"Информационная безопасность учащихся начальной школы в условиях образовательного учреждения"
статья

Кажется, что возможности Интернета безграничные, при этом мы начинаем забывать о безопасности детей, которые «посещают» Интернет. Заходя на те или иные сайты, ребёнок может столкнуться с явными или скрытыми угрозами.  Есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. Информационная безопасность обучающегося подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения осознанно реагировать на поступающую информацию, избавляться от  непродуманных поступков, анализируя ситуацию и учитывая возможные негативные последствия. Информационная безопасность в широком смысле слова не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании - без создания необходимых педагогических условий для обеспечения информационной безопасности обучающихся. Есть информация вызывающая различный спектр эмоций  страх, надежды, разочарование, насилие, враждебность, оскорбление, воровство, а также действия в ущерб здоровью. Информация провоцирует действия, которые совершает школьник. Ответственность за посещение учащимися сайтов, несвязанных с задачами образования и воспитания и контроль посещения ими соответствующих сайтов в школе осуществляет учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная безопасность учащихся начальной школы в условиях образовательного учреждения

   Говоря о новом поколении, мы вспоминаем о том как наши дети относятся к книгам и чтению, о нежелании следовать советам, но постоянно удивляемся способностями наших учеников, детей, внуков быстро и органично воспринимать, учиться новому, непривычному для нас. И это всё неудивительно, мы просто встречаемся с новым поколением , с новыми правилами, с новыми понятиями и новыми условиями жизни.

      Компьютер или телефон это не только игрушка, но ещё хороший друг , помощник и советчик для современных детей . Не надо забывать, что именно взрослое поколение придумало, изобрело это новое средство развлечения и обучения.

       Прогресс в обучении, невероятные успехи информационных технологий – примерно так мы описываем современные возможности ИКТ в школе. Действительно информационные технологии открыли перед учителем и учеником безграничные просторы информации.

       Кажется, что возможности Интернета безграничные, при этом мы начинаем забывать о безопасности детей, которые «посещают» Интернет. Заходя на те или иные сайты, ребёнок может столкнуться с явными или скрытыми угрозами.  Есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. Информационная безопасность обучающегося подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения осознанно реагировать на поступающую информацию, избавляться от  непродуманных поступков, анализируя ситуацию и учитывая возможные негативные последствия. Информационная безопасность в широком смысле слова не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании - без создания необходимых педагогических условий для обеспечения информационной безопасности обучающихся. Есть информация вызывающая различный спектр эмоций  страх, надежды, разочарование, насилие, враждебность, оскорбление, воровство, а также действия в ущерб здоровью. Информация провоцирует действия, которые совершает школьник. Ответственность за посещение учащимися сайтов, несвязанных с задачами образования и воспитания и контроль посещения ими соответствующих сайтов в школе осуществляет учитель.

Для обеспечения компьютерной безопасности в ОУ необходимо следующее.

  1. Защитить компьютеры от внешних воздействий (взломы, хакерские атаки ,вирусы и т.д.). Реальное решение данной проблемы, как показывает опыт, возможно только при условии, исключающем вывод локальных сетей ОУ на Интернет, либо размещение своего сайта у удаленного провайдера.
  2. Иметь собственные сервера. Наличие хороших серверов позволит протоколировать любые значимые действия работников ОУ и пользователей в локальной сети.
  3. Установить строгий контроль за социальными сетями, сайтами для общения, электронный почтой, обеспечив мониторинг всех обменов с внешней средой.

Говоря о компьютерной безопасности, прежде всего, имеют в виду первую проблему - безопасность собственно информации и ее носителей. Однако применительно к ОУ, и более важной составляющей информационной безопасности является защита пользователей информационной системы от негативной информации.

Исследования  по данному вопросу позволил выделить основные задачи в области информационной безопасности и защите информации. Значительное количество исследований посвящено защите информации при обработке данных, создании, передачи,  и использовании, а вот защите сознания и психики личности от негативного воздействия информации уделяется в этих исследованиях существенно меньше внимания. Данная проблема имеет междисциплинарный характер и для ее решения в дальнейшем будут необходимы исследования в различных отраслях научных знаний.

Глобализация информационного пространства не только предоставляет возможности динамичного развития социальной, научной и культурной среды современного общества, но и создает новые проблемы для развития и становления личности. Неконтролируемые, потоки информации, зачастую преднамеренно агрессивного и негативного характера существенно влияют на социально-нравственные ориентиры общества в целом, и, в первую очередь на школьников, только примеривающихся к жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной среды общества, искажение общечеловеческих нравственных норм, навязывание неадекватных социальных стереотипов и установок, ориентаций на ложные ценности, являются теми информационными угрозами, которые особенно опасны на начальных этапах духовного становления человека как личности, в том числе в школьный период его жизни.

Возникает вторая проблема информационной безопасности в школе, без решения которой нельзя говорить об адекватности самого образования и воспитания.

Для полноценного развития ребенка, способного успешно жить и саморазвиваться в современном мире, не требуется создавать идеальную информационную среду, важнее заниматься развитием информационной безопасности личности школьника, обучать ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

В качестве условий развития информационной безопасности для ОУ можно выделить:

  • содержательное условие, включающее темы и проблемы, раскрывающие смысл информационной безопасности, угрозы, исходящей от информации из различных источников и их специфику, потенциальные уязвимости ;
  • технологическое условие развития информационной безопасности школьников, в котором заключены вопросы организации и проведения занятий, с направленностью на формирование умений выявлять информационную угрозу и адекватно реагировать на нее;
  • психолого-педагогические условия, в том числе организация взаимодействия педагога и учащихся на основе принципов педагогики сотрудничества, готовности учителя понять и принять позицию ученика, проявлении уважения к самостоятельности его личности;
  • важным дополнительным условием развития информационной безопасности является системная и целенаправленная работа с родителями.

В целом информационная безопасность в школе включает технические, этические и правовые аспекты. Учителя-предметники все чаще интегрируют свои предметы с информатикой, развивают метод учебных проектов, а ученики оформляют свои исследования компьютерными средствами, осуществляя поиск и структурирование информации, получаемой через Интернет. Если  оставлять школьников без присмотра, то Интернет может стать для ребёнка не только другом, но и  причинить вред как ему так и окружающим. В рамках школьного и домашнего общения с компьютером имеется возможность использовать уже наработанные средства, ряд из которых хорошо известны и даже включены в различные программные средства. Так существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля.

Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  • ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора;
  • блокировать доступ к некоторым сайтам;
  • блокировать доступ к другим интернет-сервисам;
  • запрещать запуск некоторых программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

Наступил момент, когда в каждом ОУ должна быть сформулирована и оформлена политика безопасности, под которой понимают совокупность руководящих принципов, правил, процедур и практических приёмов в области безопасности, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.

Развитие информационной безопасности школьника невозможно без учета его взаимодействия с другими учащимися. Процесс взаимодействия реализуется как кооперация . В процессе кооперации идет постоянное преобразование ребенка в плане совершенствования и открываются определенные возможности для его культурно-познавательной жизни в глобальном информационном обществе. Именно поэтому необходимым должно быть взаимодействие школьников в форме кооперации как одно из необходимых условий развития информационной безопасности . Школьный возраст, имеет особенность в большой мыслительной пластичности, поэтому возможно её изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у школьника знаний по информационной безопасности. Можно утверждать, что педагогическое решение проблемы информационной безопасности школьников возможно и должно проходить под руководством грамотных, подготовленных педагогов, учитывающих все необходимые составляющие единого педагогического процесса и компьютерной безопасности учащихся в школе. Не следует категорически запрещать или же пытаться отгородить учащихся от Интернета, как учителям так и родителям следует контролировать и помогать ребёнку изучать что-то новое и заботиться о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

Преемственность начальной школы и дошкольных образовательных учреждений.

Выступление на семинаре, посвященному вопросу преемственности в работе воспитателей детского сада (подготовительные группы к школе) и учителей начальной школы, набирающих первый класс....

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.

Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО....

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Карта индивидуального образовательного маршрута (для учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО).

Одна из задач и современного образования - это формирование универсальных способностей личности.Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное средство формирования универсальных учебных действи...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...