Проект "Школьный этикет"
методическая разработка (4 класс) по теме

 

Учитель начальных классов Сазонова Надежда Георгиевна

 

 

                     Работа над проектом «Школьный этикет»

  

   Начиная работать над проектом, я изучила статьи «Проектная деятельность учащихся» и «Метод проектов», опубликованные в газете «Начальная шко- ла» № 10/2006г. . Выбрала практикоориентированный проект, так как его результат должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Четко продумала структуру проведения и представления результата.

   Проект проходил в сроки с 21 января по 4 апреля 2008 года. В самом начале работы над проектом назвала детям тему и предложила разделиться на груп-  пы по желанию. Каждая группа получила задание найти информацию по следующим разделам темы: «Внешний вид. Порядок.», «Манера общения», «Поведение в школе», «Вежливость. Взаимопомощь. Дружба.»,

   Дети изучали и собирали материал по данным разделам, размышляли, рабо-тали над собой. Результаты всего проделанного обсуждались еженедельно на классных часах. Дети зарабатывали баллы за добытую информацию,хорошие поступки, анализировали выполнение правил этикета свое и одноклассников, давали советы по исправлению недостатков.

   Большую помощь оказали родители класса. Они помогали детям найти и подобрать информацию по разделам проекта, учителю – подобрать стихотво- рения к презентации проекта, оформить рукописную книгу, контролировали выполнение детьми на практике прорабатываемых разделов проекта, участ-  вовали в ходе презентации.

   Результатом проекта является то, что создана активная команда участников проекта, прошла презентация для учителей школ города, которая была высо-ко оценена присутствующими, создана рукописная книга, которую исполь-зуют учителя школы для бесед с детьми по школьному этикету, дети получи-ли удовольствие от совместной деятельности, улучшилось их поведение.

 

 

 

 

                

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkolnyy_etiket.doc68.5 КБ
Office presentation icon shkolnyy_etiket.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

             ПРЕЗЕНТАЦИЯ               ПРОЕКТА           «ШКОЛЬНЫЙ        ЭТИКЕТ»

      Школа не может быть хорошей,если все её обитатели не любят её. Любить свою школу-значит, по-доброму, уважительно относиться к детям и взрослым, быть готовым помочь своей родной школе и своим учителям, никогда ничего не ломать. Вырастить в школе свой цветок и оставить о себе хорошую память.

      Ученик. СЕГОДНЯ МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАМ ПРОЕКТ  «ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ».

Мы вместе с учителем и родителями поработали над тем, чтобы научиться выполнять правила школьного этикета , видеть в себе недостатки и учиться исправлять их.

Ученик.     Мне сказали в понедельник,

                    Что я лодырь и бездельник !

                     Заслужил во вторник двойку,

                     Пережил головомойку.

                     И мячом футбольным в среду

                     Залепил в окно соседу,

                      Весь четверг его боялся-

                      Все ходил и извинялся.

                      Хуже пятницы не видел –

                       Так себя я ненавидел!

                        Выходной для всех – суббота,

                       Для таких, как я,- работа!

                       От уроков нет спасенья!

                       Слава Богу! Воскресенье!

              УЧИТЕЛЬ. Когда мы впервые встречаемся с человеком, у нас складывается определенное мнение о нем. Мы можем наделить его всеми хорошими качествами, а можем в чем – то усомни-

ться. Но когда мы встречаемся с любым новым человеком, мы , прежде всего обращаем внима-

ние  на  его манеры.

     Хорошие манеры мы называем этикетом.

    Слово «этикет» , в переводе с французского , обозначает « ярлык,этикетка,порядок проведения какой-то церемонии».

    Этикет- это установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-то обществе.

Сегодня мы говорим о школьном этикете и создаем книгу о нем.

Как известно в каждой книге есть содержание,оно печатается в начале или в конце книги.

( На  мультимедиа  «Содержание» )

    По такому плану  будем сегодня работать. Вы разделились на группы,у каждой была своя тема для размышления ,поиска информации ,работы над собой.Сейчас каждая группа представит свой

проект.

1/ ВНЕШНИЙ  ВИД.  ПОРЯДОК.

1 группа зачитывает собранный материал.

 Учитель  Научись быть красивым,опрятно одетым и привлекательным, поскольку все это зависит в большей степени от каждого из вас.

   Если у тебя все валяется и ты ничего не можешь найти, то вряд ли этим можно хвалиться.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « НЕ ПРО НАС «

2) МАНЕРА ОБЩЕНИЯ.

2 группа зачитывает собранный материал.

МЕЛОДИЯ ИЗ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Родители выносят ящик.

Учитель. Внимание… Вопрос… Вопрос знатокам манеры общения от родителей.

Родители. Ты получил плохую отметку. Тебе предстоит невеселый разговор с мамой (папой,бабушкой или с дедушкой ). Подумай, как ты расскажешь о своей неприятности.

Что еще сказать при этом ?  ( Ответ детей. )

Конечно,нужно обещать, что ты постараешься исправить плохую отметку. Только при этом сло-

во не должно расходиться с делом . Тогда это будет честный разговор.

Учитель.Разговор бывает разным. Он может быть деловым и дружеским , интересным и скучным,

веселым и грустным , серьезным и шутливым, душевным и строгим. Но во всех случаях разговор

или манера общения должна быть вежливой, доброжелательной. Итак , нужно уметь вести любой

разговор.    

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « ОБ ОЧЕНЬ ВАЖНОМ «

3)Поведение в школе.

   3 группа зачитывает материал.

( После «Пропуск уроков»)        (На мультимедиа)

КОГДА УЧИТЕЛЬ ВХОДИТ В КЛАСС, НЕ ЗАБУДЬ ВСТАТЬ.

Еще совет ученикам:

Когда учитель входит к вам,

Пусть каждый ученик встает,

Чтоб оказать ему почет.

Учитель скажет вам: «Садитесь!»

На место тихо опуститесь.

Когда садится шумно класс,

Учитель сердится на вас.

УВАЖАЙ   УЧИТЕЛЯ.

Учитель в классе -самый главный,

Он добрый друг,наставник славный,

И он научит вас всему,

Вам надо помогать ему.

Его не надо отвлекать-

Хихикать громко и болтать.

Ведь,если вы шалить начнете

И зря учителя прервете,

То он порядок наведет,

Но время даром пропадет!

И отвечайте на вопросы,

Когда он вас о чем-то спросит,

Уроки каждый день учите,

Чтобы доволен был учитель.

(После  «Поведение на уроке» )

НЕ БОЛТАЙ НА УРОКАХ.

Две хвостатые Сороки

Разболтались на уроке

И по двойке получили,

Дома близких  огорчили.

Что же,пусть теперь узнают:

На уроках не болтают.

Вас не просят отвечать?

Значит,лучше помолчать!

НЕ    ЕШЬ   НА   УРОКЕ.

Сидит за партою Енот

И вкусный пирожок жует,

Его учитель вызывает,

Енот ему не отвечает-

Никак не может прожевать…

Пришлось учителю сказать:

-Послушай,ученик, Енот,

Ты зря набил едою рот.

Здесь едоки мне не нужны,

В столовой кушать вы должны!

( После  «Поведение на перемене» )

МЕЛОДИЯ   ИЗ  Т/П  « ЧТО?  ГДЕ?  КОГДА?»

(Вынос ящика родителями.)                  Учитель.  Внимание  на  экран .

Ситуация,снятая на камеру.

Разбор  вариантов поведения на перемене.

Учитель.

А  теперь послушайте   следующую ситуацию.

Юра не пошел в коридор, а сидел за своей партой, читая какую-то книгу. Подошла Лена:

-Юра, интересная у тебя книга?

Юра захлопнул книжку и ударил Лену по голове.

-А тебе  какое дело?  Вот не будешь приставать с дурацкими вопросами.

Что вы думаете о поведении Юры?    Как на его месте должен поступить воспитанный  мальчик?

Можно ли сказать, что Юра поступил как настоящий мужчина?

 

Давайте разыграем вежливый разговор между Леной и Юрой.

 (После «Поведение  в столовой»)

ХОРОШО ВЕДИ СЕБЯ В СТОЛОВОЙ.

Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой.

А здесь есть правила свои,

Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно ,не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел- и убери , друг мой,

Свою посуду за собой.

Учитель. В школу нельзя приходить с кислым лицом. Веселый человек лучше помнит,больше  зна-

ет, ярче живет, никому не завидует . Но надо хорошо помнить, юмор не должен мешать делу, и

пусть твой юмор помогает жить другим.

4)ВЗАИМОПОМОЩЬ. Дружба.

4 группа зачитывает материал.

 Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то, кому-то

Поможет твоя доброта,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Учитель. / После взаимопомощь./

                     Аварская   сказка.

   Жила мать,растила сыновей. Повзрослев,отправились они в мир. И  каждому она дала совет ,

как верного друга выбрать . Одному сказала : нарочно отстань в пути , а спутнику крикни : подпру-

га , мол , у коня ослабла , поезжай , догоню . Уедет , не предложит помощь – не товарищ он тебе.

Другому сказала : проголодаешься , достанешь лепешку , протянешь спутнику , чтобы делил . Возьмет себе большую часть лепешки , а меньшую отдаст – жаден , не иди с ним .

/Чтение о дружбе /

             

Учитель. Сейчас проведем» тест « Умение дружить.

  1. Замечаешь ли ты,какое настроение у ребят,когда приходишь в класс?
  2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
  3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника ?
  4. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил  учитель,ты заступишься за одноклассника?
  5. Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься?

        / да-1 балл/

Ключ к тесту:

4-5 баллов -   ты хороший товарищ;

3 балла      -     ещё немного присмотрись к себе, у тебя все получится;

1-2 балла   -     все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.

Учитель. С раннего детства запрещается говорить плохое о людях, которые тебя окружают. Умейте испытывать радость от успеха своего одноклассника. Умейте относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника.

   Не будьте навязчивыми в общении, учитесь дружить и быть в дружбе верными.

Будьте всегда открытыми для счастья и доброты.

                     ПЕСНЯ       « ВЕЖЛИВЫЙ   ВАЛЬС «

 

Ученик.   В ходе работы над проектом мы много работали над собой , над исправлением своих

недостатков.

Ученик. Мы хотели помочь не только одноклассникам, но и ученикам из других классов ,поэтому

написали книгу  «Школьный этикет».

Учитель. Каждый ученик класса набрал определенное количество баллов за хорошие дела и пос-

тупки. Хотелось бы подвести итог и наградить за лучшую работу.

                           / награждение/

Родители. 

Алина в школу собиралась

И как для бала ,одевалась.

Наряд блестел,переливался-

Весь класс гурьбой смотреть сбежался.

Какое платье! Загляденье !

Да! Но при чем же здесь ученье?!

Ведь в школе всем учиться надо,

А не рассматривать наряды.

Здесь , чтоб не отвлекать друзей,

Носи одежду поскромней.

     

Главный помощник в учебе – учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник ,

Знания мудрые вечно хранит

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай , не рви и не мни.

Славный учебник научит всему-

Будь благодарен за это ему!

На перемену мальчик спешит-

Кто пред напором таким устоит ?!

Он ведь бежит , как олень молодой,

Дети обходят его стороной …

Если же кто отойти не успеет,

Очень об этом потом пожалеет:

Больно с налету об пол ударяться-

Так что не смей на пути попадаться !

Только стена отойти не желала

И сторониться мальчишку не стала…

Что же случилось ? Ты понял , дружок?

Долго наш мальчик бегать не мог…

1 )ВНЕШНИЙ ВИД ШКОЛЬНИКА . ПОРЯДОК.

  Идя в школу , ученик должен выглядеть соответствующим образом. Форма должна быть простой

и удобной. Для девочек : белая блузка ,темная юбка , банты . Для мальчиков : однотонная рубашка , брюки ,пиджак . Для уроков физкультуры должна быть спортивная форма : длинная или короткая , легкие , удобные кроссовки . Спортивную форму можно одевать только на уроки физкультуры .

            Школьную форму надо содержать в порядке . Она должна быть чистой  и поглаженной  .                                     К ней пришиты все

 пуговицы , на верхней одежде петелька для вешалки .В красивой и ухоженной форме приятно за-

ниматься на уроках . / стих. « Алина в школу собиралась …» /

            Мальчики должны быть аккуратно подстрижены и причесаны .  Если у девочки стрижка ,

волосы должны быть причесаны , не растрепаны . Если у девочки длинные волосы , они должны быть уложены красиво : в косы или собраны на голове аккуратно . В этом возрасте девочки могут

носить банты , заколки . Прическа должна соответствовать возрасту ученика начальной школы.

             Дети , войдя в класс , должны сменить первую обувь на вторую , верхнюю одежду повесить на вешалку . В сменной обуви на улицу выходить нельзя .

             Если вы взяли в школу сотовый телефон , то должны помнить , что учитель не несет за него

ответственность . Пользоваться сотовым телефоном можно только на перемене или после уроков.

            Школа – это не только учителя и ученики , это классы с партами и стульями , коридоры со стендами и картинами . Придя в школу 1 сентября , мы видим , что там все выкрашено и вымыто.

Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу : не писать на парте и стенах , не

ломать мебель , убирать за собой мусор .

             У ученика должен быть порядок не только на парте , но и под партой .Учебники и тетради,

другие учебные вещи аккуратно складывать на парту. Учебники обернуты , с закладкой . Тетради

подписаны и обернуты. Портфель под партой , в нем остальные учебные принадлежности .

/ стих. « главный помощник в учебе – учебник …» /

          Необходимо соблюдать закон о собственности. /о чужих вещах /

        ……………………….

                            2)МАНЕРА   ОБЩЕНИЯ. 

           В Древней Руси в 12 веке Мономах учил вести беседу так : « При старших молчать , мудрых

слушать , без лукавого умысла беседовать , побольше вдумываться , не осуждать речью , не много

смеяться .»

              Ученик , придя в школу , должен    поприветствовать не только своего учителя , но и всех

взрослых , работающих в школе , сказав :» Здравствуйте ! « Обращаясь к одноклассникам , можно

сказать : « Привет ! Пока ! « При обращении к друг другу надо быть вежливым , не грубить .

          В повседневной речи нельзя говорить о том , что может обидеть  собеседника ,обзываться ,

унижать других , сплетничать , обсуждать только интересующие тебя темы , разговаривать слишком громко ,но и не слишком тихо , переспрашивать постоянно ,отвечать вопросом на вопрос.

         Не надо спорить с учителем , перебивать его , когда он объясняет . Если учителя нет в классе,

нельзя шуметь и громко разговаривать.

       Употреблять непристойные выражения очень плохо . Ведь они очень обижают и унижают всех

людей . Дети , которые употребляют непристойные выражения,  выглядят вульгарными , невоспитанными грубиянами.  Из-за этого у них могут портиться отношения с окружающими . Потому что хорошо воспитанным мальчикам и девочкам неприятно с ними общаться.

        Нужно говорить четко ,ясно ,доступно , полными предложениями , об отсутствующих  говорить только хорошо , отвечать и реагировать на все вопросы , обращенные к тебе, пользо-

ваться словами : « Извините , пожалуйста , спасибо и т.д. «

         У любого ребенка , да и у взрослого тоже , поднимется настроение , если он услышит в свой

адрес хорошие , добрые слова. И тогда на лицах будут чаще появляться улыбки .

        3 )ПОВЕДЕНИЕ  В  ШКОЛЕ.

                        Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут . Заранее   приготовиться к нужному предмету и ждать учителя .Они должны успокоиться и привести себя в

порядок,потому что учителю приятно, когда ученики опрятны и готовы к уроку .

                        Если ученик опоздал , то нужно постучать и спросить разрешения войти в

класс.Когда войдешь , нужно поздороваться , объяснить причину опоздания и извиниться.

И больше не опаздывать , потому что отвлекаешь от работы не только учителя , но и весь

класс.

                      Пропуски уроков могут быть только по одной причине – из-за болезни . Ученик

должен принести справку от врача или записку от родителей .

/ стих. « Когда учитель входит в класс «   и « Уважай учителя « /

              На уроках надо вести себя тихо , не разговаривать. Когда учитель объясняет , надо слушать внимательно ,не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать , подними руку , не

выкрикивай.

               На переменах надо открыть форточку ,проветрить класс . Нельзя бегать по классу,

по коридору . Если хочешь бегать ,выйди на улицу.  / стих. « на перемену мальчик спешит «

                /ситуации на камере /

               Во время проведения праздничных линеек и мероприятий , нужно вести себя серь-

ёзно , не баловаться , внимательно слушать , то , о чём говорится , не отвлекать одноклассников,принимать участие в школьных и городских мероприятиях. Бороться за

честь класса и школы.

/стих. « Хорошо веди себя в столовой «/

        По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности , о которых

рассказывает учитель.

        4 )ВЗАИМОПОМОЩЬ . ДРУЖБА .

         Взаимопомощь – это проявление заботы о другом человеке . В классе мы должны выручать

друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается, , если кто-то забыл какую-то учебную вещь   ,дать.   / стих.     Не жадничай . /   Мы все отвечаем за то , что кому-то плохо в коллективе ,

что сильный обижает слабого . Все мы должны остановить обидчика , осудить его, потребовать , чтобы он извинился и больше не обижал своего товарища.  /стих. « Не обижай слабых « /

Ученики в школе часто спорят. В споре надо спокойно выслушивать друг друга, не перебивать , не кричать , не обижаться , не размахивать кулаками , уметь честно признавать , что

не прав, и помнить , что в споре рождается истина. Надо быть терпеливым , чтобы её до-

биться .

стих. « Не стой в стороне равнодушно ..» /

Учитель.      « Аварская  сказка « /чтение/        

      Главным в школьной  жизни является – умение дружить.Мы должны помнить правила крепкой

дружбы:

     1.Если товарищ попал в беду , помоги ему , чем можешь.

   2. Поделись с товарищем тем , что у тебя есть .

   3.Останови товарища , если он делает  что-то плохое.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"

Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...