Младший школьный возраст «Гиперактивные дети или дети с дефицитом внимания.»
статья

Никонова Инна Николаевна

рекомендации родителям, педагогам-психологам, учителю-логопеду, классным руководителям и узким специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Младший школьный возраст

«Гиперактивные дети или дети с дефицитом внимания.»

Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества. Дети с «дефицитом» внимания выделяются на фоне сверстников. Синдром «дефицита» внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения, среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%. Значит в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1-2 гиперактивных детей. У многих учителей такие дети влияют и на поведение всего класса. Этим детям можно отнести такие черты, как чрезмерная активность, лишняя подвижность, суетливость, невозможность долго сосредоточится на чем-либо. Последнее время специалистами доказано, что гиперактивность один из компонентов целого комплекса нарушений у таких детей. Основной же дефект связанный с недостатком механизмов, внимания и «тормозного» контроля. Синдромом «дефицита» внимания считают одним из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируется чаще, чем у девочек.

Серьезные трудности у детей с «дефицитом» происходят во время нахождения в школе. С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся. К умению слушать учителя, сосредоточится на уроке и т.д, с другой стороны увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Вот поэтому так необходимы эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением. Как правило, в подростковом возрасте «дефицит» внимания у таких детей сохраняется, но гиперактивность обычно исчезает и нередко компенсируется инертностью психической деятельности или другими недостатками. Основные нарушения поведения сопровождается серьезными вторичными нарушениями, к числу которых принадлежат слабая успешность и трудности в общении с другими людьми. Низкая успешность – типовое явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которая не отвечает возрастной норме и является серьезной преградой для полноценного включения ребенка.

Во время урока этим детям сложно справится с заданиями, потому что они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро «отключаются» от процесса выполнения заданий. Навык чтения и письма у них развит ниже, чем у одноклассников. Их письменные работы выглядят не аккуратными, присутствуют ошибки, которые являются результатом не внимательности, не соблюдений инструкций учителя.

Можно определить ребенка с гиперактивностью по следующим критериям:

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится;
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо;
  3. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
  5. Часто бывает болтливым.
  6. Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
  7. У него часто меняется настроение;
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
  9. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро;
  10. Когда, кто-то из ребят на него кричит, он тоже, кричит в ответ;
  11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры);
  12. Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Гиперактивность влияет не только на школьную успеваемость снижая ее, а и на взаимодействие с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, они могут быть источником постоянных конфликтов, быстро становятся изгоями. У большинства таких детей заниженная самооценка. Часто проявляется агрессивность, упертость, ложь и  другие формы асоциального поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание первичных нарушений поведения, которые как следствие приводят к вторичным.

Факторы, которые влияют на проявления гиперактивности у детей:

  1. Генетический фактор (наследственность);
  2. Перинатальная паталогия (осложнения во время беременности);
  3. Органические поражения мозга;
  4. Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательного влияния).

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания, отводится назначения в медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедится в том, что такой ребенок, находится под наблюдением врача (невролог, педиатр, психиатр)

Направления и цели в работе с гиперактивными детьми:

  1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных методов работы;
  2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
  3. Смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
  4. Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности);
  5. Понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
  6. Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
  7. Инструкции учителя, должны быть четкими и немного словными;
  8. Избегание категорических запретов.
  9. Методы работы учителя с гиперактивными детьми:
  10. Развитие психических функций,  отстающих у таких детей – внимания, двигательного контроля, контроля поведения;
  11. Отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  12. При возможности, вести работу с гневом.

Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае – малыми группами и только потом постепенно водить их в большие группы. Это связанно с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточится, если рядом много сверстников.

Поднимать руку или ждать, пока его не вызовут, такой ребенок может только с V или VI класса. Замечания или одергивания ничего не дают, они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.

Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать специально разработаны коррекционно-развивающие программы акцентируя внимание на распределение, увелечение и концентрации, стойкости и переключения внимания.

                Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми:

  1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
  2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми;
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. В классе желательно, иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов);
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски.
  7. Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.
  8. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло.
  9. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей.
  10. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.
  11. Учить выражать свои эмоции.
  12. Договориться с ребенком заранее о тех или иных действиях.
  13. Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).
  14. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  15. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  16. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.
  17. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
  18. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом, «дефицита» внимания.
  19. Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы.
  20. Предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  21. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  22. Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем.
  23. Задания предлагаемые на уроке, писать на доске.
  24. Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.
  25. При разговоре с ребенком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.

Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.

Работа учителя с родителями гиперактивного ребенка.

  1. Педагог должен объяснить родителям, что им необходимо придерживаться к единой тактики воспитания. Они должны помнить, что улучшения состояния ребенка зависит от специального назначенного лечения, но и от контроля своего поведения. Также ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителю.
  2. В оказании помощи гиперактивным детям решающее значения имеет работа с их родителями.
  3. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  4. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  5. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  6. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  7. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  8. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  9. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно, соответствовать этому распорядку.
  10. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  11. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  12. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  13. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.  
  14. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

  1. Стабилизация обстановка в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.
  2. Гиперактивному ребенку необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.
  3. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки. Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.

Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.

Упомянутые методы, не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные поведения.

Опираясь на вышеперечисленное можно сделать такой вывод: работа с гипеактивными детьми должна проводится комплексно, с помощью специалистов разного профиля и привлечения родителей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста

В данном материале  раскрываются  формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...

Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.

Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного  поведения  детей с  дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...

Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Статья посвящена профилактике и коррекции гипперактивного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема является весьма актуальной в современной школе....

Гиперактивность у детей младшего школьного возраста.

В статье раскрываются особенности поведения гиперактивных детей, причины возникновения СДВГ и специфика работы с гиперактивными детьми....