Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Матявина Елена Петровна

В данной статье описывается мой небольшой опыт по формированию самооценки младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupl.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной самооценки  учащихся в начальной школе

по программе «Школа 2100"

        Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, иными словами обладать регулятивными действиями.   По ФГОС в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Иными словами - научатся учиться.    

        С начала обучения необходимо правильно формировать учебную самооценку учащихся, что позволит  снизить уровень тревожности в учебных ситуациях, повысить сознательное отношение к целям обучения и к самой учебной деятельности.

        Для решения этой проблемы можно использовать технологию оценивания учебных успехов.

        Работа по формированию самооценки началась  во втором полугодии в первом классе. Я предлагала ученикам оценивать свою работу на уроке в целом с помощью методики «Светофор» - смайлики красного, желтого и зеленого цвета. Здесь также как зеленый цвет - мне все понятно, я могу идти вперед, желтый - я остановился, мне нужна помощь, красный цвет- я стою, мне ничего не понятно.

        Со второго класса стали оценивать конкретные умения. Для оценивания  своей работы  познакомила учащихся с алгоритмом самооценки (технология оценивания учебных успехов ОС «Школа 2100»), где 1. Дети определяют, какое было задание, 2. Какой получился результат, 3. Правильно или с ошибками, 4. Работал сам или с помощью класса. Такую технологию применяем на всех предметах - русском языке, математике, окружающем мире. Если необходимо, то в процессе устной самооценки учащихся вношу корректировку и привлекаю к этому других учеников. И это помогает в работе.  Самостоятельное и объективное оценивание своего труда позволяет предотвратить конфликты и споры по выставлению отметок, регулировать уровень умений и степень притязаний каждого ученика, способствует формированию адекватной самооценки, повышению интереса к процессу учебной деятельности.

         Формирование самооценки происходит при работе в парах, группах, когда учащиеся учатся оценивать друг друга и отстаивать свою оценку. Перед использованием взаимопроверки и взаимооценки выработали следующие правила:

1. Оценивай доброжелательно. Сначала все положительное, а затем то,  над чем твоему однокласснику необходимо ещё поработать.

2. На оценку не обижаемся, а выслушиваем и принимаем или оспариваем с аргументами.

        В конце урока проводим общую рефлексию по «Лесенке достижений».

Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки (ставят галочки или рисуют человечка - себя).

1 ступенька – Было трудно, не все смог выполнить и понять.

2 ступенька – Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!

3 ступенька – Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично!

        Также использую методику продолжи предложение Сегодня на уроке

Я узнал….

Я научился..

Было интересно..

Было трудно…

         Хорошим помощником в формировании самооценки является дневник по программе Школа 2100. Каждую неделю мы начинаем с постановки цели на неделю, для этого в дневнике отведено специальное место и начало предложения-на этой неделе мы будем стараться…. Н-р, активно работать на уроке, выполнять свои обязанности, активно участвовать в неделе ЗОЖ, хорошо написать контрольные работы и т.д. В конце недели  мы оцениваем на сколько хорошо мы достигли цели, для этого мы закрашиваем кружочек привычными для нас цветами – зеленый - все хорошо, желтый- я не очень хорошо справился с целью, красный я не достиг цели. Также внизу странички есть фраза которую нужно продолжить Мои успехи на этой неделе, которую ребята также заполняют в конце недели. Кроме этого ребятам предоставляется возможность ежедневно оценить свой день , некоторые ребята даже отмечают свою настроение нарисовав смайлик.

        В дневнике для 4 класса появился новый раздел – список дел на год, это раздел для нас сейчас новый раздел, для кого-то эта идея понравилась и он заполняет её регулярно, некоторые еще не привыкли.

        В конце дневника представлен список универсальных учебных действий, где учащиеся должны оценить себя - на сколько они овладели этими умениями и потом получить подтверждение учителем.

« Мы учим его ходить самостоятельно. Пусть он упадет и поднимется сам. Только так он научится ходить. »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамотного читателя в общеобразовательной программе "Школа - 2100"

Основной задачей преподавания литературы в школе является нравственно-эстетическое развитие учащихся, что связано с пробуждением интереса к серьезному чтению, расширение читательского кругозора, форми...

Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Русский язык» 1 класс Программа «Школа 2100»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной»  «Рассмотрено»Руководитель МО__________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___...

Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Литературное чтение» 1 класс Программа «Школа 2100»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной»  «Рассмотрено»Руководитель МО_________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___ от «___»авгу...

Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"

В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...

Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»

В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой....

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на  основе типовой программы «Школа 2100»...

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...