Статья Формирование экологических понятий и представлений младших школьников
статья по теме

Сорокина  Анна Андреевна

 

Начальная школа- важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению ,способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Формирование экологических представлений и понятий в начальной школе – одна из главных  задач в настоящее время. Формирование экологических представлений и понятий в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника,  становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskih_ponyatiy_statya_.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Использование экологических понятий и представлений при изучении курса  «Окружающий мир» 1-2 классы

    С самых первых  уроков  окружающего мира  человек,  природа  и  общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже  на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей  целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.

    Формирование  экологических  понятий  у  младших  школьников  в  курсе

Окружающий мир происходит на основе расширения экологических  представлений,

их  конкретизации,  иллюстрирования  значительным  числом  ярких,  доступных

примеров.

      Экологические  понятия  у младших школьников формируются  с  опорой  на  присущие  младшим  школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с  тем,  способность овладевать определёнными теоретическими знаниями.

       На уроках «Окружающий мир » в 1-ом  классе  дети узнают об изменениях в  природе,  происходящих  под  воздействием  человека, (слайд 2) убеждаются  в  необходимости  охраны  природы (слайд3),   вовлекаются   в   посильную природоохранную деятельность, например, работали над проблемой утилизации мусора (слайд4).

      В конце года вводится понятие науки экологии, на интересном доступном детям языке с использованием иллюстрированного мультимедийного  материала (слайды с уроком5-8).  

     Во  2 классе экологические  знания  детей  расширяются, углубляются, детализируются. Конкретизируются  основные  экологические  понятия: экологические связи, окружающая среда, экологические цепочки, (пищевая цепь),   экологические прогнозы, экологическая катастрофа.

        Курс  открывается  темой  «Мы  –  жители Земли» (слайд 9). Дети на конкретных примерах знакомятся с обитателями лесов, (слайд 10-11) болот, полей, лугов. Учатся составлять экологические цепочки (пищевая цепь ) (слайд12-13), работать с экологическим словарём (слайд 14), составляют основные правила поведения в природе, (слайд 15-16),узнают об использовании человеком даров природы (дары природы - слайд 17).

     Задания,  используемые  на  уроках, раскрывают  не только связи организмов со средой обитания, но и  ценностные  нормативные  и практические аспекты  отношения   человека к природной  среде.  В  результате  этого  учащиеся   чаще   вовлекаются в  самостоятельный  поиск,  учатся  прогнозировать  последствия поведения  и  деятельности человека  в  окружающей  среде,  овладевают  практическими умениями, участвуют в творческой деятельности. (экологическая игра- слайд 19-20)

    Системное построение  заданий  позволяет  ребёнку  увидеть  среду обитания живых организмов – их дома и квартиры,  многосторонние  связи

со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать  для  себя многие экологические закономерности. Например, сделать вывод  о  том,  что  без  своей среды обитания – своего дома живые организмы  жить  не  смогут,  что  они  в таком случае обречены на гибель.

       Младший   школьник испытывает  острую  потребность  в  игре.  Особую  ценность  в  этом   плане приобретают   учебные   задания   типа   дидактических   игр,   кроссвордов, отгадывания загадок,  направленных  на  формирование  потребностей  в  новых знаниях.

      Очень интересны и показательны задания «Сочиняли», «Соображалки»,  где дети высказывают своё отношение к природе и прочитанным рассказам.

    (слайд 21) Преподавание  основ  экологии  в  младших   классах   обладает   рядом специфических особенностей и самой значительной из них является  то,  что,  в общем, весьма «сухое»  научное  знание,  которое  составляет  ядро  экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том,  что  сейчас существует необходимость формировать  правильное  экологическое  мышление  и поведение в более раннем возрасте,  а  экологические  знания  базируются  на системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других  наук, с  которыми  младшие  школьники  мало  знакомы.  Поэтому  для   эффективного преподавания  экологии  в  младших  классах   необходимо   преодолеть   этот диссонанс между  относительной  неподготовленностью  учеников  к  восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала.

Формирование экологических представлений и понятий младших школьников.

Начальная школа- важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению ,способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Формирование экологических представлений и понятий в начальной школе – одна из главных  задач в настоящее время. Формирование экологических представлений и понятий в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника,  становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя.

Актуальность данной темы направлена на решение следующих противоречий:

         - с одной стороны, в  нормативно-правовых документах в образовательных стандартах начальной школе делается акцент на формирование экологических представлений и понятий младших школьников;

       - с другой стороны, на уроках окружающего мира недостаточно времени уделено формированию экологических представлений и понятий.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать влияние уроков окружающего мира и  внеклассных мероприятий на формирование экологических представлений и понятий.

В опытно-экспериментальном апробирование участвовали:

  - 2008-09 учебный год- учащиеся 4 «А» и 3 «Б» классов;

С целью выявления уровня сформированности экологических представлений и понятий нами была  самостоятельно разработана и проведена анкета, включающая девять вопросов экологической направленности. Пять вопросов анкеты направлены на формирования  экологических представлений и четыре вопроса анкеты направлены на формирование экологических понятий у младших школьников.

«Уровни сформированности                                    «Уровни сформированности             экологических представлений»                                экологических понятий»

                           

         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья"Формирование и развитие оценочной деятельности младших школьников"....

Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"

Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие  когнитивного, эмоционального и мотивационн...

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Отчет по методической теме на городском Методическом объединении учителей начальных классов г. Североморска....

Статья "Формирование здорового образа жизни у младших школьников"

в своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результа...

Научная статья "Использование экологических понятий и представлений при изучении курса «Окружающий мир»

С самых первых  уроков  окружающего мира  человек,  природа  и  общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже  на самом раннем эт...

Формирование экологической культуры подрастающего поколения (младших школьников)

Обощение опыта для участия в городском фестивале воспитательных практик...