Статья: "Самостоятельная учебная деятельность учащихся в начальной школе".
статья
Статья об организации учебной деятельности учащихся в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самостоятельная учебная деятельность учащихся в начальной школе | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная учебная деятельность учащихся в начальной школе.
Темпы современной жизни приводят к тому, что родители заняты своими делами, а дети - своими. Родителям хочется побыть со своими детьми, поговорить, поиграть, посмотреть кино или сходить куда-то, но как быть, если на дом задали много уроков? Выход есть! И этот выход – «продлёнка» (именно так называют дети и родители группу продлённого дня).
Особая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня — самоподготовка. Это — педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Урок как основная форма школьного обучения закономерно дополняется домашней учебной работой, где и организуется собственно самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Самоподготовка органически связана с уроками образовательными, развивающими и воспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда. И внешне, организационно, самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока. Порой приходится наблюдать, что воспитатель даже опасается вводить что-либо, отличающее самоподготовку от урока. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда воспитатель чувствует свою второстепенность по сравнению с учителем, полностью зависит от его требований и установок. Особенно опасно, когда такое неравенство учителя и воспитателя замечают дети. Уже одно это обстоятельство подрывает авторитет воспитателя, нарушает систему единых требований, лишает его возможности строить правильные воспитывающие отношения с детским коллективом.
Ведущей, доминирующей функцией самоподготовки (при всем единстве и взаимосвязи всех трех) является воспитательная функция. Именно воспитание определяет позицию педагога в этой форме работы с детьми, все содержание их совместной деятельности и общения, всю методику педагогического воздействия. В этом легко убедиться, наблюдая самоподготовку, где на первый план выдвинуты дидактические функции. Она непременно становится копией урока. А между тем самоподготовка несет в себе активное воспитательное начало: мотивы учения детей, их волю, терпение, аккуратность, умение самостоятельно заниматься умственным трудом и контролировать себя как раз воспитываются. Их нельзя выучить как правила и запомнить со слов учителя. Нужны специальные ситуации деятельности младших школьников, чтобы такое воспитание происходило.
Самостоятельная работа младших школьников — основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу.
Результативность самостоятельной учебной работы школьников во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителем, и от методики подачи его на уроке. Вот почему сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя — одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Если самоподготовку в классе продленного дня ведет сам учитель, он в не меньшей степени должен учитывать особенности взаимосвязи урока и самоподготовки.
Урок в классе продленного дня должен обязательно включать совместную с учителем коллективную работу по обсуждению справочного аппарата изучаемой темы, который потом будет использован на самоподготовке, объяснение, комментирование алгоритмов, памяток. Учитель определяет основную дидактическую цель самоподготовки, разрабатывает и подбирает конкретные задания, в которых будет реализована эта цель, материал для дифференцированной работы, готовит консультантов.
Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Инструментальная музыка, соответствующая звучанием, интонацией литературному тексту, углубляет переживания младших школьников и помогает работе мысли. Негромкая светлая мелодия может стать хорошим стимулирующим фоном при решении задачи или выполнении упражнения по русскому языку. Музыка поможет сосредоточиться, создаст иллюзию уединенности, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной учебной работе.
Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания, можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом или необходимые коррекционно-развивающие задания.
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.
Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, узнать о трудностях, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе.
Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования в учащимся. Внимательно наблюдая за работой учеников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно, с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.
При согласованной работе учителя и воспитателя последний внимательно просматривает тематическое планирование по предметам, выясняет:
- какие темы наиболее трудны для учащихся, в чем именно;
- какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий (например, прогулки и экскурсии в природу с указанием цели и конкретными пометками о том, на что обратить внимание у наблюдаемого объекта и по дороге к нему). Все эти данные найдут отражение в календарном плане воспитателя.
Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы учащихся необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим ученикам в процессе самоподготовки. Поскольку учеников, посещающих группу продленного дня, на дополнительные занятия не оставляют, учителям приходится заниматься с ними во время самоподготовки, это дает возможность воспитателю уделить больше внимания другим школьникам. Для подобных занятий, кроме классной комнаты, могут быть использованы кабинеты, рекреации, школьные коридоры, библиотека и другие помещения.
Иногда учителя дают учащимся большие и сложные задания, считая, что с помощью воспитателя они с ними справится. Такие действия нельзя признать правильными с педагогической точки зрения. Учитель и воспитатель должны хорошо знать нормативные требования в определении трудности и объема домашнего задания. Самоподготовка учащихся в I—II классах должна занимать не более 1 ч, в III—IV классах — 1,5—2 ч. (Указанное время отводится для выполнения домашних заданий и не предполагает никаких разминок перед их выполнением - устного счета, общегруппового повторения правил и т. д., дополнительных объяснений и инструктажей со стороны воспитателя по выполнению домашних заданий.)
Нельзя допускать длительных занятий, так как они приводят к переутомлению, резкому снижению работоспособности детей, плохому качеству выполнения домашних заданий, а кроме того, сокращают время отдыха учащихся. Ее нельзя превращать в дополнительные уроки (объяснение учебного материала, опрос, выставление оценок всем учащимся за выполнение домашнего задания и т. п.). Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем на уроке. Поэтому за самоподготовку в равной степени несут ответственность как воспитатель, так и учитель, хотя он не всегда на ней присутствует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система контроля и оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.
Реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения привело к необходимости отслеживания процесса развития и формирования метапредметных УУД ...
Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100"
В данной статье описывается мой небольшой опыт по формированию самооценки младших школьников....
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
Диагностические карты уровня сформированности универсальных учебных действий учащегося (ейся) начальной школы ( разработка)
Диагностические карты уровня сформированности универсальных учебных действий( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) учащегося (ейся) начальной школы...
Контроль и оценка учебной деятельности учащихся в начальной школе в соответствии с ФГОС
В презентации представлены методические рекомендации по осуществлению контроля и оценки учебной деятельности учащихся в начальной школе на основании нормативных документов....
Педагогический проект "Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися" в начальной школе
Педагогический проект является поиском наиболее эффективных средств для реализации ФГОС в образовательном процессе. В проекте представлены возможности применения тестового контроля знаний при формиров...
Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности
Одной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...