Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Цели.

1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.

2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.

3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки.

4. Продолжить развитие умений находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

5. Способствовать формированию толерантности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.

1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.

2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.

3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки.

4. Продолжить развитие умений находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

5. Способствовать формированию толерантности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: таблицы изменений в неживой природе по количеству учащихся,

Ход урока.

1. Оргмомент. СЛАЙД 1

2. Выделение темы и целей урока.

Известный русский писатель О. И. Даль написал произведение загадку «Старик – годовик». Прочитаем строки произведения и попытаемся понять о чём оно. СЛАЙДЫ 2–5.

Следующая загадка поможет определить точнее тему урока. СЛАЙД 6.

Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

3. Минутка календаря. СЛАЙД 6.

Работа в ТПО с.61.

Что удивило вас в природе за прошедшие дни?

О чём хотелось бы рассказать?

4. Работа по теме.

По заданию № 27 в ТПО на с.12 ответьте на вопросы. Работа в парах.

Дополните ответ своим впечатлениями: чем красиво и хорошо лето? (Погожим дням радуется каждая травинка, каждый цветок старается показать солнцу свою красоту, птицы приветствуют солнышко многоголосым пением, воздух напоен ароматом цветущих полян и лугов. Цветут рябина, жимолость, шиповник, жасмин, сирень. Лес дарит нам первые дары: землянику и летние грибы.) СЛАЙДЫ 7 – 8.

Прочитаем стихотворение В. А. Жуковского. СЛАЙД 9.

Найдите «лишний» месяц и восстановите порядок следования месяцев. СЛАЙД 10.

Чем примечателен день 22 июня? (Это день летнего солнцестояния. Солнце занимает самое высокое положение на небосводе. В эти сутки день самый длинный, а ночь – самая короткая. Этот день считается астрономическим началом лета.)

Физминутка.

ТПО задание №28.

А чем же хороша и красива осень?

ТПО задание №29.

Какие же изменения в неживой природе происходят осенью? Поможет в этом разобраться Учебник с.44.

Проверим как вы ответите на вопрос: «Какие же изменения в неживой природе происходят осенью?» Поможет ТПО задание №30.(Главная причина всех изменений – невысокое (в сравнении с летом) положение солнца на небе и уменьшающаяся продолжительность дня). СЛАЙД 11.

Дальше вам предстоит заполнить таблицу изменений в неживой природе осенью. Вам помогут ваши ответы.СЛАЙД 12

Вопросы для беседы при составлении таблицы:

Каким бывает сентябрь в нашем крае?

В какое время суток можно наблюдать первые заморозки?

Чем примечателен день 23 сентября?

Какие сюрпризы может преподнести месяц сентябрь?

Работая в группах, выберите секретаря, который будет вести записи, консультанта, который будет руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность.

Проверка работы групп, отчёт консультантов о качестве работы.

Заполним вместе таблицу изменений в неживой природе осенью. СЛАЙД 13.

Изменения в неживой природе осенью.

В начале осени

В конце осени

Воздух

Вода

Почва

День

Высота солнца

Какие сюрпризы может преподнести месяц сентябрь?

(Рассказ двух подготовленных учеников о бабьем лете. Это несколько дней в сентябре, когда стоит тёплая, солнечная погода последний раз перед осенними дождями, холодами и  напоминает о прошедшем жарком лете.) СЛАЙДЫ 14 – 15.

В осени выделяют бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября. Бабье лето делят на:

1) Молодое Бабье лето с 28 августа по 11 сентября

2) Старое Бабье лето с 14-го до 21 сентября.

Это о Бабьем лете П. Тютчев написал:

Есть в осени первоначальной короткая,

 Но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный

 И лучезарны вечера.

Астрономическая осень начинается со дня осеннего равноденствия - 23 сентября.

По фенологическому календарю начало осени связывается с отлетом птиц, опадением желтых листьев, первыми заморозками.

По Лесному календарю Бианки осень начинается с 21 сентября - первого месяца осени, «Месяца прощания перелетных с родиной», второй месяц - «Месяц полных кладовых» и третий - «Месяц зимних гостей».

В народе примечали:

 В лесу много рябины - осень будет дождливая, малосухая.

Большой урожай рябины - к большим морозам.

Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.

 Паутина стелется по растениям - к теплу.

Кошка мордочку прячет - на холод.)

Физминутка.

Блиц – турнир по разгадыванию названий летних и осенних месяцев. СЛАЙДЫ 16 -22.

5. Закрепление.

Загадки об осенних явлениях. СЛАЙДЫ 23 – 28.

6. Итог.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Кто очень помог своей команде? Это вопрос к консультантам групп.

6. Домашнее задание (раздать на 4 группы)

Выучить стихи.

Жёлтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

— Что случилось вдруг?

И ответил папа:

— Это осень, друг.

                   Наталия Антонова

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ирина Токмакова

***

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.  

                      Аполлон Майков

***

Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня —
Букет oдин
Того
Огня.

Семен Островский

-     Какой день, по вашим наблюдениям, был самый холодный на этой неделе?

Какой день был самым теплым?

Что удивило вас в природе за неделю?

Найти народные осенние приметы (если…, то…) и народные названия месяцев.

Наблюдения к следующему уроку:

Что изменяется в жизни растений осенью?

У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?

Какого цвета листва сирени осенью?

У какого дерева листва желтеет первой?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев? (Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

Рассказ о лиственнице готовит Игорь.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление на двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»

Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного  числа на однозначное»,« Обобщение знаний  таблицы  умножения 2»...

Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»

Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного  числа на однозначное»,« Обобщение знаний  таблицы  умножения 2»...

Живая и неживая природа. Составление кластера.1 класс. УМК Гармония.

Использование инновационных педагогических технологий на уроке окружающего мира по теме "Природа"(2 класс)...

Окружающий мир 2 класс программа «Гармония» Тема урока: Чистота – залог здоровья.

Задачи:- способствовать формированию полезных привычек, которые помогут вырасти здоровым; формировать гигиенические навыки ухода за телом, содержания в чистоте одежды и квартиры;- воспитывать аккуратн...

Русский язык 2 класс программа «Гармония» Тема урока: Знакомство с понятием «текст». А если одного предложения мало?

Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте. Метапредметные планируемые результаты: ПУУД:*действия постановки и решения проблем-формулирование проблемы -самостоятельн...