Тематическое планирование кружка по программе "Речь"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Штоколова Анна Анатольевна

"Костер живой мысли в сознании своих воспитанников зажжет только тот педагог, который знает в сто раз больше, чем того требует обязательная программа. Если у учителя есть это богатство, то его интеллектуальное общениенеминуемо выходит за рамки урока и приобретает индивидуальный характер: интеллект педагога и интеллект отдельных учениковсвязывается десятками нитей-это и есть живые дорожки от сердца к сердцу"(В.А.Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem_plan_kruzhka_rech.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  кружка  по программе «Речь»,  1 класс.

Руководитель: Штоколова А.А.

п/п

Тема занятия

Вид занятия

Дата проведения

Теория

Практика

план

факт.

1

  Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь.

Устная и письменная речь.

Составление предложений устной и письменной речи.

2

Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь.

Устная и письменная речь.

Составление предложений устной и письменной речи.

3

Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос.

Дыхание-основа звучащей речи.

Упражнения на тренировку дыхания в игровой форме.

4

Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос.

Дыхание-основа звучащей речи.

Упражнения на тренировку дыхания в игровой форме.

5

Какую речь приятно слушать? Техника речи: дикция. Скороговорки.

Голос- важный компонент техники речи.

Речевые разминки, упражнения для разминки голоса.

6

Какую речь приятно слушать? Техника речи: дикция. Скороговорки.

Дикция-правильность произношения.

Упражнения над совершенствованием дикции.

7

Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.

Слово-смысловая единица языка.

Упражнения по составлению слов, знакомство со словарями.

8

Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.

Слово-смысловая единица языка.

Упражнения по составлению слов, знакомство со словарями.

9

Многозначные слова.

Омонимы-многозначные слова,  имеют много значений

Упражнения для правильного употребления многозначных слов, выяснение значений слов.

10

Многозначные слова.

Омонимы-многозначные слова,  имеют много значений

Упражнения для правильного употребления многозначных слов, выяснение значений слов.

11

Точность речи. Синонимы.

Синонимы-близкие по значению слова, но разные по написанию.

Упражнения для правильного употребления синонимов, выяснение значений слов.

12

Точность речи. Синонимы.

Синонимы-близкие по значению слова, но разные по написанию.

Упражнения для правильного употребления синонимов, выяснение значений слов.

13

Точность речи. Антонимы.

Антонимы-слова противоположные по значению и  разные по написанию.

Упражнения для правильного употребления синонимов, выяснение значений слов.

14

Точность речи. Антонимы.

Антонимы-слова противоположные по значению и  разные по написанию.

Упражнения для правильного употребления синонимов, выяснение значений слов.

15

Культура общения. Волшебные  слова: слова приветствия и слова прощания.

Понятие «культура»,  «культура общения».

Упражнения в  театральных сценках соблюдать культуру поведения, культуру общения.

16

Культура общения. Волшебные  слова: слова приветствия и слова прощания.

Понятие «культура»,  «культура общения».

Упражнения в  театральных сценках соблюдать культуру поведения, культуру общения.

17

Слова выражения просьбы, благодарности, извинения.

Слова выражения просьбы, благодарности, извинения.

Упражнения в  театральных сценках соблюдать культуру поведения, культуру общения.

18

Слова выражения просьбы, благодарности, извинения.

Слова выражения просьбы, благодарности, извинения.

Упражнения в  театральных сценках соблюдать культуру поведения, культуру общения.

19

Общее понятие о тексте.

В тексте все слова и предложения связаны по смыслу.

Упражнения с деформированным текстом, определение последовательности предложений.

20

Общее понятие о тексте.

В тексте все слова и предложения связаны по смыслу.

Упражнения с деформированным текстом, определение последовательности предложений.

21

Тема текста.

То, о чем говорится в тексте называется темой.

Конструирование текста на заданную тему

22

Тема текста.

То, о чем говорится в тексте называется темой.

Конструирование текста на заданную тему, определение темы текста.

23

Опорные слова в тексте.

Самые главные слова, которые помогают вспомнить героев, события-опорные слова.

Самостоятельный подбор опорных слов.

24

Опорные слова в тексте.

Самые главные слова, которые помогают вспомнить героев, события- опорные слова.

Сочинение сказки по опорным словам.

25

Тема текста. Опорные слова в тексте. Заглавие текста.

Заглавие –о ком или о чем говорится в тексте.

Составление текста по заголовку и опорным словам.

26

Тема текста. Опорные слова в тексте. Заглавие текста.

Заглавие –о ком или о чем говорится в тексте.

Составление текста по заголовку и опорным словам.

27

Основная мысль текста . Заглавие.

Основная мысль текста-самое важное, что хотел высказать автор.

Составление рассказа-описания и озаглавливания его.

28

Основная мысль текста . Заглавие.

Основная мысль текста-самое важное, что хотел высказать автор.

Составление рассказа-описания и озаглавливания его.

28

План текста.

План-составление событий в определенной последовательности.

Составление плана

29

План текста.

План-составление событий в определенной последовательности.

Редакция деформированного плана

30

Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Типы текста.

Упражнения в определении типа текста.

31

Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Типы текста.

Упражнения в определении типа текста.

32

Проектные работы по теме «Многозначные слова», «Культура речи», «Волшебные слова».

Знакомство с проектной деятельностью.

Сбор материала для проектной работы.

33

Защита проектов.

Выступление. Защита проекта

Защита проекта.

34

Итого:

Обобщающее сочинение -повествование

34 часа

Подготовительная работа. Составление плана сочинения.

Сочинение- творческая работа «О любимой игрушке».

Тематическое планирование  кружка  по программе «Речь»

Руководитель: Штоколова А.А.

2 класс

п/п

Тема занятия

Вид занятия

Дата

Теория

Практика

план

факт.

1

Повторение изученного в 1 классе. Тема текста, основная мысль, опорные слова.

То, о чем говорится в тексте называется темой. Самые главные слова, которые помогают вспомнить героев, события-опорные слова.

Конструирование текста на заданную тему.

2

Повторение изученного в 1 классе. Типы текста.

Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Упражнения в определении типа текста.

3

Выразительное чтение.Интонация.

Интонация.

Тренировочные упражнения в выразительном чтении

4

Слово. Повторение изученного в 1 классе.

Слово-смысловая единица языка.

Упражнения по составлению слов, знакомство со словарями.

5

Прямое и переносное значение слова.

Прямое и переносное значение слова.

Упражнения в выделении слов в переносном значении

6

Изобразительные средства языка. Явное и скрытое сравнения.

Явное и скрытое сравнения(метафора).

Составление описания на основе сравнения

7

Загадка. Обучение сочинению загадок.

Загадка .

Обучение сочинению загадок. Загадка-тайна, секрет, который надо отгадать., раскрыть.

8

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

Изобразительные средства языка.

 Составление предложений с олицетворением,т.е с использованием слов с переносным значением, которые «оживляют» неживые предметы.

9

Изложение с языковым разбором текста.

Изложение- письменный  пересказ  текста.

Составление плана. Языковой анализ текста

10

Сочинение сказки.

Что такое сказка? Постановка творческой задачи.

Сочинение сказки о тучке.

11

Сочинение сказки.

Что такое сказка? Постановка творческой задачи.

Сочинение сказки о елочке.

12

Стихотворная речь.

Особенности стихотворной речи. Созвучие-рифма ит.д.

Сочинение стихотворения.

13

Стихотворная речь.

Особенности стихотворной речи. Созвучие-рифма ит.д.

Сочинение стихотворения.

14

Раз, два, три, четыре, пять.  Учись  считалки сочинять.

Особенности  составления считалок.

Сочинение считалок.

15

Раз, два, три, четыре, пять.  Учись  считалки сочинять.

Особенности сочинения считалок.

Сочинение считалок.

16

Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.

Сочинение-описание.

Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.

17

Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их устранения.

Связь между предложениями в тексте.

Повторы в тексте и пути их устранения, тренировочные упражнения.

18

Связь между предложениями в тексте. Работа с деформированным текстом.

Связь между предложениями в тексте.

Повторы в тексте и пути их устранения, тренировочные упражнения. Работа с деформированным текстом.

19

Творческое редактирование текста.

Работа с текстом, творческое редактирование.

Творческое редактирование текста.

20

Структура текста. Понятие о микротеме.

Микротема(тема в узком понимании )смысловая часть текста.

Упражнения в составлении плана и формировании микротем.

21

План. Виды плана. Составление планов разных видов.

План. Виды плана.

Составление планов разных видов

22

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.

Изложение по опорным словам, плану.

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.

23

Культура общения. На дне рождения.

Культура общения. Этикет, правила хорошего тона, правила поведения.

День рождения- семейный праздник, выбор подарка, сценка «Прощание».

24

Культура общения. Правила поведения в школе.

Культура общения. Этикет, правила хорошего тона, правила поведения.

Школьный устав- правила поведения в школе. Сценки из школьной жизни «Переменка» и тд.

25

Культура общения. Правила поведения в магазине.

Культура общения. Этикет, правила хорошего тона, правила поведения.

Правила поведения в магазине. Игровое упражнение.

26

Типы текста. Сравнительное описание.

Сравнительное описание.

Составление текста с использованием сравнительного описания.

27

Сочинение- сравнительное описание.

Сочинение- описание.

Сочинение- сравнительное описание, творческая работа.

28

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

Редактирование сочинений.

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

28

Типы текста. Повествование.

Текст-повествование.

Тренировочные упражнения.

29

Типы текста. Рассуждение.

Текст-рассуждение.

Тренировочные упражнения.

30

Сочинение –повествование с элементами рассуждения.

Сочинение –повествование.

Сочинение –повествование с элементами рассуждения.

31

Сочинение –повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.

Сочинение –повествование.

Сочинение –повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.

32

Редактирование сочинения. Орфографические загадки, речевые ошибки

Орфографические загадки.

Редактирование сочинения. Орфографические загадки, речевые ошибки

33

Орфографические загадки, слова-конструкторы.

Орфографические загадки.

Орфографические загадки, слова-конструкторы.

34

Итого:

Орфографические загадки, слова-конструкторы. Обобщение изученного материала.

34 часа.

Обобщение изученного материала.

Обобщение изученного материала, игровые тренировочные упражнения.

Тематическое планирование  кружка  по программе «Речь»

Руководитель: Штоколова А.А.

 3  класс

п/п

Тема занятия

Вид занятия

Дата проведения

Теория

Практика

план

факт

1

Повторение. Тема текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте.

То, о чем говорится в тексте называется темой. Самые главные слова, которые помогают вспомнить героев, события-опорные слова.

Конструирование текста на заданную тему.

2

Повторение. Типы текстов.

Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Упражнения в определении типа текста.

3

Стили речи: разговорный и книжный.

Стили речи: разговорный и книжный.

Упражнения в определении стиля речи.

4

Разговорный стиль. Диалог.

Диалог.

Упражнения в составлении диалогов.

5

Культура общения. Правила поведения в театре.

Культура общения. Этикет, правила хорошего тона, правила поведения.

Правила поведения в театре. Игровое упражнение.

6

Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

Культура общения. Этикет, правила хорошего тона, правила поведения.

Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Игровое упражнение.

7

Художественный стиль, общее понятие.

Художественный стиль как разновидность книжного стиля.

Составление текста в художественном стиле.

8

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально-окрашенные.

Слово- смысловая единица языка,нейтральные и эмоционально-окрашенные слова.

Упражнения по составлению предложений  с использованием нейтральных и эмоционально-окрашенных слов.

9

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

Эпитет .

Упражнения по составлению предложений  с использованием эпитетов.

10

Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора.

Метафора.

Упражнения по составлению предложений  с использованием метафор.

11

Изобразительно-выразительные средства языка.  Сравнение.

Сравнение.

Упражнения по составлению предложений  с использованием сравнений.

12

Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.

Олицетворение.

Упражнения по составлению предложений  с использованием олицетворения.

13

Сочинение загадок.

Загадка

Обучение сочинению загадок. Загадка-тайна, секрет, который надо отгадать., раскрыть.

14

Сочинение загадок.

Загадка

Обучение сочинению загадок. Загадка-тайна, секрет, который надо отгадать., раскрыть.

15

Жизнь слова. Устаревшие и новые слова.

Устаревшие и новые слова(неологизмы, новые понятия)

Упражнения по составлению предложений  с использованием устаревших слов и неологизмов.

16

Возникновение слов, происхождение некоторых топонимов и антропонимов.

Наука о происхождении слов- этимология. Личные имена-антропонимы.

Упражнения по составлению предложений  с использованием топонимов и антропонимов.

17

Сочинение- описание портрета древне-русского  воина  (богатыря).

Использование архаичной лексики(устаревших слов)

Сочинение- описание портрета древне-русского  воина  

18

 Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.

Средства выражения цепной связи.

Творческая доработка текста.

19

Лексическое редактирование текстов с цепной связью.

Средства связи с цепным построением.

Редактирование текстов с цепной связью.

20

Параллельное построение описательного текста.

Описательный текст

Построение описательного текста.

21

Единый временной план текста.

План текста.

Составление плана текста.

22

Временная соотнесенность глаголов в повествовательных текстах.

Соотнесенность глаголов в повествовательных текстах

Упражнения по составлению соотнесенности глаголов в повествовательных текстах

23

Использование глагольного времени в переносном значении.

Соотнесенность глаголов в повествовательных текстах в переносном значении.

Упражнения по составлению соотнесенности глаголов в повествовательных текстах в переносном значении.

24

Сочинение –повествование с элементами описания на тему «Путешествие по канатной дороге».

Сочинение –повествование

Сочинение –повествование с элементами описания на тему «Путешествие по канатной дороге».

25

Редактирование сочинения.

Сочинение –повествование.

Редактирование сочинения.

26

Научный стиль речи.

Научный стиль речи.

Упражнения по составлению предложений  с использованием научного стиля речи.

27

Научные слова. Словарная статья как пример научного стиля.

Словарная статья как пример научного стиля.

Упражнения по составлению предложений  с использованием научного стиля речи.

28

Крылатые слова.

Крылатые слова.

Упражнения по составлению предложений  с использованием крылатых слов.

28

Сочинение –рассуждение(о значении фразеологизмов).

Сочинение –рассуждение(о значении фразеологизмов).

Сочинение –рассуждение с использованием фразеологизмов.

29

Редактирование сочинения-рассуждения.

Сочинение –рассуждение.

Редактирование сочинения-рассуждения.

30

Повторение изученного материала.

Неологизмы,устаревшие слова, фразеологизмы.

Упражнения по составлению предложений  с использованием различных слов.

31

Проект «Культура общения. Соблюдение речевого этикета», «Крылатые слова», «Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».

Составление визитной карточки проекта.

Сбор и систематизация материалов проекта из различных источников, анкетирование, подведение итогов проведенной работы.

32

Защита проектов.

Защита проектов. Публичное выступление.

Представление презентаций, докладов, творческих работ.

33

Защита проектов.

Защита проектов. Публичное выступление.

Представление презентаций, докладов, творческих работ.

34

Итого:

Анализ проведенной работы.

34 часа.

Подведение итогов, обобщение изученного материала.

Обобщение изученного материала.

Тематическое планирование  кружка по программе «Речь»

Руководитель: Штоколова А.А.

4 класс

п/п

Тема занятия

Вид занятия

Дата проведения

Теория

Практика

план

факт

1

Повторение изученного. Текст. Виды и средства связи в нем.

В тексте все слова и предложения связаны по смыслу.

Упражнения с деформированным текстом, определение последовательности предложений.

2

Повторение. Стили речи.

Стили речи.

Определение по принадлежности текста определенному стилю.

3

Разговорный стиль. Диалог.

Текст в разговорном стиле: в диалогической форме или монологической.

Составление правил диалога на письме.

4

Речевой этикет. Как мы обращаемся друг к другу.

Речевой этикет.

Упражнения по выбору формы обращения

5

Драматические импровизации.

Пьеса как драматическое произведение.

Составление сценария спектакля.

6

Художественный стиль. Тропы.

Художественный стиль. Тропы.

Упражнение-конструктор «Собери»  стихи о зиме».

7

Сочинение- пейзажная зарисовка.

Сочинение-миниатюра «Волшебница -зима».

Употребление метафор, сранений для эмоциональной окраски  текста.

8

Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Омонимы-многозначные слова,  имеют много значений.Каламбур-одна из форм шуток.

Упражнения для правильного употребления многозначных слов. Составление веселых каламбуров.

9

Фразеологизмы.

Фразеологизмы.

 Творческие упражнения «Живые картины»

10

Пословицы, поговорки. Афоризмы.

Уместное употребление в речевых ситуациях пословиц и т.д.

Творческие упражнения, сценки.

11

Сочинение на пословицу (по пословице).

Определение темы сочинения, составление плана.

Сочинение-творческая  работа

12

Композиция текста, основные элементы композиции.

Композиция-построение художественного произведения

Упражнение на распознавание элементов композиции.

13

Композиция текста. Средства соединения предложений и частей в тексте.

Элементы композиции:завязка,развитие действия, кульминация,развязка.

Упражнение на распознавание элементов композиции.

14

Сочинение сказки по готовому началу и композиционной схеме.

Сочинение сказки по готовому началу и композиционной схеме.

Сочинение сказки-творческая работа.

15

Изготовление книжки-малышки на основе текста сочинения.

Книжка-малышка на основе текста сочинения.

Изготовление книжки-малышки на основе текста сочинения.

16

Научный стиль. Заимствованные слова.

Признаки научного стиля, признаки заимствованных слов.

Редактирование текста.

17

Незаменимые помощники –словари.

Виды словарей.

Упражнения по использованию словарей для работы с текстом, сочинением и т.д.

18

Лексические средства связи в текстах художественного и научных стилей.

Сравнение средств связи в текстах разных стилей.

Творческая доработка текста научного стиля.

19

Лексические средства связи в текстах художественного и научных стилей.

Сравнение средств связи в текстах разных стилей.

Творческая доработка текста научного стиля.

20

Размышление «Почемучек» (сочинение –рассуждение в смешанном стиле).

В названии сочинения содержится вопрос.

Сочинение-творческая  работа.

21

Творческие текстовые упражнения.

Работа со связным текстом.

Творческие текстовые упражнения.

22

Творческие текстовые упражнения.

Работа со связным текстом.

Творческие текстовые упражнения.

23

Публицистический стиль.

Особенности публицистического  стиля.

Творческие текстовые упражнения

24

Газетно-публицистические жанры(интервью, юмореска, репортаж).

Особенности газетно-публицистического  стиля.

Творческие текстовые упражнения

25

Деловая игра «Верстка газеты».

Как сверстать классную стенную газету.

Верстка(представление) газет.

26

Официально-деловой стиль. Канцеляризмы.

Особенности   официально-делового с тиля.Канцеляризмы-разговорные слова.

Упражнения в определении канцеляризмов в тексте.

27

Сочинение-миниатюра в деловом стиле.

Подготовительная работа к сочинению.

Сочинение-творческая  работа.

28

Сочинение-мозаика «Весна пришла!».

Подготовительная работа к сочинению.

Сочинение-творческая  работа.

28

Сочинение-мозаика «Весна пришла!».

Подготовительная работа к сочинению.

Сочинение-мозаика-творческая  работа.

29

Культура общения.

Культура общения.

Упражнения по  культуре общения в разных ситуациях.

30

Повторение и обобщение изученного о стилях речи.

Повторение о стилях речи.

Стилистическое редактирование текста.

31

Проект «Стили речи. Корреспонденты  21 века», «Каламбуры в нашей речи», «Афоризмы о русской речи».

Составление визитной карточки проекта.

Сбор и систематизация материалов проекта из различных источников, анкетирование, подведение итогов проведенной работы.

32

Защита проектов.

Защита проектов. Публичное выступление.

Представление презентаций, докладов, творческих работ.

33

Защита проектов.

Защита проектов. Публичное выступление.

Представление презентаций, докладов, творческих работ.

34

Итого:

Анализ проведенной работы.

34 часа.

Подведение итогов, обобщение изученного материала.

Обобщение изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование кружков в начальной школе

Тематическое планирование кружков в начальной школе...

Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....

Тематическое планирование кружка "Умелые ручки"

Данная программа содержит тематическое планирование кружковой работы с 1 по 4 классы, пояснительную записку, цели и задачи курса. А так же дополнительный материал и список используемой литературы...

Тематическое планирование кружка "Музыкальный праздник"

Кружок "Музыкальный праздник" был создан для учащихся начальных классов...

Тематическое планирование кружка «Умелые ручки» Руководитель: Усатая Татьяна Васильевна МБОУСОШ №2

Основными учебно-воспитательными задачами кружка является:- развитие творческой и трудовой активности кружковцев;- их стремление к самостоятельной деятельности.     Работа тв...

Тематическое планирование кружка ЮИД "Сигнал"

Тематическое планирование кружка о  правилах дорожного движения....

тематическое планирование кружка "Занимательная грамматика"

Занятия направлены на развитие воображения, смекалки, мышления учащихся...