«Торжественная линейка, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
классный час (4 класс)
Цель мероприятия:
расширение представлений обучащихся о блокаде Ленинграда, истории ВОВ.
Задачи:
углубить и закрепить знания обучающихся о блокаде Ленинграда с использованием дополнительных источников;
формировать осознание необходимости защищать Отечество;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к погибшим героям военных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_tarasovoy.odt | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта мероприятия
Тема: «Торжественная линейка, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» Вид деятельности: внеклассное мероприятие - торжественная линейка. Возраст: 7-11 лет | |
Цель мероприятия: расширение представлений обучащихся о блокаде Ленинграда, истории ВОВ. | |
Задачи: углубить и закрепить знания обучающихся о блокаде Ленинграда с использованием дополнительных источников; формировать осознание необходимости защищать Отечество; воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к погибшим героям военных действий. | |
Планируемые результаты | |
Образовательные задачи: 1. Обучающие: познакомить с понятиями «блокада», "город-герой", с героическими страницами истории Российской Федерации, жизнью людей, которые своим примером показали как нужно служить Родине. 2. Развивающие: развивать ценностно-смысловую сферу личности обучающихся. 3. Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю своей страны. | 1. Личностные УУД: получение первоначального представления о базовых общечеловеческих ценностях, характерных для отечественной культуры; воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, сострадание и сочувствие к погибшим в блокаде жителям Ленинграда, подвигу всего Советского народа. 2. Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 3. Познавательные УУД: учить умению вести поиск и выделять необходимую информацию 4. Коммуникативные УУД: учить формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей. Основные понятия: Блокада Ленинграда, Советские войска, Ладожское озеро, Ледовая трасса,блокадный хлеб, "Дорога жизни", город-герой, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», собаки-саперы. |
Ресурсы мероприяия: Презентация,.музыкальные композиции (стихи и песни в презентации). | |
Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, маематика, история,история СПб. |
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Слайд 1 (музыкальный фон)
Дети входят и рассаживаются по местам.
2. Этап мотивации
Слайд 2
Голос за сценой Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году город Ленинград был освобожден от фашистской блокады. Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наша линейка.
3. Основной этап
Слайд 3
Чтец 1:
Город Петра — Гордость России и славы, —
Устоявший в неслыханном прежде бою,
Третий орден тебе,
Приколола держава,
На защитного цвета - гимнастерку твою.
Чтец 2:
В истории — не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают — было по плечу лишь им.
(выход ведущих)
Слайд 4
Ведущий 1: С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград.
Слайд 5
Ведущий 2: Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев.
Ведущий 1: Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.
Слайд 6
Ведущий 2: 8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
Чтец 3:
Слайд 7
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он - первый день блокады .
Все ближе полчища врага.
Чтец 4:
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга –
И все отрезаны дороги.
Чтец 5:
В кольце. В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят. Опять бомбят.
Пылает первый день блокады.
Чтец 6:
Их будет много - девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Всё одолеет, всё снесёт:
Обстрелы, холод, голод, горе.
Чтец 7:
Слайд 8
C тех пор прошли уже года,
Исчезли с улиц баррикады,
Но день тот с нами навсегда -
Жестокий первый день блокады.
Слайд 9
Ведущий 1: В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.
Смерть входила во все дома.
Ведущий 2: Запасы продовольствия таяли с каждым днём.
С осени 1941 года начался голод.
Слайд 10
Ведущий 1: Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке. А это было всё, что можно было съесть.
Ведущий 2: Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. Мамы берегли этот драгоценный кусочек – дневную норму и давали его своим детям в течение дня.
Ведущий 1: Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.
Слайд 11
Чтец 8:
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб…
И тяжкий грех -
Хотя бы крошку бросить наземь.
Слайд 12
Ведущий 3: В городе были и другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
Слайд 13
Ведущий 4 : Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах, а зимой был минус 41 градус….
Слайд 14
Чтец 9:
В метельной ночи Ленинграда,
Померк Петропавловский шпиль.
С твоими ветрами, блокада,
Клубится морозная пыль.
Чтец 10:
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым,
Чуть движется, а за Невою,
Клубится пожарища дым.
Слайд 15
Ведущий3: В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.
Ведущий 4 :В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
Ведущий 3 (щелчок): А после школы дети работали на заводах, в госпиталях, дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
Ведущий 4 : Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
Слайд 16
Чтец 11:
В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей, у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Ребята у стен Ленинграда.
Чтец 12:
- И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
Слайд 17
Ведущий 3: Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин
Слайд 18
Ведущий 4 : Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.
Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов.
Ведущий 3: По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей. Всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
Чтец 16:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Чтец 17:
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут…
Ведущий 4: Город жил, не смотря ни на что! Но кроме людей, перенести городу блокаду, помогали и домашние животные.
Слайд 19
Чтец 13: Лошади
- "Дорогу жизни" обслуживали 960 лошадей. Первым по ней прошел именно конный санный обоз.
В ноябре образовался лед на Ладоге, но выдержать вес машины еще не мог. А ждать нельзя: в Ленинграде умирают от голода. Один мешок муки спасет сотни людей.
- Утром 20 ноября тронулся первый конно- транспортный обоз из 350 саней. Муку стали переправлять по льду.
К помощи лошадей прибегали каждый раз, когда передвижение на автомобилях было невозможно.
Слайд 20
Чтец 14: Собаки
- За время блокады был создан 34-ый отдельный батальон, в котором вместе с бойцами служили собаки – саперы. Собака по кличке Дик стала легендой Ленинградского фронта, войдя в число пяти самых результативных на поиске мин собак, обнаружив 4000 мин.
- Но не только собаки-саперы принимали участие в боевых действиях на Ленинградском фронте. Воевали собаки, которые приносили донесения. Были собаки-связисты, которые прокладывали линии связи. Если саперами чаще всего работали породистые служебные собаки, то дворняжки и лайки часто служили помощниками санитаров санитарно-ездовой службы. За 10 дней прорыва блокады санитарно-ездовая кинологическая служба вывезла с передовой 1750 раненых.
Слайд 21
Чтец 15: Кошки
- Во время ленинградской блокады кошки защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от крыс. Они приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода. Своим теплом они согревали детей.
- В 1942 г. в Ленинграде не осталось ни одной кошки и город атаковали крысы. После прорыва блокады в город ввезли 5 тысяч дымчатых кошек, которые спасли его от крыс. Кот Максим стал легендой, оказавшись единственным животным, выжившим в блокаду. Он дожил до 1957 года.
Слайд 22
(Звучит музыка (тихо!) пока дети читают стихи, потом включить громче!)
Ведущий 1: Весной сорок второго года множество ленинградцев
носило на груди жетон — ласточку с письмом в клюве.
Чтец 16
Сквозь годы, радость и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Чтец 17
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Чтец 18
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
(Включить музыку громче!)
Дети выпускают ласточек на сцену. После этого – постепенно сделать музыку тише!
Слайд 23
Ведущий 2: В январе 1943 года наши войска получили приказ «Прорвать Блокаду!» 18 января кольцо Блокады было прорвано.
Слайд 24 – звучит «ба-бах» (автоматически) !
Двое детей выходят на сцену и разрывают кольцо
Слайд 25
Ведущий 1: Но только через год город был полностью освобожден от вражеской Блокады.
Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, ВОлховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.
Чтец 19
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш; испытанный огнем,
За право называться ленинградцем!
Чтец 20:
Стой, как стоял, наш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!
Слайд 26
Ведущий 2: Блокаде, в которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.
Слайд 27
Чтец 21:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди…
Чтец 22:
И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград!
Ведущий 1: Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных. Каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…
Чтец 23:
Сколько б дней ни промчалось — ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой,
Тот январский салют над Невой!
Чтец 24:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Чтец 25:
Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте , люди, встанем на мгновение,
И в скорби постоим и помолчим!
Голос за сценой: Объявляется минута молчания.
Слайд 28 – минута молчания (автоматически) . Звук метронома.
Слайд 29
Ведущий 2:
Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней мужества. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.
Слайд 30
Ведущий 1: За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание, Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Слайд 31
Чтец 26:
"Слава тебе, великий город,
Соединивший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который,
Щелчок, дальше автоматически)
Сражался. Выстоял. Победил" (ВМЕСТЕ)
- Заключительный этап
Ведущий 2: Торжественная линейка, посвященная 75 –летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, завершена.
Слайд 32 (музыка автоматически) Все выходят из зала.
5. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
900 дней Подвига. 70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке.
Блокада Ленинграда. Материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке к памятной дате. Рекомендательный список литературы....
70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается....
70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается....Презентация для младших школьников....
Викторина, посвященная дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Никто не забыт, ничто не забыто"
Викторина о блокаде Ленинграда. В презентации содержится материал с вопросами и ответами для детей. В начале детям предлагается ответить на вопросы по теме занятия,тем самым открыть спрятанную ф...
Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"
На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутор...
Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)
Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)...
Участие учащихся 4 а класса МОУ Удельнинская СОШ № 34 в творческом конкурсе детских рисунков, посвященному 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Международная историяческая программа "Память сердца: блокадный Ленинград"...
Литературно-музыкальная композиция «Несовместимы дети и война!» для учащихся начальных классов, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали, день установления блокады Ленинграда.Два других более радостны...