Мастерская «Чувство порождает поступок»
план-конспект занятия (4 класс)
Мастерская «Чувство порождает поступок»
Цель мастерской: духовно-нравственное воспитание, знакомство с чувством «зависть», формирование отношения к данному чувству, формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская «Чувство порождает поступок»
Цель мастерской: духовно-нравственное воспитание, знакомство с чувством «зависть», формирование отношения к данному чувству, формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей.
Задачи:
1. Индукция: прогнозирование; развитие умений сотрудничать, работать в группе, не создавая конфликта; участие в продуктивном диалоге; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
2. Творческое задание: умение слушать, выделять главное в тексте; участие в продуктивном диалоге; нравственно-этическая ориентация; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Рефлексия: самовыражение; нравственно-этическая ориентация; осознание собственных мыслей и чувств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Необходимое оборудование: парты, стулья, магнитная доска, компьютер, колонки, проектор, экран.
Ход урока | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |
Индуктор (мотивация к деятельности) | ||
Учитель задает мотивирующий вопрос: - Ребята, как вы думаете, что происходит первым: появляется чувство или совершается действие – поступок? В первого мотивирующего задания учитель предлагает детям послушать быль (на доске появляется фото плачущей девочки): "Однажды во время прогулки по городскому парку мужчина увидел плачущую девочку. Она плакала из-за того, что потеряла куклу. Человек стал утешать ребенка и кое-что сказал. И малышка перестала плакать». - Попробуйте угадать, что сказал мужчина. Учитель читает, что на самом деле сказал человек: «Но ведь твоя кукла вовсе не потерялась, она просто уехала, я ее только что видел и разговаривал с нею. Она мне твердо обещала прислать тебе письмо. Завтра в это время будь здесь, я тебе принесу его». На следующий день мужчина действительно принес письмо, в котором кукла рассказывала о своих дорожных приключениях. | - Дети отвечают на вопрос и приходят к выводу, что сначала появляется чувство, на основе которого человек совершает поступок. Учащиеся высказывают свои предположения. | |
Доска делится на три части. Учитель: - Давайте подумаем и запишем какие чувства испытывал прохожий мужчина? Учитель записывает ответы детей на листах зеленого цвета и вывешивает их на левую сторону доски. - Но ведь мимо плачущей девочки проходило много других людей, которые ничего не сделали. Как вы думаете, какие чувства испытывали проходящие мимо люди? Учитель записывает ответы детей на листах розового цвета и вывешивает листочки на правую сторону доски. | Дети предлагают свои варианты: - Сострадание, жалость, любовь, желание помочь, милосердие, забота, доброта, сочувствие, переживание. - Равнодушие, безразличие, брезгливость, отвращение, недоброжелательность, высокомерие, жадность, боязнь, беззаботность. | |
Социоконструкция, афиширование | ||
Учитель предлагает обучающимся задание: - Вспомните случаи, когда вы были свидетелем похожего поступка, где один человек помог другому или, может быть, вы сами помогли попавшему в беду. Это задание даётся для того, чтобы ещё больше задействовать эмоциональную сферу, обратиться к их собственным чувствам, разбудить личную заинтересованность в теме. И в этом этапе используется афиширование – вывешивание текстов учеников на доску для того, чтобы другие учащиеся могли ознакомиться. | Обучающиеся в группах рассказывают свои истории, записывают их на листочки желтого цвета и вывешивают в центр доски. Далее у обучающихся есть свободное время, чтобы познакомиться с историями ребят из других групп. | |
Творческое задание | ||
- Послушайте песню-притчу Светланы Копыловой «Окно»: Лежали в больнице в палате одной Два тяжко больных человека Один у окошка лежал, а другой – У двери, где не было света Один постоянно в окошко глядел Другой лишь на краску дверную И тот, что у двери узнать захотел Про жизнь за окошком – иную С готовностью первый больной рассказал Что видно ему из окошка. Там тихая речка, дощатый причал И ходит по берегу кошка. По синему небу плывут облака Причудливые как зверушки Сидят на причале там два рыбака И с внуком гуляет старушка И так каждый день - то про сказочный лес Рассказывал, то про влюбленных Другой же сосед перестал даже есть, Считая себя обделенным. Учитель не дочитывает притчу до конца и предлагает подумать: - Подумайте, какие чувства испытывают больные? | Учащиеся, аргументируя, высказывают своё мнение. | |
Учитель продолжает читать: Он мучился злобой, и зависть росла, Его постепенно съедая. Не мог он понять, почему же была Тут несправедливость такая. Однажды сосед у окна занемог, Что не было сил разогнуться. Он стал задыхаться и даже не мог До кнопки своей дотянуться. У двери сосед мог на кнопку нажать И вызвать сестру милосердья. Но он не нажал, а остался лежать, Глаза закрывая, усердно. Наутро сестра милосердья пришла Постель поменять за покойным Сосед попросил, и она помогла Занять эту самую койку. Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, На шее задергалась вена… - Как вы думаете, что увидел второй больной? Учитель дочитывает притчу до конца: Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, На шее задергалась вена Увидел он вместо того, что хотел Глухую высокую стену. Он был потрясен и сестре рассказал Про тихую чистую речку Про сказочный лес, про дощатый причал И небо в кудрявых овечках. «Ах! если б он видел - сказала сестра – Всю жизнь он слепым оставался…» «Зачем же тогда?!» – тут больной прошептал. -«Да он вас утешить старался…» Учитель организует обсуждение прослушанной притчи: - Мы с вами только что послушали притчу, в которой был совершён поступок на основе чувства. Какое это чувство? - Правильно. Как страшно болеть этим чувством! Зависть – это действия человека во вне (во внешнем мире) и бездействие внутри себя, в своей личности. - Один больной в притче был слепым. А как вы думаете, можно ли второго больного тоже назвать слепым? Почему? | Учащиеся высказывают своё мнение. - Зависть Учащиеся могут высказать своё отношение к данному чувству. - Зависть помешала ему увидеть и понять другого человека, и он совершил ужасный поступок. | |
Рефлексия | ||
Учитель предлагает прослушать притчу-песню ещё раз, но уже в музыкальном исполнении самого автора, слушаем песню-притчу. Каждому учащемуся предлагается продолжить одно из предложений: - Я сегодня вдруг понял (почувствовал), что… - Я видел, что сосед мой интересно размышлял о… - Мне было трудно, когда… - Меня поразило … Учащимся предлагается поделиться своими чувствами и мыслями перед классом. Для этого перед доской ставится стул. | Учащиеся слушают песню-притчу, записывают свои мысли и чувства на листочках. Кто хочет поделиться написанным, садится на стул и зачитывает. |
Список использованной литературы:
- http://goodstories.ru/stories/tag/%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/102402/
- Копылова Светлана, песня-притча «Окно» http://www.megalyrics.ru/lyric/svietlana-kopylova/okno.htm
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004. – 303 с.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. - 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уважение к матери,старшим членам семьи-важнейший нравственный поступок добродетельности
Внеклассное мероприятие "Уважение к матери,старшим членам семьи-важнейший нравственный поступок добродетельности"...
Урок русского языка 3 класс "Честный и не честный поступок"
Урок развития речи. Направлен на развитие творческого мышления, эмоционального мира ребенка....
Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"
Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....
Классный час "Как признаться в том, что совершил плохой поступок?"
Классный час разработан для обучающихся 4 класса. но может быть использован для школьников более старшего возраста. Перед уроком необходимо приготовить горшочки для комнатных растений с землёй и семен...
Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула»
Урок по литературному чтению для 3 класса.Программа "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС. Оборудование для проведения урока : выставка книг Л.Н.Толстого; презентация с ...
Мой добрый поступок .
Доброта – это не просто добрые дела, но и доброе отношение к старшим, к друзьям, к животным. На добро нельзя отвечать злом. Я считаю, что доброта это очень и очень хорошее ка...
Презентация на тему:"Успех порождает успех".
"Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться"...