Занятие по внеурочной деятельности "Владимир Мономах"
методическая разработка (3 класс)
Имя владимира Мономаха свяхано с появлением на Руси царских символов - шапки, скипетра и державы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._zanyatie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по внеурочной деятельности.
Тема. Владимир Мономах
Цель:
Формировать у учащихся духовно-нравственные ценности, патриотизм, гражданственность, воспитывать уважение к родной стране, её историческим корням.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся об истории Руси.
2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.
3. Познакомить учащихся с Владимиром Мономахом, с появлением на Руси царских символов.
4. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.
5. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас новым словом:
поучение, скипетр, держава, благодеяние.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Мотивационный этап:
Загадка старинного письма: шапка Мономаха
- Изучение материала по теме занятия:
(слайд 2) На прошлом занятии мы познакомились с Ярославом Мудрым. Прошли годы. Вырос внук Я. Мудрого. Звали его Владимир Мономах.
Родился он в 1053 году. Детские и юношеские годы Владимира Мономаха прошли при отцовском дворе. Опыт участия в государственном управлении и военном деле был ранним: 13-летний Владимир впервые самостоятельно начал княжить в Ростово-Суздальской земле. А когда ему исполнилось 16 лет, впервые отправился в первый военный поход.
(слайд 3) Когда ему исполнилось 25 лет, он становится правителем города Чернигова. В то время на русскую землю очень часто нападали и разоряли враги – половцы. Он уговорил всех князей идти на них. Владимир так говорил о счастье избавить от опасности жизнь и имение своих соотечественников, о славе умереть за родину, что все князья забыли на время ссоры свои и собрали воинов во всех княжествах.
(слайд 4) Чтение описания битвы.
Половцы были побеждены. С ними заключили самый выгодный мир. Всей славой этой победы, всеми выгодами этого мира Россия была обязана Владимиру Мономаху.
(слайд 5) Во всяком возрасте он заслуживал любовь окружающих. В детстве он был самый послушный сын; в молодости - самый смелый из князей на поле битвы, самый приветливый дома, самый почтительный к родителям; в зрелых летах - самый добрый государь ; самый умный советник великого князя; самый сострадательный благодетель бедных; самый знаменитый победитель врагов отечества.
Народ знал это и при всяком случае старался показать благодарность и особенную любовь свою к Владимиру. Эта любовь была так велика, что, когда великий князь Киева умер, жители киевские объявили, что не хотят слышать ни о каком другом государе, кроме общего любимца всех русских - знаменитого Мономаха!
Мономах во все время двенадцатилетнего княжения своего продолжал отличаться храбростью. Он совершил 83 великих похода и выиграл 81 битву.
(слайд 6) Существует легенда, что когда Князь пошел в военный поход на Царьград, сам император , видя его силу, преподнес ему символы царской власти: животворящий крест, скипетр с державой, украшенные драгоценными камнями, и царский венец – золотая шапка с крестом, опушенная собольим мехом, которую так и называют до сих пор – шапка Мономаха. Она до сих пор хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
(слайд 7) С той поры шапка, скипетр и держава стали непременными атрибутами царей.
Словарь: Символы царской власти : СКИПЕТР - жезл, украшенный драгоценными камнями и ДЕРЖАВА - золотой шар. Где уже видели эти символы?
(слайд 8) Кроме военных побед Мономах прославился и другими делами. Он старался улучшать законы, строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города, закладывал новые. В числе последних, в 1108 году , был построен город Владимир.
(слайд 9) Владимир Мономах оставил след в истории как автор литературных произведений, из которых до наших дней дошло три: письмо к Олегу Святославовичу, рассказ автобиографического характера о военных походах, а также прославленное «Поучение Владимира Мономаха», настоящий кладезь житейского опыта, который правитель хотел передать своим пятерым сыновьям.
Словарь: Поучение – жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила жизни.
Чтение «Поучения Владимира Мономаха» (отрывка)
«Приближаясь ко гробу, благодарю Бога за долгие дни мои: рука его довела меня до глубокой старости. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать это писание, исполняйте правила, в нем написанные. Страх к Богу и любовь к людям есть начало добродетели. Велик Господь, чудесны дела его!
- О дети мои, хвалите Бога! Любите также людей. Не пост, не монашество спасет вас, но благодеяния.
Словарь : Благодеяние- благое, доброе дело.
- Не забывайте бедных, кормите их и помните, что все, что вы имеете, принадлежит Богу и поручено вам только на время.
- … не давайте сильным обижать слабых.
- …Не призывайте напрасно имени Бога.
- … дав же клятву, не преступайте ее.
- Не оставляйте больных.
- … Бойтесь всякой лжи.
- Почитайте старых людей как отцов, любите младших как братьев.
- Все хорошее узнав, вы должны помнить; чего не узнаете, тому учитесь. Леность - мать пороков, берегитесь ее.
(слайд 10) Владимир Мономах прожил 72 года. За годы его правления установился мир на русской земле, расширились ее границы. Мономах скончался в 1125 году.
День памяти 13 июня.
(слайд 11) 5. Закрепление изученного (работа в листках)
1. О ком узнали на занятии? Владимир Мономах.
2. Когда он стал княжить? В 13 лет он стал княжить.
3. Когда пошел в первый военный поход? В 16 лет пошел в первый военный поход. В 83 битвах участвовал, в 81 победил.
4. Какую важную победу он одержал в 25 лет?
Одержал победу над половцами и заключил с ними мир.
5. Кем его выбрали люди? Люди выбрали его Киевским князем.
6. Какие символы власти ему вручили впервые в истории Руси? Ему впервые вручили символы царской власти: скипетр, державу и шапку Мономаха.
7. Какое произведение оставил потомкам? Поучение Владимира Мономаха.
8. Чему научил вас В. Мономах? (конкурс знатоков) В нём учил помогать людям, защищать слабых, не обманывать, уважать старших, старательно учиться, не лениться.
9.День его памяти? День памяти 13 июня .
7. Работа в Ленте истории России
8.Домашнее задание. Раскрасить рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»
Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".
Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"
На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»
Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»
Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...