Занятие "День Земли"
план-конспект
Цель: развивать способности детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_zemli_vorontsova_n.zh_.doc | 663.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Занятие
по теме «День Земли»
Подготовила воспитатель Воронцова Н.Ж.
2019
Цель: развивать способности детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».
Задачи:
1) развивать интерес к изучению и охране природы посредством ознакомления с праздником День Земли;
2) воспитывать бережное отношение к природе;
3) развивать творческие способности путем изготовления книжки-малышки.
Оборудование: магнитная доска, магниты, природоохранные знаки, название «22 апреля – День Земли», альбом, фломастеры и цветные карандаши, степлер, ножницы
Возраст: младший школьный.
Время проведения: 30 - 40 мин.
Место проведения: кабинет.
К концу занятия дети должны знать и уметь:
- что за праздник «День Земли»;
- для чего нужно охранять природу;
- правила поведения в природе;
- природоохранные знаки;
- как изготовить книжку-малышку.
План проведения занятия:
1. Организационный момент
- Знакомство с целью занятия.
2. Основная часть.
- Беседа о природе и бережном отношении к ней.
- Рассказ о празднике «День Земли».
- Знакомство с рассказом об отдыхе детей и беседа по содержанию.
- Беседа о правилах поведения в природе.
- Физкультминутка.
- Знакомство с природоохранными знаками.
- Изготовление книжки-малышки.
3. Подведение итогов.
- Презентация книжки-малышки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие детей.
Знакомство с целью занятия.
- Ребята, к нам пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем написано (открывает конверт)
«Уважаемые ребята, приглашаю вас на день рождения. Земля».
Итак, сегодня мы отправляемся в гости к Земле.
- А что такое Земля? (ответы)
Итак, это планета, на которой мы живем, это наша природа, наша Родина.
2. Основная часть. На доске эпиграф
«Встал поутру, умылся,
привел себя в порядок –
и сразу же приведи
в порядок свою планету»
А.Экзюпери
- У нас у всех есть день рождения и у нашей Земли он тоже есть. 22 апреля – День Земли. Кто не знает слов маленького принца героя Сент-Экзюпери: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же привел в порядок свою планету. А что же это на самом деле – привести в порядок свою планету, у нас мало кому известно. Как и о том, что 22 апреля весь мир отмечает День Земли.
История Дня Земли началась в1840 г., когда Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на территорию штата Небраска. Бескрайние прерии с одинокими деревьями, солнце и ветер, от которых негде было укрыться, и иссушенная земля привели Мортона к идее озеленения. Он предложил установить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит наибольшее количество деревьев. Так в штате Небраска появился День Дерева. В 1882 г. День Дерева был объявлен официальным праздником штата и стал отмечаться 22 апреля, в день рождения Мортона.
С 1970 г. идея праздника сменилась. В1969 г. произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта – Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. С тех пор ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое образование и просвещение. Появилось и новое название – День Земли. Через несколько лет праздник стал всемирным. Начиная с 1990 г. в празднование включились и российские организации.
Планета Земля существует около 4600000000 лет. Число с таким количеством нулей почти невозможно себе представить. Для понимания, уменьшим его, зачеркнув все нули. Теперь мы можем сказать, что Земля существует 46 лет. Мы практически ничего не знаем о первых 7 годах ее существования. Из среднего отрезка ее жизни нам известны лишь некоторые фрагменты. В возрасте 42 лет Земля начала расцветать. Динозавры появились год назад (на отметке 45 лет), приблизительно 8 месяцев назад – млекопитающие. В середине последней недели возникли первые человекообразные обезьяны. А в конце ее на Земле наступил ледниковый период. Современный человек появился всего лишь 4 часа назад! В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а одну минуту назад начала работать первая фабрика. За эти последние 60 секунд человеку удалось превратить Землю в настоящую мусорную свалку.
«Все взаимосвязано в этом мире. Все, что случится с Землей, произойдет с ее дочерями и сыновьями. Не человек свил гнездо жизни, он в нем лишь тонкая нить. Любой вред, который человек наносит своему гнезду, он причиняет самому себе». Эти фразы, высказанные индейцами 150 лет назад, свидетельствуют об их мудром отношении к природе, которое, к сожалению, чуждо большинству людей.
Перед нами стоит выбор: создать всеобщее содружество и заботиться о Земле, друг о друге либо рисковать разрушением самих себя и всего разнообразия жизни. Мы обладаем достаточными знаниями и технологиями для обеспечения потребностей всех людей и сокращения воздействия на окружающую среду. Пусть наше время останется в памяти человечества как время благоговения перед жизнью, твердого решения сохранить эволюционные возможности Земли, ускорения борьбы за справедливость и мир.
- Ребята, а как вы думаете, была бы возможна жизнь на Земле, если бы вдруг не стало или почвы, или воды, или воздуха? Почему? (ответы)
- Действительно, без воды, почвы, воздуха, растительного и животного мира жизнь на Земле была бы невозможна. Трудно представить, что это все вдруг исчезло. Мы должны постоянно помнить, что вода, воздух, почва могут менять свое качество, и оно зависит от человека.
Послушайте рассказ о том, как отдыхали дети на природе:
Ребята отдыхали на живописной поляне у реки. Они развернули свои завтраки, поели, потом поиграли, искупались. Саня подтягивался на низкой ветке сосны, которая потом под ним поломалась. Вася собирал шишки и швырял их в воду. После того, как он перекидал их все, взял жестяную консервную банку и хотел тоже бросить, но Андрей остановил его:
- Сам же ногу порежешь, когда купаться будешь.
Но Вася не послушал и бросил банку.
Девочкам стало скучно, и они включили магнитофон на всю громкость. Мальчики играли в догонялки, потом кто-то предложил поставить в ряд бутылки и сбивать их палкой, но Андрей сказал:
- Эта игра не годится. Если разобьем бутылку, будет битое стекло. Кому это нужно?
- А куда их девать? Пусть бьются,- доказывал Гена.
- Неужели не понимаешь, что битое стекло – это и опасно, и безобразно? Сам не захочешь потом отдыхать здесь,- настаивал Андрей.
Но над ним посмеялись и стали сбивать бутылки.
- Посмотрите, что я нашла!- закричала вдруг Нина.
Ребята подбежали к ней и увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.
Скоро собрались уходить домой. На поляне валялись клочки бумаги, прозрачные пакеты, бутылки из-под воды, оставшаяся еда.
- Ребята, давайте уберем за собой, - предложил Андрей.
- Какой ты правильный! Тебе надо, ты и убирай! – возразил Вася.
Андрей собрал в пакет бумагу, бутылки, кульки.
Когда дети возвращались домой, то увидели небольшой пруд, где плавали кувшинки. Девочки стали просить мальчиков, чтобы они сорвали их. Мальчики выполнили просьбу.
Радостные и довольные дети вышли из леса. На одном из последних деревьев Вадик вырезал звездочку.
- Пусть все знают, что мы здесь были,- сказал он с гордостью.
На улице было жарко и все кувшинки у девочек завяли. Они без сожаления выбросили их и довольные своим отдыхом пошли домой.
- Как вы думаете, правильно или нет, вели себя дети? Что неправильно, что правильно?
- Итак, где бы мы с вами не находились, мы должны соблюдать какие-то правила: в школе, дома, в гостях, на проезжей части. В гостях у природы мы также должны неукоснительно соблюдать определенные правила. А какие, как вы думаете?
- Правильно (см. приложение №1). Каждый ребенок зачитывает по одному правилу и комментирует его.
- Чтобы все эти правила было легче запомнить, придумали природоохранные знаки. Как вы думаете, что это такое?
- Правильно, это знаки с изображением того, что нельзя делать в гостях у Земли.
Знакомство со знаками (см. приложение № 2).
Физкультминутка
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела (частые взмахи руками),
А за нею шмель-шмелек (взмахи редкие)
И веселый мотылек (взмахи руками от плеча).
Два жука и стрекоза (руки в одну сторону, затем в другую)
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали (жужжат и делают взмахи руками)
От усталости упали (сели на корточки).
- Чтобы вам лучше запомнить все правила и знаки, и познакомить своих друзей с ними, мы сделаем книжку-малышку с этими знаками (см. приложение № 3).
- Разбейтесь на пары и выберите природоохранные знаки и правила к ним, раскрасьте, приклейте на лист, а затем все странички мы скрепим в одну книжку.
Работа в парах.
3. Подведение итогов.
Каждая пара рассказывает о природоохранных знаках, которые она использовала, о правилах поведения на природе и том, что они больше всего запомниил на занятии.
- И в заключение нашего занятия я предлагаю вам послушать эти строки.
Стихотворение о природе
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
(Н. Старшинов)
- Спасибо за работу. Вы молодцы!
Приложение № 1
Правила поведения в природе
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев.
3. Не собирай березовый сок, это вредит дереву.
4. Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веток.
7. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.
10. Не разоряй гнезда шмелей.
11. Не разоряй муравейник.
12. береги лягушек, жаб и головастиков.
13. Не убивай змей, даже ядовитых.
14. Не лови диких животных и не уноси их домой.
15. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
16. Не разоряй птичьи гнезда.
17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной, в начале лета. Она легко может поймать летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
18. Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже. В природе о них позаботятся взрослые животные-родители.
19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
20. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
21. Не разводи огонь. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес.
22. Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.
23. Не бросай мусор в водоемы.
Приложение №2
Природоохранные знаки
Приложение № 3
Этапы изготовления книжки-малышки
1. Взять альбомный лист.
2. На передней обложке написать название в середине, вверху автора.
3. На задней обложке год издания, место издания.
6. В середине раскрасить и приклеить природоохранные знаки и правила к ним.
7. Соединить получившуюся книжку степлером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земля отцов - моя земля!
Урок, посвященный дню образования Краснодарского края. Проведен в форме урока - путешествия с использованием буклета - путеводителя....
Земля. Модель Земли
Данный урок разработан согласно УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок-семинар «Солнце — звезда, источник света и тепла на Земле. Луна — спутник Земли. Планеты земной группы».
Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ...
Урок знаний "Земля отцов - моя земля"
Первый урок знаний для первоклассников создает праздничное начало учебной деятельности, задает необходимый эмоциональный настрой. Цель данного урока - пробудить интерес к школе, воспитать ...
Урок кубановедения "Земля отцов - моя земля"
Форма работы - час общения, проектная деятельность. Дети работают в группах, узнают, обобщают знания о знаменитых людях станицы. Есть презентация....
Классный час "Земля отцов - моя земля"
разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края....
Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"
Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...