Программа кружковой деятельности «Волшебный сундучок»
методическая разработка

Глинина Ольга Николаевна

Программа кружковой деятельности

«Волшебный сундучок»

 с детьми средней группы

 на 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2019-2020.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

Утверждено Заведующий________Л.О.Журавлева

Программа кружковой деятельности

«Волшебный сундучок»

 с детьми средней группы

 на 2019-2020 учебный год

                                                         

                                                         Руководитель: Глинина Ольга Николаевна

                                                 

                                                       г. Куса, 2019 г.

Истоки способностей и

дарований детей находятся

на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка 

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.

Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка.  

 Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес к изодеятельности и ручному труду.

    Занятия по изодеятельности развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, мышление, воображение и фантазию, воспитывают любовь к родному краю, городу, стране.

Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

     Особая значимость дополнительного образования состоит в формировании базовых глубинных компонентов «психического стержня» ребенка, т.е. целенаправленная деятельность, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как «чувство созидания», т.е. на смену желанию у ребенка «все разобрать», разломать приходит желание что-то смастерить, починить самостоятельно, непременно, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни.

Формулировка: «Я сам могу это сделать, я справлюсь» — это первая формула «психологии победителя».

Система дополнительного оборудования построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных методик, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Цель

Формировать у детей 4 – 5 лет эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Задачи

Образовательные: 
-
Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

- Формировать   умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Развивающие

- Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

- Развивать любовь к прекрасному, эстетическое восприятие, креативное мышление и личность ребенка.

Воспитательные:

-    Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

-    Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.

        

Месяц

Тема

Задачи и материалы

Сентябрь

№ 1

Аппликация из фантиков и фольги 

«Стрекоза»

Задачи: закреплять умение составлять композицию из готовых элементов, выполненных из разных видов бумаги (цветная, картон, фольга). 

    Аккуратно намазывать клеем детали и приклеивать на основу.

  Планировать и выполнять работу, ориентируясь на модель, но при этом находить индивидуальные приемы оформления фигурки. 

Материал: цветной картон, белая плотная бумага, серебристые фантики или фольга, клей, ножницы, клеенка. салфетка.

Октябрь

№ 2

Аппликация -мозаика с элементом рисования 

«Тучи по небу бежали»

Задачи: знакомство с техникой аппликативной мозаики- обрывание узких полосок бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура (дождевой тучи).

     Развивать чувство цвета, ритма, композиции.

Материалы: цветная бумага, цветной картон, простой карандаш, клей, кисти для клея, ножницы, клеенка, салфетка.

Ноябрь

№ 3

Аппликация из ваты «Деревья в снегу»

Задачи: формировать умение наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять   работу ватой.

    Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой и дополнительными материалами для детского дизайна.

    Развивать творческое воображение, фантазию.

Материалы: картон, цветная бумага, готовые контуры разных деревьев, вата, клей, кисти для клея, салфетки, клеенка.

Декабрь

№ 4

Изготовление елочной игрушки

«Подарки для елки»

Задачи: вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.
   Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.

   Развивать творческую фантазию, воображение, аккуратность.

        

        

   Прививать интерес к занятию художественным трудом.

   Стимулировать создание ситуации успеха.

Материалы: природный и бросовый материал, цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, салфетки, клеенка, мелкий материал для декора, блестки.

Январь

№ 5

Мозаика из пластилина 

«Елочка»

Задачи: формировать умение отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

    Развивать творческое воображение, фантазию.

    Совершенствовать технику лепки.

Материалы: картон, готовая форма елочки, пластилин, стека, доска для лепки, клеенка, салфетка.

Февраль

№ 6

Аппликация из макарон

«Рамка для фото»

Задачи: продолжать развивать умение работать с нетрадиционными материалами (макароны различного вида).

   Закреплять навыки составления узора (чередование, расположение).

   Предоставить право выбора декоративных элементов для оформления рамки.

Материал: заготовки для рамки (16*20) из картона, макароны разной формы, клей, кисти для клея, клеенка, салфетки.

Март

№ 7

Тестопластика (лепка из соленого теста)

«Кулоны и медальоны»

Задачи: создавать миниатюрные подвесные украшения в подарок родным. Показать конструктивные особенности изделий – подвесок, раскрыть функциональную связь между формой и назначением.

    Развивать чувство формы, глазомер.

   Воспитывать отзывчивость и доброту, усидчивость, аккуратность, стремление сделать красивую вещь. 

Материалы: соленое тесто, декоративная тесьма, стеки, зубочистки, гуашь, кисти, салфетки, доска для лепки.

Апрель

№ 8

Аппликация из резаных ниток 

«Цыпленок» 

Задачи: познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток.

   Формировать умение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

    Развивать мелкую моторику рук, восприятие и воображение детей.

   Воспитывать художественный вкус, самостоятельность

 и аккуратность.        

 Материалы: цветные нити, клей, салфетки, клеёнка, кисти для клея, картон с изображением цыпленка.

Май

№ 9

Тестопластика (лепка из соленого теста)

«Вкусные угощения»

Задачи: продолжать знакомить детей с соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, вырезать различные фигуры с помощью трафаретов. Украшать форму по желанию ребенка.

    Развивать чувство формы и композиционные умения.

    Совершенствовать технику лепки. Раскрыть прямую связь между пластической формой, материалом и технологией.

    Воспитывать отзывчивость и доброту, усидчивость, аккуратность, стремление сделать красивую вещь.         

Материалы: соленое тесто, стеки, трафареты, зубочистки, бусинки, доска для лепки, клеенка, салфетка.

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

2. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Наглядно-методическое пособие. / Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.

 3.   Природные дары для поделок и игры: популярное пособие для родителей и педагогов / Нагибина М. И. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 189 с.  

4.  Конструируем из бумаги. Вырезаем и мастерим. (Практический альбом поделок). / Новикова И.В. – М.: ООО «Издательство АСТ» и ООО «Издательство Астрель», 2010.

Мониторинг по результатам усвоения воспитанниками средней группы (4-5 лет)

программного материала по разделу «Изобразительная деятельность» в рамках занятия кружковой деятельностью

«Волшебный сундучок» 2019 – 2020 уч. год.                         Воспитатель: Глинина О.Н.

                                                                                                                               

Параметры развития детей младшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.

 

 

Параметры развития

 

 

 

Виды творческого развития

 

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями.

 

 

Живопись

 

 

  

Художественно – прикладное творчество

 

 

Нетрадиционные техники

 

Работа с природным материалом

Полностью владеет техническими навыками и умениями.

Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Развитие цветового восприятия.

Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками.

Использует всю цветовую гамму.

Использует не более 2-3 цветов.

Развитие композиционных умений.

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.

Испытывает затруднения в композиционном решении.

Изображает предметы, не объединяя их единым содержанием.

Развитие эмоционально – художественного восприятия, творческого воображения.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы.

Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет.

Примечание:

  «В» - высокий уровень развития

  «С» - средний уровень развития

  «Н» - низкий уровень развития

                                                                                                                                                                                                                   ______________________________/Глинина О.Н./

Критерии

Фамилия имя ребенка

Овладение техническими

навыками и умениями

Развитие цветового

восприятия.

Развитие

композиционных

умений

Развитие эмоционально –

художественного восприятия, творческого воображения.

Динамика

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

в-  с-  н-

в-  с- н-

2

в-  с-  н-

в-  с- н-

3

в-  с-  н-

в-  с- н-

4

в-  с-  н-

в-  с- н-

5

в-  с-  н-

в-  с- н-

6

в-  с-  н-

в-  с- н-

7

в-  с-  н-

в-  с- н-

8

в-  с-  н-

в-  с- н-

9

в-  с-  н-

в-  с- н-

10

в-  с-  н-

в-  с- н-

11

в-  с-  н-

в-  с- н-

12

в-  с-  н-

в-  с- н-

13

в-  с-  н-

в-  с- н-

14

в-  с-  н-

в-  с- н-

15

в-  с-  н-

в-  с- н-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» 1и2 класс

Пояснительная запискаПервый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный сундучок"

Программа содержит материалы для работы с детьми в театральном кружке....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Бабушкин сундучок" 1-4 классы

В основе программы  «Бабушкин сундучок» лежит модифицированная  авторская  программа Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России».Почему «Бабушкин сундучок»?  Всё п...

кружковая деятельность "Волшебный мир красок"

рабочая программа кружковой деятельности для старшей группы...

Программа кружковой работы "Волшебные спицы"

Программа направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами, на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на трикотажном полотне и кругового вязания спицами, ...

План-программа кружковой работы «Волшебное тесто»

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий,...