Методическая копилка заданий для формирования познавательной активности обучающихся начальной школы
учебно-методический материал по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Познавательная активность – это качество деятельности ученика.
Я сегодня расскажу о нестандартных упражнения, заданиях, которые предлагается выполнить обучающимся в ходе предметной недели. Активное введение в учебный процесс разнообразных развивающих заданий, нестандартных приемов позволяет развивать у обучающихся начальной школы познавательную активность, способность самостоятельно решать задачи, желание учиться, стремление узнавать новое, мыслить, проверять свои знания, доказывать.Система организации предметных недель, одна из задач которых привить интерес к учебному предмету, как нельзя лучше может стимулировать этот переход.
За 4 года, как мы перешли к проведению монопредметных недель в начальной школе, у нас накоплен большой материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая копилка заданий для формирования познавательной активности обучающихся начальной школы
Познавательная активность - это качество деятельности ученика,
Познавательная активность -
это качество деятельности ученика.
Галина Ивановна Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательной активности в педагогике, определяет познавательную активность следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».
Ученые - педагоги, психологи выделяют следующие уровни познавательной активности в учебной деятельности
Познавательная пассивность -нулевой уровень развития познавательной активности, характеризуется отсутствием желания учиться. Учащиеся не проявляют интереса к учебной задаче,
- Рекомендация:
- Проводить минутки психологической разгрузки, создавать особую атмосферу.
- Не предлагать заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другой.
Относительно активный уровень характеризуется наличием заинтересованности и активности только в эмоционально привлекательных учебных ситуациях. Учащиеся поверхностно относятся к учебной задаче, быстро приступают к работе, но при первых трудностях быстро разочаровываются и бросают начатую работу. Знания, умения и навыки не имеют системного характера.
Очень важна эмоциональная поддержка, интеллектуальная атмосфера
Внимание необходимо держать вопросами, которые задают сами учащиеся после урока по теме.
Исполнительно – активный уровень
Характеризуется стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к решению проблемных задач и ситуаций. Такие учащиеся с готовностью включаются в работу, осознанно воспринимают учебную задачу, предлагают оригинальные пути решения .
Нужно побуждать к самостоятельности, стимулировать проблемными, частично поисковыми ситуациями.
- Творческий уровень характеризуется готовностью учащегося включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых нестандартных путей для её решения,
- Рекомендации:
- Нужны специальные приёмы, стимулирующие творческую деятельность.
- Создавать условия для самореализации личности, возможности выразить своё особое отношение
В силах учителя, помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на более высокий.
Система организации предметных недель, одна из задач которых привить интерес к учебному предмету, как нельзя лучше может стимулировать этот переход.
За 4 года, как мы перешли к проведению монопредметных недель в начальной школе, у нас накоплен большой материал.
Я сегодня расскажу о нестандартных упражнения, заданиях, которые предлагается выполнить обучающимся в ходе предметной недели.
В начале каждой предметной недели каждый класс получает задание, требующее творческого подхода: изобразить фразеологизм, составить кроссворд, создать ребус… С данным видом работы самостоятельно, без поддержки взрослого (учителя, родителя) могут справиться только отдельные учащиеся, т.к. это уже творческий уровень. Чтобы остальные ученики не были в стороне, в классы для выполнения дается пакет заданий различного уровня сложности (как правило, это несколько экземпляров). Выполнять эти задания ребята могут на переменах, на внеурочных занятиях. Время выполнения заданий ограничено. Чаще всего на выполнение дается день. А вот, ка подойти к выполнению задания ребята решают сами. Это может быть коллективная работа, индивидуальное выполнение, работа в парах. Главное после выполнения задания прийти к общему мнению и в штаб олимпиады сдать олдин готовый экземпляр выполненной работы.
Например, в этом году мы провели предметную неделю литературного чтения. Она была приурочена к 115-летию Н.Н. Носова и его произведениям-юбилярам.
Классы получили задание – разгадать ребус–фразу - высказывание Н. Носова. Какие-то классы разгадывали ребус-фразу коллективно, в некоторых классах фразу разделили на слова, слово разгадывали в парах, затем, из слов сложили предложение. Были ученики, которые решили в одиночку выполнять задания. Кто то воспользовался памятками с правилами разгадывания ребусов, кто то обратился за помощью к учителю. В 1 классе дети еще не умеют решать ребусы. Поэтому предварительная работа проводится на уроках обучения грамоте, русского языка, математики. Учитель знакомит с правилами, не зная которые, невозможно разгадать большинство заданий.
Фраза разгадана. Результат порадовал детей. Первоклассники узнали, что «дружба никогда не во вред», а первый класс только учится дружить в новом коллективе. Дети любят такие задачи –головоломки из-за ярких веселых картинок, сюрпризного момента.
Данное задание служит тренировочным этапом , где отрабатывается данное умение. Если же учащиеся захотят испытать свои силы в соревнованиях, то такая возможность предоставляется желающим. В специальный бланк, который можно получить в штабе, ребята должны вписать ответы на ребусы-загадки, представленные на главном стенде. Бланк с ответами опустить в специальный ящик. Организаторы-учителя проверят заполненные бланки и в конце недели объявят победителей.
Еще несколько лет назад составление таких заданий для своих учеников требовало много временных затрат. Сегодня В этом может помочь генератор ребусов. http://kvestodel.ru/, где можно автоматически создать ребус различного уровня сложности.
Во время проведения предметной недели по окружающему миру ребята составляли кроссворды, выставляли их на стенд, где все дети, как индивидуально, так и группами во время перемен и в любое свободное время могли разгадывать слова по их определениям.
Сегодня существует множество онлайн сервисов - Конструкторов кроссвордов: Оnline Тest Рad https://onlinetestpad - очень удобный, интуитивно понятный интерфейс для создания кроссвордов пяти различных типов.
https://puzzlecup.com/crossword-ru/ Фабрика кроссвордов
Здесь вы можете составить кроссворд по списку ваших слов. Просто введите слова!
Фразеологизмы
Во время проведения предметной недели по русскому языку все учащиеся с удовольствием рисовали и разгадывали загадки – фразеологизмы. Эти загадки обогащают словарь, прививают любовь и воспитывают интерес к русскому языку, повышают образность и общую культуру речи.
Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения
Найдите эпизоды из произведения, соответствующие данным пословицам:
НА ВСЯКОЕ ХОТЕНЬЕ ЕСТЬ ТЕРПЕНИЕ (желание Котьки покататься с горки)
ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ (Котька испортил построенную ребятами горку, показал нелепость своего поступка)
УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ИСПРАВИТЬ (ребята заставили Котьку исправить испорченную горку)
ГДЕ ТРУД, ТАМ И РАДОСТЬ (Котьке понравилось работать, он даже ступеньки приделал)
- Были ли у вас такие ситуации в жизни, к которым подошли бы данные пословицы?
мини-сочинение, названием которого будет пословица
Еще один вид заданий.
Анаграммы и шарады знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор, развивают и обогащают речь. Получать новые слова из какого-нибудь слова перестановкой в нём букв довольно увлекательное занятие, которое хорошо развивает комбинаторное мышление и грамотность. Работа с анаграммами носит развивающий характер, стимулирует интерес к процессу чтения. Ведь каждому ребенку приятно ощущать свою успешность после разгадывания очередной анаграммы. Постепенно от отдельных слов – анаграмм можно переходить к целым предложениям.
Хотелось бы еще обратить внимание на задания, которые мы образно объединили приемом «Матрешка», задания, в которых требуется вычленить один объект, входящий в состав другого. Данные задания способствуют развитию аналитического мышления, систематизируют имеющиеся знания.
Например, в рамках недели окружающего мира
Первоклассникам предлагалось вычленить изображения животных,
Третьеклассникам встречающиеся в тексте понятия, изучаемые в курсе окружающего мира. 4 классу – названия животных, кроме того, предлагалось определиться, какие животные обитают в Самарской области.
В рамках недели русского языка «составить из букв большого слова слова в соответствии с заданными условиями» (по образцу заданий олимпиады «Наше наследие»)
Нестандартные задания в рамках предметных недель включаются и в уроки, и в занятия внеурочной деятельности. Например, в рамках предметной недели математики четвероклассникам были предложены не сплошные тексты для формирования функциональной грамотности (читательской, математической) материалы урока прилагаются.
Ещё один вид заданий – он-лайн викторины.
Заключение
Активное введение в учебный процесс разнообразных развивающих заданий, нестандартных приемов позволяет развивать у обучающихся начальной школы познавательную активность, способность самостоятельно решать задачи, желание учиться, стремление узнавать новое, мыслить, проверять свои знания, доказывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Познавательная активность – это глубинный внутренний мотив, основанный на собственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополните...
Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности
Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности....
Использование современных образовательных технологий для формирования познавательной активности в начальной школе.
В работе раскрыты пути формирования познавательной активности и положительной учебной мотивации через использование современных образовательных технологий....
Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»
Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...
Система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса обучающихся начальной школы
Дифференцированное обучение является важным фактором развития познавательного интереса школьников. В данной статье представлена система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса...
Современные подходы к формированию читательской активности обучающихся начальной школы
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно п...
Квест-технология как средство повышения познавательной активности обучающихся начальной школы
В статье рассматривается опыт использования квест-технологии в начальной школе. В материалах статьи описываются отличительные особенности квест-технологии, обращается внимание на ее возможность для ст...