Программа внеурочной деятельности "Твори добро"
рабочая программа (4 класс)
Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Созданная мною программа под названием «Твори добро» на всех её этапах предполагает формирование высокой духовной атмосферы класса, творческой личности ребёнка. Девизом программы являются слова апостола Павла: «Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_tvori_dobro.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласована» «Утверждена»
Заместитель директора Директор МБОУ
по ВР СОШ №2 п.г.т. Актюбинский»
_______/Цуканова Л.С. _________/Марданшин А. И. от______августа 2018 г. Приказ № ___ от___августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Твори добро»
для 4 класса
Салаватовой Татьяны Дмитриевны
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ п.г.т.Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ
2018 – 2019 учебный год
Оглавление:
- Пояснительная записка
- Календарно - тематическое планирование
- Традиции ОДО «Твори добро»
- Материально-техническое обеспечение
- Использованная литература
Пояснительная записка
Сформировать гражданина с прочными нравственными убеждениями по праву является основой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезной деятельности успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Имея педагогический опыт более 30 лет, я нередко сталкивалась с проявлениями разного рода конфликтов. Маленькие дети обычно не довольствуются тайной враждебностью. Они ссорятся, спорят, дерутся, щипаются, кусаются, отбирают друг у друга какие – то вещи, дразнят, ябедничают. Но более всего меня как педагога волнуют драки, которые имеют место быть. Конфликты, которые вызывают драки, бывают очень просты: несогласие, разногласие. Однако дети быстро оправляются от физических и психических травм, потому что эмоциональные состояния, сопровождающие обычные детские драки, поверхностны и неустойчивы. Часто наблюдаю, как драчуны через короткий промежуток времени снова общаются друг с другом, как ни в чём не бывало. И такого рода безобидные драки я рассматриваю как способ эмоциональной разрядки. Кстати, именно так многие психологи и рассматривают детские драки. И, тем не менее, бывает, что детскую агрессию необходимо пресекать, а порой и принимать серьёзные меры по этому поводу, чтобы в дальнейшем это не переросло в проблему.
Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Созданная мною программа под названием «Твори добро» на всех её этапах предполагает формирование высокой духовной атмосферы класса, творческой личности ребёнка. Девизом программы являются слова апостола Павла: «Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя».
Моя программа отличается тем, что подчинена гуманным целям восхождения личности ребёнка к извечным духовным ценностям посредством прочтения и осознания литературных произведений, ибо взаимодействие с книгой, как ничто другое способствует формированию самостоятельной личности, стремящейся к Добру, Истине, Красоте.
Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» (далее - Программа) заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро » предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Программа «Твори добро» открытая. Это позволяет её уточнять, дополнять, корректировать, совершенствовать. В программе представлены разнообразные формы и методы работы. Это: классные часы, практические занятия, этические беседы, дискуссии, проекты, анализы художественных произведений, сочинения, разбор пословиц, афоризмов, конкурсы стихов, рисунки, праздники, экскурсии, коллективно – творческие дела, акции милосердия, шефская работа.
Программа предназначена для учащихся 4 класса, рассчитана на 1 час в неделю. Сроки реализации программы к концу четвёртого класса.
Основной целью программы является:
«Воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить свои взаимоотношения с другими людьми так, чтобы быть счастливым и нести счастье людям»
Задачи:
1.Приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу.
2.Привлечь всех детей к активному участию в делах класса.
3. Учить детей навыкам общественной работы.
4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции.
5. Реализация общественно – значимых инициатив.
6. Сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.
Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Основные принципы реализации программы.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана для обучающихся 4 классов и рассчитана на 1 год, всего 35 часов.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Программа будет способствовать:
-созданию условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации социально-значимых проектов «Книга в твоих руках» и «Наши руки не знают скуки»;
-формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом; выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы;
-содействовать укреплению связи школа-семья, укреплению внутрисемейных отношений;
-формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;
-расширению ботанических знаний о декоративных растениях для оформления клумбы; развитию художественного вкуса.
В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция.
Учебно – тематический план. Содержание занятий.
4 класс (35 часов)
№\п | Тема | Деятельность. | Дата |
1 | Нельзя жить приятно, не живя вместе с тем нравственно В.Сухомлинский «Каждый человек должен» | Подготовка листовок «Твори добро | 07.09 |
2 | Словом можно убить, словом можно лечить Л.Пантелеев «Честное слово» | Этическая беседа | 14.09 |
3 | Любите книгу – источник знаний (М.Горький) | Афоризмы | 21.09 |
4 | «Книга в твоих руках» | Проект | 28.09 |
5 | «Всякая вещь трудом создана» | Изготовление пособий для наглядности дошкольникам и первоклассникам. | 05.10 |
6 | Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» | Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников. | 12.10 |
7 | Операция «Книжка заболела | Оказание помощи библиотекарю. | 19.10 |
8 | «Буду маме помогать, буду всюду убирать», | Подготовка буклета « Маленькие домашние хитрости» | 26.10 |
9 | «Крошка хлеба на землю упала» | Подготовка презентации и выступление в форме агитбригады о бережном отношении к хлебу. | 09.11 |
10 | «Чем я могу помочь школе?» | Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей | 16.11 |
11 | Наши руки не знают скуки. Операция «Кормушка» | Проект | 23.11 |
12 | «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» | Агитационная работа по охране природы | 30.11 |
13 | Совесть – это наш внутренний судья (П.Гольбах) В.Сухомлинский «Котлета, как камень» | Дискуссия | 07.12 |
14 | В.Астафьев «Зачем я убил коростеля» | Этическая беседа | 14.12 |
15 | Трусость – мать жестокости Просмотр фильма «Чучело» | Дискуссия | 21.12 |
16 | Наши руки не знают скуки. «Всегда найдется дело для умелых рук», | Создание композиций на осенние мотивы из природных материалов. Участие в традиционном конкурсе осенних поделок. | 11.01 |
17 | «Что могут сделать наши руки?» | Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей | 18.01 |
1820 | Конкурс «Золотые руки моей семьи» | Творческий конкурс. | 25.01, 01.02,08.02 |
21 | В.Сухомлинский «Несмелый мальчик» | Этическая беседа | 15.02 |
22 | В.Сухомлинский «Воробьиха» | Иллюстрация к произведению | 22.02 |
23 | Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты (Л.В.Бетховен) В.Сутеев «Мешок яблок» | Дискуссия | 01.03 |
24 | М.Лермонтов «У врат обители святой» | Этическая беседа | 08.03 |
25 | Г.Х.Андерсен «Девочка, наступившая на хлеб» Благородной душе противна лесть (Еврипид | Диспут | 15.03 |
26 | А.Барто «Требуется друг» | Составление сочинений, сочинение стихов, подготовка рисунков на тему о дружбе | 22.03 |
2729 | Коллективно – творческая работа по басням И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка и Петух» | Коллаж | 05.04, 12.04, 19.04 |
30 | Азбука мужества А.Маркуша «Мало уметь выигрывать, надо ещё уметь проигрывать, сохраняя достоинство – это тоже мужество» | Дискуссия | 26.04 |
31 | С.Алексеев «Медаль» | Иллюстрация к произведению | 03.05 |
32 | «Любите матерей, матери – это жизнь» | Этическая беседа | 10.05 |
33 | Конкурс стихов о матерях | Конкурс | 17.05 |
34 | Наша школа – чистый и цветущий сад. Трудовой десант. | Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. | 24.05 |
35 | Моя клумба. | Подготовка эскизов проекта. Сбор растений. Продолжение выращивания растений для школьной клумбы. | 31.05 |
Материально-техническое обеспечение
Технические средства: телевизор, проигрыватель, компьютер, проектор
Для выполнения творческих работ и проектов необходимо индивидуальное место и необходимые материалы, которые дети предоставляют самостоятельно.
Некоторые из проектов дети готовят в домашних условиях с материалами подготовленными родителями.
Литература
1. Алябьева -этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Богоявленская активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
3. Богункова З.,ПетроваВ.И. «Воспитание культуры и поведения учащихся»
Москва: Просвещение. 1978г
4. Выготский и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
5. Глущенко воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
6. Казыханов В.С. «Учение о нравственности», Набережные Челны, 2000 г
Костенков интереса к сельскохозяйственному труду.
7.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000
8.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.
9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, издательство «Академия развития», 1997 г
10. Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.
11. Маркуша А. «Азбука мужества», Москва: издательство «Детская литература», 1975 г
12. Сухомлинский В.А. «Хрестоматия по этике», Москва: Педагогика, 1990г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрая дорога детства"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"
Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"...