Статья «Формы и методы работы по развитию геометрических понятий»
статья по математике

Петрова Виктория Викторовна

Этот материал могут использовать учителя для изучения геометрического материала в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Формы и методы работы по развитию геометрических понятий»

Составила: учитель Петрова Виктория Викторовна

Цель: определить понятие «геометрия», выяснить важность использования предлагаемых форм и методов работы по развитию геометрических понятий на занятиях  математики для младших школьников.

  • Практическая значимость: предлагаемые  формы и методы работы по развитию геометрических понятий в начальной школе могут применяться всеми учителями, работающими по ФГОС НОО.

Задачи

  • познакомить участников мастер-класса с практическим опытом работы путем прямого и комментированного показа форм и методов работы по развитию геометрических понятий  на уроках  и занятиях математики в начальной школе;
  • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства;
  • оказание помощи участникам мастер-класса.

Сегодня мы поговорим с Вами о формах и методах работы по развитию геометрических понятий на уроках математики в начальной школе.

Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул:

«Все вокруг геометрия»

Так что же такое геометрия, для чего мы изучаем геометрию, где можно применить полученные знания, как часто приходится сталкиваться с геометрическими фигурами? Встречается ли где-нибудь информация, связанная с геометрией, кроме уроков математики?

Геометрия — раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.  Однако современная геометрия во многих своих дисциплинах выходит далеко за пределы этого определения.

Важную роль в развитии геометрии играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Все это способствовало формированию и накоплению геометрических сведений. Если человечество на протяжении многих веков приобретало всё новые и новые знания по геометрии, то где эти знания применяются и используются.

Современные здания и космические станции, подводные лодки, интерьеры квартир - всё имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и учёных. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужно ли нам геометрия?»

Потому детям так важно объяснить необходимость геометрических знаний.

Во-первых, геометрия является первичным видом интеллектуальной деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека. Мировая наука начиналась с геометрии. Ребенок, еще не научившийся говорить, познает геометрические свойства окружающего мира.

Во-вторых, геометрия является одной составляющей общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одними из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию.

В младшем школьном возрасте происходит активное становление психических процессов: память, восприятия, узнавания, мышления, фантазии. Геометрический материал в значительно большей степени, чем алгебраический и арифметический, соответствует основному в младшем школьном возрасте виду мышления, такому как образному.

Развитие пространственного мышления ребёнка считается важной частью его умственного становления в целом. Неплохое пространственное мышление нужно и художнику и инженеру, и компьютерщику, и математику и экономисту.

Уровень развития пространственного мышления, как считают психологи, является одним из основных критериев математического развития личности, А. Пуанкаре определял пространственного мышления  как "наиболее существенное свойство человеческого общения". 

Заботясь о развитии пространственного мышления учащихся как разновидности образного, учитель создает условия для развития творческих способностей и интуиции, так как в их основе лежит деятельность образных компонентов мышления.

Учитывая специфику наших детей мы делаем упор на активные методы обучения. Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.          

 Активные методы обучения  строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы. 

В начальной школе важно формировать конструктивные умения:

  • Умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах (видеть существенное).                                                                                         «Геометрическое домино», «Мемори», «Закончи узор», «Сортировка»
  • Умение собрать несложный объект (фигуру) из готовых частей (деталей) (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов.   Умение создавать очертания геометрических фигур из подручного  материала (шнур, веревка, палочки, нитки, карандаши и т.д.)                                                                                                            «Лицо и эмоции из геометрических фигур», «Фигура человека и робота», «Нарисуй фигуру», «Построй фигуру».
  • Умение расчленить, выделить составные части (анализировать).                                                                                            «Сосчитай фигуры», «Найди лишнюю фигуру»
  • Умение трансформировать объект по заданным параметрам (видоизменять или преобразовывать).  

«Танграм»

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.                                                                                        Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма.                                                                                          У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма 

 

  • Умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.                           «Собери предметы из геометрических фигур».
  • Умение из трансформированного объекта или его отдельных частей собрать новый объект, сюжет (собственно, именно это умение словарь иностранных слов называет  конструированием).                                    «Аппликация из геометрических фигур»

Многие художники прибегали в своих работах к изображениям геометрических форм. Возникло даже такое направление «кубизм». Интегрируя занятия изобразительного искусства и математики мы учим детей видеть прекрасное, фантазировать, изобретать.

Исходя из этого, работу по формированию понятий необходимо строить через следующие этапы:

 ∙ выделение всевозможных признаков предмета;

∙ выделение существенных признаков предмета;

∙ подведение предмета под понятие;

∙ выведение следствия о принадлежности предмета к данному понятию

Если же учесть что полученные в начальных классах элементарные навыки построения и измерения сохраняются у учащихся на долгие годы, то становится ясной важность формирования этих навыков именно в этот период. Такая работа – переходный мостик к другой части геометрии, так называемой «геометрии меры», т.е. измерению линейных размеров, площадей, объёмов, которая базируется на владении различными измерительными инструментами вкупе со знаниями математических закономерностей этого раздела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы

В  последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему т...

Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....

Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»

       Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качест...

Статья: "Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности"

Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности...

Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности о...

Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня ".

Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня"....

Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."

Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."...