Обобщение опыта "Практическая реализация проектной деятельности в младших классах"
опыты и эксперименты по теме

В данной работе представлен опыт работы по реализации проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_stolchneva_m.d.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 5 г.Шатуры

Шатурского муниципального района Московской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

по теме

«Практическая реализация проектной деятельности в младших классах»

        

Подготовила

Столчнева Мария Дмитриевна,

учитель начальных классов

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

1

Сведения об авторе

3

2

Актуальность темы

4

3

Условия становления опыта

5

4

Теоретическое обоснование опыта

8

5

Новизна опыта

9

6

Адресность опыта

9

7

Технология опыта

9

8

Результативность опыта

19

9

Библиографический список

26

10

Приложения

27

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В Законе РФ «Об образовании», ст. 14, говорится «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…» [1]

Все школы Российской Федерации перешли на новую образовательную систему (стандарты второго поколения), в которой  именно системно-деятельностный подход создает основу для получения качественно новых образовательных результатов. Он предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения. Такое обучение связывают с системно-деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Условия становления опыта

Моя работа над темой «Практическая реализация проектной деятельности в младших классах» началась в 2009-2010 учебном году. В самом начале становления опыта возникли определенные трудности:

- в планировании изучаемого материала;

- подборе форм и методов обучения;

- в организации деятельностного обучения;

- трудно было привыкнуть к тому, что учитель не должен быть источником готового знания.

Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, изучала литературу по теме опыта, участвовала в школьных методических объединениях, занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы:

  1. Выступала на заседаниях РМО с докладом:
  • Доклад по теме «Организация проектной деятельности учащихся на уроке» (протокол № 3 от 31.10.2011 г.)
  1. Выступала на заседаниях  ШМО с докладами:
  • Доклад по теме «Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах»-2010 г.
  • Доклад по теме «Диалоговые формы обучения младших школьников на уроках в начальной школе»-2011 г.
  • Доклад по теме «Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе»-2012г.
  • Доклад по теме «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС» - 2014г.
  • Доклад по теме «Совершенствование методов контроля и учета знаний обучающихся  в соответствии  с требованиями ФГОС»
  1. Выступала на заседаниях  педагогических советов с докладами
  • Формирование регулятивных   универсальных учебных действий на уроках (из опыта работы) – 2012-2013 уч.год
  • Метод проектов – 2013 – 2014 уч. год.
  1. На персональном сайте (http://nsportal.ru/stolchneva-mariya-dmitrievna) опубликовала следующий материал:

Имеются свидетельства о публикациях в электронных СМИ (Алые паруса).

  1. Являлась участником районной педагогической конференции, посвященной  185-летию К.Д.Ушинского, по теме  «Методы обучения развития речи в начальной школе».
  2. По теме самообразования имею следующие результаты на школьном уровне по теме  «Практическая реализация проектной деятельности в младших классах»

Продолжительность: 5-й год

Результативность:

  1. индивидуальный рост учащихся,
  2. активное участие в проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время,
  3. наличие призовых мест в конкурсах исследовательских работ различных уровней,
  4. участие в проекте для одарённых детей «Алые паруса». Наличие свидетельств о публикации в СМИ.

Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь», 2010г.

1 лауреат, диплом управления образования г. Шатуры 2010г.

Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь», 2011г.

1 участник, диплом управления образования г. Шатуры 2011г.

Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь», 2012г.

2 лауреата, дипломы управления образования г. Шатуры 2012г.

Теоретическое обоснование опыта

Моя методическая тема по самообразованию:

 «Практическая реализация проектной деятельности в младших классах».

Работа по методической теме была начата в 2009-2010 учебном году.

Основная цель: включение младших школьников в проектную деятельность.

Задачи:

  • изучить  ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности, этапов его организации)
  • изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);
  • обосновать методы и последовательность нововведений проектной деятельности, планируемых в ходе;
  • Организовать работу с классом по данной теме.
  • Развивать творческие способности обучающихся.
  • Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
  • Формировать опыт сотрудничества.
  • Воспитывать коммуникативные качества.
  • разработать рекомендации по применению учебного проекта.

Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов.

Ожидаемый результат: проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, развитию коммуникативной и информационной компетентности.

Метод проектов как педагогическая технология.

Проектная деятельность способствует освоению детьми новых знаний и отвечает основным требованиям новых образовательных стандартов второго поколения. Рассмотрим основные понятия.

Деятельность – «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества». [7] Она  включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

«Прое́кт (от лат. projectus )— брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд). [Википедия. 3]

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта.  Выполнение проекта составляет проектную деятельность». [Википедия.3] Он включает в  себя «пять П : проблему, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентацию» [16].

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам  [proektoriya.2].

«Метод проектов - это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы» [8] .

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [11.c.53].

Метод проектов основывается на «деятельностном подходе» [3].

 «В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:  •определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; •выдвижение гипотезы их решения; •обсуждение методов исследования; •проведение сбора данных; •анализ полученных данных; •оформление конечных результатов; •подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.)». [12]

Осуществление проекта в начальной школе обусловлено готовностью младших школьников к данной деятельности. Во-первых, это сформированность  у учащихся ряда коммуникативных умений (умением спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться). Во-вторых, это «интеллектуальная зрелость», основанная на сформированности обобщенности умственных действий, развитии мышления  (на формировании таких «качеств мышления, как гибкость, вариативность, самостоятельность» [4]. В-третьих, это дифференцированная самооценочная и оценочная деятельность.

Проектная деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная. У учащихся в процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки (см. таблицу в  Приложении 1) [15].

Преимущество данной технологии состоит в системном закреплении знаний по разным предметам, «развитии когнитивных, социальных, физических умений, развитии уверенности в своих силах»[10].

Основные требования к учебному проекту.

Е.С. Полат объясняет проект как один из методов педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»  [13]. Он выделяет основные «требования к учебному проекту:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)» [13].

Типология проектов. Все проекты делятся:

1. По доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, прикладные, информационные, приключенческие, игровые, ролевые

2. По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты, надпредметные проекты.

3. По характеру координации: с открытой, со скрытой координацией.

4. По количеству участников: личностные, парные, групповые

5. По продолжительности  выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

6. По объекту проектирования: морфологические (проектирование вещей), социальные (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов), экзистенциальные (проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы) [proektoriya.2].

Система оценки проектных работ. Очень важным моментом является вопрос оценивания проекта. «Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии оценки должны быть известны всем проектантам до защиты» [5]. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

Новизна опыта

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» [18. с.15], что и является основной задачей современной школы.

Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно. Оно предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя, широкое использование диалоговых форм обучения, ролевых и деловых игр, моделирования. Проектная деятельность для учеников начальной школы – дело очень сложное и требующее особой тщательной подготовки, так как дети еще малы для проектирования. Но всё же это возможно.

Особенностью проектных уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности с учетом постепенного возрастания самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Адресность опыта

Данный опыт работы может быть использован педагогами начальной и основной школы любого общеобразовательного учреждения на уроках. Он будет интересен учителям разных специальностей и разных квалификационных категорий, целиком или частично также успешно может быть использован молодыми специалистами, методистами, психологами, практикующими в начальной школе, родителями, имеющими потребность в саморазвитии.

Технология опыта

Проектная деятельность для учеников начальной школы – дело очень сложное и требующее особой подготовки, так как дети еще малы для проектирования. Но все же это возможно.

Особенностью проектных уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности с учетом постепенного возрастания самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: формирование ключевых образовательных компетентностей (коммуникативной, информационной, предметно-деятельностной) через организацию проектной деятельности учащихся.

Задачи.

  • Вырабатывать потребность в приобретении знаний.
  • Расширять кругозор детей, развивать память, внимание,
  • Воспитывать интерес к предмету, уважение к мировой культуре.

Проектирование основывается на следующих методах:

  • работа со словарем, литературой, интернет-ресурсами;
  • наблюдение в естественных условиях (сбор показаний), опрос;
  • проведение экспериментов, опытов;
  • анализ различных источников информации, их сравнение с полученными результатами, обобщение,
  • моделирование.

Организация проектных уроков проходит по следующей структуре:

1.Организационный этап. 2.Формулирование темы и определение целей.

3.Подготовительный этап. 4. Основной этап. 5.Практическое применение. 6.Самоанализ. 7. Подведение итогов всей работы.

Методика работы над исследовательским проектом включает в себя следующие этапы (смотри таблицу 2, в приложении 2) [9].

В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять  результаты, а главное – применять на практике.

 Пять лет назад я начала активно использовать метод проектов, сначала во внеурочной деятельности, а затем и на уроках. Это был трудоемкий процесс, и не всегда давал положительные результаты. Были определенные трудности во влечении учащихся в проектную деятельность, особенно связанных с деятельностью мышления, с постановкой проблемы. В начале мы шли  от коллективных проектов к индивидуальным. Учащиеся учились работать в коллективе, затем в группах, парах и индивидуально.

Познавательное общение в детском коллективе возможно, если собеседники располагают различной  и интересной друг для друга информацией по обсуждаемой проблеме.

Первые проекты носили больше информационный характер, основной  целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого  ребенка, - это возможность общения с родителями, одноклассниками, друзьями и т.д. Поиску и использованию разных источников  информации надо целенаправленно учить школьников. На уроках  поиск информации можно предоставить детям через самостоятельную деятельность, в качестве домашнего задания. Одновременно мы учились задавать волнующие нас вопросы. Затем мы перешли к проблемным вопросам, которые требовали не просто поиска информации, а целое исследование.

Учащиеся моего класса выполняли как индивидуальные, так и групповые,  проекты на уроке и во внеурочной деятельности. Примеры некоторых из них приведены в Приложении 2.

Урок также оптимально подходит для организации познавательной деятельности, общения детей в рамках проектной деятельности. Введение метода проектирования на уроках лучше начать с обобщающих уроков, когда дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу,  развитию их  коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело. «Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта»  [13]

Так в своей работе, помимо уроков технологии (труд),  которые предусматривают коллективную творческую деятельность, моделирование, проектирование, я применяю метод проектов и на других уроках. Например, в третьем  классе на уроке (литературное чтение) обобщения изученного материала «По страницам детских журналов “Мурзилка”, “Весёлые картинки” учащиеся делали проект по созданию своего журнала. Они самостоятельно подобрали материал по теме (некоторые сделали свой), отобрали рубрики, распределили обязанности (редакторы, иллюстраторы и т.д.), дали название «Мадагаскар»,  с большим увлечением оформили в виде газеты и представили его.   Во втором классе на уроках математики и окружающего мира учащиеся делали задачник (межпредметный проект). В течение года они самостоятельно придумывали, составляли по аналогии задачи разного типа на основе материала «Животные Подмосковья». Задачник оформили в альбом. Учащиеся с интересом подошли к поиску информацию, делали зарисовки, составляли задачи. Приведу пример конспекта с использованием проектной деятельности на уроках окружающего мира «Планеты солнечной системы» (Приложение 4).

Включать учащихся в проектную деятельность можно также через проектную задачу, решение которых не требует четкой привязанности к типу и структуре урока, теме урока, учебному предмету. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. «Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)». [13 с. 50].

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило, включает в качестве основных этапов анализ, моделирование и синтез (Схема 1. Приложение 2.) [14 с. 52].   Пример проектных задач хорошо представлен в пособии для учителя Стандарты второго поколения «Проектные задачи в начальной школе»/ под редакцией А.Б.Воронцова; М. – «Просвещение»2011.

Рекомендации по реализации проекта: - проект должен быть социально-значимым, актуальным; - проект должен носить проблемный характер; - тема, целеполагание, планирование  должны быть выбраны самими учащимися; - включение в учебную деятельность проектных задач; - вовлекать в проектную деятельность не только одаренных учащихся, но и слабоуспевающих; - проект необходимо связывать с окружающей действительностью; - следует помнить, что проект требует значительных временных и энергетических затрат; - проект должен быть недоступным, но посильным учащимся; - следует использовать метод проектов как дополнение к прямым или косвенным методам обучения; - не стоит абсолютизировать эффективность проектирования, но не стоит и недооценивать ее.

При внедрении метода проекта на своих уроках и внеурочной деятельности я использую следующие технологии (Приложение 8): игровые технологии, технология групповой деятельности (модель «Групповая работа в классе»), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развивающего обучения, уровневая дифференциация в обучении на основе обязательных результатов, технология деятельностного подхода, здоровье-сберегающие технологии, личностно- ориентированная технология

В этом году я провела анкетирование, с целью выяснить, нравится ли учащимся такая работа (Приложение7. Результаты анкетирования).

Анализируя свою деятельность и представленный выше практический опыт разработки проектов я пришла к выводу, что использование метода проектов в процессе воспитания  и обучения учащихся интегрировало школьников в различные среды.  Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА

Класс: 2

Ф.И.О. участников проекта _________________________________________

Тема проекта: Моя семья. Тема ________________________________

Достигнутый результат

Оформление

Представление проекта

Ответы на вопросы

Творчество

Практическая ценность

Умение работать в команде

Итог

Самооценка

Учитель

Учащиеся класса

Итог:

Шкала оценки: 10 баллов

Во 2 классе учащиеся оценивают свою работу не только в  устной форме, но  и в письменной. Так в рабочих тетрадях по окружающему миру (по программе Плешакова А.А.) учащиеся выполняют самоанализ по окончанию проекта, где записывают, откуда была взята информация, кому они хотят выразить благодарность за помощь, составляют план своей защиты, описывают процесс выполнения работы, оценивают самостоятельность.

В 4 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку дает весь класс, высказывая свое мнение, а каждый участник проекта анализирует свою работу, заполняя следующую анкету:

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

учащегося 4 класса ________________________________

1. Тема проекта ________________________________________________

2. Участники проекта ___________________________________________

3. Распределение ролей:__________________________________________

4. Что я использовал в работе?

информация____________________________________________________

инструменты___________________________________________________

5. Чему я научился? _____________________________________________

6. Что было наиболее интересным? _______________________________

7. Что было самым сложным? _________________________________

8. К кому обращался за помощью? ________________________________

Результативность опыта

Результатом своей деятельности считаю:
-Положительную динамику в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, участии в проектно-исследовательской деятельности.

- Рост интереса и мотивации учащихся к предметам, развитие творческих способностей.

- Повышение самостоятельности выполнения работы,

- Способность учащихся к самоанализу,
- Сформированность  практических навыков.
- Активное включение детей в  исследовательскую деятельность.

Участие обучающихся в проектной деятельности

2 класс 2013-2014 учебный год

Проекты

Русский язык

Литературное чтение

математика

Окружающий мир

ИЗО

Почемучка

 «И в шутку и всерьез» 06.12

 «В словари – за частями речи » 06.05

О чем может рассказать библиотека" 04.09

«Мой любимый писатель-сказочник» 28.05

Оригами 18.02

Красная книга  25. И 27.11

Родословная 24.02

Города России 28.04

Страны мира 19.05

Доброе дело само себя хвалит 20.05

Исследование вегетационного периода  деревьев

1

Барябин А.

+

+

+

+

2

Воробьев А.

+

+

+

+

+

+

3

Ионов Н.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Иохина А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Казьмина А.

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Копытин Е.

+

+

+

+

+

+

+

7

Красовский В.

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Львов Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Новикова О.

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Павлищева А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Сосков С.

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Чувакин Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13

Шилова Ю.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Таким образом, все учащиеся класса вовлечены в проектную деятельность.        

Примеры исследовательских и социальных проектов.

Название проекта, год

ФИ учащегося, год

Класс,

Вид проекта

Какой мой портфель

Егорова Е., 2010г. (лауреат муниципального конкурса «Я – исследователь»),

2

исследовательский, монопроект, средней продолжительности

Зачем мы строим мосты и небоскребы?

Алиханян М. 2011 г.

4

Исследовательский, творческий монопроект, средней продолжительности

Какое молоко полезнее для здоровья человека?

Нестеров Д.,

2011 г.

3

исследовательский, монопроект, средней продолжительности

Как вырастить кристаллы?

Иванищева А.,

2011 г.

3

исследовательский, монопроект, средней продолжительности

Как распознают птиц?

Чернецов Ю., 2011

3

исследовательский, монопроект, средней продолжительности

Почему мы слышим звуки?

( Исследование звуковых волн),

Ревенко А., Исмаилов Д.,

 2012 г. (лауреаты

муниципального конкурса «Я – исследователь»)

4

исследовательский, групповой, средней продолжительности

Определение загрязнений атмосферного воздуха на пришкольном участке

учащиеся 4 класса в сотрудничестве с 7 классом (2010г.)

4,7

исследовательский, групповой, долгосрочный,  межпредметный

Организация питомника на пришкольном участке

учащиеся 4 класса 2012 г.-2013 уч.год

4

Социальный, групповой, долгосрочный

«Кошки»

Учащиеся 1 класса, 2013 г.

1

Групповой, средней продолжительности

Библиографический список

1) Закон РФ «Об образовании» Глава II. Статья 14.

2) Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования (с применением ТРИЗ). — Рига, "Эксперимент", 2001, стр. 96.

3) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996 – 544 c.

4) Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач. школа. - 2005.  - № 9. – с.55 - 58

5) Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004, - №2. –с.96.

6) Ковалева Г.С. Первые итоги PISA: Россия — опять тройка. // Директор школы – 2011, - № 2 – с.61 -73.

7) Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

8) Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.  – 112 с.    

9) Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. // Учитель, -  2000 - №1.

10) Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист,  - 2004 -№1, . – с. 42.

11) Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, -  2000 - № 4, — с. 52-55  

12) Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель,  -2000 -  № 1,— с. 41-45

 13) Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе – 2000. - № № 2, 3 – с.37- 45 

14) Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова; М. – «Просвещение», 2011. – 176 с.

15) Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М. : АРКТИ, 2004. - 76,[3]с.

16) Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 17) Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.

18) Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг,1993 – 268 с.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

1) http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/14/

2) http://proektoriya.siteedit.su/page10

3) http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1.

Таблица 1. Общеучебные умения и навыки по Сергееву И.С.

№ п/п

Виды общеучебных умений и навыков

Примеры общеучебных умений и навыков

1

Рефлексивные умения

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2

Поисковые (исследовательские) умения

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи.

3

Навыки оценочной самостоятельности.

- умение адекватно оценивать свой результат, результат работы группы и своих товарищей, и аргументировать свою точку зрения.

4

Умения и навыки работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5

Коммуникативные умения

- умение инициировать учебное вза-имодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6

Презентационные умения и навыки

- навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.

Приложение 2.

Таблица 2. Методика работы над исследовательским проектом

Этапы

Задачи. Содержание работы.

1.     Подготовительный

а) Определение темы;

б) выбор рабочей группы.

2.      Планирование

 

а) анализ проблемы;

б) определение источников;

в) определение формы проекта;

г) определение критериев оценки;

д) распределение ролей (обязанностей)

3.      Исследование

а) уточнение информации;

б) поиск альтернатив;

в) выбор оптимального варианта решения

проблемы

4.      Выполнение

а) реализация намеченного;

б) подготовка выступления

5.      Защита проекта (предоставление отчёта)

а) объяснение результатов;

б) публичное выступление

6.      Оценка результатов (рефлексия)

а) анализ выполнения проекта;

б) причины успехов и неудач

Приложение 3.

Схема 1. Описание нестандартной ситуации, постановка задачи.

Приложение 7. Результаты анкетирования.

1. Какими источниками информации Вы  обычно пользовались при подготовке проекта?
а) Книги – 100%; б) Периодическая печать – 15 %; в) Интернет – 77 %; г) Учитель- 92 %; д) Другие (родители – 54 %)

2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?
а) Да – 69%; б) Нет – 31 %.

3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?
а) Да – 23 % ; б) Нет – 77%

4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) Да – 76% ; б) Нет – 24 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Реализация метода проектной деятельности в начальных классах"

                    Метод проектной деятельности в начальных классах сейчас относится к новым педагогическим технологиям....

Проектная деятельность в младших классах

Об отличии проектирования от исследования. О разных направлениях проектной деятельности....

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность в начальных классах"

Выступление на районной конференции учителя начальных классов Жердевской МБОУ СОШ № 2.Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направлен...

Элементы проектной деятельности в младших классах по подготовке и проведению дня детской книги

Элементы проектной деятельности в млдаших классах по подготовке и проведению дня детской книги Э.Успенский "Простоквашино"...

Выступление на городском семинаре на тему:"Организация проектной деятельности в младших классах"

Метод проекта- одна из личностно- ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в инфор...

Обобщение опыта реализации внеурочной деятельности "Час развития" по формированию проектно-исследовательской деятельности

Обобщение опыта реализации  программы  внеурочной деятельности  «Час развития» по формированию проектно-исследовательской  деятельности младших школьников»в ...