Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу"
методическая разработка (3 класс)

Новожилова Алевтина Леонидовна

Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гид по Санкт-Петербургу27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 547

Красносельского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Руководитель МО

_________________

Протокол № _____                            

На Педагогическом совете

Протокол №____________

Директор

_________________/А.Г. Малая/

Приказ от «___» _________2019

№_______

«___»__________2019

«__»________________2019

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

курса «Наша Родина-Россия. Гид по Санкт-Петербургу»

для  3 ж  класса

Срок реализации программы: 2019/2020 учебный год

Программу составил: учитель начальных классов

Новожилова А.Л.

Санкт-Петербург

2019

Содержание.

I. Пояснительная записка

                 

II. Содержание программы

III. Учебно-методическое обеспечение

IV. Календарно-тематическое планирование                                            

  1. Пояснительная записка.

                      Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Наша Родина-Россия.

 Гид по Санкт-Петербургу» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:  

  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2010г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707.
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  6. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  7. Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников на 2018-19 учебный год»
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  9. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы. - СПб. КОРОНА принт, 2017 г.
  10. Устав ГБОУ школы №547.
  11. Учебный план ГБОУ школы №547 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
  12. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах работающих в условиях ФГОС НОО в ГБОУ школы №547 Красносельского района Санкт-Петербурга

Цель курса.

     Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

          Задачи курса:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

II. Содержание курса.

Структура программы.

          Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.

3 класс.

«Жители невских берегов».

Изучается история приневских земель, жизнь людей в эпоху Петра 1, жизнь царского двора в 18-19 веках, архитектурные стили (петровское барокко, классицизм).

В конце третьего года изучения курса учащиеся должны знать:

- историю приневских земель

- историю Петропавловской крепости

- историю Зимних дворцов

- жизнь петербуржцев 18 века

- архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города

- изучаемые архитектурные стили

Должны уметь:

- показать на карте изучаемый объект, рассказать о нем

- отличать один архитектурный стиль от другого

- найти дополнительный материал по теме

Методы обучения.

Реализации задач курса более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
  2. съемно-разъемные аппликации.
  3. карты города, области.
  4. видеоматериалы, презентации
  5. предметы, вещи.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Место курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раза в неделю.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
  • Требования к уровню подготовки учащихся.
  • - грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;
  • - перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного;
  • -называть конкретные экспонаты и городские объекты (соответственно программе);
  • -узнавать их по изображению;
  • -рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;
  • - перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе);
  • -рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
  • - называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия;
  • -соотносить фамилию и конкретный памятник;
  • - рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия;
  • - разъяснять причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения.

III. Учебно-методическое обеспечение.

  • Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск третий: Пособие по истории города с вопросами и заданиями. -СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2017 г.
  • Дмитриев В.К. Санкт-Петербург. Рассказы о городе. Корона принт,2010 г.
  • Ефимовский Е.С. Петербург в загадках. - СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.

IV. Календарно – тематическое планирование.

тема

Кол – во

часов

Дата

1.

Жители невских берегов.

1

2.

Из истории приневских земель.

1

3.

Невские крепости. Кронштадт..

1

4.

Петропавловская крепость.

1

5.

Петропавловский собор.

1

6.

Домик Петра Первого. Троицкая площадь.

1

7.

Петровское барокко. Меньшиковский дворец..

1

8.

Петровское барокко. Меньшиковский дворец..

1

9.

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.

1

10.

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.

1

11.

Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство.

1

12.

Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство.

1

13.

Александро-Невская лавра.

1

14.

Александро-Невская лавра.

1

15.

Невский проспект.

1

16.

Невский проспект.

1

17.

Царский двор и правление Анны Иоанновны.

1

18.

Царский двор и правление Анны Иоанновны.

1

19.

Из истории Зимних дворцов. Русское барокко.

1

20.

Из истории Зимних дворцов. Русское барокко.

1

21.

Как учили детей в Петербурге 18 века.

1

22.

Как учили детей в Петербурге 18 века.

1

23.

Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков.

1

24.

Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков

1

25.

Михайловский замок Павла Первого.

1

26.

Михайловский замок Павла Первого.

1

27.

Из истории пожаров и наводнений в Петербурге.

1

28.

Из истории пожаров и наводнений в Петербурге.

1

29.

Триумфальные арки Петербурга.

1

30.

Триумфальные арки Петербурга.

1

31.

Классицизм. Ансамбли зодчего Росси.

1

32.

Классицизм. Ансамбли зодчего Росси.

1

33.

Вопросы и задания. Викторина.

1

34

Резервный  урок Вопросы и задания. Викторина.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания "Моя Родина-Россия".

Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий,опирается на принципы индивидуализации, мотивированно...

Реализация программы "Здоровье" в ГБОУ гимназия 155 Центрального района Санкт-Петербурга

В статье дан анализ реализации программы "Здоровье" за последние три года. Проведен мониторинг состояния здоровья учащихся гимназии, указаны виды работы и обмен опытом по реализации данной прогр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, т...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СПб  18 века. Развитие русской культуры и искусства. » дать характеристику основным направлениям развития культуры 18 века и определить их значение; -расширить кругозор знаний о р...

Внеурочные занятия 1. "Пётр I - основатель Санкт-Петербурга" 2. Ритм в литературе

На внеурочном занятии даём представление о личности Петра I. Рассказываем о его роли в образовании города и в становлении страны. На примере стихотворения о Санкт-Петербурге работаем с понятием "...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Орлята России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Орлята России»(направление социальное) для 4 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2023-2024 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обуч...