Архитектура модерна в русской литературе (в контексте урока по истории)
статья по истории
Архитектура модерна в русской литературе (в контексте урока)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhitektura_moderna_v_russkoy_literature_0.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Архитектура модерна в русской литературе
Для нашей работы ценным является проблема исследования архитектуры петербургского модерна в литературе. Рассматривая петербургский модерн в оценках поэтов и писателей «серебряного века» (А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, В. Брюсова и др.) В.Г. Исаченко, отмечает, что для них, «Петербург – город-призрак, город «мертвых домов», «коридоров улиц», грязных захламленных дворов»[1]. В литературе превалировало трагическое, тревожное ощущение нового, модернизирующегося Петербурга с его быстро изменяющимся видом.
Так, у известнейшего поэта-символиста В. Брюсова отношение к модерну было сложным и противоречивым. Он одним из первых распознал и зафиксировал образы нового, капиталистического города, показав его антигуманную направленность. В стихах поэта содержатся изображения новых сооружений и домов:
«много зданий – высоких, длинных»;
«нам страшны размеры громадные безвестной растущей тюрьмы»;
«застывшие громады домов», «теснина мертвых домов»;
«неподвижные здания»;
«в городе я, как в могиле»;
«недвижные дома как тысячи могил»;
«здания – хищные звери»[2].
На рубеже столетий новая архитектура представлялась В. Брюсову, чужой и чуждой. В период строительного «бума» поэты чувствовали намного глубже, чем сами архитекторы, для них основным оставался человек. В.Я. Брюсов ходил по питерским улицам, осматривая строящиеся дома, отмечал надстройки, перестройки и трансформации фасадов старых зданий. Пересиливая личные пристрастия (главным образом, классицизм), он старался постигнуть новую, появляющуюся эстетику. Мотив зодчества ярко слышится в произведениях поэта: «Воздвиглись здания из стали и стекла, дворцы огромные, где вольно бродят взоры»[3]. Новая архитектура как отталкивает, так и притягивает Брюсова. Он демонстрирует выразительный образ Петербурга: «Стальной, кирпичный и стеклянный, сетями проволок обвит, ты – чарователь неустанный, ты – не слабеющий магнит»[4]. На основании своих наблюдений и размышлений, поэт заключил: «Я наблюдаю современную архитектуру. Не ей бороться с жизнью и так, пусть она подчинится. Художник, найди красоту в магазинах, в лестницах, в трубах! Не надо колонн: но пусть вывеска на твоем доме не безобразит его, а служит к его совершенству. И это возможно»[5].
У А. Блока новый Петербург также вызывал противоречивые эмоции и чувства, одновременно был близок и враждебен. Поэт всматривался в окраины города – фабричные заставы, в бескрайне длинные линии улиц и домов, пустынных площадей, переулков: «За городом вырос пустынный квартал»[6]. Для А. Блока Петербург – многоликий город, «пузатый паук-город», город с «серокаменным телом»[7]. Петербург для поэта, с одной стороны – совершенно реален, с другой – полуфантастичен. В стихах Блока практически отсутствуют конкретные архитектурные детали, а содержится поэтический, весьма личный образ города в движении, вечном беспокойстве и волнении. Петербургский поэт в своих стихах, поэмах, цикле «Город» Блок представил не отдельные отображения города, но целые художественные обобщения. Он показал своеобразие новых зданий их характерность. Блок чувствовал одиночество человека в каменных лабиринтах петербургских улиц и переулков. Сергиевскую улицу (сегодня Чайковского) после реорганизаций в начале века он наименовал «непристойной». Блок абсолютно точно ощутил кризис культуры и архитектуры этого периода, преходящий характер модерна.
Поэт, прозаик А.Белый продемонстрировала сходное отношение к городу модерна. В своем эпическом романе «Петербург» он говорит о домах-кубах, квадратах, параллелепипедах, всевозможных коробках, мрачных стенах, среди которых – «дом огромный и серый»[8]. А. Белый отмечал запущенность, отсутствие элементарного благоустройства.
Старые домики были сменены «каменными великанами». Поэт подчеркивает, что эти великаны-дома имеют «взгляды каменные, злобные, холодные», а люди как тени, призраки. Образ города у А. Белого будто ненастоящий, искусственный, он предназначен только для избранных. Белый, как и Блок, замечает «высоковерхий бок дома», «двух египтян», которые «на руках возносили балкон», «подъезды, кариатиды, карнизы кирпичных балконов», «песочного цвета дома о пяти этажах»[9]. Дом – «громадина», подавляющая, порабощающая и мучащие человека. Поэт указывает на социальные контрасты, как элементы капиталистического города.
А.М. Ремизов в романе «Крестовые сестры» (1910) создал образ дома нового Петербурга. «Бурков дом» – символ времени, со своими богатыми и бедными жильцами, большими и маленькими квартирами, своим несообразным бытом: «Бурков дом – весь Петербург!», «Бурков дом – сущая Вязьма!»[10]. В произведениях писателя Петербург – «подновляющийся и подстраивающийся» – реальный и мистический[11].
А.И. Куприн так же не принимал облик нового, буржуазного Петербурга. Он хорошо понимал, какую роль новая архитектура играет в формировании города, и что он чужд многим людям. А.И. Куприн четко противополагал классический Петербург и «холодный», «чиновный» город начала ХХ столетия[12]. «Русские писатели, как никто, поняли и показали этот трагизм. С одной стороны, архитектура модерна являлась выражением протеста против мещанства, всего костного, отжившего, с другой, олицетворяла крайний индивидуализм, «уход в себя». Двойственная природа явления очевидна – романтический протест и потакание тем же буржуазным (а значит, и мещанским) вкусам»[13].
Упоминания об архитектуре модерна звучат в стихах А. Ахматовой, где она дает резкую оценку эту направлению: «…Но, впрочем, город мало изменился. / Не я одна, но и другие тоже / Заметили, что он подчас умеет / Казаться литографией старинной, / Не первоклассной, но вполне пристойной, / Семидесятых, кажется, годов. / Особенно зимой, перед рассветом, Иль в сумерки - тогда за воротами / Темнеет жесткий и прямой Литейный, / Еще не опозоренный модерном, / И визави меня живут – Некрасов / И Салтыков…»[14].
Е.И. Замятин создал выразительный, запоминающийся образ дома периода модерна создал: «Одиноким шестиэтажным миром несется корабль по каменным волнам среди других одиноких шестиэтажных миров, огнями бесчисленных кают сверкает корабль в разбушевавшемся каменном океане улиц»[15].
Образ Петроград у поэта Саши Черного – очень мрачен: «дом сумасшедших», где «громады стен с утра влекут к бессилью, твердя глазам: мы ничего не ждем». Поэт говорит о «сером люке двора» и о том, как «все черней и неверней уходит стена»[16].
В творчестве В. Маяковского новый Петербург и его архитектура занимали важное место. Он ощущал характерность новой архитектуры в ее бесчеловечности. «Последняя Петербургская сказка» Маяковского, говорит о том, что человеку одиноко и тоскливо в городе, где «под пьяные клики строится гостиница «Астория»». В поэмах «Про это» и «Хорошо» подчеркивается бесчеловечность города начала века: «Здесь город был. Бессмысленный город»[17].
Остро и выразительно в своих стихах представляет Петербург Н. А Заболоцкий, восхищаясь и иронизируя: «Огромный дом, виляя задом, летит в пространство бытия»[18]. Поэт изобразил Обводный канал, Дом книги, над башней которого «рвался шар крылатый», как «замки» заводские корпуса, Народный дом – «курятник радости, амбар волшебного житья»[19].
Итак, термин «модерн» в начале XX столетия широко использовался в науке при рассмотрении художественных явлений мировой культуры рубежа веков. В последствие данный термин интерпретировался как знак отрицательного качества в изобразительном искусстве и архитектуре. В 60-е –70-е гг. XX века происходит перелом в оценке стиля модерн – этот термин перестал носить негативную окраску, получил широкое применение.
[1] Исаченко В.Г. Архитектура Петербургского модерна в русской литературе//100 лет петербургскому модерну. Материалы научной конференции. СПб., «Альт-Софт», «Белое и Черное», 2000.С. 224.
[2] Брюсов В. Стихотворения и поэмы. Л., 1961.
[3] Брюсов В. Стихотворения и поэмы. Л., 1961.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Блок А.А. Собрание сочинений в 6-ти т. М., Правда, 1971.
[7] Блок А.А. Собрание сочинений в 6-ти т. М., Правда, 1971.
[8] Белый А. Петербург. М., 1979.
[9] Там же.
[10] Ремизов А. М. Крестовые сестры. СПб., 1910.
[11] Ремизов А. М. Повести и рассказы. М., 1990.
[12] Куприн А.И. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1991-1996.
[13] Исаченко В.Г. Архитектура Петербургского модерна в русской литературе//100 лет петербургскому модерну. Материалы научной конференции.
СПб., «Альт-Софт», «Белое и Черное», 2000.С. 226.
[14] Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. Б-ка поэта. Большая серия. Л., 1976. С. 507.
[15] Замятин Е.И. Избранные произведения. М., Синергия, 1997.
[16] Саша Черный. Стихотворения. М.; Л., 1962.
[17] Маяковский В.В. Собрание сочинений. В -8-ми томах. М., 1968.
[18] Заболоцкий Н. А. Столбцы и поэмы. Стихотворения. М., 1989.
[19] Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по ОМ 4 класс "Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона."
Мозаика, фреска. Иконописец Андрей Рублёв....
Доклад "Уроки русского языка в контексте ФГОС"
Статья содержит современные требования к урокам русского языка....
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему Выдающийся представитель русской литературы А.С.Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный..."
Модель урока литературного чтения во 2 классе. Этот урок является вступительным перед знакомством с творчеством А.С.Пушкина. Материал может быть полезен учителям начальной шко...
Конспект урока по истории «Расцвет изобразительного искусства и литературы»
Конспект урока по истории...
Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС НОО.
Урок русского языка...
Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС НОО.
Современный урок...
Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.
Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...