ПУСТЬ ДОБРЫМ БУДЕТ УМ У ВАС, А СЕРДЦЕ УМНЫМ БУДЕТ
материал

Петрикина Софья Александровна

Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!  –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrym-budet-um_1.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

                 

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ

ПУСТЬ ДОБРЫМ БУДЕТ УМ У ВАС,

А СЕРДЦЕ УМНЫМ БУДЕТ

Автор: учитель начальных классов

Петрикина Софья Александровна

Саранск, 2020

Содержание

Вступление

Особенности формирование нравственности в школе

Методика проведение этических бесед. Условия эффективности этических бесед

Беседы об отношении к труду, людям труда и народному добру

Беседы о коллективизме

Беседы о справедливости

Беседы о доброте, отзывчивости и справедливости

Беседы о товариществе и дружбе

Беседы о сознательной дисциплине и культуре поведения

Литература

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!  –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вступление

«У нации, обделенной нравственно и душевно, нет будущего», - сказал известный философ. В истории развития современного общества возникшую проблему, в первую очередь, должна решать школа. Этот проект поможет учителю, особенно молодому, спланировать учебную и воспитательную работу.

Рекомендовано учителям русского языка, зарубежной литературы, классным руководителям.

Для школ с русским языком обучения

Особенности формирование нравственности в школе

Этическая беседа – беседа учителя на темы нравственности – занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходит постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей.

В процессе этических бесед происходит обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, уже имеющихся знаний, т.е. на основе «первичного» материала происходит формирование нравственных представлений и понятий.

Вооружение учащихся нравственными представлениями и понятиями, умением вычленять из действительности явления нравственной жизни и подвергать их оценке по нравственному критерию является одним из условий формирования саморегуляции поведения.

Овладение нравственными понятиями не может исчерпывать только лишь познавательной деятельностью. Безусловно, необходимо знать, что такое справедливость, доброжелательность, честность и т.п.

Однако одних знаний недостаточно. Нужно, чтобы нравственные знания вызывали определенные переживания человека, нравственные чувства.

Методика проведение этических бесед.

Условия эффективности этических бесед

Методика проведения обобщающих этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношения детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Продолжительность беседы не должна превышать 25-40 минут. Целесообразно проводить во внеурочное время одну беседу в месяц.

Варианты подготовки к беседе:

  1. Определение темы;
  2. Подбор материалов и пособий;
  3. Составление плана;
  4. Подготовка учащихся.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Правильно поступает учитель, который проводя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверными мыслями.

Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве создания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связанно с разнообразной деятельности детей.

Эффективность этического от того, насколько оно направленно на нравственное развитие детей.

Цель этического просвещения – переведение внешних воздействий во внутреннее сознательные наблюдения, формирование таких внутренних этических стимулов, как совесть, долг, честь, достоинство. Осуществление этой цели возможно только при развитии активности ребенка, его самодеятельности, включения его в самостоятельную, коллективную деятельность.

Беседы об отношении к труду, людям труда и народному добру

Тема: «О добросовестном отношении к учению и труду».

Без чего не может жить человек?

- Без воздуха. Без воды. Без хлеба.

И еще человек не может жить без труда.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понимание значения труда как основы жизни человека.
  2. Добросовестное, прилежное отношение каждого школьника к учению, общественно полезному, обслуживающему труду.
  3. Умение преодолеть трудности в учении и труде.

Советы учителю:

А) Учеба – главный труд школьника.

Б) Стол, за которым ты сидишь.

Кровать, на который ты уснешь.

Тетрадь, ботинки, пары лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож.

И каждый гвоздь, и каждый дом, и каждый ломтик хлеба – все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что созлано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час –

И мы трудиться будем.

Пословицы и поговорки

Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится.

По работе и мастера знаешь.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Терпение труд – все перетрут.

Век живи – век учись.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлешься

Беседы о коллективизме

Тема: «Твоя ответственность за общие дела коллектива»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Ответственное отношение к поручениям коллектива.
  2. Личная ответственность за общие дела коллектива
  3. Стремление и умение сделать жизнь коллектива интересной и содержательной.

Советы учителю:

Надо научить отчитываться перед коллективом. Обязательно подчеркнуть мысль о том, что коллектив должен быть очень внимательным к судьбе каждого мальчика и девочки.

Беседы о справедливости

Тема: «Умей отстоять свое мнение, если уверен в его справедливости»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Уважительное отношения к мнению одноклассника, коллектива, справедливая его оценка;
  2. Умение открыто выступать против несправедливого мнения, поступка одноклассника, коллектива;
  3. Настойчивость в защите своего мнений, если уверен в его справедливости, правильности.
  4. Недопустимость упрямства в отставании своего несправедливого мнения, оценки.

Советы учителю:

Основная цель беседы – подвести учащихся к мысли о том, что это за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если окажешься в меньшинстве.

Настойчивость в защите справедливого дела – ценное нравственное качество, а противоположное ему – ненужная уступчивость, соглашательство, малодушие, а то и трусливость.

Беседы о доброте, отзывчивость и справедливости

Тема: «Об отзывчивости человека»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Добрые дела и поступки совершают не напоказ.
  2. Недопустимость черствости, бездушия к людям, жадность.
  3. Осуждение безучастного отношения к человеку, равнодушия.

Советы учителю:

Учитель акцентирует внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, нуждающиеся в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость окружающим.

Важно в беседах с детьми показать неприглядность таких качеств, как черствость, равнодушие.

Пословицы и поговорки:

Делать добро спеши.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Скромность каждому к лицу.

Скромность украшает героя.

Беседа о товариществе и дружбе

Тема: «О бескорыстии в дружбе»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Взаимная помощь в учении и труде.
  2. Радость от совместной работы с одноклассниками, общение с ними.
  3. Недопустимость отрицательных проявлений – зависти, черствости, бездушия, бессердечности.

Советы учителю:

Надо показать, что неумение радоваться радости другого приводит к злому чувству зависти.

Зависть уродует личность и взаимоотношения людей.

Дружба может быть постоянной и радостной для детей тогда, когда они внимательно оносятся друг к другу.

Воспитание душевной способности к сопереживанию – одна из тончайших и труднейших задач.

Пословицы и поговорки:

Друга ищи, а найдешь – береги.

Без беды друга не узнаешь. Друг познается в несчастье.

С хорошим товарищем веселее при удачи, легче и в беде.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Беседа о честности и умении держать слово

Тема: «О правдивости и честности человека»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Честный человек не скрывает своих ошибок, неправильных поступков, не обманывает.
  2. Умеет сдержать свое слово, выполнить обещание.
  3. Не хвастает незаслуженными успехами.
  4. Борется против обмана, лжи, нечестных поступков.

Советы учителю:

Во время беседы учитель обращает внимание детей на то, что важно не только самому быть честным, но и активно бороться с любым проявлением нечестности, лжи, обмана. Скрытие нечестных поступков – недопустимо.

Пословицы и поговорки:

Правда светлее солнца, правда чище ясного неба.

Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

За правду не судись: скинув шапку, да поклонись!

Не давши слова – крепись, а давши –держись.

Нет больше позора, как не выполнить уговора.

«Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».

Беседы о сознательной дисциплине и культуре поведения

Тема: «Правил, обязательные для всех».

Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Культура поведения в общественных местах.
  2. Стремление к аккуратности и организованности, дисциплинарности.
  3. Соблюдение правил уличного движения.
  4. Проявление вежливости и приветливости к людям.

Советы учителю:

Выполнение правил вежливости, уважительного отношения к людям связано с преодолением порою своего нежелания поступить в соответствии с установленными нормами поведения, с самовоспитанием, дисциплинированности и организованности. в основе каждого правила культуры поведения лежат нравственные нормы, забота об окружающих людях.

«НЕ»

А. Макруша

Пожалуйста, познакомьтесь с этим «не» повнимательнее, это тебе пригодится.

  1. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.
  2. Не чавкай
  3. Не перебивай говорящего
  4. Не кричи и не повышай голоса
  5. Не показывай пальцем на кого бы то не было.
  6. Не садись раньше старшего без его разрешения.
  7. Не забудь снять шапку, входя в дом.
  8. Не повторяй слишком часто «я»
  9. Не забудь извиниться, если нечаянно кого-нибудь толкнул.
  10. Не делай того, что другим людям может достать беспокойство.
  11. Не произноси слов, что другим значение которых тебе не известно.
  12. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет выбрать правильный тон в общении и окружающими.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/429262-metodicheskie-rekomendacii-po-planirovaniju-u


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час « Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет»

Проведение этого классного часа помогает развивать у детей способность анализировать свои действия,воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания....

Классный час в 4-м классе "Пусть сердце добрым будет"

Cпособствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки....

Классный час в 4-м классе "Пусть сердце добрым будет"

формирование  багажа  знаний  учащихся  о  роли  дружбы, вежливости  в  жизни  человека- образовательная:...

Классный час: Урок доброты "Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской области Классный час: Урок доброты «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет»...

Волшебник поэтической страны. "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет", посвященная творчеству С. Я. Маршака

Волшебник поэтической страны."Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет",посвященная творчеству С. Я. Маршака...

«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»

Презентация посвящена творчеству С.Я. Маршака...

Классный час "Пусть сердце добрым будет"

Цели и задачи:- формировать в сознании детей понятие «доброта»;- развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;- расширить знания о...