Занятие по внеурочной деятельности "Владимир Мономах"
методическая разработка (3 класс)

Кучеренко Людмила Евгеньевна

Имя владимира Мономаха свяхано с появлением на Руси царских символов - шапки, скипетра и державы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._zanyatie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по внеурочной деятельности.

Тема.   Владимир Мономах

Цель:

 Формировать  у учащихся духовно-нравственные ценности, патриотизм, гражданственность, воспитывать   уважение к родной стране, её историческим корням.

Задачи:

1. Расширить  знания  учащихся об истории  Руси.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Познакомить учащихся с  Владимиром Мономахом, с  появлением на Руси царских символов.  

4. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.

5. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас  новым словом:  

поучение, скипетр, держава, благодеяние.   

        Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Мотивационный этап:

Загадка старинного письма:  шапка Мономаха

  1. Изучение материала по теме занятия:

 (слайд 2) На прошлом занятии мы познакомились с Ярославом Мудрым.   Прошли годы.  Вырос внук Я. Мудрого.  Звали его Владимир Мономах.

       Родился он в 1053 году.  Детские и юношеские годы Владимира Мономаха прошли   при отцовском дворе. Опыт участия в государственном управлении и военном деле был ранним: 13-летний Владимир впервые  самостоятельно начал  княжить в Ростово-Суздальской земле. А  когда ему исполнилось 16 лет,   впервые  отправился в  первый военный поход.

(слайд 3)    Когда ему исполнилось 25 лет, он становится правителем города  Чернигова. В то время на русскую землю очень  часто нападали и разоряли  враги – половцы. Он уговорил   всех князей идти  на них. Владимир так говорил о счастье избавить от опасности жизнь и имение своих соотечественников, о славе умереть за родину, что все князья забыли на время ссоры свои и собрали воинов во всех княжествах.

(слайд 4)  Чтение описания  битвы.

  Половцы были побеждены.  С ними  заключили   самый выгодный мир. Всей славой этой победы, всеми выгодами этого мира Россия была обязана Владимиру  Мономаху.

 (слайд 5)     Во всяком возрасте он  заслуживал любовь окружающих. В детстве он был самый послушный сын; в молодости - самый смелый из князей на поле битвы, самый приветливый дома, самый почтительный к родителям; в зрелых летах - самый добрый государь  ; самый умный советник великого князя; самый сострадательный благодетель бедных; самый знаменитый победитель врагов отечества.

      Народ знал это и при всяком случае старался показать благодарность и особенную любовь свою к Владимиру. Эта любовь была так велика, что, когда великий князь  Киева  умер, жители киевские объявили, что не хотят слышать ни о каком другом государе, кроме общего любимца всех русских - знаменитого Мономаха!

Мономах во все время двенадцатилетнего княжения своего продолжал отличаться храбростью. Он совершил 83 великих похода и выиграл 81 битву.

  (слайд 6)    Существует легенда, что когда Князь пошел в военный поход на Царьград, сам император , видя его силу, преподнес ему символы  царской власти: животворящий крест,  скипетр с державой, украшенные драгоценными камнями, и царский венец – золотая шапка с крестом, опушенная собольим мехом, которую так и называют до сих пор – шапка Мономаха. Она до сих пор хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

(слайд 7) С той поры шапка, скипетр и  держава стали  непременными атрибутами царей.

Словарь:  Символы царской власти : СКИПЕТР - жезл, украшенный драгоценными камнями    и  ДЕРЖАВА - золотой шар. Где уже видели эти символы?

(слайд 8)  Кроме  военных побед  Мономах прославился и другими делами. Он старался улучшать законы, строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города, закладывал новые. В числе последних,  в 1108 году , был   построен   город Владимир.

(слайд 9) Владимир Мономах оставил след в истории как автор литературных произведений, из которых до наших дней дошло три: письмо к Олегу Святославовичу,  рассказ автобиографического характера о военных походах, а также прославленное «Поучение Владимира Мономаха», настоящий кладезь житейского опыта, который правитель хотел передать своим пятерым сыновьям.

Словарь: Поучение – жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила жизни.

Чтение «Поучения  Владимира Мономаха» (отрывка)
 «Приближаясь ко гробу, благодарю Бога за долгие дни мои: рука его довела меня до глубокой старости. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать это писание, исполняйте правила, в нем написанные. Страх к Богу и любовь к людям есть начало добродетели. Велик Господь, чудесны дела его!

  • О дети мои, хвалите Бога! Любите также людей. Не пост, не монашество спасет вас, но благодеяния.

Словарь : Благодеяние- благое, доброе дело.

  • Не забывайте бедных, кормите их и помните, что все, что вы имеете, принадлежит Богу и поручено вам только на время.  
  •  …  не давайте сильным обижать слабых.
  •  …Не призывайте напрасно имени Бога.
  • … дав же клятву, не преступайте ее.
  •  Не оставляйте больных.  
  •  … Бойтесь всякой лжи.
  • Почитайте старых людей как отцов,  любите младших как братьев.  
  •    Все хорошее узнав, вы должны помнить; чего не узнаете, тому учитесь. Леность - мать пороков, берегитесь ее.   

(слайд 10)  Владимир Мономах прожил 72 года. За годы его правления установился мир  на   русской земле, расширились ее границы.  Мономах  скончался   в  1125 году.  

День памяти 13 июня.

(слайд 11)  5. Закрепление изученного (работа в листках)

1. О ком узнали на занятии?   Владимир Мономах.

2. Когда он стал княжить? В 13 лет он стал княжить. 

3. Когда пошел в первый военный  поход? В   16 лет пошел в первый военный поход. В 83 битвах  участвовал, в 81 победил.

4. Какую важную  победу он  одержал в 25 лет?  

 Одержал победу над половцами и заключил с ними мир.  

5. Кем его выбрали люди? Люди выбрали его Киевским князем. 

6. Какие символы власти ему вручили впервые в истории Руси? Ему впервые вручили символы царской власти: скипетр, державу и шапку Мономаха.

7. Какое  произведение оставил потомкам? Поучение Владимира Мономаха.

8. Чему   научил вас В. Мономах? (конкурс знатоков) В нём  учил помогать людям,  защищать  слабых, не обманывать,  уважать старших, старательно учиться, не лениться.

9.День его памяти? День памяти  13 июня .

 7. Работа в Ленте истории России

 8.Домашнее задание. Раскрасить рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...