рабочая программа "Я -исследователь" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Головнёва Любовь Александровна

курс внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-issledovatel.docx44.2 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Я - исследователь»

на ступени начального общего образования

для 3 Б, В класса

на 2017-2018 учебный год

          Составлена учителями начальных классов

Головнёвой Любовью Александровной

          Филичкиной Ольгой Александровной

г. Долинск,

2017 г.


 Рабочая программа курса «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе авторской программы развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»; учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Долинска на 2017-2018 учебный год, утверждённого приказом № 277-ОД от 30.08.2017 г.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). 

На изучение курса «Я - исследователь» в 3 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.

1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность научиться: 

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Метапредметные:

 Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

 -строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 -подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

 -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться: 

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

 -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

 -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: 

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

 -формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

 -использовать речь для регуляции своего действия;

 -контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться: 

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

2. Содержание тем по курсу

Содержание тем по курсу «Я-исследователь» не изменено и соответствует авторской программе Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект».

Круг твоих интересов. Хобби.  Понятие «хобби». Просмотр видеофрагмента об увлечениях.

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи. Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта.

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач.  Понятия «формулировка», «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги,газеты, журналы

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта.   Толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.

Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование.   толкование новых понятий.  Нахождение  важных, существенных признаков в любом начинании, в любом процессе. Составление вопросов для анкет.

Памятки. Составление памяток по теме проекта. Запоминание толкование новых понятий. Составление  памятки по теме проекта.

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Толкование новых понятий. Создание постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами, планами под руководством учителя.  Устные и письменные сообщения.

Практическая работа. Создание мини-постера. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать  устные и письменные сообщения.  

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Программы МРР.  Анимация. Настройка анимации. Требования к составлению компьютерной презентации.

Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн. Нахождение  ошибок в готовой презентации и исправление их.  Работа  с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями.  Изучение и осваивание  возможности программы Microsoft Power Point.

Требования к компьютерной презентации. Программа МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.

Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. Знакомство с понятием «Презентация проекта» Индивидуальная помощь  детям по созданию презентации на бумаге.

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

Твои впечатления от работы над проектом. Составление устных рекомендательных писем будущим проектантам.

Пожелания будущим проектантам. Творческая работа. Составление и оформление рекомендательных писем будущим проектантам

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году

Советы на лето от Мудрого дельфина 

3. Тематическое планирование

№ урока,

четверти

Название темы урока

Кол-во часов

Дата

Корректировка,

причина

3 Б,В

1 четверть

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

05.09

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи

1

12.09

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач

1

19.09

4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

1

26.09

5-6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

03.10

10.10

7-8

Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

17.10

24.10

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

31.10

2 четверть

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

14.11

11-12

Практическая работа. Создание мини-постера

2

21.11

28.11

13-14

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

2

05.12

12.12

15-16

Программы МРР.  Анимация. Настройка анимации

2

19.12

26.12

3 четверть

        17

Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн

1

16.01

18

Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн

1

23.01

19-20

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

2

30.01

06.02

21-22

Требования к компьютерной презентации. Программа МРР.

2

13.02

20.02

23

Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР

1

27.02

24

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

06.03

25-26

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

2

13.03

20.03

4 четверть

27

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

03.04

28

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

10.04

29-30

Твои впечатления от работы над проектом

2

17.04

24.04

31-32

Пожелания будущим проектантам.

2

08.05

15.05

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.

1

22.05

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Я - исследователь" 3 год реализации

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 3 -ий год реализации...

Рабочая программа "Я-исследователь" 2 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я-исследователь" (направление: общеинтеллектуальное). НОО. 2 класс...

Рабочая программа для 1 класса "Юный исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами шк...

рабочая программа "Я -исследователь" 4 класс

курс внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Я - исследователь!" по внеурочной деятельности для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» разработана для обучающихся 3 класса. Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельност...