Рабочая программа курса "Я - исследователь» для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-issledovatel_.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса "Я - исследователь» для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/» 34 занятия с 1 по 4 классы. Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Основные цели и задачи курса
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В соответствии учебным планом школы мы составили рабочую программу на 34 часа в год, 1 час в неделю.
- Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные универсальные учебные действия
- У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- формирование рефлексии*.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
2.Содержание курса
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Узнаём», «Исследуем» ( 26 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и «методы исследования» т.д.
«Творим», «Представляем» (9ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты, умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Календарно - тематическое планирование 4 класса
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов часов | |
Корректир. | |||
1 четв. 1 | Твои новые интересы и увлечения | 1 | |
2 | Виды проектов | 1 | |
3 | Исследовательско-творческий проект | 1 | |
4 | Творческий проект | 1 | |
5, 6 | Ролево-игровой проект | 2 | |
7, 8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой | 2 | |
9, 2 четв. 10 | Информационно-исследовательский проект | 2 | |
11 | Информационно-ориентированный проект | 1 | |
12 | Практико-ориентированный проект | ||
13, 14 | Монопредметный проект | 2 | |
15 | Межпредметный проект | 1 | |
3 четв. 16 | Виды презентационных проектов | 1 | |
17 | Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции | 1 | |
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 | |
20, 21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 2 | |
22, 23 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 2 | |
24 | Типичные ошибки проектантов | 1 | |
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | |
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 | |
4 четв. 27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | 1 | |
28 | Практическая работа | 1 | |
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | |
30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | 1 | |
31 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев | 1 | |
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 | |
34 | Советы мудрого Дельфина на лето | 1 | |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Я-исследователь" 2 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я-исследователь" (направление: общеинтеллектуальное). НОО. 2 класс...
Рабочая программа курса " Логика" 3 класс
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса " Логика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» на 2014-2015 учебный год 4 класс Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательн...
Рабочая программа курса «Математика» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы для общеобразовательных учреждений по математике (автор М. И. Моро, Ю.М. Ко...
рабочая программа "Я -исследователь" 3 класс
курс внеурочной деятельности...