Волшебник поэтической страны. "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет", посвященная творчеству С. Я. Маршака
методическая разработка (3 класс)
Волшебник поэтической страны.
"Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет",
посвященная творчеству С. Я. Маршака
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_po_tvorchestvu_s.ya_.marshaka.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебник поэтической страны.
"Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет",
посвященная творчеству С. Я. Маршака
Цели:
- расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака;
- прививать интерес к чтению;
- пополнять словарный запас учащихся через игровую творческую деятельность;
- развивать воображение, мышление, культуру общения;
- воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие.
Оборудование: портрет С.Я. Маршака, презентация, плакаты,
выставка детских книг.
Ход праздника.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на праздник, посвященный С.Я.Маршаку.
Он со мной идет по свету
От зимы – к весне и лету,
Рядом он не просто так… Кто?
Учитель мой, Маршак.
Он стихами день встречает,
Головой седой качает,
Если что-то вдруг не так…
Строгий,
Бережный Маршак.
Не чудак ли он? Нисколько!
Размечтается вот только
И – взлетает… просто так!
Кто?!
Учитель мой, Маршак!
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая, жили бедно, но очень дружно.
Всё мне детство дарило,
Чем богат этот свет:
Ласку матери милой
И отцовский совет….
Отец поэта очень любил книги, знал несколько иностранных языков, талантливый самоучка-изобретатель, работал мастером на различных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Нелегко было семье, где росло шестеро ребятишек, переезжать с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и тревоге.
О своих детских впечатлениях он написал стихи:
В край далекий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У нее одна скамья.
Тесновато нам немножко
Это новое жилье.
Но открытое окошко
Перед столиком --- мое.
Мать – Евгения Борисовна была домохозяйкой. Учиться в школе он начал в городе Острогожске, а когда ему было 13 лет, его семья переехала в Петербург, и он стал посещать занятия в гимназии.
В детстве маленький Маршак много читал. Так рассказывает он о себе: “Поэзию я полюбил очень рано. Первая детская книжка, которая попала ко мне в руки, была “Степка-растрепка”. Я полюбил смелые и задорные строчки. Когда в первом классе гимназии нам было задано стихотворение Тютчева, меня пленили стихи, и я стал обращать внимание на подпись автора под стихами. Но самое сильное впечатление, такое, которое осталось на всю жизнь, произвели на меня сказки Пушкина”.
А когда же он начал писать стихи? Как вы думаете, ребята?
Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать. Было ему тогда всего лишь четыре года. В пять лет он читал свои стихи на детском утреннике, а с двенадцати лет писал целые поэмы. А в двадцать лет его первые стихи были напечатаны в различных журналах.
Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась –
“Детки в клетке” и была выпущена в 1923 году.
Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких..
Он придумывал для детей веселые и забавные считалки:
Чтение считалки «Мяч».
С.Я. Маршак сочинял загадки:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
( дождь )
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?
( очки )
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
( тапочки )
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
( мяч)
Меня спроси,
Как я тружусь,
Вокруг оси
Своей кружусь.
( колесо )
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
( дерев )
Принялась она за дело:
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила.)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья. не бейте нас. (Часы.)
В Полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг.)
Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними. В 1923 году появилась и "Сказка о глупом мышонке" - это было еще одно направление исканий. Трудно определить жанр этого стихотворения. Колыбельная? Пожалуй. Поэт рассказывает, как убаюкивали мышонка, общий строй вещи лирический; четырехстопный хорей, который часто у Маршака задорен и предельно динамичен, здесь течет спокойно и неторопливо. Но что-то есть в вещи несвойственное "убаюкивающим" стихам, какой-то сдвиг тональности. Да и названа она не колыбельной, а сказкой. Сдвиг в том, что, не теряя лиричности, стихотворение в то же время немного иронично, немного шутливо, немного грустно и нравоучительно, как басня.
Маршак писал стихи для детей и о детях. О мальчиках– лодырях и о говорящем коте, поэт рассказал в стихотворении “Кот и лодыри”.
В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории.
И еще один пейзажный цикл - "Разноцветная книга".
Он написан в другой тональности. Это подписи к рисункам, но своеобразные: каждая страница, посвященная какому-нибудь цвету, - большое стихотворение, от трех до десяти строф. Поэт дает картины лета, зимы, моря, пустыни, ночного города. Стихи не проигрывают, напечатанные без иллюстраций, потому что это, в сущности, не подписи, а словесные картины.
С.Я. Маршак создал стихи о людях труда и о вещах, как о творениях человеческих рук, рук мастера и хозяина земли. Это его великолепная «Почта», «Откуда стол пришел», «Что мы сажаем, сажая леса», поэма «Ледяной остров».
Ребята, давайте вспомним, как мы с вами на уроках в 1 классе знакомились с буквами.
Инсценировка стихотворения Маршака «Живые буквы», «Автобус номер двадцать шесть», «Про все на свете».
А сейчас, ребята, мы совершим путешествие в страну звуков и букв, и поиграем в игру: «Угадай-ка».
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Протянутый наискосок…
(буква и)
Бывает эта буква
В конце и середине.
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни…
(буква ы)
У станции «и краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Что можно было зайку
В заику превратить?
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: »Крючок сотри
Над буквою «и краткое».
А эта буква от того
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.
(буква я)
Писатель Валентин Берестов вспоминает: “Как-то я смотрел любительские киносъемки. Маршак ждет кого-то на скамейке. Еще несколько кадров, и рядом с ним уже сидят двое ребят, еще кадр – их пятеро, а потом они уже не помещаются на скамейке, чуть ли не висят на плечах у поэта”. Дети очень любили общаться с Самуилом Яковлевичем. Кто его знает, может, вот так сидя на скамейке и загадывал детям он свои загадки. Давайте и мы попробуем отгадать эти загадки.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Очень много произведений писатель посвятил школьной жизни детей. Это такие произведения, как «Веселый счет» - стихи забавные и серьезные: они учат, воспитывают и развлекают. Эти произведения словно вывод из всей работы Маршака над циклами детских стихов - вывод, который открывает новые пути для работы над познавательными произведениями и показывает, как обширны возможности формы цикла, «Веселая азбука», «Знаки препинания», «Про одного ученика и шесть единиц».
Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещенными людьми. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куколку, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: “Не печалься. Будет и на твоей улице праздник”. Или: “Не бойся! Бывают вещи и пострашнее”. Или: “Не обижайся! Будь умнее своего обидчика”. Но раз таких куколок не существует, Маршак советовал ребятам говорить самим себе слова, которые могут их утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее. Маршак писал “А помочь тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, могут хорошие книжки...” И Самуил Маршак сочинял такие книжки всю свою жизнь.
В начале 20-х г. Маршак создает «Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком, библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и написал свои первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..
Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен . Его пьесы интересны и поучительны. Например, во всем известной пьесе «Кошкин дом» высмеивается эгоизм, чванство, мещанская любовь к вещам.
Прекрасная сказка!.....
Не менее известна и пьеса «Двенадцать месяцев». Интересна история ее создания. Сначала чешскую народную сказку с таким же названим писатель пересказал в прозе, а в пьесу ввел комедийно-сатирический элемент – линию маленькой Королевы.В произведении прославляет автор не терпение и смирение сироты, а ее трудолюбие. смелость и стойкость. Пьеса была отмечена в 1946 год Государственной премией СССР.
Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.
Нельзя не заметить . что многие из них схожи с детским дразнилками, считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора.
Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения
Особую роль у С.Я. Маршака играют легкозапоминющиеся повторы, которыми так широко пользуется народная сказка, и с их помощью поэт часто превращает свои произведения в шутливую игру.
А давайте порчитаем такое стихотворение вместе.
Давайте попробуем.
(Чтение стихотворения «Дом, который построил Джек»).
Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о неизвестном герое»
Это стихотворение было написано перед самой войной.Автор воспользовался приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу , совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует его лица. И в этом заключен смысл баллады к смелым поступкам, к отваге, к героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть в грозное предвоенное время!
Послевоенное творчество С. Маршака и по темам , и по жанрам многообразно
Здесь встречаются произведения о Родине, о людях труда, о дружбе и товариществе, о школе и учебе, об окружающем мире. Они великолепны! Какой радугой красок сверкает мир в «Разноцветной книге»! Каким тонким лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и календарь природы «Круглый год!».
Сколько поэзии, ярких художесвенных деталей в таких познавательных поэмах, как «Откуда стол пришел?» и «Как печатали вашу книгу?»!
Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке
«Стихи для детей», были отмечены в 1951 году Государственной премией СССР.
Рассказ о творчестве С. Маршака будет неполным, если не сказать о переводах на русский язык поэтического творчества народов мира
Маршак-переводчик старше Маршака-автора детских книг. Еще учась в Англии, Маршак начал работать над переводами английских народных баллад и песен.
Маршак много сделал как переводчик поэзии: украинцев, литовцев, армян, узбеков. Стихи итальянского поэта – Джанни Родари. Благодаря Маршаку мы полюбили стихи этого поэта, в которых предстает перед нами народ Италии и его дети. Вот некоторые из них: «Чем пахнут ремесла», «Человек на подъемном кране», «Рыбак», !Лудильщик», «Точильщик!, «Почтальон», «Трубочист», «Пожарный»
До последнего дня своей жизни Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и бумагой.
С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о них и для них..Умер он 4 июня 1964г. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака признаны народом и отмечены високими наградами.
Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но каждая встреча с его стихотворениями – это опять радость и удовольствие!
Закончим мы нашу встречу словами поэта.
Пожелания друзям
Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошого.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Литературная викторина:
1. Перечислите, что сдавала дама в багаж?
(шесть вещей: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картина)
2. Назовите сказки, написанные Маршаком.
(«Сказка о глупом мышонке», «Терем-теремок», «Сказка о умном мышонке», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать».)
3. Учитель показывает картинки, на которых изображены: дом, пшеница, птица, кот, пес, корова, старушка, пастух, два петуха. В каком стихотворении говорится об этих предметах?
(«Дом, который построил Джек» - перевод с английского С.Я. Маршака)
4. Кто помог падчерице нарвать целую корзину подснежников зимой?
(двенадцать месяцев)
5. Что случилось в сказке «Кошкин дом»?
(пожар)
6. Кто дал приют кошке и ее сторожу коту Василию?
(котята)
7. Кто поселился в «Терем-теремок»?
(лягушка, мышка, петух, еж)
8. Чего боялся Петя?
(темноты)
9. Чем закончилась «Сказка о глупом мышонке»?
(Кошка съела мышонка.)
10. А чем закончилась «Сказка об умном мышонке?
(Мышонок убежал от кошки и вернулся к маме и папе.)
11. Прочитать свое любимое стихотворение С.Я. Маршака.
По набору ключевых слов узнать произведение.
1) Поле, домик, вoрота, совместное проживание 4-х героев, с распределением обязанностей. («Теремок»)
2) Саквояж, корзина, картонка, собачонка, чемодан, картина, диван. («Багаж»)
3) Лед, холодильник, узенькая ложечка, клубничное, земляничное, ананасное, апельсинное. («Мороженое»)
4) Лес, королевский дворец, весенние цветы, корзина, елочка, колечко, большой костер. («Двенадцать месяцев»)
5) Складной, из стали, штопор, отвертки, шило, ножнички, пилки, сверло.
(Нож. «Мастерская в кармане»)
6) Вода, мыльная пена, соломинка, надутые, разноцветные, прозрачнее стекла, нарядные, надменные. («Мыльные пузыри»)
«Продолжи строчку»
За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
- Не хотел котёнок мыться – опрокинул он ……(корытце)
- У Ваньки, у Встаньки – несчастные….(няньки)
- Мой весёлый, звонкий….(мяч)
- Выдали даме на станции 4 зелёных ….(квитанции)
- Вместо шапки на ходу он надел….(сковороду)
«Угадай героя»
Назвать имя героя и из какого он произведения, угадав его по словесному портрету. За каждый правильный ответ команда получит 1балл.
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В старой форменной фуражке? (Почтальон из произв.»Почта военная» )
2.Но тут, встревоженный прутом,
Он вылез из корзины,
Вскочил на стол, махнул хвостом
И прыг за борт машины. (Кот из произв.» Приключение в дороге» )
3.Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень. (Хорёк из произв.» Сказка об умном мышонке)
4.Принесла овсяной кашки-
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски-
Отвернулся он от миски. (Котёнок из произведения. »Усатый полосатый» )
5.Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене. ( Кузьма из произв. « Пожар» )
6.Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил. ( кот Василий из произв. « Кошкин дом» )
Конкурс капитанов:
Если вы согласны с моими словами, покажите карточку зелёного цвета, если не согласны- красного.
- Человек рассеянный жил на улице Бассейной. Это верно?
- Я утверждаю, что девочке из стихотворения «Усатый полосатый» 5лет. Это верно или нет?
- Засмеялась кошка Мурка:
-Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя не называть,
Мышке кошкой не бывать.
Я утверждаю, что это строки из « Сказки о глупом мышонке»
4. Кузьма подарил Лене на память кошку ,которую тоже спас от огня . Верно? Да.
Будешь жить да поживать.
Только, чур, не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши её немножко!
5.Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Эти строки из произведения «Пожар?», верно?
Нет, из» Рассказа о неизвестном герое»
«Разгадай»
Буквы в словах перепутались, поменяйте их местами, чтобы получить название произведения или его героя .Команда, выполнившая задание первой , получит 3балла.
ж га ба ( багаж ), онтальпоч (почтальон), ражпо (пожар),макузь (Кузьма)
чецападри (падчерица)
«Назови животное»
Сейчас вы услышите стихи из книги С.Я.Маршака «Детки в клетке». Вы должны отгадать, о каком животном из зоосада в них говорится.
За каждый правильный ответ команда получит 1балл.
- Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! ( жираф)
2.У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа,
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой! (белые медведи)
3.Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (зебры)
4.Правда,дети, я хорош!
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду. (пингвин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака
Цели:1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика С.Я. Маршака.2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака3.При...
Классный час « Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет»
Проведение этого классного часа помогает развивать у детей способность анализировать свои действия,воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания....
Сценарий внеурочного мероприятия, посвященного творчеству С.Я. Маршака «Не может быть!»
Мероприятие посвящено творчеству С.Я. Маршака. Дети знакомятся с биографией Маршака. Мероприятие проходит в виде интерактивной встречи с героями произведений автора. Присутствуют игровые опросы,...
Литературная игра для 1 класса, посвященная творчеству С.Я. Маршака
Данная игра посвящена творчеству детского писателя С.Я.Маршака.Игра может быть организована как внутри класса, так и в параллели (как игра по станциям).Имеется сценарий, презентация к игре и приложени...
Классный час: Урок доброты "Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской области Классный час: Урок доброты «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет»...
«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»
Презентация посвящена творчеству С.Я. Маршака...
ПУСТЬ ДОБРЫМ БУДЕТ УМ У ВАС, А СЕРДЦЕ УМНЫМ БУДЕТ
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали,Хоть были совсем незнакомы.Здравствуйте! –Что особого тем мы друг другу сказали?Просто «здравствуйте», больше ведь мы нич...