Конкурс "Знатоки природы"
план-конспект занятия (4 класс)

Данный конкурс "Знатоки природы" был проведён в рамках месячника наук в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl.zanyatie.docx973.27 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Знатоки природы»

1.Разминка

Вопросы    команде   1

1.  В воде купался, сухим остался. (Гусь.)

2.  Колобок, обросший иголками (Ёжик.)

3.  Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими.)

4.   Зимнее логово медведя (Берлога.)

5.   Какую траву любят кошки? (Валериану)

6.   Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи.)

7.   Пингвин - птица или нет? (Птица.)

8.   Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа.)

9.  Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)

10.  У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)

Вопросы     команде  2

1.  У какого дерева ствол белый? (У березы.)

2.  Какая птица выше всех летает? (Орел.)

3.  Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

4.  Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)

5.  Нос птицы (Клюв.)

6.  Курица мужского рода (Петух.)

7.  Что случается с пчелой после того, как она ужалит?(Умирает.)

8. Что означает «плач» берёзы весной? (Соковыделение.)

9. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

10. Сколько ног у жука? (Шесть)

Вопросы     команде  3 

1.  Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

2.  Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник.)

3.  Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц.)

4.  Кровожадный хищник наших лесов. (Волк.)

5.  Какая птица в мире самая большая? (Страус.)

6.  Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь.)

7.  Когда еж не колется? (Когда только родился.)

8. Дерево - символ нашей Родины. (Береза.)

9. Ребёнок кошки (Котёнок.)

10. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

                              Оттепель!

              Солнце стало пригревать,

         Под окном проталинки.

         Мы ходили в лес гулять,

              Промочили валенки.

Конкурс   «Почтовый ящик»   (Отгадай по описанию)

 Один человек из каждой команды вытягивает по конверту и вместе с командой готовит ответы на вопросы. Сначала вы зачитываете вслух письмо, затем сообщаете свой ответ.

«Экологи»

1.Мы умеем хорошо лазить по деревьям. Нас легко можно узнать по черным полоскам на спине. Предпочитаем хвойные леса. Любим питаться орехами, разными семенами, грибами и ягодами. Нас считают самыми чистоплотными животными. Кто мы? (Бурундуки)

 

2.Мы не пользуемся популярностью среди людей. Они борются с нами, чтобы нас стало меньше. Хотя мы необходимы природе! Наши личинки живут в воде. Ими питаются некоторые рыбы. Мы сами – любимое лакомство многих птиц! Особенно нас любят стрекозы. Вы догадались, кто мы? (Комары)

3.Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трёх доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60 км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана.  (Голубой кит)

«Водный патруль» 

1. У нас длинное, лишенное ног туловище, покрытое сухой кожей с роговыми чешуйками. Рот устроен так, что мы можем открывать его очень хорошо и заглатывать целиком добычу. Зубы развиты хорошо и служат для укуса, но не для жевания. Язык раздвоенный и является важнейшим органом чувств. Есть ноздри – мы хорошо чувствуем запахи. Ушей нет совсем, поэтому мы совершенно глухие. Догадались, кто мы? (Змеи)

 

2. Я - самое высокое из млекопитающих. У меня маленькая головка на длинной шее и длинные ноги. В шее всего 7 позвонков, как в шее человека. Глаза черные с густыми ресницами. У меня все приспособлено для того, чтобы доставать листочки с самых вершин деревьев. Мое любимое лакомство – листья акации. Узнали, кто я? (Жираф)

3. «Наша родина - Антарктика. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы?» (Пингвины)

«Защитники  планеты»

1.У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зелёного цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я хорошо плаваю. Зимою я сплю, зарывшись в ил на дне пруда.  (Лягушка)

2.«У меня головка в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?». (Синица)

3.«У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои – личинки красного цвета – очень прожорливы. Кто я?».  (Колорадский жук). 

Конкурс «Собери пословицу»

Земля

много хлеба

Без хозяина земля

заботу любит

Много снега

выше урожай

Больше птиц

и во сне приснится

Растение

земли украшение.

Враг природы тот,

под ноги гляди

По лесу ходи,

кто её не бережёт

Родная землица

круглая сирота

Земля

много хлеба

Без хозяина земля

заботу любит

Много снега

выше урожай

Больше птиц

и во сне приснится

Растение

земли украшение.

Враг природы тот,

под ноги гляди

По лесу ходи,

кто её не бережёт

Родная землица

круглая сирота

Земля

много хлеба

Без хозяина земля

заботу любит

Много снега

выше урожай

Больше птиц

и во сне приснится

Растение

земли украшение.

Враг природы тот,

под ноги гляди

По лесу ходи,

кто её не бережёт

Родная землица

круглая сирота

Конкурс  «Гонка за лидером» (Выходит вся команда и отвечает на вопросы)

Вопросы   команде  1

  1. Какой снег тает быстрее — чистый или грязный? (Грязный.)
  2. Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (Бабочка-адмирал.)
  3. Какую корову доят муравьи? (Тлю-коровку.)
  4. Сколько крыльев у жука? (Четыре.)
  5. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза.)
  6. Какое дерево цветет позже всех? (Липа.)
  7. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
  8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
  9. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)

     10.Состояние реки, когда вода заливает большие территории. (Половодье.)

Вопросы   команде 2

1.Самый чистоплотный зверек. (Барсук.)

 2.Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)

      3.Животное, которое строит дом на реке. (Бобр.)

      4.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)

      5.  Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

 6.Родилась в воде, живет на земле. (Лягушка.)

      7. Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка, 3,5 см.)

 8.У кого самый чуткий нос? (У бабочки.)

      9.Месяц весенних первоцветов. (Апрель.)

 10.Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка.)

Вопросы    команде   3

  1. Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот.)
  2. В какие времена года можно наблюдать туманы? (Во все.)
  3. Какую траву любят кошки? (Валериану.)
  4. Кто кукует у кукушки — самка или самец? (Самец.)
  5. Как называют гнездо белки? (Гайно.)
  6. Дерево, которое зацветает раньше других. (Ива.)

 7.Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата.)

8.Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька.)

     9.Какие ноги у жирафа длиннее — передние или задние? (Одинаковые.)

  1. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ

По горизонтали


4. Располагается за Северным полярным кругом, включает в себя Гренландию и Северный Ледовитый океан
5. природная зона, где очень долгое и засушливое лето
7. Эта природная зона находится между степью и пустыней, иногда её называют "Опустыненной степью"
9. Переходная зона от тундры к тайге, совмещённые лес и степь

По вертикали


1. северная ягода, оранжевого цвета 
2. грызун, обитающий в тундре, на которого охотится белая сова 
3. заповедный остров между Восточно-Сибирским и Чукотским морями 
6. В нашей стране их мало, они расположены на побережьях Чёрного и Каспийского моря 
8. основное занятие северных народов 
10. Граничит с Арктикой, царство холода и мхов 
11. Летом в этой зоне бывает +70, человек, проведя несколько дней в ней, начинает видеть миражи. 

Конкурс «Взаимосвязи в природе»

Расставь  цифры в конце предложений в таком порядке, чтобы получился рассказ-сказка о взаимосвязях в природе:

 Филин обиделся и улетел в другой лес. (   )

Мыши стали поедать соты и разорили ульи.( )

Пришлось человеку помириться с филином. (  )

Не стало пчёл – некому стало опылять цветы, меньше стало трав. (   )  

Худо стало человеку без мёда и молока. (    )

Не стало филина – расплодились мыши. (     )

Мало стало травы – коровы молока не дают. ( )

Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы».  (   )

Филин обиделся и улетел в другой лес. (2)

Мыши стали поедать соты и разорили ульи. (4)

Пришлось человеку помириться с филином. (8)

Не стало пчёл – некому стало опылять цветы, меньше стало трав. (5)

Худо стало человеку без мёда и молока. (7)

Не стало филина – расплодились мыши. (3)

Мало стало травы – коровы молока не дают. (6)

Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы». (1)

Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы». Филин обиделся и улетел в другой лес. Не стало филина – расплодились мыши. Мыши стали поедать соты и разорили ульи. .Не стало пчёл – некому стало опылять цветы, меньше стало трав. Мало стало травы – коровы молока не дают. Худо стало человеку без мёда и молока. Пришлось человеку помириться с филином.

Задание  .Отгадай кроссворд «БЕЛОГОРЬЕ»:

  1. Областной центр Белгородской области
  2. Центр химической промышленности Белгородской области
  3. Крупный райцентр, железнодорожный узел
  4. Второй «Крым»
  5. Город, названный в честь геолога
  6. Посёлок, известный боевым прошлым, ратным полем
  7. Посёлок, принесший славу области своими рушниками, глиняными горшками
  8. Самый удалённый районный центр  Белгородской области
  9. Родина производства подсолнечного масла

1.Б

2.

Е

3.

Л

4.

О

5.Г

6.

О

7.

Р

8.

Ь

9.

Е

Задание 10. Ответы: Белгород, Шебекино, Валуйки, Короча, Губкин, Прохоровка, Борисовка, 

Ровеньки, Алексеевка

«Забавные зверюшки».                                                                Приложение 7

(от 1 до 3 баллов)

- Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

(вытягивают жребий)

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Маша и медведь.

10-й конкурс «Рыбалка»                                                                                     Приложение 8

(по 1 баллу за название)

Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия рыб.

А. знаас; Б. укащ; В. раська; Г. милан; Д. парк; Е. куала.

Ответы: А. сазан; Б. щука; В. Карась; Г. Налим; Д. карп; Е. акула

11-й конкурс «Наши особенности»                                                                   Приложение 9

(по 1 баллу за каждое верное соединение)

- Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.

1. Тело покрыто перьями.                                                                                         Насекомые

2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части: голова, брюшко, грудь.                                                                      Птицы

4. Два крыла, две ноги.

5. Три пары ног.                                                                                                         Звери

6. Крылья и ноги прикреплены к груди.

7. Развиваются из яиц.

8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком.

Ответы:

Насекомые               3. Три части: голова, брюшко, грудь.    5. Три пары ног.

                                   6. Крылья и ноги прикреплены к груди.

Птицы                      1. Тело покрыто перьями.   4. Два крыла, две ноги.

                                   7. Развиваются из яиц.

Звери                        2. Тело покрыто шерстью.   8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком

Итог занятия  Рефлексия.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

  Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

   Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

   Гром, туманы и роса.

   Человек и время года

   Это все вокруг природа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...