Классный час - беседа «Знакомство с маркизом Этикетом»
классный час (1 класс)

Надина Наталья Михайловна

Познавательная беседа-диалог о поведении в классе, правилах общения с учителем и одноклассниками для младших школьников 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_beseda.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час - беседа «Знакомство с маркизом Этикетом»

Познавательная беседа-диалог о поведении в классе, правилах общения с учителем и одноклассниками для младших школьников 1 класса

Цель занятия:

• ознакомление учеников с историей и понятием этикета;

• привитие интереса к правилам хорошего тона.

Оборудование. К данному и последующим занятиям (нетрадиционным урокам, классным часам) необходимо подготовить два-три рисунка (картины, фотографии) джентльмена (барона, рыцаря) в реверансе или в момент приветствия. Данные рисунки с изображением «маркиза Этикета» будут сопровождать речь учителя на занятиях по этике.

На первое занятие учитель может пригласить пятиклассника (старшеклассника), который сыграет роль маркиза Этикета. А на последующих уроках (занятиях, классных часах) учитель будет вести речь от имени маркиза Этикета, ссылаясь на рисунки (портреты, фотографии).

Описание занятия (классного часа, нетрадиционного урока)

Ситуация «Знакомство.

Правило поднятой руки»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?

Вы рады, потому что у вас есть красивый ранец; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы встретились со своей учительницей. Все это очень хорошо, ребята, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?

Учитель: Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть... Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всем:

Отчего бывает гром,

Как работают заводы,

И какие там станки,

И о том, как садоводы

Разбивают цветники,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

И про уголь, и про газ,

Про тайгу и про Кавказ,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу.

 

Научу вас рисовать,

Строить, шить и вышивать,

Усадив ребят в кружок,

Прочитаю вам стишок.

 

Вместе с вами разберемся,

Почему Олег дерется,

Почему у Гали с Ниной

Он матрешку отнимал,

Почему слона из глины

Миша сразу поломал?

(Н. Найденова «Ольга Павловна»)

Учитель: Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.

Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое- то «Уа-уа»! Давайте еще громче! Раз, два, три!

Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?

Ребята предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки. В ходе обсуждения учитель подводит учеников к нужному правилу.

Ребята, давайте попробуем знакомиться таким способом: если хочешь ответить или задать вопрос — подними руку. Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку. Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.

Для чего нам нужно это правило? (Чтобы познакомиться.)

Учитель: Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?

Учитель спрашивает трех-четырех ребят и вводит знак «Поднятая рука». Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь? (Ответы учеников.) Оказывается, это правило существует в наших школах уже очень давно — просто так принято вести себя ученикам на всех уроках и внеклассных занятиях. «Правило поднятой руки» — маленькая часть принятых в школе правил поведения учеников.

Мы даже и не заметили, как стали говорить о правилах поведения в школе. Сегодня нас с вами ожидает неожиданная встреча с удивительным человеком.

Ситуация «Кто такой маркиз Этикет»

Учитель: А вот и он (показывает портрет маркиза Этикета или приглашает пятиклассника в костюме (с элементом костюма, например, шляпа с перьями) средневекового маркиза). Вы удивлены его внешностью? А кто вообще маркиз Этикет?

Учитель (или пятиклассник от имени маркиза Этикета):

Глубокоуважаемые дети,

И дамы, господа!

Увидев все на свете,

Приехал я сюда.

 

Позвольте, я представлюсь:

Маркиз де Этикет —

Известный на планете

Воспитанный эстет.

 

Простите за нескромность,

Но много, много лет

Живу я в разных странах,

Знаком мне белый свет.

Я там, где уваженье,

Воспитанность и честь,

Приветствия, почтенье,

Прощенье, а не месть.

Учитель: Вот он кто, этот маркиз! А почему маркиз? Помните в сказке о маркизе Карабасе? Кот в сапогах из своего хозяина сделал не только богатого маркиза, но и воспитанного человека. Значит маркиз — это не только богатый, но и воспитанный, тактичный, очень обходительный человек, знающий, как и где себя вести. А странное имя Этикет нашего маркиза связано с целой наукой, которую мы и постараемся освоить в начальной школе.

Этикет — совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении людей в обществе. Подобные своды правил известны человечеству еще со времен Древнего Египта. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны себя вести при дворе короля.

Этикет — часть социального уровня культуры разных народов: правила взаимоотношений мужчин и женщин, младших и старших, начальников и подчиненных. Это выработанные столетиями приемы общения людей в разных странах и у разных народов. Порой подобные правила носят законный характер, но, чаще всего, это определенные манеры поведения людей в обществе, которые приняты среди воспитанных людей. В России до реформ Петра I, т. е. до XVIII в., основная масса населения жила в соответствии с традиционным укладом, нашедшим свое выражение в сборнике правил — Домострое (XVI в.), где были прописаны правила содержания домашнего хозяйства, отправления православных церковных обрядов («как верить христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как поклоняться кресту Христову...»; «как почитать архиреев, а также всех священников и монахов» и т. д.). Очень строгими считались определенные правила гостеприимства. Известно, что важна была даже встреча гостя, при которой учитывались происхождение гостя и его возраст. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу. К более высокому по чину шли через двор пешком. Было не принято старшим ездить к младшим. Петр I активно начал внедрять этикет западного образца, новшества вводились практически насильно. Эта вынужденная смена образа жизни была принята далеко не всеми и коснулась только богатых людей.

Начиная с XVIII в. изучение этикета входит в обязательную программу образования. В частности, в женских пансионах обязательным элементом обучения были уроки этикета, на которых девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение в различных ситуациях: как встретить гостя, как согласиться на мазурку или дать вежливый отказ, как встретиться с пожилыми родственниками и т. д.

В настоящее время этикет можно разделить на несколько видов: светский этикет — как вести себя со старшими людьми, в транспорте, общественных местах, например, в школе, театре, магазине; как общаться с девушками и женщинами; воинский этикет — это свод правил общения младших по званию со старшими — своими командирами; дипломатический этикет — манеры поведения дипломатов, министров друг с другом и при ведении переговоров с представителями разных стран; служебный этикет — умение вести себя с подчиненными и начальниками на любой работе.

Вот теперь, ребята, вы убедились, что этикет — это целая наука умения вести себя в обществе. Именно поэтому мы и пригласили маркиза Этикета побыть с нами несколько лет и научить нас премудростям хорошего тона, правилам поведения в обществе и общественных местах.

А теперь постарайтесь доказать маркизу Этикету, что самые главные азы хороших манер нам уже известны.

Мини-игры по этикету

Учитель по очереди приглашает к классной доске по два ученика — мальчика и девочку. Необходимо жестами, пантомимой и вежливыми словами в течение двух минут обыграть сценки-ситуации:

• В автобус входит старушка. Что делает мальчик?

• Мальчик и девочка столкнулись в коридоре школы. Что им делать?

• Утром, когда вы проснулись и встали с кровати, — как надо вести себя с родителями, бабушкой или дедушкой, братьями или сестрами?

• Как надо себя вести по дороге в школу?

• При входе в класс что надо сделать?

• А если вы обидели кого-то?

• Как поздороваться с учителем или своими новыми друзьями-одноклассниками?

• Если тебе хочется чихнуть на уроке или в автобусе, что ты будешь делать?

• Как необходимо вести себя на переменке в школьном коридоре?

• Почему нельзя ругаться и сквернословить?

• Как можно попросить своего друга одолжить на некоторое время ручку или книгу?

По окончании занятия (урока) учитель делает вывод, что знакомство и постоянная дружба с маркизом Этикетом просто необходимы не только детям, но и любому взрослому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Беседа о здоровом образе жизни.

Классный час организован и проведён в виде практикума. Ученики не только получили новые знания о правилах здорового образа жизни, но и использовали на данном занятии собственный опыт....

Презентация " Азбука Маркиза Этикета"

Эта игра поможет вам познакомиться с азбукой этикета: мы вспомним  вместе, как вести себя в автобусе и театре, что такое фамильярность и опрятность, как правильно есть то или иное бл...

Азбука маркиза Этикета

Ресурс можно использовать как в начальной школе, так и в среднем звене....

Классный час - беседа "Губительная сигарета"

Данный классный час позволит  на доступных примерах рассказать детям о вреде курения; познакомить с двумя ядами – никотином и дёгтем;   расширить познавательную сферу школьника:  ...

Тематика классных часов, бесед в 1 классе по четвертям.

В таблице представлены темы бесед, классных часов  в 1 классе по четвертям по направлениям: военно-патриотическое, научно-познавательное, общественно-полезная деятельность, спортивное, художестве...

Беседа "Знакомство с книгой"

Беседу можно провести в начальных классах коррекционной школы VIII вида....

Классный час "Театры Марий Эл. Театральный этикет"

Классный час, посвященный году Культуры....