Статья «Формы и методы изучения ПДД на занятиях в ГПД»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Морозова Ольга Владимировна

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в России в настоящее время приобрела масштабы одной из важнейших государственных задач. 

В статье описываются  методы и формы работы по изучению правил дорожного движения в группах продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_izucheniyu_pdd.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 695 «Радуга»

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья

 

«Формы и методы изучения ПДД на занятиях в ГПД»

                   

         Автор-составитель: Морозова Ольга Владимировна,

                                                                             Заместитель директора по УВР,

                                                                             учитель математики,

                                                                             воспитатель ГПД

Пушкин

2019 г.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в России в настоящее время приобрела масштабы одной из важнейших государственных задач. Сегодня рассматривать ситуацию с детским дорожно-транспортным травматизмом (ДДТТ) в отрыве от общей ситуации с безопасностью дорожного движения нельзя.

Одной из проблем дорожно-транспортного травматизма является попадание детей в ДТП. При этом под ДДТТ понимается совокупность всех дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых получили  телесные повреждения различной тяжести дети в возрасте до 16 лет.  Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения,  и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.

 Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.

В Российской Федерации детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями. По данным исследований, проводившихся в последние три года, почти 80% детей, попавших в ДТП, получили серьёзные черепно-мозговые травмы. Четверть пострадавших - переломы конечностей, ключицы, бедра и др. Практически каждый десятый ребенок - множественные ушибы. Травмы, полученные детьми-пассажирами - 75%, 15% травм приводят к смертельному исходу. 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает из-за перехода проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода по данной причине, в ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как не осознают опасности. По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В результате произошли наезды. Несчастные случаи происходят и по вине водителя, который, увидев бегущих детей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу. Практика показывает, что водители нередко воспринимает детей как "модель" взрослого человека, не понимая их психофизиологических особенностей поведения на дороге. Вместе с тем исследования показывают, что основной причиной ДТП являются психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах. Дети попадают в ДТП из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.)

Основные причины дорожно-транспортного травматизма:

  1. Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости. 
  2. Неподчинение сигналам регулирования.
  3. Нахождение на дороге младших школьников без сопровождения взрослых.
  4. Игра вблизи и на проезжей части.
  5. Движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара.
  6. Незнание правил перехода перекрёстка.
  7. Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта.
  8. Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги.
  9. Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.
  10.  Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра дошкольников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.).
  11. Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте
  12. Недержание детей за руку при переходе дороги и местах, где имеется движение автомобилей.
  13. Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребенка до 12 лет на переднем сиденье, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств

 Таким образом, причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей и подростков, достаточно много. В одних случаях виновными в ДТП являются водители или взрослые пешеходы, которые не держали детей за руку, или сами нарушали Правила дорожного движения. В других случаях виновными в ДТП являются сами дети.

В современных условиях развития российского общества актуальность снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма, сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения не вызывает сомнений.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с самого раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. 

В связи с этим, в работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной учебной, воспитательной и общественной деятельности.

Много лет воспитатели проводят занятия по ПДД в группах продлённого дня на базах школ Калининского района. Я занимаюсь этим видом деятельности  5  лет.

Чтобы материал прочно усваивался, необходимо использовать в образовательном процессе  эмоции, разум и действие. Если ребёнок равнодушен, пассивен, не переживает того, что хочет привить ему педагог, то и результатов не будет. Структура моих  занятий основана на  афоризме  «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».

При обучении детей ГПД правилам дорожного движения целесообразно использовать устные методы изложения знаний: рассказ, рассказ – объяснение, беседа.  К рассказу я обращаюсь, когда нужно изложить новые знания, факты, т.е. тот материал, который дети не могут наблюдать непосредственно.

Рассказ воспитателя лучше всего сопровождать показом  слайдов компьютерной презентации.

Чаще всего востребован  рассказ – объяснение, когда нужно раскрыть логическую последовательность, показать зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде. Здесь даётся установка на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательным и осторожным.

Беседа опирается на уже имеющиеся знания детей и их личный опыт. Основа беседы – диалог между воспитателем и учащимися, он активизирует мышление детей и включает их в проблемную ситуацию.

В каждом занятия  присутствует большой устный материал, для  его интересного и живого восприятия я использую  практическую деятельность.

Школьники обсуждают, наблюдают, сравнивают, делают выводы, играют и рисуют.

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами школы.

Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления воспитательной деятельности в школе:

  • организованные формы обучения на занятиях,
  • совместную деятельность взрослого и ребенка,
  • самостоятельную деятельность ребенка,
  • воспитание навыков поведения,
  • ознакомление с окружающим,
  • развитие речи,
  • художественную литературу,
  • конструирование,
  • изобразительное искусство,
  • игру.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения я использую:

  • транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
  • разные картинки, кубики, мозаики;
  • плакаты;
  • сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
  • дорожные знаки;
  • настольно-печатные игры
  • картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр;
  • компьютерные игры.

Воспитатели должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

Проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения я рекомендую проводиь в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

В ходе повседневной работы с родителями я информирую их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:

  • поиграть в настольные или компьютерные игры с ребенком, объясняя ситуации на дорогах в процессе игры;
  • купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
  • понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
  • показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что обучающиеся хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....

Статья "Формы и методы обучения по ФГОС"

В статье кратко описываются формы и методы обучения, типы уроков в рамках ФГОС...

Статья: Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня

Статья: Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня...

Статья: "Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности"

Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности...

Статья «Формы и методы работы по развитию геометрических понятий»

Этот материал могут использовать учителя для изучения геометрического материала в начальных классах....

Статья «Формы и методы успешного обучения детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

В современных условиях развития общества перед педагогами стоят задачи поиска оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями...