Системно – деятельностный подход в организации образовательного процесса в дополнительном образовании.
статья

Системно – деятельностный  подход – это  организация  учебного  процесса, в  котором  главное  место  отводится  активной  и  разносторонней  самостоятельной  познавательной  деятельности  обучающихся.Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать практическую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы  и объяснили, как надо действовать в новыхусловиях. Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности  обучающихся  через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает обучающихся  к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.

 В связи с этим педагогам дополнительного образования необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного  и  проектного  обучения.(о них  мы  говорили  в  прошлом  году)

По  своей  специфике  образовательный  процесс  в  учреждении  дополнительного  детей  имеет  развивающий  характер, т.е.  направлен,  прежде  всего,  на  развитие  природных  задатков,  на  развитие  у  детей  творческих  и  специальных  способностей. Достижение  обучающимися  определенного  уровня знаний,  умений, навыков  должно  быть  средством  развития  ребенка  и  его  способностей.  Поэтому  должна  преобладать  продуктивная,  поисковая  деятельность,   а  это  и  есть  системно – деятельностный  подход.

  Давайте  вспомним  о  проектной  деятельности  и  проблемном  обучении.                                                                                                                Метод  проектов – педагогическая  технология,  интегрирующая  в  себе  исследовательские, поисковые,  проблемные  методы.  В  основе   лежит  развитие  познавательных  навыков  обучающихся,  умений  самостоятельно  конструировать  свои  знания,  ориентироваться  в  информационном  пространстве, развивать  творческое  мышление,  умение  увидеть,  сформировать  и  решить  проблему. Проектная  деятельность  ориентирована  на  развитие  творческой  активности,  а  также  на  углубление  и  закрепление  имеющихся  знаний,  умений  и  навыков. Требования  простые:  все  темы,  предлагаемых  проектов  должны  быть  посильны  пониманию  ребенка.  Важно,  чтобы  выбору  проекта  предшествовала  «вспышка  интереса»,  дети  должны  заинтересоваться  проектом. Проект – это  творческая  работа,  связанная  с  планированием,  достижением,  и  описанием  определенного  результата,  ориентирован  на  самостоятельную  деятельность (индивидуальную, парную,  групповую),  которую  выполняют  в определенный  промежуток  времени.                                                                                                                                                                               Последовательность  работы  над  проектом: подготовка (определение  темы  и  целей ), планирование(определение  источника информации,  определение  способа  сбора  информации, распределение  обязанностей  между  членами  группы),  исследование (сбор  и  уточнение  информации),  формирование  результатов  или  выводов,  защита  проекта, оценка  результатов.

2017 год был  объявлен  годом  экологии,  поэтому  в  начале  прошлого  учебного  года  каждое  детское  объединение   выбрало  тему  проекта  на  экологическую  тему. Темы  были  следующие: детское объединение «Друзья природы» - «Красная  книга  Саратовской  области»,  детское  объединение «Исток» - «Лекарственные  растения,  растущие  в  Питерском  районе»,  детское  объединение  «Домовенок» - «Деревья  наши  зеленые  друзья»,  детское  объединение  «Изящная  фантазия» - «Зона  отдыха  в  селе Питерка».                                                                                                                                                 Под  руководством  педагогов  дети  работали, а  в  конце  учебного  года,  на  творческом  отчете  проекты  были  представлены. (с проектами  все  понятно)

Способность  четко  мыслить, логически  рассуждать  и  ясно  излагать  свои  мысли  в  настоящее  время  необходимо  каждому. Поэтому  в  работе  нужно  стремиться  не  просто  передавать  знания,  а  развивать  познавательную  активность  и  творческую  самостоятельность.  Так  считает  педагог  детского  объединения  естественнонаучной  направленности  «Друзья  природы»  Н.Н.Кисметова.  На  каждом  занятии  она  знакомит  своих  детей  с  новыми  знаниями,  фактами  путем  создания  проблемных  ситуаций,  способствующих  выдвижению  гипотезы  и  с  последующим  поиском  доказательства.  Проблемные  занятия  эффективны, детям  нравятся.  Обучаясь  по  данной  технологии,  у  ребят  появляется  уверенность  в  своих  силах, знаниях, способность  логически  мыслить.

Педагог, владеющий педагогическими технологиями, может поставить задачу перед обучающимися, организовать исследовательскую работу и подвести их к решению проблемы так, чтобы окончательный результат был сделан самими  детьми.

Цель  системно – деятельностного  подхода:                                                                                                                                     - создание  установки  на  самостоятельность;                                                                                                                                          - свобода  выбора;                                                                                                                                                          - подготовка  к  жизни;                                                                                                                                                                                         - достижение  личностных  и  метопредметных  достижений.                                                                                               Системно – деятельностный  подход  нацелен  на  развитие  личности, о  нем  можно  сказать  так  « Все, что  я  услышал – я  забываю                                                                                                                                Все  что  вижу – я  запоминаю,                                                                                                                                                       Все  что  делаю  сам – я  усваиваю»                                                                                                                                    Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1). Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся получает знания  не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.  

2). Принцип непрерывности означает преемственность между всеми  ступенями и этапами обучения на уровне технологии,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса.                                                                                                                                 Перед  педагогом  стоят  следующие  задачи:

1. Создать  условия  для  того, чтобы  сделать  процесс  приобретения  знаний  - мотивированным (создать  мотивацию).  Повышение  мотивации  происходит  через  современные  образовательные  технологии.  Технологии  повышающие  мотивацию  обучения: ИКТ,  проектные  технологии, технология  ТРИЗ (теория решения изобретательских  задач)                                                                                                                                                      2. Учить  самостоятельно  ставить  перед  собой  цель,  находить  пути,  средства  ее  достижения. 3. Помогать  сформировать  умения  контроля  и  самоконтроля.

Виды  деятельности  при  системно – деятельностном  подходе:

- игровая;                                                                                                                                                                                                  - исследовательская;                                                                                                                                              - проектная;                                                                                                                                                                                        - творческая;                                                                                                                                                                                     - практическая.                                                                                                                                                               Формы  деятельности:                                                                                                                                  - групповая;                                                                                                                                                                                   - парная;                                                                                                                                                                                   - индивидуальная;                                                                                                                                                                                        - фронтальная.

Приемы,  которые  используются  для  того, чтобы  дети  самостоятельно  добывали  знания:  дискуссии,  исследовательская  группа,  экскурсии,  фантастические  добавки,   перепутанные  логические  цепочки, нестандартный  вход  в  занятие ( начинается  с  противоречивого  факта, который  трудно  объяснить  на  основе  имеющихся  знаний)

Структура занятия с позиции системно - деятельностного подхода – это организационный  момент,  актуализация  знаний, создание педагогом проблемной ситуации; восприятие обучающимися данной проблемной ситуации; совместная самостоятельная работа обучающихся над проблемой; управление педагогом поисковой деятельностью; рефлексия - обсуждение результатов, защита мини - проектов.

Сегодня каждый педагог может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

Применение системно - деятельностного подхода обучения создает условия для формирования у обучающихся  готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей.

Правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку обучающихся, предотвратить стрессы.

Системно-деятельностный подход предполагает создание у  детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Данный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но непременно ведет к достижениям в области воспитания и обучения.

Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Вывод: основная  идея  системно – деятельностного  подхода  в  том, что  новые  знания  не  даются  в  готовом  виде,  а  дети  открывают  их  сами  в  процессе  самостоятельной  исследовательской  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный  подход  в  организации  образовательного  процесса  в  дополнительном  образовании.

(Мое выступление)

Системно – деятельностный  подход – это  организация  учебного  процесса, в  котором  главное  место  отводится  активной  и  разносторонней  самостоятельной  познавательной  деятельности  обучающихся.  Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать практическую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы  и объяснили, как надо действовать в новыхусловиях. Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности  обучающихся  через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает обучающихся  к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.

 В связи с этим педагогам дополнительного образования необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного  и  проектного  обучения. (о них  мы  говорили  в  прошлом  году)

 По  своей  специфике  образовательный  процесс  в  учреждении  дополнительного  детей  имеет  развивающий  характер, т.е.  направлен,  прежде  всего,  на  развитие  природных  задатков,  на  развитие  у  детей  творческих  и  специальных  способностей. Достижение  обучающимися  определенного  уровня  знаний,  умений, навыков  должно  быть  средством  развития  ребенка  и  его  способностей.  Поэтому  должна  преобладать  продуктивная,  поисковая  деятельность,   а  это  и  есть  системно – деятельностный  подход.

  Давайте  вспомним  о  проектной  деятельности  и  проблемном  обучении.                                                                                                                Метод  проектов – педагогическая  технология,  интегрирующая  в  себе  исследовательские, поисковые,  проблемные  методы.  В  основе   лежит  развитие  познавательных  навыков  обучающихся,  умений  самостоятельно  конструировать  свои  знания,  ориентироваться  в  информационном  пространстве, развивать  творческое  мышление,  умение  увидеть,  сформировать  и  решить  проблему. Проектная  деятельность  ориентирована  на  развитие  творческой  активности,  а  также  на  углубление  и  закрепление  имеющихся  знаний,  умений  и  навыков. Требования  простые:  все  темы,  предлагаемых  проектов  должны  быть  посильны  пониманию  ребенка.  Важно,  чтобы  выбору  проекта  предшествовала  «вспышка  интереса»,  дети  должны  заинтересоваться  проектом. Проект – это  творческая  работа,  связанная  с  планированием,  достижением,  и  описанием  определенного  результата,  ориентирован  на  самостоятельную  деятельность (индивидуальную, парную,  групповую),  которую  выполняют  в определенный  промежуток  времени.                                                                                                                                                                               Последовательность  работы  над  проектом: подготовка (определение  темы  и  целей ), планирование(определение  источника информации,  определение  способа  сбора  информации, распределение  обязанностей  между  членами  группы),  исследование (сбор  и  уточнение  информации),  формирование  результатов  или  выводов,  защита  проекта, оценка  результатов.

2017 год был  объявлен  годом  экологии,  поэтому  в  начале  прошлого  учебного  года  каждое  детское  объединение   выбрало  тему  проекта  на  экологическую  тему. Темы  были  следующие: детское объединение «Друзья природы» - «Красная  книга  Саратовской  области»,  детское  объединение «Исток» - «Лекарственные  растения,  растущие  в  Питерском  районе»,  детское  объединение  «Домовенок» - «Деревья  наши  зеленые  друзья»,  детское  объединение  «Изящная  фантазия» - «Зона  отдыха  в  селе Питерка».                                                                                                                                                 Под  руководством  педагогов  дети  работали, а  в  конце  учебного  года,  на  творческом  отчете  проекты  были  представлены. (с проектами  все  понятно)

Способность  четко  мыслить, логически  рассуждать  и  ясно  излагать  свои  мысли  в  настоящее  время  необходимо  каждому. Поэтому  в  работе  нужно  стремиться  не  просто  передавать  знания,  а  развивать  познавательную  активность  и  творческую  самостоятельность.  Так  считает  педагог  детского  объединения  естественнонаучной  направленности  «Друзья  природы»  Н.Н.Кисметова.  На  каждом  занятии  она  знакомит  своих  детей  с  новыми  знаниями,  фактами  путем  создания  проблемных  ситуаций,  способствующих  выдвижению  гипотезы  и  с  последующим  поиском  доказательства.  Проблемные  занятия  эффективны, детям  нравятся.  Обучаясь  по  данной  технологии,  у  ребят  появляется  уверенность  в  своих  силах, знаниях, способность  логически  мыслить.

                                                                                                                                 Педагог, владеющий педагогическими технологиями, может поставить задачу перед обучающимися, организовать исследовательскую работу и подвести их к решению проблемы так, чтобы окончательный результат был сделан самими  детьми.

Цель  системно – деятельностного  подхода:                                                                                                                                     - создание  установки  на  самостоятельность;                                                                                                                                          - свобода  выбора;                                                                                                                                                          - подготовка  к  жизни;                                                                                                                                                                                         - достижение  личностных  и  метопредметных  достижений.                                                                                               Системно – деятельностный  подход  нацелен  на  развитие  личности, о  нем  можно  сказать  так  « Все, что  я  услышал – я  забываю                                                                                                                                Все  что  вижу – я  запоминаю,                                                                                                                                                       Все  что  делаю  сам – я  усваиваю»                                                                                                                                    Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1). Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся получает знания  не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.  

2). Принцип непрерывности означает преемственность между всеми  ступенями и этапами обучения на уровне технологии,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса.                                                                                                                                 Перед  педагогом  стоят  следующие  задачи:

1. Создать  условия  для  того, чтобы  сделать  процесс  приобретения  знаний  - мотивированным (создать  мотивацию).  Повышение  мотивации  происходит  через  современные  образовательные  технологии.  Технологии  повышающие  мотивацию  обучения: ИКТ,  проектные  технологии, технология  ТРИЗ (теория решения изобретательских  задач)                                                                                                                                                      2. Учить  самостоятельно  ставить  перед  собой  цель,  находить  пути,  средства  ее  достижения.                                                                                                 3. Помогать  сформировать  умения  контроля  и  самоконтроля.

Виды  деятельности  при  системно – деятельностном  подходе:

- игровая;                                                                                                                                                                                                  - исследовательская;                                                                                                                                              - проектная;                                                                                                                                                                                        - творческая;                                                                                                                                                                                     - практическая.                                                                                                                                                               Формы  деятельности:                                                                                                                                  - групповая;                                                                                                                                                                                   - парная;                                                                                                                                                                                   - индивидуальная;                                                                                                                                                                                        - фронтальная.

Приемы,  которые  используются  для  того, чтобы  дети  самостоятельно  добывали  знания:  дискуссии,  исследовательская  группа,  экскурсии,  фантастические  добавки,   перепутанные  логические  цепочки, нестандартный  вход  в  занятие ( начинается  с  противоречивого  факта, который  трудно  объяснить  на  основе  имеющихся  знаний)

Структура занятия с позиции системно - деятельностного подхода – это организационный  момент,  актуализация  знаний, создание педагогом проблемной ситуации; восприятие обучающимися данной проблемной ситуации; совместная самостоятельная работа обучающихся над проблемой; управление педагогом поисковой деятельностью; рефлексия - обсуждение результатов, защита мини - проектов.

Сегодня каждый педагог может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

Применение системно - деятельностного подхода обучения создает условия для формирования у обучающихся  готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей.

Правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку обучающихся, предотвратить стрессы.

Системно-деятельностный подход предполагает создание у  детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Данный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но непременно ведет к достижениям в области воспитания и обучения.

Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Вывод: основная  идея  системно – деятельностного  подхода  в  том, что  новые  знания  не  даются  в  готовом  виде,  а  дети  открывают  их  сами  в  процессе  самостоятельной  исследовательской  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель "Портфолио" как системная оценка качества образования

 В Федеральной целевой программе развития образования одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ « НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»

Презентация системы работы классного руководителя в области здоровьесбережения. Рекомендуется для использования на родительских собраниях, семинарах....

Системный подход к решению духовно-нравственного воспитания в семье

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном  потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жи...

план работы творческой группы по теме "Системно-деятельностный подход"

план работы творческой группы по теме системно-деятельностного подхода МОУ "СОШ №8" города Усть-Илимска...

Методика развития системного мышления. Системный оператор.

Методика развития системного мышления основана на применении Системного оператора - одного из инструментов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)....

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....