Статья «Формы и методы работы по развитию геометрических понятий»
статья по математике
Этот материал могут использовать учителя для изучения геометрического материала в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formy_i_metody_raboty_po_razvitiyu_geometricheskih_ponyatiy.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Формы и методы работы по развитию геометрических понятий»
Составила: учитель Петрова Виктория Викторовна
Цель: определить понятие «геометрия», выяснить важность использования предлагаемых форм и методов работы по развитию геометрических понятий на занятиях математики для младших школьников.
- Практическая значимость: предлагаемые формы и методы работы по развитию геометрических понятий в начальной школе могут применяться всеми учителями, работающими по ФГОС НОО.
Задачи
- познакомить участников мастер-класса с практическим опытом работы путем прямого и комментированного показа форм и методов работы по развитию геометрических понятий на уроках и занятиях математики в начальной школе;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства;
- оказание помощи участникам мастер-класса.
Сегодня мы поговорим с Вами о формах и методах работы по развитию геометрических понятий на уроках математики в начальной школе.
Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул:
«Все вокруг геометрия»
Так что же такое геометрия, для чего мы изучаем геометрию, где можно применить полученные знания, как часто приходится сталкиваться с геометрическими фигурами? Встречается ли где-нибудь информация, связанная с геометрией, кроме уроков математики?
Геометрия — раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. Однако современная геометрия во многих своих дисциплинах выходит далеко за пределы этого определения.
Важную роль в развитии геометрии играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Все это способствовало формированию и накоплению геометрических сведений. Если человечество на протяжении многих веков приобретало всё новые и новые знания по геометрии, то где эти знания применяются и используются.
Современные здания и космические станции, подводные лодки, интерьеры квартир - всё имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и учёных. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужно ли нам геометрия?»
Потому детям так важно объяснить необходимость геометрических знаний.
Во-первых, геометрия является первичным видом интеллектуальной деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека. Мировая наука начиналась с геометрии. Ребенок, еще не научившийся говорить, познает геометрические свойства окружающего мира.
Во-вторых, геометрия является одной составляющей общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одними из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию.
В младшем школьном возрасте происходит активное становление психических процессов: память, восприятия, узнавания, мышления, фантазии. Геометрический материал в значительно большей степени, чем алгебраический и арифметический, соответствует основному в младшем школьном возрасте виду мышления, такому как образному.
Развитие пространственного мышления ребёнка считается важной частью его умственного становления в целом. Неплохое пространственное мышление нужно и художнику и инженеру, и компьютерщику, и математику и экономисту.
Уровень развития пространственного мышления, как считают психологи, является одним из основных критериев математического развития личности, А. Пуанкаре определял пространственного мышления как "наиболее существенное свойство человеческого общения".
Заботясь о развитии пространственного мышления учащихся как разновидности образного, учитель создает условия для развития творческих способностей и интуиции, так как в их основе лежит деятельность образных компонентов мышления.
Учитывая специфику наших детей мы делаем упор на активные методы обучения. Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.
В начальной школе важно формировать конструктивные умения:
- Умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах (видеть существенное). «Геометрическое домино», «Мемори», «Закончи узор», «Сортировка»
- Умение собрать несложный объект (фигуру) из готовых частей (деталей) (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов. Умение создавать очертания геометрических фигур из подручного материала (шнур, веревка, палочки, нитки, карандаши и т.д.) «Лицо и эмоции из геометрических фигур», «Фигура человека и робота», «Нарисуй фигуру», «Построй фигуру».
- Умение расчленить, выделить составные части (анализировать). «Сосчитай фигуры», «Найди лишнюю фигуру»
- Умение трансформировать объект по заданным параметрам (видоизменять или преобразовывать).
«Танграм»
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма. У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма
- Умение изобразить объект (фигуру) на бумаге. «Собери предметы из геометрических фигур».
- Умение из трансформированного объекта или его отдельных частей собрать новый объект, сюжет (собственно, именно это умение словарь иностранных слов называет конструированием). «Аппликация из геометрических фигур»
Многие художники прибегали в своих работах к изображениям геометрических форм. Возникло даже такое направление «кубизм». Интегрируя занятия изобразительного искусства и математики мы учим детей видеть прекрасное, фантазировать, изобретать.
Исходя из этого, работу по формированию понятий необходимо строить через следующие этапы:
∙ выделение всевозможных признаков предмета;
∙ выделение существенных признаков предмета;
∙ подведение предмета под понятие;
∙ выведение следствия о принадлежности предмета к данному понятию
Если же учесть что полученные в начальных классах элементарные навыки построения и измерения сохраняются у учащихся на долгие годы, то становится ясной важность формирования этих навыков именно в этот период. Такая работа – переходный мостик к другой части геометрии, так называемой «геометрии меры», т.е. измерению линейных размеров, площадей, объёмов, которая базируется на владении различными измерительными инструментами вкупе со знаниями математических закономерностей этого раздела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы
В последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему т...
Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....
Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качест...
Статья: "Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности"
Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности...
Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности о...
Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня ".
Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня"....
Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."
Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."...