Роль занятий в музее для формирования у обучающихся начальной школы познавательной активности.
статья
В данной статье рассматривается важность музейной педагогики как науки. Занятия в музее очень важны для обучающихся начальной школы. Такие занятия способствуют развитию познавательного интереса, умению ценить музейные экспонаты, историческое прошлое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muzeynaya_pedagogika.docx | 14.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль занятий в музее для формирования у обучающихся начальной школы познавательной активности
Важную роль в развитии обучающихся являются музейные занятия. Они возможны не только выездные, но и находясь в школьном музее. Если таких возможностей нет, то в школах организуются виртуальные экскурсии.
Музейная педагогика – научная дисциплина, рассматривающая музей в качестве образовательной системы и находящаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики. Данная наука зародилась в начале прошлого столетия и приняла на себя посредническую роль между учащимися и искусством. В качестве особой области знаний музейная педагогика начинает формироваться в мире после 1960 года, а в России только в начале 70-х годов. Музейная педагогика сегодня развивается, решая проблемы музейной коммуникации. Она направлена на активизацию творческих способностей личности и служит средством творческой самореализации детей. Музейная педагогика направлена на личностно-ориентированное образование и воспитание.
Цель музейной педагогики заключается в построении диалогического взаимодействия взрослых и воспитанников в музейной среде, которая способствует развитию исследовательской, созидательной, познавательной деятельности у детей.
Основные задачи музейной педагогики состоят в следующем: реализация направленности музейной педагогики; насыщение предметно-развивающей среды; обогащение новыми формами процесса познания; формирование у учащихся представлений о музее; расширение кругозора и представлений о мире; развитие познавательной деятельности и познавательных способностей; формирование исследовательских навыков и умений; формирование активной жизненной позиции.
Музейная педагогика, как и любая другая наука, может развиваться только при выполнении определенных условий, в частности: приоритетность культурного наследия региона; интегративность знаний; удовлетворение потребности в познании; диалогичность; развитие детей через деятельность; опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
В музейной педагогике существуют различные формы работы, как общие для педагогики в целом, так и специфические. Вся работа делиться на: работу с педагогами; работу с родителями; работу непосредственно с детьми.
Данные виды работы могут проводиться в следующих формах: консультации, рекомендации по организации музейных уроков, семинары-практикумы, конкурсы-смотры, познавательное сотрудничество, аналитическое сотрудничество, сотрудничество в сфере музейной педагогики, занятия, беседы, экскурсии, прогулки-походы, экспериментирование. В музейной педагогике для активизации деятельности используют новые формы организации работы с детьми в рамках музейного образования и воспитания.
Занятия могут проходить в следующих формах: соревнование; имитация какой-либо деятельности, например путешествия или репортажа; праздник; диспут; концерт; урок-фантазия; работа с документами; урок на тему «Исторический портрет»; работа с музейными экспонатами; экскурсия; экскурсия в виде игры или конкурса; заочное путешествие по улицам города; викторины. В практической деятельности в рамках музейной педагогики достаточно эффективно использование интерактивных форм работы, таких как: представление экскурсовода в виде какого-либо героя; театрализация; игровая ситуация. Данные формы работы побуждают детей думать, анализировать культурные факты, переживать, что провоцирует формирование инициативной, свободной и творческой личности. Раскрыть детям предметный мир помогут активные методы, построенные на базе того, что ученики не просто смотрят, слушают, выполняют определенные задания, но и активно действуют, принимают участие в мероприятиях. Каждое занятие обязательно должно сопровождаться мотивацией и актуализации знаний. Для мотивации полезно включать в работу следующие приёмы: удивление, когда в самом начале вводится факт, удивляющий и способный заинтересовать ребёнка; постановка целей в качестве игровой задачи; формулировка эпиграфа занятия, который бы задевал эмоциональную сферу; постановка проблемы.
Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры, малые архитектурные формы.
Сказочные дворики Петербурга
Урок готовится и проводится в 4 этапа:
1-й этап проводится учителем, предполагается освоение теоретического материала и терминологии, создание проблемной ситуации (дворики нашего города раньше и сейчас)
2-й этап - проводится непосредственно с выездом по петербургским дворикам (или виртуально с видеопоказом)
3-й этап - предполагает самостоятельную творческую работу с помощью родителей (макет дворика глазами ребят и их родителей)
4-й этап – экскурсия для других классов по дворикам (макеты, изготовленные самостоятельно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"
Презентация программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"будет интересна классным руководителям 1-4 классов.. Девиз программы "В дру...
Компетентностный подход по формированию ууд обучающихся начальной школы.
Компетентностный подход по формированию УУД обучающихся еачальной школы....
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС НОО.
Выступление на МО...
Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)
Источник изменений В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится ли...
Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения на уроке литературного чтения
В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится личным достоянием ребёнка. Это и ест...
Методическая копилка заданий для формирования познавательной активности обучающихся начальной школы
Познавательная активность – это качество деятельности ученика. Я сегодня расскажу о нестандартных...
Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.
Выступление на тему: Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.Цель: знакомство с приёмами работы с текстом как средство формирования УУД обучаю...