Внеклассное мероприятие «Огонь- друг, огонь – враг»
методическая разработка (3 класс)

Голондарева Ирина Владимировна

Пожары в нашей стране приобретают характер национального бедствия. Большинство пожаров происходит по вине детей. Три четверти всех пожаров происходят в жилом секторе и практически каждый второй вызван неосторожным обращением с огнём, участились пожары в различных учебных заведениях, причём с человеческими жертвами. Это говорит о том, что население тотально не владеет элементарной противопожарной грамотой и совершенно не соблюдает правила пожарной безопасности.

Жизнь показала, что там, где среди детей проводится разъяснительная, воспитательная работа по пожарной безопасности, риск возникновения пожаров сводится к минимуму, причём эта работа становится во много раз эффективнее, если в ней участвуют сами дети.

Самой распространённой формой приобщения детей к проведению противопожарной работы является организация внеклассных занятий по пожарной безопасности.

Активное участие в деле профилактики пожаров невозможно без знания хотя бы основ пожарного дела. С этой целью, а также для воспитания у детей гражданственности, мужества, находчивости, научения относиться с уважением, а не с пренебрежением к огню я и было проведено внеклассное мероприятие  для обучающихся 3 классов начальной звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_ogon-drug_ogon-_vrag.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Антоненко Л. В., Голондарева И. В.

Место работы: МБОУ « СОШ №2имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»

Должность: учителя  начальных классов

Предмет: внеклассное мероприятие

Класс: 3

Цель:   формирование основ пожарной  безопасности младших школьников,   познакомить обучающихся с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище, показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной;
  • знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;
  • знакомство с первичными средствами пожаротушения;
  • знакомство с правилами пожарной безопасности. 
  • обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях

Развивающие:

  • развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.
  • развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательные:

  • воспитание осторожного обращения с огнём.
  • воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости.  
  • воспитание бережного отношения  к своему здоровью и  здоровью окружающих.
  • воспитание уважения к опасной профессии пожарного.
  • воспитывать чувство ответственности, активную гражданскую позицию, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности
  • показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань)

Используемое оборудование: мультимедийная  установка, презентация  «Огонь-друг, огонь -враг», видеоролик про местную пожарную часть, пожарные знаки, предметы для игры (игрушки, пожарные машины, ведерки с песком, кегли), телефоны,  карточки с загадками, пожарные рукава, спецодежда, противогазы, огнетушители, плакаты,  детские рисунки.

Примечание: данное мероприятие было  проведено в рамках районного методического объединения  и включало в себя соревнование между обучающимся 3 б и 3 г классов, сопровождалось  презентацией Microsoft PowerPoiht;  в ходе подготовки к мероприятию  была проведена экскурсия в местную пожарную часть.

Ход мероприятия:

Организационный момент. Нацеливание на продуктивную работу. (слайд№2)

(Перед началом мероприятия, для создания особого эмоционального настроя, просмотр видеоролика про местную пожарную часть). (слайд№3)

Ведущий1: Однажды великого Эйнштейна спросили: « Опасна ли атомная энергия для человечества?» (слайд №4)

Ведущий2: Он ответил «Не больше, чем коробка спичек, дело только в том, в чьих руках она будет».

Ведущий1: Огонь – друг, символ. Овладение этой величайшей стихийной силой

природы дало возможность человеку обеспечить себя теплом и светом. Помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни климатические условия. Без огня жизнь человека на земле невозможна. Огонь плавит руду, помогая получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных самолетов и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня. (слайд №5)

Ведущий2: С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников

героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены, отдавая дань традициям античного мира. (слайд №6)

Ведущий1: Огонь – враг. Огонь, оставивший свои следы в истории всех эпох и наро-

дов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в пепел. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. (слайд №7,8)

В:     Ребята, а почему мы сегодня говорим про огонь? (слайд №9)

1уч:   Потому что  огонь наш друг, но не всегда

          Бывает от него и беда!

2уч:   С огнем не шути, сгореть можно

3уч:   В руках спичка была, да изба сплыла

4уч:   Пламя это благо и жизнь,

          Если не  забыть потушить вовремя

5уч:   Не играй дружок со спичкой

          Помни ты, она мала

          Помни ты, она мала

          Но от спички невелички

          Может дом сгореть дотла

6уч:   Младшим братьям и сестричкам

          Все ребята говорят:

          «Крепко помните, что спички

          Не игрушка для ребят»

7уч:     Крепко помните друзья,

              Что с огнем шутить нельзя!

8 уч.: Чтоб пожар не получился,

         Чтоб беды не приключилось,

         Нужно правила все знать,

          Назубок их отвечать.

Ведущий1: Ребята, а если вдруг случилась беда…(слайд №10)

  1. А если вдруг случится беда, то «01» звони всегда!
  2. А кто знает, почему пожарной службе достался номер «01»?
  3. Потому – что номер «01» простой, его любой запомнит.
  4. «01» - номер короткий, а на пожаре дорога каждая минута.
  5. «01» - удобный номер, его в темноте легко набрать на диске телефона.

Ведущий1: ребята, а кто-нибудь из вас хочет быть пожарным?

На сцену выбегает мальчик

Мальчик (кричит): Я, я хочу быть пожарным!

Ведущий2: А почему ты хочешь стать пожарным?

Мальчик: Не хочу быть банкиром, (слайд №11)

Не хочу я Мерседес.

Смелым буду я пожарным –

В городе не будет бед!

Будут люди улыбаться

Мне спасибо говорить,

А пожары и тревоги

Стороною обходить.

Ведущий1: Труд пожарных очень трудный, 

Он опасен и суров.

Если хочешь стать пожарным,

Будь готов ты ко всему!

Спит будильник среди ночи,

А пожарный на посту:

Если вдруг пожар случится,

Чей-то домик загорится,

Сизый дым стоит стеной.

Ведущий2: В тишине сирена взвоет, 

Машины мчатся под дождём.

Неизвестные герои

Смело борются с огнём.

Дым исчез, пожар потушен,

Новый вызов впереди.

Люди спят, пожарный тушит.

Так бегут за днями дни.

Мальчик: Люди, будьте осторожны,

Вы, пожалуйста, с огнем!

Свой очаг вы берегите

Не пускайте горе в дом!

Я хочу, чтоб в доме вашем

Не гостили боль и мрак.

И поэтому пожарным

После школы стану я!

Звучит  «Марш пожарных» в исполнении учащиеся, на фоне проигрыша выходят команды  3б класс «Огоньки»  и 3г класс «Пожарные».  (слайд №12)

Ведущий1: А я знаю ещё несколько ребят, которые мечтают стать пожарными,

ребята выходите к нам. (слайд №13)

Ведущий2: Ребята, скучать вам сегодня не придется. Вас ждут игры, шутки и конкурсы. Итак, мы начинаем.

«Визитная карточка» 
1. «ОГОНЬКИ»
Наш девиз:
«Огонь – опасная штука
Он над собой не любит шуток»

2.«ПОЖАРНЫЕ»
Наш девиз:
«Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя».

Ведущий: Представляю вам жюри, которое будет оценивать каждый конкурс.
______________________________________________________________ 
______________________________________________________________ 
______________________________________________________________

Знакомство с конкурсной программой 

Конкурс №1 «Разминка»  (слайд №14-17)
Отгадайте загадки:
1)В маленьком амбаре 
Держат 100 пожаров (Спичечный коробок)

2)Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает (Огонь)

3)Где с огнем беспечны люди,
Обязательно он будет (Пожар)

4)Дым увидел, не зевай,
Нас скорее вызывай (Пожарные)

5)Летела мошка, осиновая ножка
На стог села, все сено съела (Спичка)

6)Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, пароходом, 
Не бываю без огня. (Дым)

7)Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает? 
Без чего никак нельзя? (Противогаз)

8)Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы (Пожарная машина)

- В ходе разминки вы повторили термины, связанные с пожарной безопасностью.

Ведущий 1:  2-й конкурс «Прием звонка» (слайд №18)


Знать обязан каждый гражданин – 
Телефон пожарных “01”:
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:
Срочно “01” звоните,
Точно адрес назовите,
Что горит, давно ли, где.
Несколько минут промчится – 
К вам пожарная примчится
И поможет вам в беде!

Задание:

Ведущий 2:-Каждый участник команды добегает до стола, где стоит телефонный аппарат, набирает номер пожарной команды, затем называет улицу и дом, где произошёл пожар и свою фамилию.

Ведущий 1:  3-й конкурс «Сборы спасателей на вызов» (слайд №19)

Ведущий 2:  -Поступил сигнал тревоги в пожарную часть. И все спасатели спешат к вам на помощь. Но прежде, чем ехать, они должны надеть свою форму. Ребята, вы все знаете, что у спасателей, пожарных имеется специальная одежда. Она защищает их от огня.

Представьте себе, что вы пожарная команда. Вам нужно быстро надеть спецодежду и крикнуть: По команде тревога – готов

Каждый участник команды поочерёдно подбегает к столу с курткой, каской и перчатками и быстро их надевает, затем кричит: По команде тревога – готов! Снимает одежду и бежит обратно, передавая эстафету.


Ведущий 1:  4-й конкурс «Что нужно при пожаре?» (слайд №20)

-Ребята, чтобы прийти на помощь, спасателям нужно брать с собой много нужных вещей, а какие это вещи и знаете ли вы их, мы сейчас посмотрим.

Задание. 

Ведущий 2: -Участники по команде ведущего, сидя на фитболе, прыгают к финишу на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде.


Ведущий 1:  5-й конкурс «Пожарная машина спешит на помощь» (слайд №21)

Вот пожарные узнали,

Где горит, в каком квартале.

Командир сигнал дает,

И сейчас же - в миг единый

Вырываются машины

Из распахнутых ворот.

Задание. 

Ведущий 2:-Дети встают командами друг за другом. Перед ними стоят кегли в ряд. Каждой команде даётся маленькая пожарная машинка на верёвочке. Дети поочерёдно змейкой оббегают кегли, везя за верёвочку машинку, старясь не сбить ни одной кегли. Чья команда вперёд.


Ведущий 1:  6-й конкурс «Боевое развертывание» (слайд №22)

-Пожарные примчались на место трагедии. Что они будут делать сейчас?? Правильно тушить пожар. А чем тушат пожар? Правильно водой. Но для того, чтобы начать тушить пожар водой нужно подготовить пожарный рукав (шланг) из которого пойдет вода. Именно это вам и предстоит сейчас сделать.

Задание.  
Ведущий 2:-По сигналу капитаны команд развертывают пожарный рукав (атласную ленту), а затем аккуратно сворачивают её в рулон. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Ведущий 1:  7-й конкурс – Азбука пожарной безопасности. (слайд №23)

Задание.

Ведущий 2- Командам предлагаются листы с вопросами, на которые они письменно отвечают и отдают свои листы членам жюри, которые их проверяют. А в это время проводится игра с болельщиками.

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ:

  • Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели? (Маша в сказке «Три медведя»)

  • Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным? (Буратино)

  • Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ: не слушал старших, пил грязную воду? (Братец Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Ивaнyшка”)

  • Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними. (Красная шапочка или Колобок)

  • Какой сказочный персонаж не слушал маму и открыл дверь чужим? (Козлёнок в сказке “Волк и семеро козлят”

  • Какой сказочный персонаж не слушал старших и зацепил свои сани за впереди идущий транспорт? (Кай из сказки “Снежная королева”)

Ведущий 1:  Игра с болельщиками «Опасные предметы», «Ситуации» (слайд №24-30)

Ведущий 2: -Пожарные (как ученики в школе) постоянно проходят обучение. Мы с вами видели на экскурсии, что в ПЧ у них тоже есть учебный кабинет. И они не только учатся, но и сдают экзамены. Вот и вам сейчас придется вспомнить все, что вы сегодня узнали и сдать экзамен.

- Да, и сказочные герои тоже нарушают правила пожарной безопасности. И вот какие бывают последствия. (слайд №31)

На сцене появляются Кащей с Лешим, они разговаривают между собой.

Кащей: Леший ты знаешь надо признаться Бабе-Яге, что у неё нет больше виллы на

Гавайях.

Леший: А зачем мы будем её расстраивать?

Тут у Кащея зазвонил телефон.

Кащей: (смотрит на телефон): Ну вот, опять Яга звонит! Что делать?

Кащей решил ответить на звонок Бабы-Яги. Звучит фонограмма  песни Утесова «Все хорошо прекрасная маркиза».

Баба-Яга (поёт): Алло, алло? Мой милый Коша!

Давно я дома не была

Пятнадцать дней, как я в отъезде

Ну как идут у нас дела?

Кащей: Всё хорошо, прекрасная Ягуша

Дела идут и жизнь легка

Ни одного, печального сюрприза

За исключеньем пустяка

Так ерунда, пустое дело,

Фазенда ваша вся сгорела

А в остальном, прекрасная Ягуша

Всё хорошо, всё хорошо .

Баба-Яга: Алло, алло? Мой милый Леший!

Я ничего не поняла!

Как это так, что все сгорело!?

Мой домик выгорел дотла!?

Леший: Всё хорошо, прекрасная Ягуша!

Всё хорошо как никогда

К чему скорбеть от глупого сюрприза

Ведь это право ерунда:

Сгорел ваш лес, болото, поле

Сгорел ваш сад и косогорье.

А в остальном, прекрасная Ягуша

Всё хорошо, всё хорошо.

Баба-Яга: Алло, алло? Кашей и Леший!

Какой неслыханный удар

Скажите правду, вы друзья мне

Когда в избушке был пожар?

Кащей: Всё хорошо, прекрасная Ягуша

И хороши у нас дела

Но вам судьба, как видно из каприза

Ещё сюрприз преподнесла .

Сгорел гараж с машиной вместе

Когда пылало всё поместье

А в остальном, прекрасная Ягуша

Всё хорошо, всё хорошо.

Баба-Яга: Алло, алло? Сгорел мой замок?

Ах до чего ж мне тяжело

Я вне себя, скажите прямо

Как это всё произошло?

Кащей и Леший: Пришли туристы к нам намедни

Устроив небольшой костер.

И ваш чудесный, старый домик

Сгорел как водится дотла.

И там конечно года два

Уже не вырастет трава.

Там птицы больше не поют,

Деревья тоже не растут,

Зверюшки разбежались все.

Погода ветреной была

Ваш замок выгорел дотла

А вместе с ним сгорел гараж

Где Лимузинчик ваш стоял,

Он тоже выгорел дотла.

А в остальном, прекрасная Ягуша

Всё хорошо, всё хорошо.

Баба- Яга, Кащей и Леший уходят.

Ведущий 1:  8-й конкурс «Тушение пожара» (слайд №32)

-Ребята, а чем, кроме воды можно затушить пожар? Правильно песком. Сейчас мы посмотри как вы справитесь с этой задачей.

Задание.

Ведущий 2:   Команды выстраиваются в шеренгу. С двух сторон шеренги стоят ведерки – одно пустое, а другое с песком. Первый участник совочком набирает песок и вся шеренга передает совочек в конец и высыпает в пустое ведро. Побеждает команда, перенесшая большее количество песка.

Ведущий 1:  9-й конкурс «Спасение пострадавших» (слайд №33)

-Порою на пожаре не столько опасен огонь, сколько едкий дым. Он щиплет глаза, становится трудно дышать. Кто знает, как правильно вести себя в задымленном помещении? Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их , задерживая дыхание или закрыв рот или нос влажным платком или полотенцем. А как же трудно в дыму разглядеть пострадавшего. Маленькие дети часто прячутся от дыма в шкафах, под кроватью и поэтому пожарным найти их нелегко. 
Задание.

Ведущий 2:-Сейчас наши юные пожарные будут спасать не людей, а свои любимые игрушки. Каждая команда должна пройти на корточках («гусиным шагом») «задымленное помещение» до обруча, дыша при этом через мокрую тряпку. Далее вы берете, т.е. спасаете 1 игрушку и возвращаетесь к своей команде. Ваша задача – спасти всех и доставить в безопасное место.

Ведущий 1:  10-й конкурс  «Сигналы бедствия» (пантомима) (слайд №34)

-Ребята, так иногда случается, что потушив пожар, пожарные собираются уезжать, но тут вдруг оказывается, что поблизости кому-то снова нужна их помощь. И человек на расстоянии пытается им объяснить, что случилось, а пожарным необходимо догадаться, что произошло и какую помощь они должны оказать людям, находящимся в беде.

Задание.

Ведущий 2: -Три человека из команд объясняют мимикой и жестами ситуацию, а команды должны отгадать, о чем они хотят им сообщить.

Задание 1: у нас находится пострадавший, у него травма ноги. Нам нужны   медикаменты, пища и вода.

Задание 2: у нас находятся пострадавший, у него травма головы. Его нужно поднять на вертолёт.

Задание 3: 2 человека не способны двигаться. Нам нужны носилки и машина.

Задание 4: у нас  один человек заблокирован на крыше,  нужна лестница.

Жюри подводит итоги 

Ученик: Правила пожарные без запинки знайте, 
Правила пожарные строго соблюдайте! 
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем. 
Ученик: Желаем вам во всем удачи
И просим каждого из вас. 

 О самом главном - об одном:
Вместе: Быть осторожными с огнем! 

НАГРАЖДЕНИЕ

Ведущий1: Мы надеемся, что наш праздник вам понравился, вы повторили, а может

быть и узнали что-то новое по противопожарной безопасности, у нас появились в школе новые участники группы «юные друзья пожарных», которые когда-нибудь осуществят свою мечту детства и станут пожарными. Мы желаем им удачи.

Ведущий2: Мы благодарим вас за внимание и говорим «До свидания, до новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Огонь - друг, огонь - враг"

Мероприятие о правилах пожарной безопасности для обучающихся 2 класса...

Внеклассное мероприятие "Огонь- друг и враг"

Внеклассное мероприятие по ГО по теме "Огонь- друг и враг"...

Внеклассное мероприятие. "Огонь -друг. Огонь-враг"

Внеклассное мероприятие для младших школьников с инсценировкой "Кошкин дом"...

Внеклассное мероприятие "Огонь - друг или враг"

внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы...

Внеклассное мероприятие "Огонь – друг, огонь – враг"

Цели: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;разобрать ситуации возникновения пожучить детей правилам безопасного обращения с огнём,убедить в недопустимости шуток ...

Внеклассное мероприятие Огонь - друг, огонь - враг

На занятии у детей формируется потребность в бережном обращении с огнём...