Реализация проектной деятельности в ГПД . Занятие для 4 класса. Тема: «Любимый город. Памятник Петру Великому на Сенатской площади».
методическая разработка (4 класс)
Начнем его с небольшой экскурсии в историю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimyy_gorod_pamyatnik_petru.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проектной деятельности в ГПД . Занятие для 4 класса.
Тема: «Любимый город. Памятник Петру Великому на Сенатской площади».
Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №280.
Методы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Оборудование: тексты ( отрывки из поэмы), иллюстрации, сигнальные карточки, макет стенгазеты, таблица достижений, компьютерная презентация.
Цель: Развитие мотивации к изучению исторического материала посредством осмысления ребенком своих личных достижений, навыков и коммуникативных умений, полученных в ходе выполнения коллективных и индивидуальных заданий.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга.
- Воспитывать поисковую самостоятельность.
- Расширять кругозор детей, знакомить с новыми, доступными их возрасту понятиями.
- Формировать коммуникативные умения и навыки: работать в группе, умение слушать других детей.
- Закрепление знаний об особенностях текста-описания в деловом и художественном стилях
- Формирование умения строить описание, планировать свой текст, использовать речевые средства для передачи своего отношения к предмету описания
- Формирование умения отбирать языковые средства в соответствии со стилем речи
- Воспитание эстетических чувств, любви к памятникам архитектуры, понимания красоты родного города
- Повторение о правилах поведения при работе в группах
1 Начнем его с небольшой экскурсии в историю. Странички устного журнала озвучат ребята. А вам предлагаю подумать и определить тему урока.
Вступление: В устном журнале использованы:отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; старинная финская легенда; стихи А. Городницкого
СЛАЙД 1
Существует старинная финская легенда: «Много людей в старые годы принимались строить город на болоте. Никому не удавалось. Но вот пришел сюда русский богатырь и решился город построить. Построил один дом-поглотила его трясина, второй, третий-то же самое. Рассердился богатырь и придумал хитрое, небывалое дело. Взял и сковал на руках целый город. И поставил его на болоте. И не смогло болото поглотить богатырский город, держит его до сих пор».
СЛАЙД 2
Эта топкая, болотистая низина, что раскинулась по берегам Невы от Ладожского озера до Финского залива, была жизненно необходима России.Где разливается Нева
На реки , речки – рукава,
Где островки и острова
Толпятся у залива,
Где топь, болотная трава,
Где в дымке моря синева –
Там Петр Великий основал
Столицу всем на диво.
СЛАЙД 3
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полон,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася …
СЛАЙД 4
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
СЛАЙД 5
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных снов краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
СЛАЙД 6
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова
СЛАЙД 7
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Там царь с простертою рукою
Сидит на бронзовом коне.
СЛАЙД 8
Торжественное открытие памятника Петру первому состоялось 7 августа 1782 года. Вокруг памятника выстроились полки – 15 тысяч человек. На Сенатской площади и на крышах домов – тысячи людей. На шлюпке от Зимнего дворца прибыла императрица.
СЛАЙД: ТЕМА
Сегодня мы пишем сочинение – описание. Вы уже догадались, что будем описывать?
( замечательный памятник первому российскому императору Петру 1, Великому.)
-Это трудный урок? Да.
Мы изучали историю создания памятника на занятиях по истории спб.
МОТИВАЦИЯ: Зачем нам нужен этот урок, ведь можно выбрать тему попроще?
ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ:
- чтобы вы осознавали, как растете и развиваетесь не только ввысь, но и как личности
- на трудном уроке формируются новые черты: упорство, трудолюбие, любознательность…
- вы получаете новые знания, кругозор становится шире…
Человек меняется каждый миг, каждую секунду, проживая различные жизненные ситуации.
Сегодняшний урок – это всего лишь миг в вашей жизни. И вы очень удивитесь, когда в конце урока поймете, что стали чуть – чуть другими: вы получили новый опыт, кто-то стал умнее, кто-то дружелюбнее, отзывчивее, и уж точно, каждый из вас научится писать сочинение…
- СЛАЙД : ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ УРОКА
ЦЕЛЬ: Мы продолжаем учиться писать сочинение – описание, выясняем особенности этого вида работы.
Теперь посмотрим, какие перед нами стоят учебные задачи. Объясните, как вы их понимаете…
- Развиваем познавательный интерес к истории СПб ( чем больше знаем, тем больше хотим узнавать…)
- Что такое «поисковая самостоятельность»? ( сами ищем материал, учимся анализировать, сравнивать, обобщать факты)
- Ни одна работа не получится, если перескакивать с одного на другое…Должен быть четкий план: что за чем следует.
У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о выдающихся людях и великих подвигах подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых...
СПб – это самый северный среди крупнейших городов мира, город мостов и островов, музеев и дворцов, соборов и парков. СПб построен по воле царя петра1. Мы любим наш город и за тихие улочки и за красивые проспекты, за белые ночи и гордые реки, за величественные здания ( какие?) … за Исаакиевский собор и Зимний дворец, за Русский музей и Адмиралтейство, за Аничков мост и Летний сад…
Город на Неве строили талантливые архитекторы из Голландии, Италии, Франции, России. Они строили для нас. Нам любить и беречь этот город. Одним из самых известных памятников архитектуры нашего городя является …??? МЕДНЫЙ ВСАДНИК
? сл
2. Актуализация знаний.
Мы продолжаем работать над описанием предмета в деловом или художественном стиле. Перед вами стоит задача – написать сочинение – описание. В ходе работы каждому из вас предстоит сделать выбор: в деловом или художественном стиле он будет описывать памятник Петру Великому.
СЛАЙД 11, «СТИЛИ»
Обратимся к таблице и вспомним особенности делового и художественного стилей.
-Какой пункт относится к обоим стилям? ( сведения о предмете)
-Чем различны стили? ( повторяем по схеме)
-В какой книге (научной или художественной) мы можем прочитать деловое описание? ( текст нас информирует о чем-либо…,соотв. слова, нет поэтических сравнений, нет эмоций, нет отношения автора, часто используются научные термины…)
Вывод: По деловому описанию можно точно представить себе предмет, потому что он точно и в деталях описан, узнать его особенности, из чего он выстроен, где находится, что олицетворяет…
-Приведите пример научных книг. ( энциклопедия, справочник,
-Что можете сказать о художественной литературе? ( это рассказ, стихотворение, очерк…) И в этих книгах мы обнаруживаем эмоциональную речь, которая воздействует на наше воображение и чувства, много прилагательных, сравнений, мы чувствуем авторское отношение, текс более выразительный, эмоциональный…)
Послушайте два текста определите стиль текста:
Деловое:
Летний сад – памятник садово – паркового хозяйства. Площадь его 11га. Заложен по плану Петра 1 в 1704г. Разбит со строгой геометрической планировкой аллей, украшен скульптурами.
Художественное.
Летний сад – самый красивый, старинный сад СПБ. Первый его проект придумал сам Петр1, он хотел, чтобы сад был «лучше , чем в Версале…» Из Голландии в сад доставлялись редкие деревья и цветы! Как приятно побродить по его прямым, как стрелы, аллеям, среди вековых дубов!
Что общего? (Факты одни и те же. ! Мы не искажаем факты, вспомним нашу таблицу: правдивые сведения о предмете передаём в любом тексте!
Какой текст написан более выразительно, эмоционально? Докажи, назови прилагательные, сравнение, в каком предложении чувствуем отношение автора?
Вывод: Тексты об одном и том же могут быть разными, в зависимости от задачи, которую ставит автор…
Сейчас каждый автор подумает и решит, в каком стиле он будет описывать памятник.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ: ЗАДАНИЕ 1.
Встаньте те, кто будет выполнять деловое описание. Обоснуй свой выбор… (Так легче, люблю точность, хочу выражаться четко и ясно…)
_Из ваших сочинений в деловом стиле , какую книжку можно составить? (научно-познавательную…);
Теперь, кто будет писать в художественном стиле? Обоснуй. ( красивый текст, могу передать свое личное отношение, он более интересный, яркий, его легче читать…)
- а из сочинений в художественном стиле? ( художественную)
Тренажер.
На доске макет нашей будущей газеты…
Сейчас мы разделимся на группы. Получите тексты. Прочитайте. Что нужно сделать? Пропущены некоторые исторические сведения, которые вам нужно восстановить. _Где вы можете найти фактический материал? ( В справочниках, книгах, тетрадях по истории СПб…) Дети пользуются справочной литературой.
У каждой группы по 2 задачи: восполнить недостающие исторические сведения и определить стиль текста.
Повторим правила работы в группе. СЛАЙД 12. Объясните.
Проверим правильность фактического материала. Один и другой из группы. И называй стиль текста.
А теперь поместите свой текст в соответствующую рубрику нашей газеты.
3.Подготовка к сочинению.
СЛАЙД 13 памятник, общий вид
Давайте вспомним все этапы подготовки к сочинению. Мы изучали историю создания памятника на занятиях по внеурочной деятельности, мы писали и обсуждали сообщения, читали соотв литературу, для чего??
Вывод: Вам нужно написать так, чтобы любой прочитавший смог представить себе Медный всадник и узнать для себя что-то новое…
Прежде чем писать, нам нужно распланировать работу.
-О чем еще не говорили? План. З №3. Обсудим, о чем будем говорить в каждой части сочинения…По ходу и вписываем…
1. Вступление. (общие сведения : ДЕТИ ГОВОРЯТ: название, значение , где находится…, один из символов города)
2. Основная часть. (описание памятника, по какой схеме строится описание? Вспомни. РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ, З№ 2.
Проверим. СЛАЙД14.СХЕМА. Покажи на доске общий вид, кр.д, м.дет.)
3. Заключительная часть. ( интересные факты, обобщающая фраза, что олицетворяет, вывод, в художественных текстах – свое отношение)
3.Работа с планом.
Внимательно слушай и дополняй подпункты плана.
Помни, что вопрос – это перевёрнутый ответ.
П№1: прочитаем, допишем факты, прочитаем слова-помощники, объясним или запомним орфографические правила. Теперь составляем предложения, а потом и часть текста. Озвучиваем…
Аналогично п2,3.
Потом несколько человек –все сочинение…
План | Слова - помощники |
1.Вступление. СЛАЙД 15 общий вид
ПЕРЕДО МНОЙ ОДИН ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ ПАМЯТНИКОВ МИРА «м.вс».
СЛАЙД 16 ЕГО АВТОР-ЗНАМЕНИТЫЙ ФР.СКУЛЬПТОР ЭТЬЕН ФАЛЬКОНЕ.
ПлощадьДЕКАБРИСТОВ ПАМЯТНИК РАСПОЛОЖЕН В САМОМ СЕРДЦЕ ГОРОДА –НА ПЛОЩАДИ ДЕКАБРИСТОВ.
________ СЛАЙД 18 бронза ПАМЯТНИК ВЫПОЛНЕН НЕ ИЗ МЕДИ, А ИЗ БРОНЗЫ.
МЕДНЫЙ ВСАДНИК-ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ Санкт-петербурга. | я хочу рассакзать, вот, я вижу, передо мной, величайший, знаменитый, всадник, автор памятника, извес .ный, замеч .тельный, французский расположен, сер .це города, центр ВЫПОЛНЕН, не из меди, а из один из символов, Санкт – Петербург, НАШ ГОРОД |
2.Основная часть. Описание памятника. СлАЙД20 волна
МЫ ВИДИМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО СИДЯЩИМ НА ВЗДЫБЛЕННОМ КОНЕ. ИЛИ: НА ВЕРШИНЕ СКАЛЫ МЫ ВИДИМ ВСТАВШЕГО НА ДЫБЫ КОНЯ, А НА НЕМ ГОРДО СИДИТ МОГУЧИЙ ВСАДНИК.
КОНЬ СТРЕМИТЕЛЬНО ВЗЛЕТЕЛ НА КРУТОЙ ОБРЫВ СКАЛЫ. ЦАРЬ ТВЕРДОЙ РУКОЙ УДЕРЖИВАЕТ КОНЯ НА САМОЙ ВЕРШИНЕ.
СЛАЙД 21 рука вперед ПЕТР ВЕЛИЧЕСТВЕННО СИДИТ В СЕДЛЕ, ЕГО ВЛАСТНАЯ РУКА ПРОСТЕРТА ВПЕРЕД. ????ИЛИ: РУКОЙ ПЕТР УКАЗЫВАЕТ НА УНИВЕРСИТЕТ, АКАДЕМИЮ ХУДОЖЕСТВ, КОРАБЛИ. ОН, КАК БУДТО ГОВОРИТ НАМ: ТАМ, В НАУКЕ, В ТРУДЕ ВАШЕ БЛАГО, СИЛА И МОГУЩЕСТВО!
ПОД НОГАМИ КОНЯ ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЯ-СИМВОЛ ЗЛА. Или: КОНЬ ТОПЧЕТ НОГАМИ ЗМЕЮ-СИМВОЛ ВРАГОВ РОССИИ.
слайд23 римские одежды ЦАРЬ ОБЛАЧЕН НЕ В ЦАРСКИЕ ОДЕЖДЫ. СЕДЛОМ ЕМУ СЛУЖИТ ШКУРА ЗВЕРЯ, НА ГОЛОВЕ –ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК-СИМВОЛ ПОБЕДИТЕЛЯ.
Куда смотрит Петр? ЛИЦО ПЕТРА ВЕЛИКОГО СУРОВОЕ, ВЛАСТНОЕ. КАЖЕТСЯ, ЧТО ЦАРЬ СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ РОССИИ. ИЛИ: РУКОЙ ПЕТР УКАЗЫВАЕТ НА УНИВЕРСИТЕТ, АКАДЕМИЮ ХУДОЖЕСТВ, КОРАБЛИ. ОН, КАК БУДТО ГОВОРИТ НАМ: ТАМ, В НАУКЕ, В ТРУДЕ ВАШЕ БЛАГО, СИЛА И МОГУЩЕСТВО! | с. дящим на вздыбленном к. не могучий всадник, вставший на дыбы конь конь стремительно взл .тел, крутой обрыв, конь остановлен, твёрдой рукой, удерживает коня, в .ршина ск. лы, величественно, гордо, с.дит в с.дле, влас.ная, простёрта, вперё., под н.гами, к. ня, извивается, конь топчет, символ, вр. ги, Р. с. ия одет, облачён, не в царские одежды, с.длом служ.т, шкура зверя, на г .л .ве, лавровый венок, символ победителя суровое, влас. ное ,в будущее |
ПАМЯТНИК ИНТЕРЕСЕН ТЕМ, ЧТО У НЕГО ВСЕГО ТРИ ТОЧКИ ОПОРЫ.
МЕДНЫЙ ВСАДНИК ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СИЛУ, МОЩЬ И МОГУЩЕСТВО РОССИИ.
Твоё отношение. МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ПАМЯТНИК. ОН ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ, МОЩНЫЙ, СТРОГИЙ. Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ЖИВУ В ТАКОМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ГОРОДЕ. | интересен тем, что всего, точки опоры силу и мощь, славу России, могущество нравится, восхищаюсь, я думаю, я чувствую, горжусь, выдающееся творение скульптуры |
Рефлексия слайд 27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельностьучащихся 3-б класса. Тема проекта «Сколько весит школьный ранец?»
Мы отовсюду слышим, что здоровый позвоночник и правильная осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. •Из 11 учеников нашего класса 8 имеют инвалидность. Поэто...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...
Обобщение опыта "Практическая реализация проектной деятельности в младших классах"
В данной работе представлен опыт работы по реализации проектной деятельности...
Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....
Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"
ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...
Мастер-класс «Организация проектной деятельности в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС»
Мастер-класс «Организация проектной деятельности в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС».На сайте данная презентация представлена в формате .pdf , в оригинале презентация доступна по ссылк...
Обобщение опыта по теме «Реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов»
В данной работе описана реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов». Отличительные особенности Программы ММИ (г. Томск, для начальной школы) :*программа ...