Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.
материал
Выступление на тему: Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.
Цель: знакомство с приёмами работы с текстом как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminar.docx | 358.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.
Цель: знакомство с приёмами работы с текстом как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тренинг-настрой. АМ «Поздоровайся ладошками».
- Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками!»
-Пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите на экран, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
желаю (большой),
успеха (указательный),
большого (средний),
всегда (безымянный),
во всем (мизинец),
здравствуй (всей ладонью), … (имя).
СЛАЙД 1
Тема, которую мы сегодня рассматриваем – «Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.»
Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Что такое УУД? Какие бывают УУД?
Какие существуют приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования УУД?
Если разобраться, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД, то будет понятно, какими приёмами работы с текстом формируются УУД.
Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель семинара
СЛАЙД 2
Цель - знакомство с приёмами работы с текстом, формирующими УУД обучающихся начальной школы.
Вспомним, что такое УУД.
СЛАЙД 3
В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
СЛАЙД 4
Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
Личностные:
Осмысление (Смыслообразование)
Осознание (Самоопределение)
Принятие жизненных ценностей
(Нравственно- этическое оценивание)
СЛАЙД 5
Регулятивные:
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
СЛАЙД 6
Познавательные
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблем
СЛАЙД 7
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества;
постановка вопросов
разрешение конфликтов
контроль, коррекция, оценка действий партнера
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
владение монологической и диалогической формами речи
СЛАЙД 8
Почему мы начали совещание не с приёмов, а УУД?
Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учитель должен сам обладать читательскими компетенциями и знать основные правила подготовки учебно-научного текста к использованию на уроках начальной школы.
Работа с текстом является одной из основных задач на любом уроке. Не достаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.
Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.
СЛАЙД 9
Виды чтения:
Просмотровое чтение
Целью просмотрового чтения является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст.
Применение
Найти определённую информацию из источника (книги, журнала, газеты и т.д.) очень быстро, не затрачивая при этом много времени на чтение.
То есть, это беглое предварительное знакомство с книгой, например в книжном магазине или библиотеке.
СЛАЙД 10
Необходимо научить учащихся обращать внимание на:
- Заголовок текста (книги).
- Имя автора.
- Оглавление книги.
- Аннотацию.
- Заключение.
- Иллюстрации (для ребёнка - ученика очень важно).
- Иногда на выходные данные (где и когда она издана, важная информация при выборе научно-познавательной литературы).
Просмотровое чтение часто называют «сканирующим» чтением. При сканирующем чтении приходится просматривать весь материал, чтобы увидеть, есть ли в нём то, что нам нужно.
Просмотровое чтение необходимо формировать у ученика точно так же, как и любое другое, поэтому это должна быть целенаправленная и систематическая работа на любых уроках, а не только на уроках литературного чтения.
Учителю необходимо самому чётко представлять технику формирования просмотрового чтения, умения, которые необходимо формировать у ученика и иметь копилку упражнений и заданий для работы.
Какие же умения нужно сформировать у ребёнка для просмотрового чтения?
- Быстрый темп чтения, то есть скорость чтения «про себя» должна быть высокой (до 500 слов).
- Предугадать по заголовку, иллюстрации текста важность информации текста.
- Просмотрев текст, определить его тематику и основную цель.
- Научиться выделять смысловые опорные пункты и важную информацию, при этом исключать второстепенную информацию.
- Определять, насколько просматриваемый текст интересен и полезен для будущего чтения. Уметь быстро оценить содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.
- «Читать по диагонали». Вспомним, как работали глаза, когда мы искали в тексте имена собственные. Чаще всего мы перемещаем при чтении свой взгляд в горизонтальном положении. Это не всегда рационально.
Для того чтобы достичь положительного результата по формированию просмотрового чтения, одним из важнейших условий является систематическая практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам.
СЛАЙД
Упражнение 1
Учитель читает начало или конец предложения из текста, а ученики как можно быстрее должны найти всё предложение и прочитать его.
Упражнение 2
Учитель говорит слово из текста, ученики должны посчитать, сколько раз повторяется это слово на странице.
Упражнение 3
Просмотреть текст и посчитать, сколько разных имён собственных употребляется в данном тексте? (за определённый промежуток времени, например, за 1 минуту).
Упражнение 4
Просмотрите текст и выберите иллюстрацию, которая подходит к тексту (иллюстрации должны быть на одну и ту же тему, одна из них наиболее точно отражает содержание просмотренного текста).
Упражнение 5
Перед вами фрагменты оглавлений четырёх книг. Отметь, в каких разделах каждой книги вы можете найти информацию о таком явлении как северное сияние.
Упражнение 6
Детям предлагается выставка книг. За 2 минуты выберите те книги, в которых вы найдёте нужную информацию о том, как животные приспосабливаются к условиям проживания в пустыне.
Кроме этого особое внимание уделяется работе с лексическим значением слов. Чем шире словарный запас ребёнка, тем легче находить нужную информацию, используя просмотровое чтение.
3 класс. Окружающий мир. Тема: «Зрение».
Прием «Верные и неверные высказывания» (на доске даны высказывания по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верно, данное высказывание или неверное) Ответ «да» или «нет».
Высказывания до чтения после чтения СЛАЙД 11
1.Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.
2.Форма глаза напоминает яблоко.
3.Глаза в сильные морозы мерзнут.
4.Зрачок – это отверстие в глазу.
5.В глазу имеется прозрачная линза.
6.Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.
7.Полезно смотреть на солнце без защитных очков.
Чтобы проверить, верны ли предположения ребят или нет, они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии размышления вернуться к этим предположениям.
Приём – игра «Верите ли вы, что …»
Тема: «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы: СЛАЙД 12
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
При отборе учебного материала для формирования просмотрового чтения учителю не обязательно подбирать дополнительные тексты для работы, нужно использовать материал учебно-методического комплекта. Главное чтобы обучающиеся овладели системой действий, приводящих их к успешному освоению нужного вида чтения, и заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика в начальной школе.
СЛАЙД
Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать. Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения:
1. прочитать план, определить соответствует ли он последовательности изложенных в тексте фактов;
2. расположить вопросы, данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
3. выбрать правильный ответ из 3-4 вариантов;
4. найти в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
5. составить план текста;
6. найти основную мысль в начале, середине и в конце текста;
7. подчеркнуть в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
8. просмотреть текст и озаглавить его;
9. перечислить факты, которые необходимо запомнить;
10. составить аннотацию;
11. передать содержание текста в устной \ письменной форме;
12. составить выводы на основе прочитанного;
13. назвать наиболее интересные вопросы, содержащиеся в тексте;
14. указать, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;
15. прочитать текст и составить на основе содержания схему;
16. высказать свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии.
Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:
«Чтение в кружок». СЛАЙД
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами».
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
«Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
«Читаем и спрашиваем».
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам посмотреть фрагмент урока русского языка во 2 классе.
-Просмотрев видеофрагмент урока вы увидели, как ребята анализирую, сравнивают записи, доказывают какая запись является текстом, а какая не является текстом.
СЛАЙД 14
Изучающее чтение – наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой). Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения
1. Выделение смысловых частей читаемого текста.
2.Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
3.Выделение ключевых слов текста походу чтения.
4.Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
5.Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
6.Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю. Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как вовремя, так и после чтения текста.
7.Составление суждений учащихся.
8.Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
9. Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного. Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.
СЛАЙД 15
1 класс. Математика. «Решение задач на увеличение числа на несколько единиц».
Предтекстовый этап:
Объясните, как вы понимаете тему «Увеличение числа на несколько единиц»;
Подумайте, на какие ключевые слова следует обратить внимание при выборе задачи по теме.
Текстовый этап:
Выберите задачу, соответствующую теме.
- У Олиной кошки родились 3 рыжих котенка и 2 пестрых.
Сколько всего котят родилось у Олиной кошки?
- На пришкольном участке посадили 10 саженцев березы, а елочек на 4 меньше. Сколько елочек посадили?
- На столе стояло 6 глубоких тарелок и 8 мелких. На сколько больше было мелких тарелок, чем глубоких?
- В нашем доме 5 этажей, а в соседнем на 3 этаже больше. Узнай, сколько этажей в соседнем доме.
Прочитайте выбранную вами задачу. Объясните свой выбор.
Послетекстовый этап:
Определите, нужно ли вам более детально рассмотреть текст задачи, прежде, чем вы решите ее; если все понятно, запишите решение задачи.
Одним из необходимых способов обработки информации из книги решая текстовые задачи является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. Это составление краткой записи, по которой ученики легко восстанавливают в памяти содержание прочитанного. Составляя краткую запись, мы анализируем прочитанное:
- что нам известно по условию задачи?
- можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? И т. д. В большинстве случаев обучающиеся без затруднений переводят текст задачи в план – схемы: чертёж или краткую запись. Таким образом, заканчивается второй этап работы с текстом.
3 этап- Работа после чтения.
После изучения на уроке новой темы обучающимся даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний». В начале следующего урока с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость.
СЛАЙД 16
3 класс. Русский язык. «Повторение изученных орфограмм».
Предтекстовый этап:
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, оставьте место для заголовка.
Иволга – редкая птица. Она прилетает в наши берёзовые леса позднее всех. Свои гнёзда вьёт, сплетая их, как гамачки, в развилках сучьев, уже оперившихся зеленью берёз.
Всё в берёзовом лесу подчинено голосу этой золотой с чёрными подкрылками птицы. Вся музыка леса прислушивается к её голосу.
А как красиво в полёте золотое веретено её стремительного тела, на фоне ослепительно светлой утренней сини.
Текстовый этап:
Выберите заголовок, подходящий к данному тексту. Объясните свой выбор.
1) Редкая птица.
2) Иволга.
3) Необычная птица.
Как еще можно было бы озаглавить текст?
Какие вопросы рассматриваются в тексте?
Послетекстовый этап:
В списке слов выделите слова, которые отражают тему текста:
Зимующая птица, перелётная птица, осёдлая птица;
хвойные леса, лиственные леса, берёзовые леса;
гнездо-гамак, гнездо-шар, гнездо-чаша;
мелодичная песня, главная песня, радостная песня;
золотая, чёрная, золотая с чёрным.
С помощью выделенных слов расскажите, что узнали об иволге;
Где и как можно использовать сведения, полученные из текста?
СЛАЙД 17
Приём «Вставить пропущенные (недостающие слова)»
1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.
3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.
4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.
5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ____________________.
Приём «Синквейн» СЛАЙД 18
Уважаемые коллеги, давайте вместе составим синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица" (3 класс).
Вспомним, что такое синквейн.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
СЛАЙД 19 текст басни
Ворона | Лисица |
1.Глупая, доверчивая. | 1. Хитрая, коварная. |
2.Верит, слушает, каркает. | 2. Обманывает, льстит, |
3.Вороне нравятся льстивые слова. | 3. Лисица всегда добивается своего. |
4.Простофиля. | 4. Плутовка. |
СЛАЙД 20
Рефлексивное - самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущее событие, прочитав заголовок или по ходу чтения. Обратимся к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, часть 1, УМК «Школа России». Текст природоведческого характера. Он связан с окружающим миром и соответственно задания связаны с этой предметной линией. Ребёнок будет определять работу с данным текстом уже более вдумчиво для себя потому, что даже вопрос, который стоит к тексту: проанализируйте информацию о питании различных животных, этому способствует. Ребёнок анализирует информацию и далее работает с таблицей: закрашивает кружок, соответствующим цветом, достраивает модель-аппликацию и составляет схему цепей питания. Здесь ребёнок должен вспомнить информацию, которой нет в данном текст, т.е. вспомнить, что необходимо животным для жизни, каких животных он знает.
Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.
А) Знаком укажи верные высказывания:
□ Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.
□ Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.
□ Венера расположена ближе всех к Солнцу.
□ Уран находится между Сатурном и Нептуном.
□ Марс – пятая планета от Солнца.
Б) Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:
□ Марс расположен между ___________ и _________________.
□ Нептун расположен дальше от Солнца, чем _________________.
□ Между Венерой и Марсом расположена ___________________.
□ По величине ____________ - самая большая из планет.
Какие универсальные учебные действия в ходе работы над текстом формировали?
-коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);
-познавательные УУД(сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
-личностные УУД(фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);
- регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
Работа над чтением ведётся:
- на уроках литературного чтения
-на уроках русского языка
-на уроках математики
-на уроках изобразительного искусства
-на уроках окружающего мира
-на уроках технологии.
Перечисленные приемы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется самим учителем, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.
Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов даёт возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Приемы помогают учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность обучения. «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"
В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....
Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе
Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе...
Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...
"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"
Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе.
Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Для этого детям нужно уметь контактировать с другими, для передачи необходимой инф...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...