Программа воспитательния младших школьников
материал (1 класс)
В данной разработке представлена программа воспитания младших школьников с 1 по 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_deyatelnosti_volodina_o.n.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54 города Челябинска»
454018 г. Челябинск, ул. Двинская, 7 т. 731-11-30
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
младших школьников
«Учимся вместе»
Составитель: Володина Ольга Николаевна, учитель МБОУ «СОШ №54 г. Челябинска» |
Челябинск, 2019
Содержание программы.
1. Пояснительная записка стр.
2. Приоритетные направления воспитательной работы стр.
3. Работа классного самоуправления стр.
4. Социальное взаимодействие стр.
5. Система работы с родителями стр.
6. Мониторинг эффективности реализации программы стр.
7. Список используемой литературы стр.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. |
- Пояснительная записка
Социальный заказ государства образованию состоит в воспитании личности гражданина России: творческого, инициативного, компетентного, высоконравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.
Сегодня ощущается острая необходимость снизить напряженность, агрессивность среди детей. Для этого необходима систематическая работа по вовлечению учащихся в активные, значимые для них виды деятельности, формирование в процессе обучения и воспитания жизненных ценностей, организация досуга. Именно в школе необходимо формировать положительные общественные стереотипы, культуру здоровья, прививать нравственные ценности. В нашем образовательном учреждении сложился свой уклад школьной жизни, есть свои положительные и отрицательные факторы, влияющие на результативность задач воспитания:
- факторы, положительно влияющие на решение задач воспитания: сложившиеся школьные традиции и законы, функционирование ОУ в режиме «школы полного дня», развитая система дополнительного образования.
- факторы, отрицательно влияющие на решение задач воспитания: сложные экономические и общекультурные явления общества, утрата многих национальных ценностей, низкий воспитательный потенциал семьи.
Все это убеждает в необходимости проводить воспитательную работу с детьми программными методами. При написании программы я использовала следующие документы: Закон « Об образовании», Конвенцию ООН о правах ребенка, Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Устав и Воспитательную программу МБОУ «СОШ №54 г.Челябинска».
Для эффективной реализации данной программы планируется строить воспитательный процесс на следующих подходах.
Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе характеризуется доминированием субъект - субъектных диалоговых отношений.
Личностный подход к воспитанию означает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а его личности - высшей ценностью воспитания. Законы духовного и физического развития: процессы изменения, происходящие во внутреннем мире личности, служат главным ориентиром в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешного воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.
Деятельностный подход - опирается на то, что воспитание осуществляется в процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности. В интенсивной деятельности образуется личностный опыт каждого воспитанника, происходит становление его личностной культуры
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
1. Формирование у учащихся гражданско-патриотического и правого сознания, формирование личности, способной ориентироваться на общечеловеческие ценности, способной к сотрудничеству и межкультурному общению;
2. Формирование у учащихся физиологической и мотивационной потребности в сохранении и творении своего здоровья;
3. Формирование у учащихся волевых качеств личности, психо-эмоциональной устойчивости к стрессовым состояниям и негативному влиянию социосреды;
4. Содействие становлению и развитию интеллектуального, нравственного, коммуникативного потенциала школьников; пробуждение личности ребенка к самоанализу, самовоспитанию, самосовершенствованию;
Этапы реализации программы:
1этап – проектный (1 класс)
На данном этапе классный руководитель:
- изучает интересы детей, знакомится с коллективом;
- анализирует запросы родителей;
- выстраивает, планирует систему работы с учетом возможностей школы.
2 этап – деятельный (2 – 4 класс)
На данном этапе осуществляется:
- реализация воспитательной программы;
- мониторинг развития личности и классного коллектива;
- корректировка программы на основе полученных результатов.
3 этап – аналитический (4 класс)
На данном этапе продолжается реализация программы и осуществляется анализ успешности реализации программы.
Ожидаемые результаты
При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики личности ученика:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
- Приоритетные направления воспитательной работы
Направление «Моя семья»
Целью работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья»:
- Формировать отношение к семье как основе российского общества; формировать уважительное отношение детей к своим родителям, осознанное заботливое отношение к старшим и младшим;
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, родителей, детей.
месяц | 1 класс | 2 класс | 3класс | 4 класс |
сентябрь | Классный час «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» | Подготовка материалов к проекту «Моя родословная» | Экскурсия «Улицы родного города» | Час ученичества « Семья и семейные ценности» |
октябрь | Беседа «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого человека) | Исследовательская работа «Моя родословная» | Участие в акции «Подарки детям» (детский дом к 1 сентября) | Проект « Герб и гимн моей семьи» |
ноябрь | Конкурс рисунка Портрет для мамы (ко дню матери) | Праздничная программа « Таланты моей семьи» | Презентация « В нашей семье работают все» | Сочинение – рассуждение « Почему моя семья самая лучшая?» |
декабрь | Классный час «Что означает моё имя?» | Исследовательская работа «Что означает моя фамилия?» | Устный журнал «Загляните в семейный альбом» | Участие в акции «Рождественский подарок» |
январь | Беседа «Новый год в моей семье» | Сочинение « Как я отдыхал в каникулы» | Анкетирование «Главное в семье - это…» | Организация выставки «Бабушкин сундук» |
февраль | Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» | Соревнование «Папа, мама, я- спортивная семья» | Сбор экспонатов для школьного краеведческого музея | Поисковая операция «Как образовалась моя семья» |
март | Подготовка открыток для мам | Утренник для мам «Мамин день» | Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой» | Подготовка литературно-музыкальной композиции « Женский день» |
апрель | Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» | Классный час « Как ваша семья отмечает Пасху» | Участие в акции «Чистый город» | Проект «Подарок школе» |
май | Игровая программа «Посвящение в индейцы» ( с родителями) | Игровая программа « Дети шпионов» (с родителями» | Семейные игры на природе «Веселые забавы» | « До, свидания начальная школа» (выпускной вечер) |
Направление «Моё Отечество»
Целью работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество»:
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения.
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
сентябрь | Игра – викторина «Знаю ли я свою страну» | Праздник «Щи да каша пища наша» | Беседа «Символы Российского государства» | Экскурсия в Ильменский заповедник. Творческий отчет. |
октябрь | Классный час «С чего начинается Родина» | Экскурсия «Купола над городом» | Сочинение- рассуждение «Россия-родина моя» | Творческий конкурс «Символы Российского государства» |
ноябрь | Праздник песни «Люблю тебя Россия» | Поэтическая тетрадь «Родина любимая моя» | Поездка в Москву. Фотоотчет. | Поездка в г. Кунгур, Пермь. Творческий отчет. |
декабрь | Классный час «Как встречали Новый год на Руси» | Игровая программа «Колядки» | Исследовательская работа «Герои Отечества - наши земляки» | Конкурс сочинений «Я –человек и гражданин» |
январь | Классный час «Города Урала» | Знакомство с бытом народов Севера (поездка в центр «Аквилон»). Викторина. | Беседа-диспут «О чем мы узнаем из газет?» | Поездка в Санкт- Петербург. Творческая работа над стенной газетой. |
февраль | « Из чего же сделаны наши мальчишки?» КВН | Игровая программа « Богатыри русские» | Презентация « Чем может гордиться Россия» | Экскурсия в ОМОН. |
март | Беседа «Праздники весны» | Экскурсия в краеведческий музей | Проект «Фольклор родного края» | Проект « У войны не женское лицо» |
апрель | Игра - путешествие «Знай и люби Челябинск» | Заочное путешествие «Чем богат наш край» | Праздник русской березки | Классный час «Ими славен наш край» |
май | Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов | Инсценировка военной песни | Участие в конкурсе «Смотр песни и строя».Поездка в г. Сысерть. | Проектная работа « О чем нам расскажет памятник?» |
Направление «Моё здоровье»
Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохра- нению физического и психического здоровья;
месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
сентябрь | « Правильная осанка-залог здоровья». Практическое занятие | Кл. час «Здоровье сгубишь - новое не купишь» | Беседа «Азбука безопасного поведения» | Что такое ЗОЖ?» Семинар-практикум |
октябрь | Классный час «Твой режим дня» | Тренировочная эвакуация. Как действовать по сигналу « Тревога» | Беседа « Что такое терроризм?» | Практическое занятие « Как не стать жертвой преступления» |
ноябрь | Утренник «Откуда берутся грязнули?» | Инструктаж « Осторожно, тонкий лед!» | Участие в акции « Скажи наркотикам - нет» | Участие в акции «Спорт-альтернатива вредным привычкам» |
декабрь | Классный час «О пользе закаливания» | История возникновения Правил дорожного движения» | Зимние игры на свежем воздухе (конкурс) | Практическое занятие «Тормозной путь автомобиля» |
январь | «Зимний мяч» чемпионат по футболу | Виды перекрестков | Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» | Сочинение-рассуждение « Как уберечь свое здоровье» |
февраль | «Дорога и её главные составные части» | «Дорожные знаки и их виды» | Участие в конкурсе «Сам себе спасатель» | « Как подружиться с огнем» |
март | Беседа «Прививка- польза или вред?» | Беседа со стоматологом « Береги зубы смолоду» | Игра-практикум «Болезни зубов» | Встреча с врачом «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека» |
апрель | Беседа «Мы-пассажиры!» | День здоровья Веселые старты! | «Веселый урок здоровья» | Игра-викторина «Олимпийские игры» |
май | Инструктаж« Летом укрепляй свое здоровье» | Практическое занятие «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» | Кл.час «Огонь- друг и враг человека» | Защита проектов « Я выбираю здоровый образ жизни» |
Направление «Моя учеба»
Целью работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»»:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития (мониторинг познавательной деятельности)
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
-Формировать интеллектуальную и информационную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Месяц | 1 класс | 2класс | 3 класс | 4 класс |
сентябрь | Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | Праздник поэзии Стихи о школе | Игровая программа «Огонек» | Подготовка к конкурсу «Шаг в будущее» |
октябрь | Викторина «Секреты Азбуки» | КВН по русскому языку | Литературный ринг «Смеяться , право, не грешно …» Краеведческий марафон | Игра - путешествие « Знатоки природы» Краеведческий марафон |
ноябрь | Участие в олимпиадах образовательного портала учи.ру (по графику) | Участие в олимпиадах образовательного портала учи.ру (по графику) | Участие в олимпиадах образовательного портала учи.ру (по графику) | Участие в олимпиадах образовательного портала учи.ру (по графику) |
декабрь | Конкурс веселых математиков» | Игра «Что нам стоит дом построить» | « Шаг к Парнасу»подготовка к конкурсу чтецов. | Сочинение-рассуждение «Кем я хочу быть?» |
январь | Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок» | Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок» | Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок» | Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок» |
Февраль | Олимпиада по математике « Кенгуру» Конкурс специалистов ЭМУ | Олимпиада по математике « Кенгуру» Конкурс специалистов ЭМУ | Олимпиада по математике « Кенгуру» Конкурс специалистов ЭМУ | Олимпиада по математике « Кенгуру» Конкурс специалистов ЭМУ |
март | Праздник «Прощание с Азбукой» | Конкурс команд Эму | Конкурс команд Эму | Конкурс команд Эму |
апрель | КВН «По дорогам сказок» | Читательская конференция | Читательская конференция | Читательская конференция. |
май | Предметно-тематический праздник «5+5» | Классный час «В гостях у дедушки Корнея» | Устный журнал «У лукоморья» | Итоговая аттестация «Мои достижения» Конкурс на лучшее портфолио |
Направление «Мой досуг»
Целью работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса своей индивидуальности и уникальности, инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»:
- Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения.
месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
сентябрь | Конкурс Мой веселый, звонкий мяч!» | Праздник «Учебный день, которого нет в расписании» | Игровая программа по ПДД | Развлекательная программа «Школьная страна» |
октябрь | Утренник «Здравствуй, осень!» | Праздник «Хлеб –всей жизни голова» | Конкурс поделок из природного материала | Конкурс стихов и сочинений об осени |
ноябрь | Викторина «Герои любимых мультфильмов» | Выпуск газеты «Мои любимые игрушки» | Кл. час «Мир моих увлечений» | Посещение Дома бабочек |
декабрь | Игровая программа «В гости к Бабе-Яге» | Игровая программа «Новый год по-русски» | Игры на КТВ | Танцевально-игровая программа |
январь | Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение» | Поездка в Великий Устюг | «Путешествие по телепередачам» | Экскурсия в краеведческий музей «Как на масляной неделе» |
февраль | Праздник «Папа может» | «Строим снежный город» | День святого Валентина, изготовление мыла в виде сердечка | Рыцарский турнир |
март | Праздник девочек и мам «Весенняя мимоза» | Праздник «В светлый день 8 марта» | Игровая программа «Девичья коса-русская краса» | Подготовка литературно-музыкальной программы «Нежность. Любовь. Доверие» |
апрель | Кл. час «Мы весну встречаем» | Литературно-музыкальная композиция «Полюбуйся, весна наступает» | Праздник «Чаем угощаем» | Праздник «Картофельный банкет» |
май | Игровая программа «Стали мы на год взрослее!» | Игровая программа «Здравствуй, Лето!» | КВН | Утренник «До свиданья, начальная школа!» |
Работа по направлениям более полно отражена в календарно-тематическом планировании на 2011-2012, 2012-2013 учебный год (Приложение 1,2)
- Классное ученическое самоуправление.
Самоуправление в классном коллективе – это действие детей, осуществляемые как самостоятельно, так и совместно со взрослыми членами классного общества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для развития духовно богатой личности каждого учащегося, для оптимального общения друг с другом.
Система ученического самоуправления в МОУ представлена двумя ступенями:
1 ступень – начальная школа;
2 ступень – среднее и старшее звено;
Задачи развития детского самоуправления на начальной ступени определены следующие:
• воспитание самостоятельности, ответственности за порученное дело;
• обучение принципам равноправия, выборности, открытости и гласности;
• обучение совместной деятельности;
Организация работы строится через работу по поручениям (постоянным, временным, разовым) и совместную работу. Рабочими органами являются классное собрание и совет дела – Малый олимпийский совет. Организация работы строится на классном уровне через работу по секторам. (Приложение 3)
IV.Социальное взаимодействие
Жизнедеятельность класса значительно обогащает наличие социального окружения. Воспитательная среда должна быть открытой – это является важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Взаимодействие классного руководителя с учреждениями социума представлено в таблице:
Виды совместной деятельности | Социальный партнер | Предмет взаимодействия |
Медико-профилактическая деятельность | Детская поликлиника № 7 | Проведение профилактических осмотров и прививок |
Физкультурно-спортивная деятельность | Бассейн «Планета Ариант» | Организация занятий плаванием |
ООО «Горнолыжный центр «Солнечная долина» | Оказание услуг по предоставлению сооружения, инвентаря и проведению занятий по обучению катанию на горных лыжах | |
Совместная досуговая деятельность | ООО «Челябинское бюро международного туризма «Спутник», « Каникулы» | Оказание услуг по организации учебно-тематических экскурсий, детского летнего отдыха |
Областной краеведческий музей | Оказание услуг по организации учебно-тематических экскурсий, игровые занятия | |
Городская детская библиотека им. В.В.Маяковского | Оказание услуг по проведению тематических занятий | |
Челябинское концертное объединение концертный зал им. С.С.Прокофьева | Оказание услуг по проведению музыкальных занятий | |
Челябинская картинная галерея | Оказание услуг по проведению тематических экскурсий | |
Образовательная деятельность | Образовательна платформа учи.ру | Индивидуальная работа по освоению образовательной программы, участие в олимпиадах |
- Система работы с родителями
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Важнейшее направление деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях формирования нравственного уклада жизни обучающихся. Работа с родителями строится по следующим направлениям:
Направление работы с родителями | Формы организации работы |
1. Повышение педагогической культуры родителей | - Родительский лекторий «Университет родителей»; - Презентация опыта родительского воспитания; - Выпуск информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы; - Вечера вопросов и ответов; - Конференции по обмену опытом воспитания детей; - Консультации родителей специалистов; -Тематические родительские собрания; |
2. Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей. | - Организация совместных праздников, акций (День здоровья, «Папа, мама, я – спортивная семья», День матери и др.) - Классные часы, подготовленные совместно с родителями или проводимые родителями («Семейные традиции», «Страницы семейного альбома», «Моя родословная»). - Создание семейного Портфолио; - Совместная трудовая и общественно полезная деятельность по озеленению школьной территории, благоустройству кабинета, игровых зон. |
3. Расширение партнерских взаимоотношений, участие родителей в решении вопросов школьной жизни | - Привлечение к деятельности в составе Совета школы, родительских комитетов классов; - День открытых дверей; - Совместные акции в микрорайоне школы |
В школе осуществляется работа по педагогическому просвещению родителей «Университет для родителей» (Приложение 4). Примерная тематика родительских собраний (Приложение 5).
- Мониторинг эффективности реализации программы
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации программы.
Основные принципы организации мониторинга: системность, личностно- социально-деятельностный подход, объективность.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов: тестирование, опрос, анкетирование, беседа, психолого-педагогическое наблюдение.
Цели и задачи мониторинга:
Цели:
- Определить эффективность деятельности педагогов начальной школы по конкретным результатам развития личности младших школьников;
- На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления младшими школьниками своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъектности, способностей к самоопределению и самореализации.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- проследить динамику развития личности в младшем школьном возрасте в соответствии с диагностируемыми параметрами;
- оценить «траекторию» развития личности каждого ученика;
- сформировать информационную базу личностного роста учащихся;
- выявить возможные отрицательные тенденции в развитии личности младшего школьника, наметить пути их предупреждения и преодоления;
- определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности младшего школьника, его самопознания, самоопределения и саморазвития, наметить пути их реализации.
Мониторинг воспитательного процесса строится в направлениях:
Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания | Детский коллектив как условие развития личности школьника |
|
|
План мониторинга представлен (в Приложении 6). Результативность воспитательной деятельности представлена в графиках и таблицах (Приложения 7)
- Список используемой литературы
1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.
14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.
15. http://www.aforism.su/9_3.html
16. https://uchi.ru/teachers/stats/main
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности
программа кружка...
воспитательная программа для младших школьников
программа " Мы растем"...
Игровая программа для младших школьников «Веснушки»
Игровая программа состоит из 8 "веснушек" - заданий. В каждой "веснушке" участвует разное количество детей. (его можно варьировать исходя из количества детей в классе, чтобы все ребята могли поу...
Сборник программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству "Мы вместе"
Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человек...
Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"
Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....
Воспитательная программа для младших школьников по краеведению "Мы маленькие граждане своей большой страны"
Данная программа построена из трех блоков, связанных между собой: экологическое краеведение, историческое краеведение, литературное краеведение. Программа призвана изучать историю родного края, формир...
Презентация целевой воспитательной программы для младших школьников
Система воспитательной работы "Солнышко".Презентация целевой воспитательной программы для младших школьников....