«…добро остается добром – в прошлом, будущем и настоящем!» (В.Высоцкий)
методическая разработка

Живых Марина Борисовна

Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей.  Школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если мы, педагоги, будем передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной помогать и отдавать себя ближнему.  

В работе представлен отработанный на практике начальной школы классный час. Дети, познающие, что такое благотворительность, добро  и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Классный час ориентирован на учащихся 10-12 лет.  Мероприятие предназначено для учителей начальных классов, классных руководителей,  организаторов воспитательной работы в ОУ, старших вожатых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастная категория: 10 – 12 лет

Направление: нравственное

Форма: классный час

Тема:  «…добро остается добром – в прошлом, будущем и настоящем!»     (В.Высоцкий)

Аннотация

Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей.  Школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если мы, педагоги, будем передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной помогать и отдавать себя ближнему.  

В работе представлен отработанный на практике начальной школы классный час. Дети, познающие, что такое благотворительность, добро  и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Классный час ориентирован на учащихся 10-12 лет.  Мероприятие предназначено для учителей начальных классов, классных руководителей,  организаторов воспитательной работы в ОУ, старших вожатых.

Цель: Формирование нравственных качеств личности школьника.

Задачи:

  1. Учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро.
  2. Способствовать развитию у учащихся потребности в совершении нравственных поступков.
  3. Способствовать развитию самооценки ребят; учить высказывать свои мысли. 
  4. Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной и коммуникативной сфер.

Оборудование:

  • толковый словарь Ожегова;
  • компьютер, проектор, экран, отснятый видеоролик (запись детей 5-ти лет о слове добро), спокойная музыка, свеча;
  • солнце с лучами (на лучах написано слово добро);
  • картинки сердца, стебелька, листьев
  • карточки белого цвета со словами: порядочный, сердечный, душный, совестный, соседский, желательный, нравный; добро, благо, благотворительность;
  • в конверте иллюстрации к словосочетаниям: 1. добрый человек; 2. добрый совет; 3. добрая память; 4.добрые дела.

Методический комментарий

Перед занятием ребята  рассаживаются по группам (6 – 8 чел.). Количество групп в зависимости от состава класса.

I этап «Вводный»

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, дождливый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было  тепло  и спокойно?  Надо улыбнуться.

        Разве любы нам хмурые лица

        Или чья-то сердитая речь?

        Я улыбкой хочу поделиться

        И ответную искру зажечь!

- Я хочу, чтобы тот разговор, который пойдет сегодня, зажег искорку в ваших сердцах. Мы проследим, прав ли был поэт, актер, автор-исполнитель своих песен Владимир Высоцкий, утверждая, что добро категория вечная? (на экране тема урока   «… добро остается добром – в прошлом, будущем и настоящем!”) 

II этап «Основной»

- Утром встаёт солнышко и согревает землю своим теплом.  Недаром  в народе говорят: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой».

- Добротой, добро.  Если бы вас попросили написать слово «добро», какие бы цвета вы взяли для написания этого слова? (Ответы детей)

        

Есть слово мокрое - дождь

Есть слово колючее – еж

Есть слово холодное – снег

Есть слово  хорошее -  добро.

- Мы так привыкли к словам.   Язык нам нужен как воздух. Но как редко мы задумываемся о том,  что  за внешней формой слова  стоит его  внутреннее содержание.

- Что же обозначает слово «добро»? (на доске появляется часть «солнца» со словом ДОБРО; ребята дают свои ответы)    

- Давайте найдем и прочитаем, какое определение дает Ожегов этому слову.

Страница  толкового словаря

Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

- Это определение дано ученым языковедом, а мы сейчас посмотрим, как понимают это слово дети 5 лет  (показ видеоролика с записью ответов малышей)

- И многое пока для этих малышей непонятно в силу их возраста, но они уже смогли принять добро, как  что-то необходимое в жизни. Посмотрите, буквально 6 лет назад, когда вы были такими же малышами, вы воспринимали мир так же.

- Как солнце рождает все на земле, так и от корня – добр-  родились новые слова. В «Словообразовательном словаре русского языка» Л.Н.Тихонова больше 100 таких слов.  Но есть среди этих слов такие, которые должен знать каждый.

- У вас на столах лежат карточки белого цвета. Соедините ваше слово со словом  «добро» у меня на лучиках и объясните смысл нового  слова.  Я начинаю (учитель объясняет первое слово сам).

ДОБРОнравный – отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.

ДОБРОпорядочный – приличный, порядочный, достойный одобрения.

ДОБРОсердечный – обладающий добрым сердцем.

ДОБРОдушный – добрый и мягкий по характеру.

ДОБРОсовестный – честно выполняющий свои обязанности.

ДОБРОсоседский  - дружественный во взаимоотношениях с соседями.

ДОБРОжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию  других.

Методический комментарий: На доске по мере ответов появляется все солнце.

- ДОБРОпорядочный, ДОБРОсердечный, ДОБРОдушный, ДОБРОсовестный, ДОБРОсоседский,  ДОБРОжелательный, ДОБРОнравный  - эти качества, которые воспитывал каждый народ в своих детях.  Это основа нравственности отраженная в заповедях  народов России. Вот только несколько примеров:

АВАРЦЫ – завещали сыну не деньги, мебель, дом, а дело,  добрые мысли, мечту.

СИБИРЯКИ – считали, что настоящий человек состоит из силы духа, верности, справедливости и добра.

А у КОМИ первая заповедь гласит: с младенчества усвой – будь добр с природой, так и говорили: «Земля кормит оленей, они кормят нас. Цветок, если нужен, сорви, если нет – просто полюбуйся и уйди».

Все больше ускоряет время бег,

        Бегут дороги, степи, горы, реки.

        Каким же будет дальше XXI век?

        Какими будут люди в этом веке?        

Методический комментарий: При чтении стихотворения на экране показываются фотографии из жизни современного общества (агрессия, жестокость, равнодушие).

- Нужна ли нам такая жизнь!?

-Я прошу вас взять конверт.  Посмотрев внимательно на иллюстрации, назовите словосочетание, характеризующее данное действие и связанное с темой нашего урока.

Методический комментарий: Иллюстрации подобраны к следующим словосочетаниям: добрый человек, добрый совет, добрые дела, добрая память. Подбирая правильно словосочетание, ребята характеризуют, что подразумевается под этим выражением.

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – добродушный, добросердечный, гуманный человек.

ДОБРЫЙ  СОВЕТ – хороший, отличный, превосходный.

ДОБРАЯ ПАМЯТЬ – светлая память.

ДОБРЫЕ ДЕЛА – полезные дела.

- В старину добрые дела называли благими. Творение блага, добра –  благотворительность.

Методический комментарий

На доске слова:         добро                 благо

 благотворительность

- Благотворительность - это духовно-нравственная культура русского народа, характерная его черта.

- С давних пор, с принятием христианства на Руси, проявлялось милосердие к бедным, нищим, больным, убогим, детям-сиротам. Древнерусские князья, по свидетельству летописцев, отличались «нищелюбием». Самой стародавней и распространенной формой благотворительности русского православного человека является подача милостыни первому встречному с протянутой рукой.

- Добро всегда должно быть бескорыстно. В противном случае это не добро, оно должно быть щедрым, и не требовать вознаграждения. Настоящее добро, возможно, делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедро отдавать другим заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии в душе. Истинное добро твориться без расчетов, из самой потребности изливать любовь и дарить ее людям.

- И если ваши дела, поступки, мысли, слова будут добрыми, то о вас скажут, что вы человек с добрым сердцем.

Методический комментарий

Произнося слова: дела, поступки, слова, мысли, доброе сердце, на доске постепенно вырастает «цветок добра» (в виде сердца).

- Ребята приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, бьются наши сердца. Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой.  Сердце наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьется ровно, когда вы сердитесь – учащенно и от этого становиться плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно [1].

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

Методический комментарий

Стихотворение Генриха Акулова [4] читает подготовленный ученик.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают,

И никакого спа-си-бо не ждут.

Методический комментарий

Показываются кадры с изображением морских звезд, на фоне которых читается притча.

 «Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

-Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -

ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много…  Для этой звезды…»

- Каждый из вас сейчас подумает над последней фразой мальчика. Почему он так сказал? Можно ли назвать действия мальчика благотворительными?

- Кто-нибудь из вас делал добрые дела, творил благо? Для кого вы делали это?

- А кому мы с вами еще можем оказывать благотворительную помощь?

Методический комментарий: Показываются кадры с изображением фотографий (акций) проведенных в городе.

- Жители нашего города активно участвуют в благотворительных мероприятиях. Уже не первый год в городе действует благотворительный марафон “Мы – участники Победы”. В его рамках проходит сбор средств на различные нужды ветеранов, в том числе и на подписку газеты “Красное знамя севера”, которая очень полюбилась пенсионерам. Благодаря добровольным взносам интинских предпринимателей, управляющих компаний, депутатского корпуса, частных лиц удается  собрать деньги для ветеранов нашего города. Проходят благотворительные акции совместно со школьниками "Молодые — пожилым", "Никто не забыт", "Адрес ветерана", "Тимуровские рейды", "Открытка ветерану", "Письмо из 41-го".

-Но самое главное, что должен помнить каждый из нас, благотворительность – это безвозмездная помощь.

III этап «Итоговый»

- Ребята, прав ли был, Владимир Высоцкий, утверждая, что: «…добро остается добром – в прошлом, будущем и настоящем?» (Ответы детей)

Рефлексия 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая для себя начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Методический комментарий:  Звучит спокойная музыка.   В руках педагога горит свеча.

- Я не могу пообещать вам вечного счастья. Я не могу превратить пасмурное небо над вашей головой в голубое. Я не могу спасти вас от всех ваших тревог и страхов или исполнить ваши мечты. Все, что я могу – это уверить вас в том, что доброта спасет мир! Пусть легкий, спокойный, таинственный огонь свечи очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в свои силы, любовь, чуткость и доброту[2]. Я желаю вам Добрых встреч, Добрых друзей, Добрых начинаний.  В добрый путь!

Литература

  1. Метенова Н.М. Педсовет «Нравственное воспитание». - Ярославль, 1999. – с.8 – 19
  2. Метенова Н.М. Доброе утро, малыши! – Ярославль, 2000.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости. – М., Амрита-Русь, 2008. – 362с.
  4. mir-poezii.comcategory/stixi-genrixa-akulova/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Проект "Дорогою добра. Школа добрых волшебников"

Проект помогает развить умение видеть прекрасное, создавать его своими руками, дарить окружающим доброту и радость....

Статья " Уроки прошлого для уроков настоящего"

Статья о патриотическом воспитании детей...

Классный час "Доброму везде добро".

Мой педагогический опыт представлен на Фестивале педагогических идей "Открытый урок" Тема "Доброму везде добро"...

Классный час "Добрые мысли, добрые слова"

Классный час для детей 9-11 лет...

Конспект урока "Когда придет суббота? Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели"

Цель: сформировать представление о последовательности дней недели, различать прошлое, настоящее и будущее.Предметные: усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее; научатся определять, какой де...