Проект "Школьный этикет"
методическая разработка (4 класс) по теме
Учитель начальных классов Сазонова Надежда Георгиевна
Работа над проектом «Школьный этикет»
Начиная работать над проектом, я изучила статьи «Проектная деятельность учащихся» и «Метод проектов», опубликованные в газете «Начальная шко- ла» № 10/2006г. . Выбрала практикоориентированный проект, так как его результат должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Четко продумала структуру проведения и представления результата.
Проект проходил в сроки с 21 января по 4 апреля 2008 года. В самом начале работы над проектом назвала детям тему и предложила разделиться на груп- пы по желанию. Каждая группа получила задание найти информацию по следующим разделам темы: «Внешний вид. Порядок.», «Манера общения», «Поведение в школе», «Вежливость. Взаимопомощь. Дружба.»,
Дети изучали и собирали материал по данным разделам, размышляли, рабо-тали над собой. Результаты всего проделанного обсуждались еженедельно на классных часах. Дети зарабатывали баллы за добытую информацию,хорошие поступки, анализировали выполнение правил этикета свое и одноклассников, давали советы по исправлению недостатков.
Большую помощь оказали родители класса. Они помогали детям найти и подобрать информацию по разделам проекта, учителю – подобрать стихотво- рения к презентации проекта, оформить рукописную книгу, контролировали выполнение детьми на практике прорабатываемых разделов проекта, участ- вовали в ходе презентации.
Результатом проекта является то, что создана активная команда участников проекта, прошла презентация для учителей школ города, которая была высо-ко оценена присутствующими, создана рукописная книга, которую исполь-зуют учителя школы для бесед с детьми по школьному этикету, дети получи-ли удовольствие от совместной деятельности, улучшилось их поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkolnyy_etiket.doc | 68.5 КБ |
shkolnyy_etiket.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»
Школа не может быть хорошей,если все её обитатели не любят её. Любить свою школу-значит, по-доброму, уважительно относиться к детям и взрослым, быть готовым помочь своей родной школе и своим учителям, никогда ничего не ломать. Вырастить в школе свой цветок и оставить о себе хорошую память.
Ученик. СЕГОДНЯ МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАМ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ».
Мы вместе с учителем и родителями поработали над тем, чтобы научиться выполнять правила школьного этикета , видеть в себе недостатки и учиться исправлять их.
Ученик. Мне сказали в понедельник,
Что я лодырь и бездельник !
Заслужил во вторник двойку,
Пережил головомойку.
И мячом футбольным в среду
Залепил в окно соседу,
Весь четверг его боялся-
Все ходил и извинялся.
Хуже пятницы не видел –
Так себя я ненавидел!
Выходной для всех – суббота,
Для таких, как я,- работа!
От уроков нет спасенья!
Слава Богу! Воскресенье!
УЧИТЕЛЬ. Когда мы впервые встречаемся с человеком, у нас складывается определенное мнение о нем. Мы можем наделить его всеми хорошими качествами, а можем в чем – то усомни-
ться. Но когда мы встречаемся с любым новым человеком, мы , прежде всего обращаем внима-
ние на его манеры.
Хорошие манеры мы называем этикетом.
Слово «этикет» , в переводе с французского , обозначает « ярлык,этикетка,порядок проведения какой-то церемонии».
Этикет- это установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-то обществе.
Сегодня мы говорим о школьном этикете и создаем книгу о нем.
Как известно в каждой книге есть содержание,оно печатается в начале или в конце книги.
( На мультимедиа «Содержание» )
По такому плану будем сегодня работать. Вы разделились на группы,у каждой была своя тема для размышления ,поиска информации ,работы над собой.Сейчас каждая группа представит свой
проект.
1/ ВНЕШНИЙ ВИД. ПОРЯДОК.
1 группа зачитывает собранный материал.
Учитель Научись быть красивым,опрятно одетым и привлекательным, поскольку все это зависит в большей степени от каждого из вас.
Если у тебя все валяется и ты ничего не можешь найти, то вряд ли этим можно хвалиться.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « НЕ ПРО НАС «
2) МАНЕРА ОБЩЕНИЯ.
2 группа зачитывает собранный материал.
МЕЛОДИЯ ИЗ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Родители выносят ящик.
Учитель. Внимание… Вопрос… Вопрос знатокам манеры общения от родителей.
Родители. Ты получил плохую отметку. Тебе предстоит невеселый разговор с мамой (папой,бабушкой или с дедушкой ). Подумай, как ты расскажешь о своей неприятности.
Что еще сказать при этом ? ( Ответ детей. )
Конечно,нужно обещать, что ты постараешься исправить плохую отметку. Только при этом сло-
во не должно расходиться с делом . Тогда это будет честный разговор.
Учитель.Разговор бывает разным. Он может быть деловым и дружеским , интересным и скучным,
веселым и грустным , серьезным и шутливым, душевным и строгим. Но во всех случаях разговор
или манера общения должна быть вежливой, доброжелательной. Итак , нужно уметь вести любой
разговор.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « ОБ ОЧЕНЬ ВАЖНОМ «
3)Поведение в школе.
3 группа зачитывает материал.
( После «Пропуск уроков») (На мультимедиа)
КОГДА УЧИТЕЛЬ ВХОДИТ В КЛАСС, НЕ ЗАБУДЬ ВСТАТЬ.
Еще совет ученикам:
Когда учитель входит к вам,
Пусть каждый ученик встает,
Чтоб оказать ему почет.
Учитель скажет вам: «Садитесь!»
На место тихо опуститесь.
Когда садится шумно класс,
Учитель сердится на вас.
УВАЖАЙ УЧИТЕЛЯ.
Учитель в классе -самый главный,
Он добрый друг,наставник славный,
И он научит вас всему,
Вам надо помогать ему.
Его не надо отвлекать-
Хихикать громко и болтать.
Ведь,если вы шалить начнете
И зря учителя прервете,
То он порядок наведет,
Но время даром пропадет!
И отвечайте на вопросы,
Когда он вас о чем-то спросит,
Уроки каждый день учите,
Чтобы доволен был учитель.
(После «Поведение на уроке» )
НЕ БОЛТАЙ НА УРОКАХ.
Две хвостатые Сороки
Разболтались на уроке
И по двойке получили,
Дома близких огорчили.
Что же,пусть теперь узнают:
На уроках не болтают.
Вас не просят отвечать?
Значит,лучше помолчать!
НЕ ЕШЬ НА УРОКЕ.
Сидит за партою Енот
И вкусный пирожок жует,
Его учитель вызывает,
Енот ему не отвечает-
Никак не может прожевать…
Пришлось учителю сказать:
-Послушай,ученик, Енот,
Ты зря набил едою рот.
Здесь едоки мне не нужны,
В столовой кушать вы должны!
( После «Поведение на перемене» )
МЕЛОДИЯ ИЗ Т/П « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
(Вынос ящика родителями.) Учитель. Внимание на экран .
Ситуация,снятая на камеру.
Разбор вариантов поведения на перемене.
Учитель.
А теперь послушайте следующую ситуацию.
Юра не пошел в коридор, а сидел за своей партой, читая какую-то книгу. Подошла Лена:
-Юра, интересная у тебя книга?
Юра захлопнул книжку и ударил Лену по голове.
-А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с дурацкими вопросами.
Что вы думаете о поведении Юры? Как на его месте должен поступить воспитанный мальчик?
Можно ли сказать, что Юра поступил как настоящий мужчина?
Давайте разыграем вежливый разговор между Леной и Юрой.
(После «Поведение в столовой»)
ХОРОШО ВЕДИ СЕБЯ В СТОЛОВОЙ.
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно ,не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел- и убери , друг мой,
Свою посуду за собой.
Учитель. В школу нельзя приходить с кислым лицом. Веселый человек лучше помнит,больше зна-
ет, ярче живет, никому не завидует . Но надо хорошо помнить, юмор не должен мешать делу, и
пусть твой юмор помогает жить другим.
4)ВЗАИМОПОМОЩЬ. Дружба.
4 группа зачитывает материал.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то, кому-то
Поможет твоя доброта,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Учитель. / После взаимопомощь./
Аварская сказка.
Жила мать,растила сыновей. Повзрослев,отправились они в мир. И каждому она дала совет ,
как верного друга выбрать . Одному сказала : нарочно отстань в пути , а спутнику крикни : подпру-
га , мол , у коня ослабла , поезжай , догоню . Уедет , не предложит помощь – не товарищ он тебе.
Другому сказала : проголодаешься , достанешь лепешку , протянешь спутнику , чтобы делил . Возьмет себе большую часть лепешки , а меньшую отдаст – жаден , не иди с ним .
/Чтение о дружбе /
Учитель. Сейчас проведем» тест « Умение дружить.
- Замечаешь ли ты,какое настроение у ребят,когда приходишь в класс?
- Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
- Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника ?
- Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил учитель,ты заступишься за одноклассника?
- Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься?
/ да-1 балл/
Ключ к тесту:
4-5 баллов - ты хороший товарищ;
3 балла - ещё немного присмотрись к себе, у тебя все получится;
1-2 балла - все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.
Учитель. С раннего детства запрещается говорить плохое о людях, которые тебя окружают. Умейте испытывать радость от успеха своего одноклассника. Умейте относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника.
Не будьте навязчивыми в общении, учитесь дружить и быть в дружбе верными.
Будьте всегда открытыми для счастья и доброты.
ПЕСНЯ « ВЕЖЛИВЫЙ ВАЛЬС «
Ученик. В ходе работы над проектом мы много работали над собой , над исправлением своих
недостатков.
Ученик. Мы хотели помочь не только одноклассникам, но и ученикам из других классов ,поэтому
написали книгу «Школьный этикет».
Учитель. Каждый ученик класса набрал определенное количество баллов за хорошие дела и пос-
тупки. Хотелось бы подвести итог и наградить за лучшую работу.
/ награждение/
Родители.
Алина в школу собиралась
И как для бала ,одевалась.
Наряд блестел,переливался-
Весь класс гурьбой смотреть сбежался.
Какое платье! Загляденье !
Да! Но при чем же здесь ученье?!
Ведь в школе всем учиться надо,
А не рассматривать наряды.
Здесь , чтоб не отвлекать друзей,
Носи одежду поскромней.
Главный помощник в учебе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник ,
Знания мудрые вечно хранит
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай , не рви и не мни.
Славный учебник научит всему-
Будь благодарен за это ему!
На перемену мальчик спешит-
Кто пред напором таким устоит ?!
Он ведь бежит , как олень молодой,
Дети обходят его стороной …
Если же кто отойти не успеет,
Очень об этом потом пожалеет:
Больно с налету об пол ударяться-
Так что не смей на пути попадаться !
Только стена отойти не желала
И сторониться мальчишку не стала…
Что же случилось ? Ты понял , дружок?
Долго наш мальчик бегать не мог…
1 )ВНЕШНИЙ ВИД ШКОЛЬНИКА . ПОРЯДОК.
Идя в школу , ученик должен выглядеть соответствующим образом. Форма должна быть простой
и удобной. Для девочек : белая блузка ,темная юбка , банты . Для мальчиков : однотонная рубашка , брюки ,пиджак . Для уроков физкультуры должна быть спортивная форма : длинная или короткая , легкие , удобные кроссовки . Спортивную форму можно одевать только на уроки физкультуры .
Школьную форму надо содержать в порядке . Она должна быть чистой и поглаженной . К ней пришиты все
пуговицы , на верхней одежде петелька для вешалки .В красивой и ухоженной форме приятно за-
ниматься на уроках . / стих. « Алина в школу собиралась …» /
Мальчики должны быть аккуратно подстрижены и причесаны . Если у девочки стрижка ,
волосы должны быть причесаны , не растрепаны . Если у девочки длинные волосы , они должны быть уложены красиво : в косы или собраны на голове аккуратно . В этом возрасте девочки могут
носить банты , заколки . Прическа должна соответствовать возрасту ученика начальной школы.
Дети , войдя в класс , должны сменить первую обувь на вторую , верхнюю одежду повесить на вешалку . В сменной обуви на улицу выходить нельзя .
Если вы взяли в школу сотовый телефон , то должны помнить , что учитель не несет за него
ответственность . Пользоваться сотовым телефоном можно только на перемене или после уроков.
Школа – это не только учителя и ученики , это классы с партами и стульями , коридоры со стендами и картинами . Придя в школу 1 сентября , мы видим , что там все выкрашено и вымыто.
Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу : не писать на парте и стенах , не
ломать мебель , убирать за собой мусор .
У ученика должен быть порядок не только на парте , но и под партой .Учебники и тетради,
другие учебные вещи аккуратно складывать на парту. Учебники обернуты , с закладкой . Тетради
подписаны и обернуты. Портфель под партой , в нем остальные учебные принадлежности .
/ стих. « главный помощник в учебе – учебник …» /
Необходимо соблюдать закон о собственности. /о чужих вещах /
……………………….
2)МАНЕРА ОБЩЕНИЯ.
В Древней Руси в 12 веке Мономах учил вести беседу так : « При старших молчать , мудрых
слушать , без лукавого умысла беседовать , побольше вдумываться , не осуждать речью , не много
смеяться .»
Ученик , придя в школу , должен поприветствовать не только своего учителя , но и всех
взрослых , работающих в школе , сказав :» Здравствуйте ! « Обращаясь к одноклассникам , можно
сказать : « Привет ! Пока ! « При обращении к друг другу надо быть вежливым , не грубить .
В повседневной речи нельзя говорить о том , что может обидеть собеседника ,обзываться ,
унижать других , сплетничать , обсуждать только интересующие тебя темы , разговаривать слишком громко ,но и не слишком тихо , переспрашивать постоянно ,отвечать вопросом на вопрос.
Не надо спорить с учителем , перебивать его , когда он объясняет . Если учителя нет в классе,
нельзя шуметь и громко разговаривать.
Употреблять непристойные выражения очень плохо . Ведь они очень обижают и унижают всех
людей . Дети , которые употребляют непристойные выражения, выглядят вульгарными , невоспитанными грубиянами. Из-за этого у них могут портиться отношения с окружающими . Потому что хорошо воспитанным мальчикам и девочкам неприятно с ними общаться.
Нужно говорить четко ,ясно ,доступно , полными предложениями , об отсутствующих говорить только хорошо , отвечать и реагировать на все вопросы , обращенные к тебе, пользо-
ваться словами : « Извините , пожалуйста , спасибо и т.д. «
У любого ребенка , да и у взрослого тоже , поднимется настроение , если он услышит в свой
адрес хорошие , добрые слова. И тогда на лицах будут чаще появляться улыбки .
3 )ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ.
Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут . Заранее приготовиться к нужному предмету и ждать учителя .Они должны успокоиться и привести себя в
порядок,потому что учителю приятно, когда ученики опрятны и готовы к уроку .
Если ученик опоздал , то нужно постучать и спросить разрешения войти в
класс.Когда войдешь , нужно поздороваться , объяснить причину опоздания и извиниться.
И больше не опаздывать , потому что отвлекаешь от работы не только учителя , но и весь
класс.
Пропуски уроков могут быть только по одной причине – из-за болезни . Ученик
должен принести справку от врача или записку от родителей .
/ стих. « Когда учитель входит в класс « и « Уважай учителя « /
На уроках надо вести себя тихо , не разговаривать. Когда учитель объясняет , надо слушать внимательно ,не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать , подними руку , не
выкрикивай.
На переменах надо открыть форточку ,проветрить класс . Нельзя бегать по классу,
по коридору . Если хочешь бегать ,выйди на улицу. / стих. « на перемену мальчик спешит «
/ситуации на камере /
Во время проведения праздничных линеек и мероприятий , нужно вести себя серь-
ёзно , не баловаться , внимательно слушать , то , о чём говорится , не отвлекать одноклассников,принимать участие в школьных и городских мероприятиях. Бороться за
честь класса и школы.
/стих. « Хорошо веди себя в столовой «/
По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности , о которых
рассказывает учитель.
4 )ВЗАИМОПОМОЩЬ . ДРУЖБА .
Взаимопомощь – это проявление заботы о другом человеке . В классе мы должны выручать
друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается, , если кто-то забыл какую-то учебную вещь ,дать. / стих. Не жадничай . / Мы все отвечаем за то , что кому-то плохо в коллективе ,
что сильный обижает слабого . Все мы должны остановить обидчика , осудить его, потребовать , чтобы он извинился и больше не обижал своего товарища. /стих. « Не обижай слабых « /
Ученики в школе часто спорят. В споре надо спокойно выслушивать друг друга, не перебивать , не кричать , не обижаться , не размахивать кулаками , уметь честно признавать , что
не прав, и помнить , что в споре рождается истина. Надо быть терпеливым , чтобы её до-
биться .
стих. « Не стой в стороне равнодушно ..» /
Учитель. « Аварская сказка « /чтение/
Главным в школьной жизни является – умение дружить.Мы должны помнить правила крепкой
дружбы:
1.Если товарищ попал в беду , помоги ему , чем можешь.
2. Поделись с товарищем тем , что у тебя есть .
3.Останови товарища , если он делает что-то плохое.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"
Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...
Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи занятия:1. Познакомить детей с правилами этикет...
Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"
Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...
Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."
Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей орксэ)...