Системно – деятельностный подход в организации образовательного процесса в дополнительном образовании.
статья
Системно – деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать практическую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и объяснили, как надо действовать в новыхусловиях. Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности обучающихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает обучающихся к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.
В связи с этим педагогам дополнительного образования необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного и проектного обучения.(о них мы говорили в прошлом году)
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на развитие у детей творческих и специальных способностей. Достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений, навыков должно быть средством развития ребенка и его способностей. Поэтому должна преобладать продуктивная, поисковая деятельность, а это и есть системно – деятельностный подход.
Давайте вспомним о проектной деятельности и проблемном обучении. Метод проектов – педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы. В основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть, сформировать и решить проблему. Проектная деятельность ориентирована на развитие творческой активности, а также на углубление и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Требования простые: все темы, предлагаемых проектов должны быть посильны пониманию ребенка. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса», дети должны заинтересоваться проектом. Проект – это творческая работа, связанная с планированием, достижением, и описанием определенного результата, ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую выполняют в определенный промежуток времени. Последовательность работы над проектом: подготовка (определение темы и целей ), планирование(определение источника информации, определение способа сбора информации, распределение обязанностей между членами группы), исследование (сбор и уточнение информации), формирование результатов или выводов, защита проекта, оценка результатов.
2017 год был объявлен годом экологии, поэтому в начале прошлого учебного года каждое детское объединение выбрало тему проекта на экологическую тему. Темы были следующие: детское объединение «Друзья природы» - «Красная книга Саратовской области», детское объединение «Исток» - «Лекарственные растения, растущие в Питерском районе», детское объединение «Домовенок» - «Деревья наши зеленые друзья», детское объединение «Изящная фантазия» - «Зона отдыха в селе Питерка». Под руководством педагогов дети работали, а в конце учебного года, на творческом отчете проекты были представлены. (с проектами все понятно)
Способность четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, а развивать познавательную активность и творческую самостоятельность. Так считает педагог детского объединения естественнонаучной направленности «Друзья природы» Н.Н.Кисметова. На каждом занятии она знакомит своих детей с новыми знаниями, фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства. Проблемные занятия эффективны, детям нравятся. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах, знаниях, способность логически мыслить.
Педагог, владеющий педагогическими технологиями, может поставить задачу перед обучающимися, организовать исследовательскую работу и подвести их к решению проблемы так, чтобы окончательный результат был сделан самими детьми.
Цель системно – деятельностного подхода: - создание установки на самостоятельность; - свобода выбора; - подготовка к жизни; - достижение личностных и метопредметных достижений. Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности, о нем можно сказать так « Все, что я услышал – я забываю Все что вижу – я запоминаю, Все что делаю сам – я усваиваю» Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1). Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.
2). Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса. Перед педагогом стоят следующие задачи:
1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний - мотивированным (создать мотивацию). Повышение мотивации происходит через современные образовательные технологии. Технологии повышающие мотивацию обучения: ИКТ, проектные технологии, технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) 2. Учить самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути, средства ее достижения. 3. Помогать сформировать умения контроля и самоконтроля.
Виды деятельности при системно – деятельностном подходе:
- игровая; - исследовательская; - проектная; - творческая; - практическая. Формы деятельности: - групповая; - парная; - индивидуальная; - фронтальная.
Приемы, которые используются для того, чтобы дети самостоятельно добывали знания: дискуссии, исследовательская группа, экскурсии, фантастические добавки, перепутанные логические цепочки, нестандартный вход в занятие ( начинается с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний)
Структура занятия с позиции системно - деятельностного подхода – это организационный момент, актуализация знаний, создание педагогом проблемной ситуации; восприятие обучающимися данной проблемной ситуации; совместная самостоятельная работа обучающихся над проблемой; управление педагогом поисковой деятельностью; рефлексия - обсуждение результатов, защита мини - проектов.
Сегодня каждый педагог может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.
Применение системно - деятельностного подхода обучения создает условия для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей.
Правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку обучающихся, предотвратить стрессы.
Системно-деятельностный подход предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Данный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но непременно ведет к достижениям в области воспитания и обучения.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Вывод: основная идея системно – деятельностного подхода в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход в организации образовательного процесса в дополнительном образовании.
(Мое выступление)
Системно – деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать практическую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и объяснили, как надо действовать в новыхусловиях. Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности обучающихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает обучающихся к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.
В связи с этим педагогам дополнительного образования необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного и проектного обучения. (о них мы говорили в прошлом году)
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на развитие у детей творческих и специальных способностей. Достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений, навыков должно быть средством развития ребенка и его способностей. Поэтому должна преобладать продуктивная, поисковая деятельность, а это и есть системно – деятельностный подход.
Давайте вспомним о проектной деятельности и проблемном обучении. Метод проектов – педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы. В основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть, сформировать и решить проблему. Проектная деятельность ориентирована на развитие творческой активности, а также на углубление и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Требования простые: все темы, предлагаемых проектов должны быть посильны пониманию ребенка. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса», дети должны заинтересоваться проектом. Проект – это творческая работа, связанная с планированием, достижением, и описанием определенного результата, ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую выполняют в определенный промежуток времени. Последовательность работы над проектом: подготовка (определение темы и целей ), планирование(определение источника информации, определение способа сбора информации, распределение обязанностей между членами группы), исследование (сбор и уточнение информации), формирование результатов или выводов, защита проекта, оценка результатов.
2017 год был объявлен годом экологии, поэтому в начале прошлого учебного года каждое детское объединение выбрало тему проекта на экологическую тему. Темы были следующие: детское объединение «Друзья природы» - «Красная книга Саратовской области», детское объединение «Исток» - «Лекарственные растения, растущие в Питерском районе», детское объединение «Домовенок» - «Деревья наши зеленые друзья», детское объединение «Изящная фантазия» - «Зона отдыха в селе Питерка». Под руководством педагогов дети работали, а в конце учебного года, на творческом отчете проекты были представлены. (с проектами все понятно)
Способность четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, а развивать познавательную активность и творческую самостоятельность. Так считает педагог детского объединения естественнонаучной направленности «Друзья природы» Н.Н.Кисметова. На каждом занятии она знакомит своих детей с новыми знаниями, фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства. Проблемные занятия эффективны, детям нравятся. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах, знаниях, способность логически мыслить.
Педагог, владеющий педагогическими технологиями, может поставить задачу перед обучающимися, организовать исследовательскую работу и подвести их к решению проблемы так, чтобы окончательный результат был сделан самими детьми.
Цель системно – деятельностного подхода: - создание установки на самостоятельность; - свобода выбора; - подготовка к жизни; - достижение личностных и метопредметных достижений. Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности, о нем можно сказать так « Все, что я услышал – я забываю Все что вижу – я запоминаю, Все что делаю сам – я усваиваю» Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1). Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.
2). Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса. Перед педагогом стоят следующие задачи:
1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний - мотивированным (создать мотивацию). Повышение мотивации происходит через современные образовательные технологии. Технологии повышающие мотивацию обучения: ИКТ, проектные технологии, технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) 2. Учить самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути, средства ее достижения. 3. Помогать сформировать умения контроля и самоконтроля.
Виды деятельности при системно – деятельностном подходе:
- игровая; - исследовательская; - проектная; - творческая; - практическая. Формы деятельности: - групповая; - парная; - индивидуальная; - фронтальная.
Приемы, которые используются для того, чтобы дети самостоятельно добывали знания: дискуссии, исследовательская группа, экскурсии, фантастические добавки, перепутанные логические цепочки, нестандартный вход в занятие ( начинается с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний)
Структура занятия с позиции системно - деятельностного подхода – это организационный момент, актуализация знаний, создание педагогом проблемной ситуации; восприятие обучающимися данной проблемной ситуации; совместная самостоятельная работа обучающихся над проблемой; управление педагогом поисковой деятельностью; рефлексия - обсуждение результатов, защита мини - проектов.
Сегодня каждый педагог может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.
Применение системно - деятельностного подхода обучения создает условия для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей.
Правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку обучающихся, предотвратить стрессы.
Системно-деятельностный подход предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Данный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но непременно ведет к достижениям в области воспитания и обучения.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Вывод: основная идея системно – деятельностного подхода в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель "Портфолио" как системная оценка качества образования
В Федеральной целевой программе развития образования одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ « НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»
Презентация системы работы классного руководителя в области здоровьесбережения. Рекомендуется для использования на родительских собраниях, семинарах....
Системный подход к решению духовно-нравственного воспитания в семье
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жи...
план работы творческой группы по теме "Системно-деятельностный подход"
план работы творческой группы по теме системно-деятельностного подхода МОУ "СОШ №8" города Усть-Илимска...
Методика развития системного мышления. Системный оператор.
Методика развития системного мышления основана на применении Системного оператора - одного из инструментов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)....
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....