научная статья по теме "Использование экологических понятий и представлений на занятиях "
статья (1 класс)
С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ekologicheskih_ponyatiy_i_predstavleniy.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сорокина Анна Андреевна,
Воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ школы № 690 Невского района г.Санкт-Петербурга
fred-86@inbox.ru
Использование экологических понятий и представлений
на занятиях
С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе
«Окружающий мир» происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров.
Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладевать определёнными теоретическими знаниями.
На уроках «Окружающий мир » в 1-ом классе дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, например, работали над проблемой утилизации мусора .
В конце года вводится понятие науки экологии, на интересном доступном детям языке с использованием иллюстрированного мультимедийного материала.
Во 2 классе экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются. Конкретизируются основные экологические понятия: экологические связи, окружающая среда, экологические цепочки, (пищевая цепь), экологические прогнозы, экологическая катастрофа.
Курс открывается темой «Мы – жители Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с обитателями лесов, болот, полей, лугов. Учатся составлять экологические цепочки, работать с экологическим словарём, составляют основные правила поведения в природе, узнают об использовании человеком даров природы .
Задания, используемые на уроках, раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности человека в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.
Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть среду обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи
со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности. Например, сделать вывод о том, что без своей среды обитания – своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель.
Младший школьник испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях.
Очень интересны и показательны задания «Сочиняли», «Соображалки», где дети высказывают своё отношение к природе и прочитанным рассказам.
Преподавание основ экологии в младших классах обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них является то, что, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том, что сейчас существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а экологические знания базируются на системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук, с которыми младшие школьники мало знакомы. Поэтому для эффективного преподавания экологии в младших классах необходимо преодолеть этот диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование экологических понятий и представлений младших школьников
Начальная школа- важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению ,способствующий становл...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...
Научная статья "Использование экологических понятий и представлений при изучении курса «Окружающий мир»
С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем эт...
Научная статья "Роль межпредметных связей в проектной экологической деятельности младших школьников"
В рамках обновления содержания среднего (общего) образования одно из самых важных направлений – переход от концепции формирования знаний, умений и навыков в рамках отдельных предметов к развитию...
Научная статья на тему : Понятие и компоненты адаптивной физической культуры
Содержание:Понятие адаптивной физической культуры.Основные компоненты АФК.Средства адаптивной физической культуры....