Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
рабочая программа (1 класс)

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_istoki_1_klass.docx848.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Настоящая программа предмета внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»  для 1 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  5. Давыдов Е.Ю., Кузьмин И.А. «Азбука истоков». «Золотое сердечко». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;
  6. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Первое слово». Книга 1  для развития учащихся 1 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;
  7. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Добрый плод». Книга 2 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;
  8. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Слово «жить». Книга 3 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;
  9. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Солнце земли Русской». Книга 4 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;
  10. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;
  11. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 19».

Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.

Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.

Актуальность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Программа рассчитана на 33 часа (1ч. х 33 нед.)

Планируемые результаты предмета внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

Личностные УУД.

1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;

2. Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Регулятивные УУД.

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

7. Находить  необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД.

  1. Уметь слушать и слышать.
  2. Учиться приходить к согласию.
  3. Уметь общаться в паре, группе и классе.
  4. Приобщаться к единому контексту категорий и ценностпй Истоков.

Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем.

Содержание предмета внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

Содержание раздела

Формы  занятий и виды деятельности обучающихся

1

Мир  (8 часов)

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское  благославение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В  Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

К. Ушинский «Поле и школа», размышление над пословицами. Т. Григорьева «Росинка» (с. 5), Е. Пермяк «Надежный человек» (с 6-8) , В.Катаев «Цветик-семицветик»

«1компьютер-1 ученик»

Рисование Цветика-семицветика. Стих» Солнышко»

 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (с 17-32), размышление над пословицами

«1компьютер-1 ученик»

Рисование иллюстрации к стихотворению. И.С. Шмелева «Лето Господне («Рождество») (с 5-9) стихиА. Кринфского, А.Фета, К. Лукашевич (с10-11), А.Федорова-Давыдова (с16), М.Достоевского «Божий дар» (с12-14) www.svetoch-opk.ru

«1компьютер-1 ученик»

Графическая мозаика Подарок. И. Шмелева «Лето Господне» («Именины») (с 19-25)

Е. Благинина «Огонек» (с26)

П.Бажов Серебряное копытце» (с 58-59 Азбуки Истоков) www.svetoch-opk.ru. Стихи И. Никитина «Русь» (с 5-7), С.Есенина «Береза» (с80,  «Тебе одной плету венок» (с12), А Пушкин «Зимнее утро» (с 9), Ф Савинов «Родина», размышление над пословицами

«1компьютер-1 ученик»

Рисование иллюстраций на тему МОЯ РОДИНА. Подвиги Георгия Победоносца «Чудо Георгия о Змее», Куликовская битва, Дмитрий Донской Илья Муромец, былина; Е.Санина «Святой  благоверный князь Александр Невский (с17-180, рассказы «Невская битва», «Ледовое побоище» www.svetoch-opk.ru.  Демонстрация страниц Первой книги. Презентации работ.

2

Слово  (8 часов)

СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО.  Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающейсиле Слова.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.  Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благославение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Презентация по тексту учебника.

 www.svetoch-opk.ru

«1компьютер-1 ученик»

Семейный портрет. Стихотворение

Н. Рачкова «Радостно»

3

Образ  (8 часов)

РОДНИК – род, родник родное слово, родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память

Презентация по тексту учебника.

www.svetoch-opk.ru. С. Есенин Береза, А. Пушкин Зимнее утро. С. Санин Здравствуй, Русь. Ф. Савинов Родина И. Никитин Русь. Ф. Тютчев Весенняя гроза

«1компьютер-1 ученик»

Рисование сюжета по поэтическим произведениям. Рисунок Образ защитника Отечества. Е. Санина «Святой  благоверный князь Александр Невский (с17-180, рассказы «Невская битва», «Ледовое побоище»

www.svetoch-opk.ru. День  Победы В. Харитонов  

Праздник Победы по Н. Васильевой. Рисунок по теме.

4.

Книга  (9  часов)

КНИГА. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец.

КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение –сердечный да. Живое  слово Книги найдет отклик в  в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Пословицы про книги.

Иллюстрации древних книг, букв славянской азбуки. Иконы Святителей Кирилла и Мефодия.

Стихотворение Хомякова «Просветители славянские»

www.svetoch-opk.ru. Выставка – презентация Первых Книг.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Мир

8 ч.

Слово

8 ч.

Образ

8 ч

Книга

9 ч.

Итого

33 ч.

Календарно-тематическое планирование по предмету внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

№ п/п

Тема занятия

Дата

по плану

Дата по факту

Вводный урок. Мир и лад

06.09

Радуга дружбы

13.09

Мои близкие и родные люди. Солнышко,  мама и папа.

20.09

Семейный праздник

27.09

Слово «Жить»

04.10

Моя Родина.

11.10

Щит и герб. Образ защитника Отечества.

18.10

Обобщение к разделу «МИР»

25.10

Слово. Бесценный дар.

08.11

Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение.

15.11

Золотое сердечко. Талант. Честное слово. Труд и подвиг. Слово о родителях.

22.11

Серебряное копытце. Добро. Доброе дело.

29.11

Честное слово. Подвиг. Добрыня Никитич, родительское благословение

06.12

Слово о родителях.

Родительское  слово.  Уважение и почитание

13.12

Святое слово. Алеша Попович. Богатырская доблесть.

20.12

Обобщающий урок по разделу «СЛОВО»

27.12

Родник. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

10.01

Образ Родины. Родная земля. Отечество. Святая земля.

17.01

Образ защитника Отечества Солнце земли русской.

24.01

Святой Александр Невский. Ангел –хранитель русского народа

31.01

Образ праздника (День Победы)

07.02

Покровительство Георгия Победоносца.

14.02

Покаяние и любовь

28.02

Повторение к разделу «ОБРАЗ»

14.03

Книга – живое существо. Книга. Добро и красота. Творец.  

21.03

Святые Кирилл и Мефодий  

28.03

Книга книг. Библия.

04.04

Библиотека. Собрание библиотеки. Связь поколений. Книга.

11.04

Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар.

18.04

Дом. Книга. Добро. Истоки. Мир книги. Слово. Образ.

25.04

Знания и мудрость

16.05

Обобщение к разделу «Книга»

22.05

Практическая работа «Моя Первая Книга». Годовое итоговое повторение.

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа внеурочной деятельности детей по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Истоки. 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности . Истоки. 2 класс....

Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"

Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ»

Курс " Истоки" реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"

В основу  Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают  культурные ценности личности с приоритетом ду...