Рабочая программа курса «Мир деятельности» 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Настоящая рабочая программа «Мир деятельности» составлена на основе курса «Мир деятельности» (Л. Г. Петерсон.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_deyatelnosti.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Мир деятельности»
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по курсу «Мир деятельности» составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
Программы, курсу «Мир деятельности» (Л. Г. Петерсон.)
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни».
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:
Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
Приобретение знаний о способе выполнения действия.
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
Контроль умения выполнять действие.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.
Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,
вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;
и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.
Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
2. Общая характеристика учебного предмета
Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ).
Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.
Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.
Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.
И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.
Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.
Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.
Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Основные формы и методы организации изучения курса.
Словесный (рассказ, беседа, работа с учебником, дидактическим разрезным материалом);
Объяснительно-иллюстративный (схемы, таблицы,);
Практический (самостоятельные и творческие работы);
Проблемно - поисковый метод (выявление проблем и постановка целей);
Самостоятельные и творческие работы, коллективная работа; индивидуальная работа; групповая и парная работа;
Дифференцированное обучение;
Разноуровневое обучение;
Иные формы проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие, викторины, уроки-сказки и др.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Объём внеурочного времени, отводимого на изучение курса «Мир деятельности» в 1-ом классе составляет 1 час в неделю, итого 33 часа в год.
4. Ценностные ориентиры содержания курса.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения.
Развитие важнейших качеств личности:
инициативность
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения
умение выбирать профессиональный путь
готовность обучаться в течение всей жизни.
5. Планируемые метапредметные результаты освоения курса
«Мир деятельности», 1 класс
ЗНАТЬ: | УМЕТЬ: | ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: |
Основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа. Основные функции ученика и учителя на уроке. Правила поведения на уроке, уметь их применять. Цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания. Структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения. Простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять. Основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения. | Осознанно осуществлять пробное учебное действие. Грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия. Формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений). Самостоятельно проверять свою работу по образцу. | О здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения. О качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности. |
6. Содержание курса «Мир деятельности» 33 часа
Организационно-рефлексивная линия (9 часов).
У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).
Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.)
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).
Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Цель выполнения домашнего задания.
Выполнение инструкций, точное следование образцу.
Самопроверка своей работы по образцу.
Коммуникативная линия (3 часа).
Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Правила поведения на уроке.
Правила работы в паре, в группе.
Познавательная линия (1 час).
У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Как научиться быть внимательным.
Ценностная линия (6 часов).
У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.
Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час).
Диагностика (3 часа).
Резерв (6 часов).
7. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | |||
Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Универсальные учебные действия | ||
«Ценности нашей жизни. Знание» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение быть любознательным в учебной деятельности на основе правильного применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
Урок диагностики № 1 | 1 | Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования. | Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 2 класса в рамках курса «Мир деятельности». | |
«Домашнее задание делаю самостоятельно» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать мотивацию к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение применять алгоритм его выполнения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Подробный образец» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Как исправить свою ошибку» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Настроение – мой помощник в учебе» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Я ученик: что я уже знаю и умею» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
«Я ученик: что я уже знаю и умею» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
«Я ученик: что я уже знаю и умею» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
«Учусь называть свое затруднение» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД ) | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
« Я – автор, я – понимающий» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение правильно формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение применять правила в позициях «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Учимся дружно. Слушаю и слышу» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Я ученик: что я уже знаю и умею» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
Резерв | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
Резерв | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
«Ставлю цель» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение правильно ставить цель учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Ключи к новым знаниям» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение перечислять средства, которые использовал ученик для открытия нового знания (а позже − выбирать их) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Результат открытия нового знания. Эталон» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение фиксировать результат учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и опыт самооценки этих умений на основе применения эталона. | |
«Личностные качества: целеустремленность» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение проявлять целеустремленность в учебной деятельности на основе применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Я знаю. Я умею» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение фиксировать прохождение двух шагов коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Как выяснить, что я не умею» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение использовать приемы понимания собеседника без слов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Я ученик: что я уже знаю и умею» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
«Я ученик: что я уже знаю и | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
«Я ученик: что я уже знаю и | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
«Личностные качества: самостоятельность» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение проявлять самостоятельность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
Урок диагностики №2 | 1 | Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования | Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 2 класса в рамках курса «Мир деятельности». | |
«Учусь анализировать» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение применять алгоритм анализа объекта и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Мы разные – и в этом наша сила» (Гостиная для родителей) | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | |
«Я ученик: что я уже знаю и умею» | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. | |
Итоговый урок | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения. Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам. |
8. Методическое обеспечение курса «Мир деятельности»
для 1 класса начальной школы
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 1 класса начальной
школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя. Это возможно при условии работы учителя по авторскому курсу математики
«Учусь учиться» Л.Г. Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»).
Комплект для учителя включает в себя:
1. «Мир деятельности», 1 класс: Методические рекомендации для учителя. Под
ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2011.
2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности»,
2 класс. – Национальное образование, 2011.
3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпред-
метного курса «Мир деятельности», 1,2класс. – М.: Национальное образование, 201116.
В методических рекомендациях приведено описание общих подходов к проведению
каждого урока по технологии деятельностного метода обучения и подробные варианты
сценариев каждого урока в соответствии с приложенными презентациями, разрезными,
демонстрационными и печатными материалами .
Дополнительная литература для освоения
дидактической системы Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»)
1) Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностно-
го метода обучения «Школа 2000...» / Методическое пособие. Под ред. Л.Г. Петерсон.
− М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
2) Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа
2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО,
УМЦ «Школа 2000...», 2007.
3) Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности.
М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
4) Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика общеучебных
организационно-рефлексивных умений. − М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.
5) Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура
учебной деятельности в контексте современной методологии. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа
2000...», 2002.
6) «Школа 2000...». Сборники статей, вып. 4–6. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2004–2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Общеинтеллектуальное направление...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности" для младших школьников. 1-4 класс
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация пед...