Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу"
методическая разработка (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гид по Санкт-Петербургу | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 547
Красносельского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА | ПРИНЯТА | УТВЕРЖДЕНА | ||||||||
Руководитель МО _________________ Протокол № _____ | На Педагогическом совете Протокол №____________ | Директор _________________/А.Г. Малая/ Приказ от «___» _________2019 №_______ | ||||||||
«___»__________2019 | «__»________________2019 |
| ||||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курса «Наша Родина-Россия. Гид по Санкт-Петербургу»
для 3 ж класса
Срок реализации программы: 2019/2020 учебный год
Программу составил: учитель начальных классов
Новожилова А.Л.
Санкт-Петербург
2019
Содержание.
|
- Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Наша Родина-Россия.
Гид по Санкт-Петербургу» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2010г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707.
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников на 2018-19 учебный год»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы. - СПб. КОРОНА принт, 2017 г.
- Устав ГБОУ школы №547.
- Учебный план ГБОУ школы №547 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах работающих в условиях ФГОС НОО в ГБОУ школы №547 Красносельского района Санкт-Петербурга
Цель курса.
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Задачи курса:
Образовательные:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
II. Содержание курса.
Структура программы.
Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.
3 класс.
«Жители невских берегов».
Изучается история приневских земель, жизнь людей в эпоху Петра 1, жизнь царского двора в 18-19 веках, архитектурные стили (петровское барокко, классицизм).
В конце третьего года изучения курса учащиеся должны знать:
- историю приневских земель
- историю Петропавловской крепости
- историю Зимних дворцов
- жизнь петербуржцев 18 века
- архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города
- изучаемые архитектурные стили
Должны уметь:
- показать на карте изучаемый объект, рассказать о нем
- отличать один архитектурный стиль от другого
- найти дополнительный материал по теме
Методы обучения.
Реализации задач курса более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:
- цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
- съемно-разъемные аппликации.
- карты города, области.
- видеоматериалы, презентации
- предметы, вещи.
Контроль и оценка умений и навыков.
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме
Обучающиеся получат возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- - грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;
- - перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного;
- -называть конкретные экспонаты и городские объекты (соответственно программе);
- -узнавать их по изображению;
- -рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;
- - перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе);
- -рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
- - называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия;
- -соотносить фамилию и конкретный памятник;
- - рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия;
- - разъяснять причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.
III. Учебно-методическое обеспечение.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск третий: Пособие по истории города с вопросами и заданиями. -СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2017 г.
- Дмитриев В.К. Санкт-Петербург. Рассказы о городе. Корона принт,2010 г.
- Ефимовский Е.С. Петербург в загадках. - СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
IV. Календарно – тематическое планирование.
№ | тема | Кол – во часов | Дата |
1. | Жители невских берегов. | 1 | |
2. | Из истории приневских земель. | 1 | |
3. | Невские крепости. Кронштадт.. | 1 | |
4. | Петропавловская крепость. | 1 | |
5. | Петропавловский собор. | 1 | |
6. | Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | 1 | |
7. | Петровское барокко. Меньшиковский дворец.. | 1 | |
8. | Петровское барокко. Меньшиковский дворец.. | 1 | |
9. | Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого. | 1 | |
10. | Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого. | 1 | |
11. | Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство. | 1 | |
12. | Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство. | 1 | |
13. | Александро-Невская лавра. | 1 | |
14. | Александро-Невская лавра. | 1 | |
15. | Невский проспект. | 1 | |
16. | Невский проспект. | 1 | |
17. | Царский двор и правление Анны Иоанновны. | 1 | |
18. | Царский двор и правление Анны Иоанновны. | 1 | |
19. | Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. | 1 | |
20. | Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. | 1 | |
21. | Как учили детей в Петербурге 18 века. | 1 | |
22. | Как учили детей в Петербурге 18 века. | 1 | |
23. | Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков. | 1 | |
24. | Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков | 1 | |
25. | Михайловский замок Павла Первого. | 1 | |
26. | Михайловский замок Павла Первого. | 1 | |
27. | Из истории пожаров и наводнений в Петербурге. | 1 | |
28. | Из истории пожаров и наводнений в Петербурге. | 1 | |
29. | Триумфальные арки Петербурга. | 1 | |
30. | Триумфальные арки Петербурга. | 1 | |
31. | Классицизм. Ансамбли зодчего Росси. | 1 | |
32. | Классицизм. Ансамбли зодчего Росси. | 1 | |
33. | Вопросы и задания. Викторина. | 1 | |
34 | Резервный урок Вопросы и задания. Викторина. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания "Моя Родина-Россия".
Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий,опирается на принципы индивидуализации, мотивированно...
Реализация программы "Здоровье" в ГБОУ гимназия 155 Центрального района Санкт-Петербурга
В статье дан анализ реализации программы "Здоровье" за последние три года. Проведен мониторинг состояния здоровья учащихся гимназии, указаны виды работы и обмен опытом по реализации данной прогр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, т...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СПб 18 века. Развитие русской культуры и искусства. » дать характеристику основным направлениям развития культуры 18 века и определить их значение; -расширить кругозор знаний о р...
Внеурочные занятия 1. "Пётр I - основатель Санкт-Петербурга" 2. Ритм в литературе
На внеурочном занятии даём представление о личности Петра I. Рассказываем о его роли в образовании города и в становлении страны. На примере стихотворения о Санкт-Петербурге работаем с понятием "...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Орлята России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Орлята России»(направление социальное) для 4 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2023-2024 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обуч...