы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Оборудование: тексты ( отрывки из поэмы), иллюстрации, сигнальные карточки, макет стенгазеты, таблица достижений,  компьютерная презентация.

Цель:   Развитие мотивации к изучению исторического материала  посредством осмысления ребенком своих личных достижений, навыков и коммуникативных умений, полученных в ходе выполнения коллективных и индивидуальных заданий.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга.
  2. Воспитывать поисковую самостоятельность.
  3. Расширять кругозор детей, знакомить с новыми, доступными их возрасту понятиями.
  4. Формировать коммуникативные умения и навыки: работать в группе, умение слушать других детей.
  5. Закрепление знаний об особенностях текста-описания в деловом и художественном стилях
  6. Формирование умения строить описание, планировать свой текст, использовать речевые средства для передачи своего отношения к предмету описания
  7. Формирование умения отбирать языковые средства в соответствии со стилем речи
  8. Воспитание эстетических чувств, любви к памятникам архитектуры, понимания красоты родного города
  9. Повторение о правилах поведения при работе в группах

1 Начнем его с  небольшой экскурсии в историю. Странички устного журнала озвучат ребята. А вам  предлагаю подумать и определить тему урока.

 Вступление:        В устном журнале использованы:отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»;   старинная финская легенда; стихи А. Городницкого

СЛАЙД 1

Существует старинная финская легенда: «Много людей в старые годы принимались строить город на болоте. Никому не удавалось. Но вот пришел сюда русский  богатырь и решился город построить. Построил один дом-поглотила его трясина, второй, третий-то же самое. Рассердился богатырь и придумал хитрое, небывалое дело. Взял и сковал на руках целый город. И поставил его на болоте. И не смогло болото поглотить богатырский город, держит его до сих пор».

СЛАЙД 2

 Эта топкая, болотистая низина, что раскинулась по берегам Невы от Ладожского озера до Финского залива, была жизненно необходима России.Где разливается Нева                                    
На реки , речки – рукава,            
Где островки и острова
Толпятся у залива, 
Где топь, болотная трава,
Где в дымке моря синева –             
Там Петр Великий основал
Столицу всем на диво.

 СЛАЙД 3

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полон,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася …    

 СЛАЙД 4

 Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

СЛАЙД 5

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных снов  краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;  

СЛАЙД 6

Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова

СЛАЙД 7
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Там царь  с простертою рукою
Сидит на бронзовом коне.

СЛАЙД 8
Торжественное открытие памятника Петру первому состоялось 7 августа 1782 года. Вокруг памятника выстроились полки – 15 тысяч человек. На Сенатской площади и на крышах домов – тысячи людей. На шлюпке от Зимнего дворца прибыла императрица.

СЛАЙД: ТЕМА

 Сегодня мы пишем сочинение – описание.  Вы уже догадались, что будем описывать?

 ( замечательный памятник первому российскому императору Петру  1, Великому.)

-Это трудный урок? Да.

 Мы изучали историю создания памятника на занятиях по истории спб.

МОТИВАЦИЯ:  Зачем нам нужен этот урок, ведь можно выбрать тему попроще?

ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ:

  • чтобы вы осознавали, как растете  и развиваетесь не только ввысь, но и как личности
  • на трудном уроке формируются новые черты: упорство, трудолюбие, любознательность…
  • вы получаете новые знания, кругозор становится шире…

Человек меняется каждый миг, каждую секунду, проживая различные жизненные ситуации.

Сегодняшний  урок – это всего лишь миг в вашей жизни. И вы очень удивитесь, когда в конце урока поймете, что стали чуть – чуть другими: вы получили новый опыт,  кто-то  стал умнее, кто-то дружелюбнее, отзывчивее, и уж точно, каждый из вас научится писать сочинение…

-  СЛАЙД : ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ УРОКА    

ЦЕЛЬ: Мы продолжаем учиться писать сочинение – описание, выясняем  особенности этого вида работы.

Теперь посмотрим, какие перед нами стоят учебные задачи. Объясните, как вы их понимаете…

  1. Развиваем познавательный интерес к истории СПб ( чем больше знаем, тем больше хотим узнавать…)
  2. Что такое «поисковая самостоятельность»? ( сами ищем материал, учимся анализировать, сравнивать, обобщать факты)
  3. Ни одна работа не получится, если перескакивать с одного на другое…Должен быть четкий план: что за чем следует.

У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о  выдающихся людях и великих подвигах подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых...

СПб – это самый северный среди крупнейших городов мира, город мостов и островов, музеев и дворцов, соборов и парков. СПб построен по воле царя петра1. Мы любим наш город и за тихие улочки и за красивые проспекты, за белые ночи и гордые реки, за величественные здания ( какие?) … за Исаакиевский собор и Зимний дворец, за Русский музей и Адмиралтейство, за Аничков мост и Летний сад…

 Город на Неве строили талантливые архитекторы из Голландии, Италии, Франции, России. Они строили для нас. Нам любить и беречь этот город. Одним из самых известных памятников архитектуры нашего городя является …??? МЕДНЫЙ ВСАДНИК

? сл

2. Актуализация знаний.

 Мы продолжаем работать над описанием предмета в деловом или художественном стиле. Перед вами стоит задача – написать сочинение – описание. В ходе работы каждому из вас  предстоит сделать выбор: в деловом или художественном  стиле он будет описывать памятник Петру Великому.

СЛАЙД  11, «СТИЛИ»

 Обратимся к таблице и вспомним особенности делового и художественного стилей.

-Какой пункт относится к обоим стилям? ( сведения о предмете)

-Чем различны стили? ( повторяем по схеме)

-В какой книге (научной или художественной) мы можем прочитать деловое описание? (  текст нас информирует о чем-либо…,соотв. слова, нет поэтических сравнений, нет эмоций, нет отношения автора, часто используются научные термины…)

Вывод: По деловому описанию можно точно представить себе предмет, потому что он точно и в деталях описан,  узнать его особенности, из чего он выстроен, где находится, что олицетворяет…

-Приведите пример научных книг. ( энциклопедия, справочник,

-Что можете сказать о художественной литературе? ( это рассказ, стихотворение, очерк…)  И в этих книгах мы обнаруживаем  эмоциональную речь, которая воздействует на наше воображение и чувства, много прилагательных, сравнений, мы чувствуем авторское отношение, текс более выразительный, эмоциональный…)

Послушайте два текста  определите стиль текста:

Деловое:

Летний сад – памятник садово – паркового хозяйства. Площадь его 11га. Заложен по плану Петра 1 в 1704г. Разбит со строгой геометрической планировкой аллей, украшен скульптурами.

Художественное.

Летний сад – самый красивый, старинный сад СПБ. Первый его проект придумал сам Петр1, он хотел, чтобы сад был  «лучше , чем в Версале…» Из Голландии в сад доставлялись редкие деревья и цветы! Как приятно побродить по его прямым, как стрелы, аллеям, среди вековых дубов!

Что общего? (Факты одни и те же. !  Мы не искажаем факты, вспомним нашу таблицу:  правдивые сведения о предмете передаём в любом тексте!

Какой текст написан более выразительно, эмоционально? Докажи, назови прилагательные,  сравнение,  в каком предложении чувствуем отношение автора?

Вывод:  Тексты об одном и том же могут быть разными, в зависимости от задачи, которую ставит автор…

Сейчас  каждый автор подумает и решит, в каком стиле он будет описывать памятник.

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ: ЗАДАНИЕ 1.

Встаньте те, кто будет выполнять деловое описание. Обоснуй свой выбор… (Так легче, люблю точность, хочу выражаться четко и ясно…)

_Из ваших сочинений в деловом стиле , какую книжку можно составить? (научно-познавательную…);

Теперь, кто будет писать в художественном стиле? Обоснуй. ( красивый текст, могу передать свое личное отношение, он более интересный, яркий, его легче читать…)

- а из сочинений в художественном стиле? ( художественную)

Тренажер.

На доске макет нашей будущей газеты…

Сейчас мы разделимся на группы. Получите тексты. Прочитайте. Что нужно сделать? Пропущены некоторые исторические сведения, которые вам нужно восстановить. _Где вы можете найти фактический материал? ( В справочниках, книгах, тетрадях по истории СПб…) Дети пользуются справочной литературой.

У каждой группы по 2 задачи: восполнить недостающие исторические сведения и определить стиль текста.

Повторим правила работы в группе. СЛАЙД 12. Объясните.

Проверим  правильность фактического материала. Один и другой из группы. И называй стиль текста.

А теперь поместите свой текст в соответствующую рубрику нашей газеты.

3.Подготовка к сочинению.

СЛАЙД 13 памятник, общий вид

Давайте вспомним все этапы подготовки к сочинению. Мы изучали историю создания памятника на занятиях по внеурочной деятельности, мы писали  и обсуждали сообщения, читали соотв литературу, для чего??

Вывод: Вам нужно написать так, чтобы любой прочитавший смог представить себе Медный всадник и узнать для себя что-то новое…

Прежде чем писать, нам нужно распланировать работу.

-О чем еще не говорили? План. З №3. Обсудим, о чем будем говорить в каждой части сочинения…По ходу и вписываем…

1. Вступление. (общие сведения : ДЕТИ ГОВОРЯТ: название, значение , где находится…, один из символов города)

2. Основная часть. (описание памятника, по какой схеме строится описание?  Вспомни. РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ, З№ 2.

Проверим. СЛАЙД14.СХЕМА. Покажи на доске общий вид, кр.д, м.дет.)  

3. Заключительная часть. (  интересные факты, обобщающая фраза, что олицетворяет,  вывод,  в художественных текстах – свое отношение)

3.Работа с планом.

Внимательно слушай и дополняй подпункты плана.

Помни, что вопрос – это перевёрнутый ответ.

П№1: прочитаем, допишем факты, прочитаем слова-помощники, объясним или запомним орфографические правила. Теперь составляем предложения, а потом и часть текста. Озвучиваем…

Аналогично п2,3.

Потом несколько человек –все сочинение…

План

Слова - помощники

1.Вступление. СЛАЙД 15 общий вид

  • Название памятника:__Медн всадник

ПЕРЕДО МНОЙ ОДИН ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ ПАМЯТНИКОВ МИРА «м.вс».

  • Скульптор:  Этьен Фальконе

СЛАЙД 16

ЕГО АВТОР-ЗНАМЕНИТЫЙ ФР.СКУЛЬПТОР ЭТЬЕН ФАЛЬКОНЕ.

  • Местоположение: СЛАЙД 17 площадь

ПлощадьДЕКАБРИСТОВ

ПАМЯТНИК РАСПОЛОЖЕН В САМОМ СЕРДЦЕ ГОРОДА –НА ПЛОЩАДИ ДЕКАБРИСТОВ.

  • Из какого материала сделан памятник?

________ СЛАЙД 18 бронза 

ПАМЯТНИК ВЫПОЛНЕН НЕ ИЗ МЕДИ, А ИЗ БРОНЗЫ.

  • Значение___  СЛАЙД 19символы города

МЕДНЫЙ ВСАДНИК-ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ Санкт-петербурга.

 я хочу рассакзать, вот, я вижу, передо мной, величайший,  знаменитый, всадник,

автор памятника, извес .ный,    замеч .тельный, французский

расположен, сер .це города, центр

 ВЫПОЛНЕН, не из меди, а из

один из символов, Санкт – Петербург, НАШ ГОРОД

2.Основная часть.

 Описание памятника. СлАЙД20 волна

  • Каким мы видим Петра Великого?

МЫ ВИДИМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО СИДЯЩИМ НА ВЗДЫБЛЕННОМ КОНЕ.

ИЛИ: НА ВЕРШИНЕ СКАЛЫ МЫ ВИДИМ ВСТАВШЕГО НА ДЫБЫ КОНЯ, А НА НЕМ ГОРДО СИДИТ МОГУЧИЙ ВСАДНИК.

  • Где царь удерживает коня?

КОНЬ СТРЕМИТЕЛЬНО ВЗЛЕТЕЛ НА КРУТОЙ ОБРЫВ СКАЛЫ. ЦАРЬ ТВЕРДОЙ РУКОЙ УДЕРЖИВАЕТ КОНЯ НА САМОЙ ВЕРШИНЕ.

  • Поза Петра.  

СЛАЙД 21 рука вперед

ПЕТР ВЕЛИЧЕСТВЕННО СИДИТ В СЕДЛЕ, ЕГО ВЛАСТНАЯ  РУКА ПРОСТЕРТА ВПЕРЕД.

????ИЛИ: РУКОЙ ПЕТР УКАЗЫВАЕТ НА УНИВЕРСИТЕТ, АКАДЕМИЮ ХУДОЖЕСТВ, КОРАБЛИ. ОН, КАК БУДТО ГОВОРИТ НАМ: ТАМ, В НАУКЕ, В ТРУДЕ ВАШЕ БЛАГО, СИЛА  И МОГУЩЕСТВО!

  • Что символизирует  змея? СЛАЙД22 змея под ногами

ПОД НОГАМИ КОНЯ ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЯ-СИМВОЛ ЗЛА. Или: КОНЬ ТОПЧЕТ НОГАМИ ЗМЕЮ-СИМВОЛ ВРАГОВ РОССИИ.

  • Одеяние Петра.

слайд23 римские одежды

ЦАРЬ ОБЛАЧЕН НЕ В ЦАРСКИЕ ОДЕЖДЫ. СЕДЛОМ ЕМУ СЛУЖИТ ШКУРА ЗВЕРЯ, НА ГОЛОВЕ –ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК-СИМВОЛ ПОБЕДИТЕЛЯ.

  • Выражение лица. . слайд 24 лицо, венок

Куда смотрит Петр?

ЛИЦО ПЕТРА ВЕЛИКОГО СУРОВОЕ, ВЛАСТНОЕ. КАЖЕТСЯ, ЧТО ЦАРЬ СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ РОССИИ.      

ИЛИ: РУКОЙ ПЕТР УКАЗЫВАЕТ НА УНИВЕРСИТЕТ, АКАДЕМИЮ ХУДОЖЕСТВ, КОРАБЛИ. ОН, КАК БУДТО ГОВОРИТ НАМ: ТАМ, В НАУКЕ, В ТРУДЕ ВАШЕ БЛАГО, СИЛА  И МОГУЩЕСТВО!

с. дящим на вздыбленном к. не

могучий всадник, вставший на дыбы конь

конь стремительно взл .тел,

 крутой обрыв,   конь остановлен,

твёрдой рукой, удерживает коня,     в .ршина  ск. лы,  

величественно, гордо, с.дит в с.дле,

 влас.ная, простёрта, вперё.,            

под н.гами, к. ня,  извивается,

  конь топчет, символ, вр. ги, Р. с. ия

одет, облачён, не в царские одежды,

с.длом служ.т,  шкура зверя,           на г .л .ве, лавровый венок,   символ победителя

суровое, влас. ное ,в будущее

  • 3.Заключительная часть. Интересные факты. слайд 25 три точки

  • Чем интересен памятник?

ПАМЯТНИК ИНТЕРЕСЕН ТЕМ, ЧТО У НЕГО ВСЕГО ТРИ ТОЧКИ ОПОРЫ.

  • Что он олицетворяет? Слайд 26 два пам.

МЕДНЫЙ ВСАДНИК ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СИЛУ, МОЩЬ И МОГУЩЕСТВО РОССИИ.

  • Для текста в художественном стиле:

Твоё отношение.

МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ПАМЯТНИК. ОН ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ, МОЩНЫЙ, СТРОГИЙ. Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ЖИВУ В ТАКОМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ГОРОДЕ.

интересен тем, что

всего,  точки опоры

силу и мощь, славу России, могущество

нравится, восхищаюсь, я думаю, я чувствую, горжусь, выдающееся творение скульптуры

Рефлексия слайд 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся 3-б класса. Тема проекта «Сколько весит школьный ранец?»

Мы отовсюду слышим, что здоровый позвоночник и правильная осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. •Из 11 учеников нашего класса 8 имеют инвалидность. Поэто...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

Обобщение опыта "Практическая реализация проектной деятельности в младших классах"

В данной работе представлен опыт работы по реализации проектной деятельности...

Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....

Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"

ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...

Мастер-класс «Организация проектной деятельности в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС»

Мастер-класс «Организация проектной деятельности  в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС».На сайте  данная презентация представлена в формате .pdf , в оригинале презентация доступна по ссылк...

Обобщение опыта по теме «Реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов»

В данной работе описана реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов». Отличительные особенности Программы ММИ (г. Томск, для начальной школы) :*программа ...