Методика развития системного мышления. Системный оператор.
статья по теме
Методика развития системного мышления основана на применении Системного оператора - одного из инструментов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Системный оператор
Системное мышление, системный подход - положительные и популярные понятия. Можно ли НАУЧИТЬ системному мышлению? Да, можно. На примерах из учебной программы для начальной школы вы увидите, как это можно сделать.
Методика развития системного мышления, используемая в данном курсе основана на применении СИСТЕМНОГО ОПЕРАТОРА (СО) - одного из инструментов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). СО даёт возможность выстраивать иерархию систем (технических, социальных, научных и т. д.), линии их развития во времени, выявлять ресурсы систем разных иерархических уровней и применять выявленные ресурсы для решения проблем. Рассматривается смысл понятий: система, подсистема, надсистема, функция системы, системные связи и др.
В результате применения СО развивается не только системное мышление, но и значительно возрастает творческий потенциал человека, способность находить эффективные варианты решения проблем.
Системный оператор позволяет рассматривать объект как систему (совокупность элементов). Такое рассмотрение возможно в контексте некоторой проблемы и заданной в этой связи цели (назначения) системы или её функции.
прошлое настоящее будущее
надсистема | надсистема | надсистема |
система | система | система |
подсистема | подсистема | подсистема |
Системный оператор представляет собой 9 экранов . В центральном экране фиксируется система. Внизу 0 подсистемы (части), вверху – надсистемы (вкоторые сама сисиема входит как часть), слева – прошлое ситемы, справа – её будущее.
Системный оператор формирует восприятие окружающего мира, как процесса, умение проследить изменение, развитие.
Тренинги по системному оператору включают следующие типы заданий:
- перемещение объекта по экранам системного оператора (движение вверх-вниз позволяет переходить от одного этажа системной иерархии до другого; движение по горизонтали позволяет мысленно перемещать объект во времени);
-«круги по воде» - выявление последствий одного явления на разных системных уровнях, на разных временных промежутках;
-поиски причины явления в различных «окнах» системного оператора.
Ключевую роль в работе над образной картиной мира играет обучение «системному сравнению»: когда объект в целом сравнивается с другим объектом, части (подсистемы) тоже отражают это сравнение.
Наиболее эффективный тренинг на обучение системному сравнению – найти для каждой подсистемы «образа» аналог в исходной системе: представим, что класс – это морское дно. Чем будут парты? (обломки корабля) Доска? (вход в пещеру осьминога) Окна? (солнечные блики) (Мурашковска И.Н.)
На базе системного оператора вводится понятие об общих законах развития систем. Эта проблема находится в ТРИЗ в стадии разработки. Автором теории были сформулированы законы развития технических систем. Для некоторых из них наличие аналогов в системах другого типа очевидно и доказано (законы стремления к идеальности, перехода в надсистему); для других вопрос остаётся открытым. Мы использовали представления об идеальной системе (максимально результативной, максимально затратной) для обучения оцениванию собственных текстов.
Опираясь на законы развития систем, можно строить сочинения – прогнозы в жанре научной фантастики (Синдяева О., Сидорчук Т.А). В нашей практике фантастические проекты – прогнозы не имели прямого отношения к курсу развития речи (в начальном и среднем звене они представляли собой рисунки, снабженные комментариями, в старшей школе – исследовательскими чертежами, расчётами и т. п.)
Развитие систем и их иерархические связи хорошо видны на схеме много экранного мышления.
Например: рассматривание исторического развития объекта КНИГА, используя «Системный оператор».
прошлое | настоящее | будущее |
Целлюлозно-бумажный комбинат | Библиотека | Музей |
БУМАГА | КНИГА | СТАРАЯ КНИГА |
целлюлоза | Подсистема книги | Подсистема старой книги |
| Прошлое | Настоящее | Будущее |
надсистема | Далекое прошлое | Откуда пришла книга? | Человек. |
система | Рассказ об истории появления книг (наскальные рисунки) | Книга | Блок знаний у человека |
подсистема | Камень | Из чего | Составные части блока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...

«Виды задач на развитие логического мышления и методика работы с ними»
«Виды задач на развитие логического мышления и методика работы с ними»...
Теория и методика развития творческого мышления учащихся
Рекомедации учителю о том, как развивать творческое мышление младших школьников на уроках....
Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников....

Развитие системного мышления посредством использования логико-смысловых моделей.
Мастер- класс по использованию логико-смысловых моделей, инструментов многомерной дидактической технологии, с целью развития системного мышления при обучении младшиих школьников....

Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н
Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...

Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока
В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные...