Литературно-музыкальная композиция «Несовместимы дети и война!» для учащихся начальных классов, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
классный час (4 класс)
В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали, день установления блокады Ленинграда.
Два других более радостные: День прорыва блокады и День полного снятия блокады Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_blokada_leningrada.docx | 34.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция «Несовместимы дети и война!»
для учащихся начальных классов, посвященная
Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Ход мероприятия:
Звучат позывные
На сцену выходят 6 учеников 4 класса и учитель.
Звучат позывные
Учитель: «Я помню, как ещё много лет назад мой учитель истории, фронтовик, сказал: «Дети, запомните, как только вы забудете эту войну, так сразу же ждите новую!»
Ведущий:
Всем героическим защитникам Ленинграда,
Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,
Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых
посвящается!
Звучит фрагмент из песни М.Бернеса «Слушай Ленинград»
1 ведущий:
В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали, - 8 сентября – день установления блокады Ленинграда.
Два других более радостные: 18 января – День прорыва блокады; и 27 января – День полного снятия блокады Ленинграда.
8 Сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.
Ведущий 2: Ранним утром 22 июня 1941 года на нашу Родину напали фашистские полчища!!!
Ведущий 3: Спустя 2 месяца начались бои у стен Ленинграда. Фашистские войска понесли большие потери, и перешли к обороне. Тогда Гитлер уготовил ужасную участь городу – 8 сентября немецкие войска блокировали город, он был охвачен кольцом осады и не имел никакой связи с внешним миром. Началась блокада Ленинграда…
Ведущий 4: Тысячи людей остались без еды, работы и средств к существованию. Длился этот ужас 900 дней….это почти 3 года! Смерть входила во все дома. Тысячи ленинградцев погибли от голода… Это время – одно из самых жутких в истории Отечества.
Ведущий 5: И сегодня наш концерт посвящается….
Ведущий 6: В память о тех, кто город спасал,
Ведущий 1: В память о тех, кто его защищал,
Ведущий 2: В память о тех, кто в нем умирал,
Ведущий3: Но город родной фашистам не сдал…
Ведущий 4: В память об этом времени великие композиторы написали музыку, режиссеры сняли немало фильмов, поэты – посвятили стихотворения. И никто не забыт и ничто не забыто.
Ведущий 5:Сегодня мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день полного снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.
Чтец: С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград — символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.
Ведущий 1:В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября — день памяти, день скорби, день начала блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в преувеличениях. Запомните это число — 872 дня.
Звучит фрагмент «Священная война»
Звучит мелодия, на сцену выходят несколько человек и изображают мирную жизнь во дворе дома: играют в шахматы, с мячиком, читают книгу, играют на гитаре…..
На фоне мирной жизни выходит чтец.
Июнь. Клонился к вечеру закат
И, белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школы вечером шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Звучит вой сирены и звуки разрывающихся бомб. Все в ужасе застывают.
Ученик:
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Почему все люди на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
Ведущий1:Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Ведущий2:У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает.
Ведущий3: На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. «Все для фронта, все для победы» – повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А ещё тяжелее было ждать вестей с фронта.
С чем сравнить горе матери, проводившей своего ребенка на фронт и томящейся в ожидании весточки?
Стихотворение (отрывок из реквиема Р. Рождественского) читает учитель:
Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь — не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою...
Отзовись, моя кровиночка! Маленький. Единственный...
Белый свет не мил. Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, Зорюшка моя. Горюшко мое,— где ж ты?
Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою...
Не хочу я ничегошеньки — только сына милого.
За лесами моя ластонька! За горами — за громадами...
Если выплаканы глазоньки — сердцем плачут матери.
Белый свет не мил. Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, Зорюшка моя. Горюшко мое,— где ж ты?
Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
За годы блокады от голода и холода погибло по разным данным от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона человек.
При обороне города легло на поле битвы более двух миллионов наших воинов.
Такова была цена нашей победы…
900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».
22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.
Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке одолел блокаду,-
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда»
Чтец:
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта? ..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом — паспорта
И в этом нет беды, но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда.
Метроном
К чтецу подходят восемь человек и становятся по обеим сторонам как листки записной книжки
Ведущий:
Не спорьте, я прошу вас… – Бога ради!
Так страшно – каждый звук своей душой чеканя –
Никто нам не поведал о блокаде,
Как девочка, чьё имя - Савичева Таня…
Звучит вой сирены, «листочки» кружатся, разлетаются и становятся в линию небольшим полукругом, держа перед собой страницы.
Звучит минус песни «Дети войны»
Голос за кадром читает:
-Женя умерла 28 декабря в часов утра 1941 год.
-Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 год.
-Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год.
-Дядя Вася умер 13 апреля 2 часа ночь 1942 год.
-Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 год.
-Мама 13 мая в утра 1942 год.
-Савичевы умерли. Умерли все.
-Осталась одна Таня.
Прочитав свою страницу – «страничка» отворачивается.
(Звучит проигрыш со словами)
На последней «страничке» выходит девочка со свечой в руках (проигрыш со словами заканчивается) и читает стихотворение:
Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Ведущий 1:
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Ведущий 2:
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
После прочтения последней строчки «листочки» поворачиваются обратно и поднимают странички, на которых надпись «Вновь не должно это всё повториться!»
Песня «Играют дети всей Земли в войну» ( исполняют учащиеся 4 класса)
Чтец:
----Мальчишки и девчонки Ленинграда,
Война у вас детство украла.
Лишила родных и близких.
Мы вам поклонимся низко
-----Вы повзрослели так рано.
Работали ночью и днём.
За ваши душевные раны
Низкий от нас всех поклон.
И голод, и холод вас сковывал,
Пронзала жгучая боль.
Игрушки отброшены в сторону,
А цель лишь одна - фронт!
Кадры из фильма «Зеленые цепочки» и песня «Им было всего лишь 13»)…
У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.
Ведущий3: Люди воевали, страдали, рисковали жизнью…и 27 января 1944 года – наступил день великого ликования ленинградцев! Город выстоял и победил!!!
Ведущий 4: Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали «Ура!», поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта!
Ученик:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Стихотворение «Ленинградский салют» - учащийся 4 класса:
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвАлась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...
Ученик читает стихотворение:
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас —
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Ученица читает стихотворение:
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Заканчивается мероприятие песней «Несовместимы дети и война», которую поет весь зал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"
На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутор...
Встреча с ветеранами учащихся начальных классов ГБОУ СОШ №75 Петроградского района. 27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.Этой важнейшей дате посвящены концерты,митинги,встречи с ветеранами,защитниками Отечества от фаш...
Участие учащихся 4 а класса МОУ Удельнинская СОШ № 34 в творческом конкурсе детских рисунков, посвященному 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Международная историяческая программа "Память сердца: блокадный Ленинград"...
Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (класс 2)
Форма: воспитательное мероприятие Тема: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"Цель: формировать у обучающихся общие представления о блокаде ...
Конспект классного часа по тему "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады." - 4 класс
Форма мероприятия: классный час.Тема мероприятия: «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.»Цель мероприятия: Формирование у обучаю...
Конспект классного часа на тему: " Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" - 4 класс
Форма мероприятия: классный часТема: «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»Цель: формирование у учащихся общего представления о блокаде Ленингр...
Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (2 класс)
Дата проведения классного часа: 22.01.2024Тема: «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»Цели: Формировать у обучающихся общие представления ...