Классный час "Земля отцов - моя земля"
методическая разработка (4 класс) по теме

разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_zemlya_otcov_-_moya_zemlya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Земля отцов – моя земля!»

Цели:

  1. Создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника;
  2. Создание условий для формирования стремления у младших школьников познать свой край, свой народ.

Задачи:

      • Формировать представления учащихся о родном крае.

      • Воспитание любви к малой родине;

      • Развитие у учащихся коммуникативных навыков;

      • Сплочение детского коллектива.

Оформление кабинета и оборудование: выставка сочинений учащихся, компьютер, проектор, презентация.

Подготовительная работа: группа учащихся получила задание написать мини-сочинения на различные темы о крае, группа учащихся получила стихи кубанских поэтов для заучивания наизусть.

Ход мероприятия:

I.          Организационная часть.

  1. Вступительное слово учителя. (слайд 2)

                                     У каждого на свете есть, наверно,

                                     Любимый уголок земли, такой,

                                      Где листья по-особому на вербе

                                     Склонились над задумчивой водой.

                                      Где небо выше и просторы шире

                                      И так привольно и легко дышать.

                                      Где ко всему в прекрасном этом мире

                                      По-детски чисто тянется душа…

                                                                                 В. Непогода

(слайд 3)  Любимый уголок земли. О котором написал поэт. Называют малой родиной, Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградори, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты…Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.

  1. Сообщение темы и целей мероприятия. (слайд 4)

Сегодня мы проводим классный час по теме «Земля отцов - моя земля!» в виде «Устного журнала». Мы попробуем еще раз всмотреться в красоту природы родных мест, поговорить о выдающихся людях Кубани, вспомнить кубанские песни, в каждой строчке которых звучит искренняя любовь к родному краю.

  1. Основная часть.

1 страница «Край наш тополиный»

Ученик.                                      Даль степей сквозная,

                                              Гор простор орлиный –

                                              Сторона родная,

                                              Край наш тополиный!

                                                            В. Подкопаев

Учитель.      Так называется наша первая страница «Край наш тополиный». (слайд 5)

                Прекрасна природа Кубани! Если выйти в сад, в степь, в поле, просто                

                выглянуть в окно – можно увидеть настоящее чудо.

Ученик.                                  Высокие травы – муравы,

(слайд 6)                                                         растете вы,

                                                                         травы,

                                                                         на славу!

                                               Зеленые скинув рубашки,

                                               белеют – желтеют ромашки.

                                               Краснеют нарядные маки,

                                               как в новых бешметах казаки.

                                               И, словно, разливы реки,

                                               небесная синь – васильки…

                                                                       В. Бакалдин

Ученик.                                 Ах, какое утро на Кубани,

(слайд 7)                               После грома, бури и дождя

                                         Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,

                                         Льют зарю, к порогу подойдя…

Ученик.                                 На зорьке румяной

                                         Шиповник проснулся

                                          Он каждым листочком

                                          К заре потянулся.

                                          А зорька к нему

                                          Потянулась в ответ,

                                          Бутоны окрасила

                                          В розовый цвет…

                                                                           Т. Голубь

Учитель.      А вот как увидела кубанское утро ученица нашего класса (учитель зачитывает отрывок сочинения)     (слайд 8)

                                                   «Утро в станице».

С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря разливается румянцем. Светлое солнце медленно поднимается и освещает поля, луга, речку. На поляне густая трава, а у самой тропинки растет веселая ромашка. В сухом чистом воздухе пахнет  полынью.

Учитель.   Весну называют утром года. У нас на Кубани она особенно хороша.

Ученик.                            … На первый взгляд невзрачные,

(слайд 9)                          сады еще прозрачные,

                                          еще не в яркой зелени,

                                    еще не зацвели…

                                    В полях еще томление

                                     распаханной земли.

                                                                            В. Бакалдин

Учитель.  (слайд 10)  «Пришла весна» - так назвал свое сочинение ученик нашего класса, в котором описывается приход весны на Кубань. (учитель зачитывает сочинение).

                                                          «Пришла весна».

Наступила весна. Вокруг земля красивая! Леса и луга зеленые. Каждая травинка упругая, сочная, изумрудная. Побегами молодой травы покрылись лесные полянки. Широко открыли лиловые глазки фиалки, цветет сирень. От цветов на полях льется запах кругом. В лесу неугомонный шум от карканья грачей, от свиста скворцов. Все они устраивают свои гнезда. Хороша весна на Кубани!

Учитель. Все времена года хороши и красивы по – своему. Но лучшая пора на Кубани – это, конечно, лето!

Ученик.                                           На Кубани пахнет лето

(слайд 11)                                       Прилетевшим с моря ветром,

                                                   Сочной, сладкою клубникой,

                                                   Огурцами, ежевикой,

                                                   Разогретой лебедой,

                                                   Мятою и резедой,

                                                   Щедрым дождиком грибным

                                                   И укропом молодым,

                                                   Грушей в розовых накрапах…

                                                        А какой же главный запах?

                                                  Слышали, как за станицей

                                                  Пахнет солнышко пшеницей?

                                                                                      Т. Голуб

Ученик.                                          А над Кубанью тополя

(слайд 12)                                      И вётлы в два обхвата.

                                                        И все поля, поля, поля

                                                  До самого заката.

                                                  Пшеница шепчется с дождем

                                                  И смотрит на дорогу.

                                                  Взбежало лето на подъем

                                                  И спелый колос трогает.

                                                  И в каждом зернышке – поля

                                                  И вётлы в два обхвата.

                                                  И в каждом – щедрая земля

                                                  С восхода до заката.

                                                                                         А. Баева

Учитель.      Вот как описывает лето на Кубани ученик нашего класса (учитель зачитывает отрывок сочинения)         (слайд 13)

                                                   «Мой край летом».

Наступило долгожданное лето. На деревьях появились первые плоды. Поспела сочная клубника. Где – то вдали пахнет пшеницей. Все ребята каждое лето наслаждаются этим ароматом. В нашем крае самое теплое и прекрасное лето.

Учитель.   Лето не только самая красивая и благодатная пора. Это время уборки урожая. Хлеб – общая забота кубанцев. И жители станиц, и горожане – все стремятся помочь хлеборобам вовремя убрать пшеницу, не потерять ни колоска.     (слайд 14)

«Жатва» - так назвала свое сочинение ученица нашего класса (учитель зачитывает отрывок сочинения).

                                                             «Жатва».

В сельском хозяйстве главным является труд хлебороба. Хлеб – главное богатство страны. В нашем крае особенно отмечается бережное отношение к нему. Я живу в станице и знаю, как трудно растят хлеб, сколько сил вкладывают люди. Комбайнеры от зари до позднего вечера убирают урожай с полей, потому что надо вовремя убрать пшеницу, не потерять ни колоска. Хлеб – общая забота кубанцев.

Ученик.                                           Стоит пшеница на Кубани

                                                         Среди натруженных полей,

                                                         И тает в хлебном океане

                                                         Зеленый парус тополей.

                                                         Шумят хлеба…

                                                         В страде горячей

                                                         Они земле поклоны бьют.

                                                         За теплоту души казачьей,

                                                         За доблесть, мужество и труд!...

                                                                                            И. Варавва

Ученик.                                           В степи, под этим южным небом,

 (слайд 15)                                      Мне хлеборобы как родня,

                                                        Они Россию кормят хлебом,

                                                        А это значит – и меня…

                                                                                      К. Обойщиков.

Учитель.                Как хлеб приходит в наш дом?   (ответы детей).

Ученик                                           Горячи в работе

                                                        хлеборобы,

                                                        выучка кубанская видна:

                                                        золотом зерна

                                                        высокой пробы

                                                        нивы труд оплатят их

                                                        сполна.

                                                                                      В. Подкопаев

Учитель.              Как необходимо относиться к хлебу?      (ответы детей).

2 страница «Радетели Земли Кубанской».

Ученик.                                         Все в жизни дается трудом нам:

                                                       и хлеб наш насущный,

                                                       и кров,

                                                       и каждая новая домна,

                                                       и каждая строчка стихов.

                                                       За скромной героикой будней,

                                                       за всем, чем заполнена жизнь,

                                                       встают созидатели – люди –

                                                       попробуй о них расскажи.

                                                       Я знаю: мне надо годами

                                                       любить самому и страдать,

                                                       чтоб мог я

                                                                         простыми словами

                                                       об этом другим рассказать…

                                                                                         В. Подкопаев

Учитель.         Есть в русском языке хорошее старинное слово – «радетель».

( слайд 16)      Так называют людей, которые заботятся о ком-то или о чем-то, проявляют старание, усердие в труде, совершают много добрых поступков. Они спешат делать добро не ради славы, а ради блага других людей, процветания родной земли.   (слайд 17)

Следующая страница нашего журнала так и называется «Радетели Земли Кубанской». Это все те, кто помогал и помогает краю стать жемчужиной России и стремятся сделать Кубань еще краше и богаче. (Сообщения детей о выдающихся людях Кубани).   (слайд 18)

  3 страница «Звенят над Кубанью песни».

Ученик.                                 Кубань. Кубань – души моей отрада.

(слайд 19)                              Сияньем зорь налитые поля.

                                               Мне в целом мире ничего не надо.

                                               Твоя бы песня в вышине плыла.

                                                                                            С. Хохлов

Учитель.          Песня – драгоценное богатство каждого народа. Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то веселая, удалая казачья пляска. Следующая страница нашего «Устного журнала» называется «Звенят над Кубанью песни».

  (слайд 20)

На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края.

Ученик.                                       Лишь запоет кубанский хор

                                                     В лихих кубанках и черкесках,

                                                     Я вижу дедов дом и двор.

                                                     За ними даль в пшеничных всплесках.

                                                     Лишь запоет кубанский хор

                                                     Или блеснет казачий танец.

                                                     Как будто солнце из-за гор

                                                     Все сразу над Кубанью встанет.

                                                     Лишь запоет кубанский хор-

                                                     Понятно всем его наречье,

                                                     И шире степи, выше гор

                                                     Душа бывает человечья.

                                                                                               В. Неподоба

Учитель.                    Посмотрите видеозапись выступления казачьего хора и послушайте песню «Здравствуй, наша Кубань», в которой говорится о главном: о родине, о любви, о степных зорях и бескрайних полях красавицы Кубани.

 4 страница «Наследники земли кубанской».

Учитель.                   Следующая страница называется «Наследники земли кубанской».

(слайд 21)

Ученик.                                       Шумят, шумят желтеющие нивы.

                                                     Красою сердце веселя.

                                                     Родимый край мой.

                                                     Край судьбы счастливой.

                                                      Земля отцов – моя земля.

                                                                                              И. Варавва

Учитель.              А эту страницу предстоит написать вам, ребята.    (слайд 22)

Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: ее истории, ее культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений.

     Кубань недаром называется жемчужиной России. Обильна и плодородна ее земля, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев.

      Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о радетелях и защитниках Кубани.

      Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудиться на полях и заводах, совершенствовать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Ученик.                                             В жизни нам дана

                                                           Родина одна.

 (слайд 23)                                        У меня она-

                                                           Вишня у окна.

                                                           Прямо у дверей

                                                           золото полей,

                                                           дума вековая стройных тополей.

                                                           Здесь моя тропа

                                                           пролегла в хлеба,

                                                           здесь моя судьба –

                                                           радость и борьба, здесь

                                                           взращенный мной

                                                           колос налитой –

                                                           гордость и отрада жизни молодой,

                                                           От тебя вдали

                                                           в пламени, в пыли

                                                           годы нас вели

                                                           вглубь чужой земли, но всегда

                                                           со мной

                                                           в стороне иной был в трудах –

                                                           походах

                                                           ты, мой край родной.

                                                           Видно, так и быть,

                                                           до конца дружить,

                                                           до конца любить,

                                                           здесь мои друзья,

                                                           здесь моя семья,

                                                           большего не скажешь –

                                                           здесь земля моя.

                                                                                                   В. Бакалдин

Учитель.       Попробуйте рассказать о том, что уже сегодня, сейчас делают и могут сделать кубанские школьники, чтобы земля наша год от года становилась все краше.    (Ответы детей)

IV. Итог урока.   (слайд 24)     Пройдет совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я – уроженец Кубани».

    Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у обелиска в центре станицы. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.

    Все это – ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы все равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"

Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...

Классный час: "Земля отцов -моя земля"

Краеведение . 2-4 классы Устный журнал. Земля отцов -моя земля. Цель:Помочь увидеть красоту и неповторимость родного края. Расширение кругозора, наблюдательности. Воспитание чувства настоящего ...

Классный час "Земля отцов - моя земля!"

Классный час предназначен для учащихся 1 класса. Данная разработка урока способствует развитию   интереса детей к изучению истории своей малой родины....

Классный час "Земля отцов- моя земля"

Цели: -Познакомить с географическим  положением  Краснодарского  края, показать красоту  родного края  его природных богатств....

Классный час "Земля отцов - моя Земля".

Цель:  Продолжить знакомить учащихся с историей и природой малой родины. Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.Задача: Воспитывать чувство...

Презентация к классному часу "Земля отцов - моя земля"

История улиц Новороссийска, Атамань - этнокомплекс, олимпиада....

Классный час« Земля отцов, моя земля»

Всекубанский урок, посвященный 74-летию основания Краснодарского края. Цели и задачи урока:знакомство с учащимися 1 класса, воспитание чувства ответственности к школьной жизни.привитие любви к ма...