Научная статья "Роль межпредметных связей в проектной экологической деятельности младших школьников"
статья по окружающему миру (3 класс) на тему
В рамках обновления содержания среднего (общего) образования одно из самых важных направлений – переход от концепции формирования знаний, умений и навыков в рамках отдельных предметов к развитию метапредметных компетенций, т.е. способностей эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Педагогических методов и технологий, способствующих такому образованию, достаточно много. Это и разноуровневые задания, и формирование межпредметных связей, и выполнение разного рода творческих работ.
Одна из наиболее эффективных технологий – выполнение проектов. Как правило, такие проекты являются метапредметными и выходят за рамки отдельной дисциплины. Плюсы проектного подхода хорошо описаны к настоящему времени В.Хуторским, И.Хирьяновой, А. Захлебным , однако научная литература, описывающая конкретные методики работы именно в начальной школе, немногочисленна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль межпредметных связей в проектной экологической деятельности младших школьников | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Прокофьева Марина Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 690 Невского района Санкт-Петербурга
marinaharonova@gmail.com
Роль межпредметных связей в проектной экологической деятельности младших школьников
В рамках обновления содержания среднего (общего) образования одно из самых важных направлений – переход от концепции формирования знаний, умений и навыков в рамках отдельных предметов к развитию метапредметных компетенций, т.е. способностей эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Педагогических методов и технологий, способствующих такому образованию, достаточно много. Это и разноуровневые задания, и формирование межпредметных связей, и выполнение разного рода творческих работ.
Одна из наиболее эффективных технологий – выполнение проектов. Как правило, такие проекты являются метапредметными и выходят за рамки отдельной дисциплины. Плюсы проектного подхода хорошо описаны к настоящему времени В.Хуторским, И.Хирьяновой, А. Захлебным , однако научная литература, описывающая конкретные методики работы именно в начальной школе, немногочисленна.
Специфика обучения в начальной школе определяет особенности, как тематики проектов, так и методов их выполнения. С одной стороны, межпредметные проекты достаточно просто реализовать в начальной школе: большая часть предметов преподается одним учителем, и в сознании обучающегося граница между ними не так резко выражена, как в средней и старшей школе. С другой стороны, возрастные особенности обучающихся накладывают определенные ограничения в части сложности и тематики ученических проектов.
В соответствии с этим, целью нашей работы является разработка технологии проектирования в младшей школе на основе междпредметной интеграции с использованием экологической тематики. Выбор экологии как основы для выполнения проектов обусловлен как профилем школы, так и познавательными интересами учащихся.
В целом, возможности межпредметной интеграции в начальной школе на примере одного проекта «Путешествие в страну Див» показаны на рисунке 1. Практически эти идеи реализуются через введение темы проекта в содержание каждого предмета и создание особой системы работы с детьми. Проект затрагивает весь класс и продолжается в течение учебного года. При этом возможны различные формы организации деятельности: работа в классе, дома, внеурочная деятельность; разные типы заданий: общие, групповые, индивидуальные.
Знакомство с произведениями В.Бианки, сочинения, минутки чистописания, пословицы, поговорки, стихи, загадки о птицах
Поделки, рисунки птиц, изготовление скворечников
Наблюдения за птицами, поиск данных, составление кроссвордов, экскурсии, фоторепортажи
изучаем птиц на английском.
Рисунок 1. Междпредметная интергация на примере общеклассного проекта «Путешествие в страну Див»
Например, на уроках математики дежурный «учитель», придумавший задачки дома, задает их всему классу, проверяет ошибки и исправляет их; на уроках предмета «Окружающий мир» начинающий «ученый», проводивший наблюдение и фотосъемку птиц города, представляет свою работу классу и защищает ее.
Конечно, структура подобных проектов часто значительно более простая, чем это принято для настоящих исследований, но, тем не менее, ученик самостоятельно проходит все необходимые шаги: обсуждает с учителем тему, ставит цели, подбирает методы, планирует свое время, оформляет работу, представляет и защищает ее. Кроме того, выполнение проектов экологической тематики способствует формированию экологической культуры: ученики прявляют заботу и сопереживание, очуществляют практическую помошь.
Многолетний опыт работы показывает, что выполнение проектов такого рода способствует развитию, как предметных знаний, так и творческих способностей учащихся; формирует основные компетентности в области поиска и анализа информации, представления результатов; сотрудничества учитель↔ученик↔родитель. Кроме того, значительно повышается мотивация к обучению за счет моделирования ситуации личного успеха.
Таким образом, нами был сделан вывод, что взаимосвязь учебных предметов в ходе выполнения проектов на материале живой природы позволяет эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников, и способствует формированию основых ключевых компетентностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды
Данная исследовательская работа изучает вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические осн...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...