Младший школьный возраст «Гиперактивные дети или дети с дефицитом внимания.»
статья
рекомендации родителям, педагогам-психологам, учителю-логопеду, классным руководителям и узким специалистам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnost.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Младший школьный возраст
«Гиперактивные дети или дети с дефицитом внимания.»
Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества. Дети с «дефицитом» внимания выделяются на фоне сверстников. Синдром «дефицита» внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения, среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%. Значит в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1-2 гиперактивных детей. У многих учителей такие дети влияют и на поведение всего класса. Этим детям можно отнести такие черты, как чрезмерная активность, лишняя подвижность, суетливость, невозможность долго сосредоточится на чем-либо. Последнее время специалистами доказано, что гиперактивность один из компонентов целого комплекса нарушений у таких детей. Основной же дефект связанный с недостатком механизмов, внимания и «тормозного» контроля. Синдромом «дефицита» внимания считают одним из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируется чаще, чем у девочек.
Серьезные трудности у детей с «дефицитом» происходят во время нахождения в школе. С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся. К умению слушать учителя, сосредоточится на уроке и т.д, с другой стороны увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Вот поэтому так необходимы эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением. Как правило, в подростковом возрасте «дефицит» внимания у таких детей сохраняется, но гиперактивность обычно исчезает и нередко компенсируется инертностью психической деятельности или другими недостатками. Основные нарушения поведения сопровождается серьезными вторичными нарушениями, к числу которых принадлежат слабая успешность и трудности в общении с другими людьми. Низкая успешность – типовое явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которая не отвечает возрастной норме и является серьезной преградой для полноценного включения ребенка.
Во время урока этим детям сложно справится с заданиями, потому что они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро «отключаются» от процесса выполнения заданий. Навык чтения и письма у них развит ниже, чем у одноклассников. Их письменные работы выглядят не аккуратными, присутствуют ошибки, которые являются результатом не внимательности, не соблюдений инструкций учителя.
Можно определить ребенка с гиперактивностью по следующим критериям:
- Часто наблюдаются беспокойные движения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится;
- Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо;
- Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
- Часто бывает болтливым.
- Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
- У него часто меняется настроение;
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
- Ему нравится работа, которую можно сделать быстро;
- Когда, кто-то из ребят на него кричит, он тоже, кричит в ответ;
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры);
- Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.
Гиперактивность влияет не только на школьную успеваемость снижая ее, а и на взаимодействие с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, они могут быть источником постоянных конфликтов, быстро становятся изгоями. У большинства таких детей заниженная самооценка. Часто проявляется агрессивность, упертость, ложь и другие формы асоциального поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание первичных нарушений поведения, которые как следствие приводят к вторичным.
Факторы, которые влияют на проявления гиперактивности у детей:
- Генетический фактор (наследственность);
- Перинатальная паталогия (осложнения во время беременности);
- Органические поражения мозга;
- Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательного влияния).
Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания, отводится назначения в медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедится в том, что такой ребенок, находится под наблюдением врача (невролог, педиатр, психиатр)
Направления и цели в работе с гиперактивными детьми:
- Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных методов работы;
- Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
- Смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
- Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности);
- Понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
- Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
- Инструкции учителя, должны быть четкими и немного словными;
- Избегание категорических запретов.
- Методы работы учителя с гиперактивными детьми:
- Развитие психических функций, отстающих у таких детей – внимания, двигательного контроля, контроля поведения;
- Отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- При возможности, вести работу с гневом.
Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае – малыми группами и только потом постепенно водить их в большие группы. Это связанно с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточится, если рядом много сверстников.
Поднимать руку или ждать, пока его не вызовут, такой ребенок может только с V или VI класса. Замечания или одергивания ничего не дают, они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.
Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать специально разработаны коррекционно-развивающие программы акцентируя внимание на распределение, увелечение и концентрации, стойкости и переключения внимания.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми:
- Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
- Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми;
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- В классе желательно, иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов);
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски.
- Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.
- Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло.
- На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей.
- Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.
- Учить выражать свои эмоции.
- Договориться с ребенком заранее о тех или иных действиях.
- Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.
- Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
- По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом, «дефицита» внимания.
- Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы.
- Предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
- Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
- Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем.
- Задания предлагаемые на уроке, писать на доске.
- Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.
- При разговоре с ребенком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.
Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
Работа учителя с родителями гиперактивного ребенка.
- Педагог должен объяснить родителям, что им необходимо придерживаться к единой тактики воспитания. Они должны помнить, что улучшения состояния ребенка зависит от специального назначенного лечения, но и от контроля своего поведения. Также ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителю.
- В оказании помощи гиперактивным детям решающее значения имеет работа с их родителями.
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно, соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
- Стабилизация обстановка в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.
- Гиперактивному ребенку необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.
- Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки. Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.
Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.
Упомянутые методы, не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные поведения.
Опираясь на вышеперечисленное можно сделать такой вывод: работа с гипеактивными детьми должна проводится комплексно, с помощью специалистов разного профиля и привлечения родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....
Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста
В данном материале раскрываются формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...
Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.
Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...
Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Статья посвящена профилактике и коррекции гипперактивного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема является весьма актуальной в современной школе....
Гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
В статье раскрываются особенности поведения гиперактивных детей, причины возникновения СДВГ и специфика работы с гиперактивными детьми....