Проект по теме "Речевой этикет"
проект
Предварительный просмотр:
ГАПОУ
«Черепановский педагогический техникум»
Выполнение проекта из учебников русского языка
Выполнила:
студентка 101 группы
Мирошниченко Елизавета Юрьевна
2018 год
Проект
«Словарик Речевого этикета»
Слайд 1-2.
Цель: выяснить и понять что такое речевой этикет. В каких ситуация к нему нужно обращаться? За чем он нужен людям?
Задача: расширить и уточнить представление о речевом этикете, принять участие в мероприятиях, связанных с распространением научных знаний о речевом этикете, культивированием лучших традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Актуальность: данная тема актуальна в данное время, так как знание правильного поведения, умения правильно разговаривать и вести себя соответствующе в определенной ситуации является «фундаментом», заложенным в ребенке.
Слайд 3-4
Слово этикет пришло к нам из французского языка в XVIII веке, когда складывался придворный быт абсолютной монархии и устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добро пожаловат., когда складывался придворный быт абсолютной монархии и устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.
Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции. Этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических эпох.
Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.
Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета
Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Я считаю, что каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
Также существуют множество видов этикета. Такие некоторые виды указаны на слайде.
Слайд 5-15.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова- слова речевого этикета.
Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова «здравствуй, прощай, благодарю вас, спасибо, извините, пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы адресуем их. В русском языке существуют десятки способов приветствия.
Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер!
Ты открываешь глаза, видишь маму, и первое, что ты слышишь – это «доброе утро!» И в течение всего дня ты то и дело говоришь: « Здравствуйте! Добрый день! Привет!»
Речевой этикет содействует установлению контакта с собеседниками в разных ситуациях общения, установлению различных отношений между ними, определенной тональности. Так, "привет", "салют", "приветик", "чао", "бонжур" и т. п. применяются как сигналы, указывающие на стремление к фамильярности, свойственны молодежной речи (могут употребляться и с довесками для еще более фамильярного тона: "чао-какао", "бонжур-абажур" и др.).
Слайд 16.
Существуют слова- паразиты. Это лова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают её пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты , их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
Нужно не забывать о том, что эти слова-паразиты нужно с корнем убирать из своего лексикона, ведь они засоряют речь и вместо прогресса происходит обратное явление – регресс.
Вывод: Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат нам в жизни огромную службу, так как научат нас жить в большом ладу с окружающими.
«Когда-то в России умели из быта извлекать если не удовольствие, то уж во всяком случае полное удовлетворение, не затрудняя себя рассуждениями о необходимости этикета, изящества манер, вежливости, уважения к старшим и младшим, об умении вести себя в общественном месте, в гостях и в собственном доме. Судя по классической литературе, большая часть населения старой России точно знала, как одеваться, как вести себя за столом, что делать со знакомой и незнакомой дамой, ровно и с кавалером; у каждого был наготове целый набор вежливых и даже учтивых выражений, которыми в обязательном порядке учили дома и в школе, а сверх того была еще и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним, который, будь он простым человеком или генералом, был братом перед Богом, наделившим всех своих чад равными правами и возможностями. И как нам не хватает всего этого сейчас.
Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной.» - это слова из вступления к роману В. Астафьева «Печальный детектив».
Я не хочу, чтобы так было, поэтому я и занялась данной проектной деятельностью.
Продукт: словарик речевого этикета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Школьный этикет"
Учитель начальных классов Сазонова Надежда Георгиевна Работа н...
Презентация к проекту "Школьный этикет"ppt/
Презентация к представлению проекта по правилам поведения в школе....
социальный проект "В мире этикета"
Социальный проект представляет собой программу дополнительного развития воспитанников, цель которой - обогатить детей знаниями об этикете, способствовать нравственному развитию детей путём формировани...
Использование активных методов обучения в дополнительном образовании на занятиях объединения "Этикет". Проект "Вежливые слова"
В методике формирования основ культуры поведения лежат три основных обучающих принципа – знание, понимание целесообразности и необходимости, умение применять практически, а также позитивное эмоц...
Проект Школьный этикет
Проект Школьный этикет...
Проект "Школьный этикет"
Объект: Взаимоотношения между людьми. Школьный этикет.Цель: Выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения иобщения в моём классе и школе. Научить...