Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
статья
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Наумов А.А.
Личность, способная самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Л. И. Бажович говорил, что человек являющийся личностью, обладает таким уровнем психологического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Личность достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Многие ученые (А.В Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, настолько он способен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Антуан де Сент-Экзюпери, говорил: человек как узел связей. Именно это определяет активность личности ее способность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Во многих странах Запада слово личность считается словом маской, которую надевал актер играя роль. Это же слово в России определяется словом «личина». По словарю В.Даля, значение этого слова – «накладная рожа», «харя», маска, ложный, лукавый вид. Это послужило тем, что личность – маска которую надевает на себя человек, исполняя некоторую роль для общества, для близкого, окружающих и даже для самого себя. Согласно этой теории, таким образом, человек может в семье играть роль сына, в школе роль ученика, в компании друзей – вожака, лидера. Против этой теории выступили многие психологи, подчеркивавшие, что личность не может быть сведена к сумме «исполняемых» ею ролей и это не «маска», за которую человек прячет свою истинную сущность. В психологии существует множество теорий личности. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств, называется «самосознанием». Оно начинает формироваться очень рано. И. М. Сеченов выделял «цельное самоощущение» как первичная форма самосознания. Самосознание развивается и тогда ребенок начинает говорить «Я», это проявляется по разному у каждого. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков, понимать свои потребности и желания.
Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрасте. Ставит перед собой вопросы, Кто Я? Какой Я? и др. Создается основа устойчивого личностного образования – Я - концепции. Объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Выделяют 3 вида (основных компонента):
1. Когнитивный – «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности и т.п. Содержание «Я – концепции» характеризуют два составляющих: 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и 2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.
2. Эмоционально – целостное отношение к себе – отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляются в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. Самоуважение – это вера в собственные силы, возможности. Самооценка – оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные или парциальные самооценки). Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие – как успех. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью. Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Самооценка человека в решающей степени складывается на основании успеха или неуспеха в значимой для него деятельности и формирует тот или иной уровень притязаний личности на достижения в этой области. Реализованный в деятельности уровень притязания личности укрепляет ее самоуважение, нереализованный – разрушает или не дает возможности вообще сформироваться. От уровня достижений в деятельности зависит уровень притязаний личности. Поэтому так важно, чтобы уровень достижений соответствовал реальному вкладу труда и творчества человека в деятельность, тогда уровень притязаний его будет оправдан. В конкретной деятельности самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний. В этом случае можно говорить и об адекватности самооценки. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой –либо деятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).
3. Поведенческий – определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управляя своим поведением, контролируя его, отвечать за свои поступки. Э Шостор: личность, полностью ориентированная на внешний контроль: «Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать?» « Что нужно делать, чтобы правильно делать?» Поведенческий аспект «Я – концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя.
Когда мы общаемся с другими людьми, мы отражаемся в них, как в разных зеркалах. Подобно тому, как, глядя на себя в зеркало, мы составляем мнение о своей внешности, так же, по реакции на нас партнеров по общению, по их отношению к нам мы составляем мнение о себе, как о личности. Когда партнерами по общению являются взрослые, зрелые люди, они в состоянии сделать поправку на то, что зеркало может оказаться кривым и искажать действительность. Ребенок же просто не способен подвергнуть критике реакцию на себя взрослого, авторитетного для него человека. Он полностью доверяет ему и его оценке самого себя, поэтому его отношение принимается ребенком безоговорочно. Уважительное и серьезное отношение значимого взрослого в большей степени формирует отношение ребенка к себе, его уверенность в собственных силах, в том, что он хороший, умный, добрый и достоин уважения. Таким образом, у ребенка возникает уверенность в себе, которая в более старшем возрасте перерастает в самооценку. Каждый человек обладает какой – то самооценкой: мы знаем, что в этой области у нас все получается хорошо, а здесь нам есть чему подучиться. Но хорошо себя чувствует только тот человек, который понимает, что результат его деятельности не влияет на то, хороший ли он человек. Это означает, что его общая самооценка положительна и устойчива.
У ребенка младшего школьного возраста общая самооценка находится в процессе формирования, она еще не устоялась и подвержена любому влиянию. Поэтому дети этого возраста (особенно первоклассник, все условия жизни которого резко поменялись, когда он пошел в школу) нуждаются в постоянном одобрении, в подтверждении, что в принципе он хороший и достоин любви. Например, данные современных психологических исследований показывают, что положительная самооценка ребенка играет значительно большую роль в успешном обучении, чем уровень его умственного развития. Однако для формирования положительной самооценки недостаточно, если мы просто все время будем повторять ребенку: «В принципе ты хороший». Если у ребенка что – то не получается, очень важно подбодрить его, сказав, например: «Ничего страшного, так бывает со всеми, попробуй еще, я знаю, у тебя получится.
Голландский исследователь Ван – Дейк характеризует положительную и отрицательную самооценку. Негативная самооценка выглядит следующим образом: « Я недооцениваю свои возможности. Я не верю самому себе. Я исхожу из того, что меня ждет неудача, что бы я ни делал и т.п. А вот позитивная самооценка: «Я вижу себя таким, какой я есть. Я ставлю себе реальные цели и исхожу из того, что достигну их и т.п.
Конечно, абсолютно негативная самооценка в жизни встречается очень редко. Кроме всего прочего, это объясняется также и тем, что человек, даже маленький, инстинктивно защищается от массированной и обвальной отрицательной оценки со стороны окружающих, если он с ней сталкивается. Однако наши непродуманные реакции могут в большей мере способствовать появлению отрицательной самооценки.
Следует понимать, что оценка, направленная на личность в целом, действует иначе, чем оценка, направленная на те или иные действия человека или на результат этих действий. Это особенно важно учитывать в работе с детьми, самооценка которых в значительной степени зависит от тех оценок, которые дают ему взрослые – родители, учителя. Смысл позитивного отношения взрослых к неправильному действию ребенка таков: «Ты хороший. Но это твой поступок (действие) нехорош».
Как учителю следует поддерживать самооценку учащихся? Существует много приемов и способов, назовем некоторые:
1. Отказаться от правила часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.
2. Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу.
3. Не «пилить» и не ругать при всем классе.
4. Замечать даже маленькие успехи «слабых».
5. Называть всех детей по именам.
6. Все, что происходит с детьми, принимать всерьез.
7. Исключить ситуации в школьной жизни, способные вызвать у детей страх наказания.
8. Принимать право ребенка на ошибку.
9. Создавать атмосферу успеха.
10. Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» ребятами.
Список использованной литературы:
1. Дубровина, И.В. Психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; ред. И.В. Дубровина. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 464 с.
2. Смирнов, С.А. Педагогика: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; ред. С.А. Смирнов. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 512 с.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 496 с.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(по материалам курсового исследования)
Наумов Артем Андреевич
Научный руководитель — Сачкова Т.А., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории
Актуальность исследования обусловлена активными инновационными процессами в социально-экономической и политической сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников. Национальная доктрина образования в РФ в качестве одной из важнейших задач определяет «непрерывность образования в течение всей жизни человека», которая рассматривается не только как мера государства по обеспечению развития материального производства, но и как возможность индивида осуществлять свободный выбор путей собственного развития, жизнетворчества, самоутверждения.
В этой связи каждого вступающего в жизнь человека надо, прежде всего, научить учиться, привить ему интерес к познанию. Однако вызвать у взрослого человека устойчивую потребность непрерывно учиться трудно, если не закладывать и целеустремлённо не формировать основ этой потребности ещё в школьные годы. В свете вышеизложенного особенно важно формировать интерес учащихся к процессу познания, к способам поиска информации, её усвоения, переработки и применения уже в начальной школе. [4]
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности, а также трудности в практической деятельности учителей начальных классов в этом направлении определили выбор области научного исследования. Сказанное позволяет назвать противоречие, сложившееся в педагогической теории и практике: с одной стороны, познавательные интересы младших школьников в проектной деятельности на уроке необходимо развивать; с другой стороны, комплекс педагогических условий, способствующих развитию такой деятельности, исследован в педагогической теории и практике недостаточно. Это подтверждает актуальность проблемы, поставленной в исследовании, её теоретико-прикладное значение.
На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Проектная деятельность на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса младших школьников».
Целью исследования являлось – теоретическое определение возможностей проектной деятельности как средства развития познавательных интересов младших школьников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
- Выявить возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов младших школьников.
При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- анализ и обобщение экспериментальных данных;
- формулирование выводов и практических рекомендаций по теме курсовой работы;
- выявление сути проблемы проектной деятельности на уроках окружающего мира;
- классификация методов проектов;
- подведение итогов исследования.
В начальной школе метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, поэтому предполагаем сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждениями дискуссионных вопросов, наличия элементов исследовательской методики, направлений на создание учениками конечного продукта (результата) их собственного творчества. Проектная методика для начинающих интересна, прежде всего, попыткой сориентироваться на личные интересы ученика, возможности строить обучение на активной основе через деятельность детей с определённой целью, требующей использования исследовательских и поисковых методик, творчества, работы с различными источниками информации. Личность должна научиться адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, уметь анализировать их, находить пути решения, уметь работать с информацией, потому что это непременная составляющая обучения в средней и старшей школе. [2]
Однако сначала деятельность учащихся нужно организовывать ради самой деятельности, для того, чтобы выработать несколько навыков, улучшить их, достичь некоторого результата, предотвратить чем-то, кое-что сообщить и др. Только потом они начинают понимать, что этот процесс является процессом обучения, и начинают осознавать свой опыт и оценивать свои действия. Предлагая ученикам начальных классов работу над проектом, нужно учитывать учебную ситуацию по определённым предметам, собственные интересы и способности учащихся. Дидактическая цель проекта должна быть триединой, при этом иметь социальное значение, так как это имеет большое значение для становления компетентностной личности младшего школьника.
Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу.
Проектная деятельность в контексте начальной школы обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умения работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер. Работать над проектом можно в рамках любой программы начальной школы, используя методическую помощь. [1]
Работая над проблемой формирования познавательного интереса у младших школьников к истории, мы изучили психолого–педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность преподавания истории в начальной школе, содержание понятия «познавательный интерес», а также характеристики младшего школьного возраста, изучили методы и приемы формирования познавательного интереса и пришли к следующим выводам:
- в этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения;
- история в начальной школе не только нужна, но и обязательна, но для того чтобы обучение истории было успешным необходимо сформировать познавательный интерес к истории.
Наиболее полная характеристика познавательного интереса, на взгляд, дана в следующем определении: «Интерес - мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности» (Ковалев А.Г.).
Познавательные интересы снижаются у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности. [3]
Проанализировав педагогический опыт учителей, выявили, что учителя используют разнообразные методы и приемы, однако предпочтение отдают творческим работам и играм, что на наш взгляд не является достаточным для формирования познавательного интереса младших школьников. Все это послужит основой для проектирования комплекса уроков истории, направленного на развитие у младших школьников познавательного интереса посредством использования разнообразных методов и приемов: проблемная ситуация, развивающие задания, методические приемы «Удивляй», «Фантастическая добавка».
Список использованной литературы
- Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. / В. Васильев// Народное образование/ – М.: 2000. - № 9. - с.177-180.
- Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова / Ю. В. Громыко. - М.: Изв. Рос. акад. Образования, 2000.- № 2. - C. 36-43.
- Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / А.Н. Джуринский, Э.К. Никитина – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.- 400с.
- Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебн. Пособие для студ. пед. вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, как Вы думаете, почему многие дети любят играть в школу?
Могу объяснить это тем, что учитель- это одна из наиболее знакомых им профессий.
Я тоже не был исключением.
Играя, я сравнивал себя с теми учителями, которые мне нравились.
И думал, что быть учителем – это значит быть хорошим актером: нужно хорошо знать свой предмет, уметь правильно говорить, правильно стоять и ходить. Именно так я воспринимал хорошего учителя.
Став студентом, я понял, что быть учителем – это быть еще и лидером, уметь вести детей за собой, быть ответственным и целеустремленным.
А теперь я все больше понимаю, что работа учителя хотя и интересна, но не так уж проста и комфортна.
В ней, как и в любой профессии есть свои минусы. Дорогие учителя! Я хочу пожелать нам найти в себе силы на долгий и полезный труд для блага наших детей. Сделав шаг в профессию, мы должны сделать еще один шаг, этот шаг нужно сделать не вперед и не в сторону. Этот шаг нужно сделать в направлении себя.
Совсем недавно случилось мне ответить на несколько вопросов, эти вопросы я предлагаю и Вам.
Представьте себе, что Вы перед зеркалом и спрашиваете себя:
«Ты стал тем учителем, которым хотел быть в студенчестве?»
«Тебе нравится, какой ты учитель?»
«Ты бы хотел учиться у такого учителя?»
«Ты бы стал дружить с человеком напротив?»
«Счастлив ли ты?»
И если мы твердо ответили на все вопросы «да», это значит, что нужно смело продолжать свое дело, профессия учителя выбрана нами не случайно.
И если при ответе хотя-бы на один вопрос есть серьезное сомнение, и мы понимаем, что ответить «да» очень хочется, но не получается, тогда стоит присмотреться к себе. И на каждое «нет» спросить: «А что мне мешает?»
Коллеги, согласитесь, порой полезно остановиться и задать себе вопрос, поскольку вопрос- это выбор направления к ответу.
Беда нашей профессии в том, что за учителем люди порой не видят человека. Инженер, продавец, менеджер просто работают инженером, продавцом и менеджером. Они снимают униформу, выходят с работы и превращаются в обычных людей. Учитель всегда учитель: в магазине, парикмахерской, транспорте. Учитель всегда узнаваем. Своих учителей люди вспоминают всю жизнь. «Учитель» — полноценная идентификация. И это бремя не проходит бесследно. От нас ждут роли учителя. От одного учителя всегда ждут чуда, а ему становится трудно постоянно удивлять; от другого уже ничего не ждут, и нет желания и сил оспаривать это. И мне кажется, единственный способ выбраться из-под такого бремени — это не забывать ни на минуту, что прежде всего каждый из нас — человек, а потом уже учитель, инженер, продавец, менеджер.
Гораздо проще и честнее оставаться самим собой. А ничто так не располагает людей, а тем более детей, как честность и откровенность. Можем ли мы себе её позволить? Можем ли мы рассказать о себе людям, хотя бы вот этим 30 весёлым негодникам, какой я человек, почему я учитель, что я люблю и что меня вдохновляет? Тогда, за мёртвыми параграфами, сложными формулами и стопками тетрадей они увидят в вас УЧИТЕЛЯ живого, настоящего человека, который умеет чувствовать, переживать, мечтать, грустить и верить. Может быть, если каждый учитель в каждой школе в каждом городе и посёлке 85 регионов нашей необъятной страны расскажет о том, что он живой человек, к нам, учителям, начнут относиться по-человечески. И мы сами начнём относиться к себе по-человечески. И на день учителя нам будут дарить цветы не за то, что мы учителя, а за то, какие мы люди.
Предварительный просмотр:
Использование приемов с помощью различных образовательных технологий
Критическое мышление | сотрудничество | Проблемное обучение | проект | ||
авторы | Чарльз Темпл Л.Выготского, Ж. Пиаже Д.Халперн | Ш. Амонашвили Симон Львович Соловейчик. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. | (Дж. Дьюи, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер) | https://viktorya.ucoz.com/publ/tekhnologija_proektnoj_dejatelnosti/1-1-0-5 https://abarkinaev-ozr-shkver.edumsko.ru/attestation/post/2037785 https://abarkinaev-ozr-shkver.edumsko.ru/attestation/post/2037785 Джон Дьюи С.Шацкий Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др. | |
Концепция | https://teachers-skills.ru/storage/files/2/07izd.pdf | https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-tekhnologii-sotrudnichestva-na-urokak.html (целевые ориентиры) На первой встрече педагогов-новаторов были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:
| https://infourok.ru/statya-koncepciya-problemnogo-obucheniya-3537180.html https://yataal.wordpress.com/2016/02/14/концепция-проблемного-обучения/ | https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00380436_0.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/03/24/sistemno-deyatelnostnyy-podhod | |
признаки | https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/7-klyuchevyx-priznakov-kriticheskogo-myshleniya.html 7 ключевых признаков критического мышления Наверное, практически каждый человек уверен, что умеет мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей, да и то не всегда. Настоящее критическое мышление подразумевает, что соблюдаются все семь принципов, каждый из которых мы детально рассмотрим далее. | https://infourok.ru/teoreticheskie-aspekty-tehnologii-uchebnogo-sotrudnichestva-5370531.html Основными признаками сотрудничества выделяют: целенаправленность; мотивированность, целостность, структурированность, согласованность, организованность, результативность. Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. | https://studbooks.net/1917160/pedagogika/priznaki_problemnogo_obucheniya Основными понятиями проблемного обучения являются «учебная проблема» и «проблемная ситуация». Признаками проблемы являются: 1.порождение проблемной ситуации (в науке или в процессе обучения), 2. готовность и определенный интерес к поиску решения и возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая различные направления поиска. | https://multiurok.ru/files/viedushchiie-priznaki-v-proiektnoi-tiekhnologhii.html | |
этапы | I стадия II стадия Осмысление содержания: Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; | https://infourok.ru/tehnologiya-sotrudnichestva-na-urokah-nachalnoy-shkole-662773.html | https://elib.bspu.by/bitstream/doc/38131/1/СП-181%20Терешко%20Жанна%20Казимировна%20011.pdf I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Существуют четыре уровня проблемности в обучении. 1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система). 2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно | https://infourok.ru/tehnologiya-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-3749739.html Для начальной школы, исходя из новых ФГОС, наиболее подходящей является технология А.В. Горячева:
| |
Методические приемы | https://urok.1sept.ru/articles/638920 https://infourok.ru/tehnologiya-sotrudnichestva-na-urokah-nachalnoy-shkole-662773.html Основные варианты организации обучения в сотрудничестве 1 вариант: Обучение в команде | https://infourok.ru/statya-tehnologiya-problemnogo-obucheniya-4509781.html Особенности методики Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Различают два типа проблемных ситуаций: | |||
преимущества | Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. 2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. 3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение. 4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. 5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Технология обучение в сотрудничестве способна решать разные задачи обучения. Любые технологии, и педагогические в том числе, сами по себе — еще не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Поэтому, когда говориться о новых педагогических технологиях, надо все время иметь в виду, что применять их следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников. | https://studbooks.net/1765969/pedagogika/dostoinstva_nedostatki_problemnogo_obucheniya Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. | Индивидуальные навыки: - Определять задачи, которыми стоит заниматься. Формировать независимые суждения. - Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области. Приобретать навыки самоорганизации. - Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё. -Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное. - Развивать способность справляться с новыми проблемами. Собирать и анализировать новую информацию. - Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач). Учиться анализировать и оценивать чужую работу. - Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность. Междисциплинарные навыки: - «Выходить» за пределы одного предмета. - Интегрировать знания, получаемые из различных источников. - Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах. - Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям. | ||
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ
Вы решили освоить обучение в сотрудничестве, для этого необходимо воспользоваться следующими рекомендациями
- Для проведения первого занятия выберите группу наиболее благоприятную для первого опыта.
- Действуйте постепенно, начинайте с небольших фрагментов. Вначале выделите 1-2 задания, требующие после вашего обычного объяснения работы в группе. Задания должны предполагать знакомые умения, которыми хорошо владеют ваши обучающиеся.
- На первых уроках аудитория разбивается на маленькие гетерогенные (слабый, сильный; юноша, девушка) группы по 2-3 обучающихся. Сами определите их роли: организатор - следит за активностью каждого студента; контролер - отслеживает культуру общения, взаимопомощь; редактор - следит за правильностью выполнения заданий; лидер - берет на себя ответственность за всех партнеров по команде. В дальнейшем состав группы должен меняться.
- Задания формулируйте четко, доступным для обучающихся языком. Если задание одно, то его можно записать на доске. Если задания разные, то их лучше написать на отдельных листочках. Перед выполнением заданий в группе четко сформулируйте цель, не только познавательную, но и социальную.
- Если ваш обучающийся работает в группе охотно, продуктивно, то не старайтесь его хвалить каждый раз. Дайте ему понять, что это нормально. Поощрение получают все члены группы или не получает никто. Оно должно быть для всех студентов одинаковым. Поощрять необходимо не только за академические успехи, но и за психологические аспекты общения. Не забывайте спрашивать, насколько активно работал каждый участник группы и обсуждать их успехи.
- Продумайте рабочие места. Они должны быть так расположены, чтобы обучающиеся могли свободно общаться.
- Работа в малых группах возможна на каждом этапе занятия: в ходе контроля знаний учащихся, изучения нового материала, закрепления. Например, при изучении глобальных проблем преподаватель разбивает класс на группы, каждой группе предлагает самостоятельно изучить отдельные проблемы, а затем просит выступить экспертов от каждой группы и объяснить глобальную проблему. В ходе ответов экспертов все остальные обучающиеся делают краткие записи основных моментов их рассказа. В конце занятия преподаватель дает индивидуальные дифференцированные задания и проверяет, как студенты усвоили новый материал. Оценки за выполнение заданий суммируются, и определяется общекомандный балл.
Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе в целом.
Желаю удачи!
Предварительный просмотр:
Этапы
саморазвития педагога
по освоению педагогической технологии
Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. От уровня профессионально-педагогической подготовки учителя, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования молодого поколения, его подготовленность к жизни.
Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства выступает саморазвитие.
Практически каждый преподаватель, занимающийся самым простым анализом своей педагогической деятельности, понимает необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата. Чаще всего из-за того, что не понятно, с чего начать, какие выбирать способы самосовершенствования и в какой форме.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1-й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты, тесты для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также составление плана работы по саморазвитию.
2-й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3-й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4-й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.
Для активизации профессионального саморазвития не обойтись без специальных приемов и методик, позволяющих диагностировать и корректировать индивидуальный план саморазвития. Некоторые из них:
- Самоконтроль компетентности:
- Оценка знаний современной педагогики, требований к уровню профессиональной подготовки, педагогических технологий, а также инноваций, используемых в образовательной деятельности. Для получения таких оценок можно использовать тесты знаний, практические задачи и анализ конкретных ситуаций. На основе полученных оценок важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной компетентности за последний период времени.
- Оценка своих личностных профессионально важных качеств, например, таких, как критичность—самокритичность, уверенность—самоуверенность, зависимость—самостоятельность. Эти качества можно оценить у себя также с помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного поведения в значимых профессиональных ситуациях. Здесь также важно не просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует.
- Определение причин как положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап профессионального роста.
Самоконтроль компетентности — процедура, которую желательно проводить периодически, не только с помощью самонаблюдения, но и посредством качественного инструментария.
- Инвентаризация перемен в работе и в себе. Процедура, которую необходимо проводить как минимум раз в полгода. Суть ее в учете, анализе и систематизации всех изменений в задачах, содержании, требованиях преподавательской работы, с одной стороны, и тех изменений, которые за этот период произошли в собственной личности и профессиональной компетентности — с другой. Подобные оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу. Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностью постоянно опережать уровень изменяющихся требований к современному образовательному процессу.
- Умение учиться у других. Создание у себя установки на поиск и освоение нового в различных ситуациях, где могут быть интересная информация, полезные знания, новый опыт. Управление своими мотивационными установками обеспечивает высокий эффект развития даже в работе на традиционных совещаниях, семинарах и тем более в специально организованных формах обучения и развития. Примером такой установки на саморазвитие с помощью других является следующее положение одного из древних учений индийской философии: «Каждый другой человек — гуру (учитель), у которого можно научиться чему-нибудь полезному».
- Таблица жизненных и профессиональных целей. Составление и периодическая коррекция содержания таблицы жизненных и профессиональных целей. Основные задачи методики состоят в том, чтобы:
- осознать как можно больше реальных мотивов и соответствующих целей поведения;
- дифференцировать свои мотивы и цели на личностные (относящиеся в целом к жизни) и профессиональные;
- определить степень соответствия у себя жизненных и профессиональных мотивов, а затем уже провести осознанную их коррекцию.
- Дневник достижений и неудач. Подробное или обобщенное описание ситуаций с анализом причин и факторов положительных и отрицательных результатов собственной деятельности. Помогает избегать ситуаций, когда повторно «наступают на одни и те же грабли», позволяет лучше осознавать, а также критично оценивать и систематизировать собственный опыт, делая практичные и правильные выводы.
- Моделирование своего профессионального портрета. Процедура составления своей профессионально-психологической характеристики в виде наиболее ярких черт, как положительных, так и отрицательных, которые были продемонстрированы за какой-то период (например, последнюю неделю) или при решении какой-то ответственной задачи. Лучше всего использовать графические средства моделирования. В этом случае профессиональный портрет будет выглядеть как схематизированный рисунок с краткими словесными обозначениями. Данную процедуру следует проводить периодически, при этом желательно чередовать успешные и неудачные этапы работы, в которых учитель выглядит по-разному и, соответственно, его профессиональный портрет будет существенно отличаться.
После составления модели с ней необходимо работать. Полезно сравнивать полученный портрет с предыдущими, можно планировать «косметические» изменения, проводить уточнения, выделять случайные и постоянные черты. Визуализация своих профессиональных качеств и компетенций позволяет более четко их осознать, лучше использовать и контролировать.
- Развитие мотивации. Здесь рекомендуются следующие методы самомотивирования:
- стремиться к целям, в том числе и перспективным, но жить сегодняшним днем, хорошо понимая, что настоящая жизнь всегда присутствует только здесь и сейчас;
- брать на себя основную ответственность за мотивацию к жизни. Чем в большей степени человек ощущает себя причиной своего поведения, чем больше он самостоятелен в своих действиях и чем выше его личный вклад в деятельность, тем выше мотивированность и удовлетворенность;
- учитывать, что организации и люди развиваются с помощью кризисов. Следует вырабатывать и соответствующее отношение к этому: кризис — это не конец, а этап, необходимый атрибут деятельности; он может и должен быть преодолен, но из него обязательно следует извлекать уроки. Сам кризис — средство личностного роста;
- учитывать, что мотивация к работе — лишь часть мотивации к жизни. Одна-единственная «мотивационная линия» личности, замыкающаяся исключительно на профессиональной сфере, является рискованной установкой. Если она терпит крах, наступает «мотивационный вакуум», приводящий к тяжелым последствиям утраты смысла жизни и личностным драмам.
- Учимся рефлексии.
Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности профессиональной деятельности: принимаемых решений, поведения в коллективе и с детьми, работы в преподавании в целом, а также собственного развития.
Рефлексия — процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.
Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения.
Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.
Способности педагога к рефлексии наиболее полно проявляются в следующих видах профессиональной деятельности:
- в оценке педагогической ситуации, в том числе поведения всех членов ситуации (коллег, учащихся);
- определении, постановке, выборе цели;
- анализе профессиональных проблем, принятии решений.
В качестве индивидуальной работы по развитию у себя способностей к рефлексии можно дать такие рекомендации:
- Возьмите за правило возвращаться к анализу своих действий после важных событий, сложных ситуаций, принципиальных решений. Посмотрите на себя со стороны: как вы действовали в этих ситуациях, как выглядели в глазах других, можно ли было действовать более правильно, более эффективно, чем полезен опыт этого события, что следует учесть в дальнейшей работе?
- Каждый рабочий день должен заканчиваться его ретроспективным анализом. После того как вы отдохнули, пробегите мысленным взором весь ваш рабочий день и остановитесь на тех эпизодах, которыми вы не вполне довольны, а также на тех, которые требуют дальнейшего обдумывания и действий. Попробуйте всем этим эпизодам рабочего дня дать оценку внешнего наблюдателя — как беспристрастный зритель.
- Проверяйте свои представления, оценки, которые у вас сложились о других людях. Насколько они верны, в чем не точны, почему ошибочны? Это трудная задача, но в большинстве случаев решаемая, если вы умеете общаться и пользуетесь репутацией открытого человека. Если нет, то вам необходимо повысить коммуникативные компетенции. Это также один из способов развития способностей к рефлексии.
Чаще общайтесь с людьми, которые не похожи на вас, которых вам не всегда удается понять, которые часто придерживаются другой точки зрения. Любая попытка понять таких людей — это активизация своей рефлексии, а достижение успеха в понимании есть не что иное, как освоение еще одной рефлексивной позиции. Не бойтесь стараться понять другого, это не значит соглашаться с ним, но это предпосылка к тому, чтобы найти более эффективное решение или как минимум согласованное.
Используйте для анализа своей деятельности конкретные ситуации, в которых вы находитесь, с помощью приема «взгляд с высоты».
Наверное, вы согласитесь с мнением, что почти в каждой сложной или проблемной ситуации есть либо парадоксальность, либо комизм. Чтобы увидеть их, необходимо посмотреть на проблему совершенно в другом ракурсе, часто изменив внутреннюю оценочную позицию. Это высокий уровень рефлексии. Найти смешное в серьезном деле непросто, но это помогает по-новому сформулировать проблему, благодаря чему открывается путь к ее решению. Используйте этот прием. Юмор, парадоксальность или комизм есть в каждой фразе, но дополнительную остроту они приобретают в определенном контексте.
Освоив метод рефлексии, вы увидите, что стали лучше разбираться в людях, вас окружающих, да и в самих себе. Вы словно будете читать чужие мысли и предугадывать поступки. Но, что еще важнее, станете лучше понимать себя и вести себя более ровно, вы почувствуете в себе силу. Помните: рефлексия — мощное и в то же время тонкое оружие. Совершенствование его бесконечно. Использование его многообразно, как сама жизнь.
Первым этапом которой является диагностика профессиональной и личностной компетенций.
План индивидуального профессионального саморазвития учителя начальных классов
Критерии | этапы | |||
Диагностический | Практический | Обобщающий | Внедренческий | |
форма | форма | форма | Форма | |
профессиональная компетенция | Тест-анкеты «Самооценка готовности к профессиональной самореализации», «Уровень профессиональных компетенций», «Готовность к саморазвитию» | 1. Разработать авторскую программу «Современные инновационные технологии» 2. Рассмотреть и проанализировать | 1.Применять на уроках фрагментарно, откорректировать/ 2. Проанализировать программы | 1.Внедрить программу в учебный процесс, выпустить методическое пособие 2. Внедрить в учебный процесс программы |
методологическая компетенция | Тест-анкеты «Активные формы и методы обучения», «Оценка уровня творческого потенциала» | Продолжить изучение научной литературы по применению активных форм обучения, по внедрению критериальной системы оценивания | Разработать УМК с критериями оценивания в виде конспект-уроков | Внедрить в учебный процесс |
ИКТ-компетенция | Анкета «Применение форм электронного обучения» | Изучить «Программу развития образования в направлении применения электронного обучения, определить перечень умений практических умений | Готовить тематические презентации, разработать электронные уроки 2. Составить каталог имеющихся электронных ресурсов для применения на уроках. | Активно применять в учебноим процессе систему работы по применению электронного обучения |
коммуникативная компетенция | Тест – анкета «Уровень развития коммуникативной компетентности» | Изучить литературу по формированию коммуникативной компетенции | Разработать индивидуальный комплекс форм и приемов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию педагога и учащихся | Применять систематически в учебном процессе |
Приложение
«Уровень готовности педагога к саморазвитию»
Метод клинических исследований по Д.Б. Эльконину и Г.В. Драгуновой
Показатели профессиональной деятельности педагога | I уровень – необходимый, но не достаточный | II уровень - необходимый и достаточный | III уровень – сверхдостаточный |
1. Знания в области предмета | Владеет учебным материалом в объеме программы, но допускает искажения и ошибки в преподавании предмета и проверки знания (0-1 балл) | Владеет твердыми знаниями в рамках учебной программы, следит за специальной и методической литературой (2-3 балла) | Глубоко и разносторонне знает свой предмет сверх учебной программы, свободно ориентируется в специальной, методической литературе по различным отраслям знаний (4-5 баллов) |
2. Знания психолого- педагогических основ обучения | Имеет лишь общие представления о современной психолого-педагогической концепции (0-1 балл) | Ориентируется в современной психолого - педагогической концепции образования (2-3 балла) | Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, использует их как основу в своей педагогической деятельности (4-5 баллов) |
3. Владение организационными формами диагностической работы с учащимся | Оперативно вносит изменения в урок, учитывает результаты диагностики (0-1 балл) | Органично соединяет диагностику с учебным материалом (2-3 балла) | Владеет разными формами диагностики, знает технологию их проведения, может модифицировать и разрабатывать свои методики диагностики, использует научные подходы к их составлению (4-5 баллов) |
4. Реализация индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения | Практически не осуществляется индивидуальный подход к учащимися, иногда используются дополнительные знания с отстающими (0-1 балл) | В основном обеспечивается индивидуальный подход к учащимися (2-3 балла) | Систематически изучает и обеспечивает индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируется объем и содержание и сложность заданий, умеет держать в поле зрения сильных и слабых учащихся (4-5 баллов) |
5. Умение формулировать цели деятельности | Слабая степень сформированности умений четкого целеполагания (0-1 балл) | Умение определять только общие цели (2-3 балла) | Умение четко формулировать конкретные цели (4-5 баллов) |
6.Умение планировать деятельность | Характер планирования он определяет твердой самоустановкой на обеспечение выполнения учебной программы, достижение учащимся учебных результатов на оптимальном уровне (0-1 балл) | При планировании работы учитываются результаты предыдущей деятельности, намечаются пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого (2-3балла) | Характер планирования педагог определяет твердой самоустановкой на обеспечение выполнения учебной программы учащимися, учебных результатов на оптимальном уровне (4-5 баллов) |
7. Творческое отношение к преподаванию | Осуществляет преподавание только в соответствии с требованиями учебной программы (0-1 балл) | Вносит элементы новизны в отдельные разделы учебной программы (2-3 балла) | Способен создать авторскую программу по преподаванию предмета, дать ей педагогическое обоснование и экспериментальную проверку (4-5 баллов) |
8. Работа по повышению профессионального уровня | Проявляет интерес к новым педагогическим, психологическим теориям своего предмета (0-1 балл) | Для повышения мастерства использует различные виды курсовых подготовок (2-3 балла) | Занимается исследовательской и экспериментальной работой (4-5 баллов) |
9. Максимально возможное количество баллов | m | m | m |
Предварительный просмотр:
Методические особенности применения образовательных технологий на разных этапах урока
Технология критического мышления на уроке окр.мира 3 класс. Тема Разнообразие животного мира
Этапы урока | Цели | прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Первый этап урока – «Стадия вызова» | актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации | - Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?», а сам думает: «Скажет живая – я её убью, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». И это правда, если мы хотим жить интересно, узнавать что- то новое, а затем делиться этими знаниями, всё в наших руках. Постараемся, чтобы урок был интересным и познавательным. | Учитель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. | Учащиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. |
Второй этап урока – «Стадия осмысления» | Содержательная фаза, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. | ИНСЕРТ | Сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». | Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации. |
Третий этап урока – «Стадия рефлексии (размышления)» | Превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. | «Снежный ком» | Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. | Учащие соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания |
Технология проектной деятельности на уроке русского языка 4 класс Тема: Пословицы поговорки | ||||
Определение целей и задач урока | Ассоциограмма – это графическое, словесное отображение ассоциаций, связанных с изучаемым явлением, понятием | помогает ученику определять и формулировать цель деятельности | Определяют тему урока | |
Реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий) | проанализировать подобранные пословицы с позиций выразительности | Составление плана действий : 1.создание творческих групп 2. Знакомство с памяткой участников проекта 3. Знакомство с содержательной стороной продукта: -Цветовые эпитеты -Олицетворения - Синонимы -Антонимы -Эпитеты -Метафоры | 1.предлагает разделить класс на группы по жребию. 2. Предлагает вспомнить правила работы в группах 3. Дает задание группам и предлагает материал. | 1.Делятся на группы. 2. Называют основные правила работы 3. Знакомятся с предложенным материалом |
Работа с информационными источниками | умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; умение самостоятельно найти информацию в информационном поле; умение находить несколько вариантов решения проблемы; | Оказывает помощь в выполнении | Систематизируют имеющиеся знания и получают новые путем самообразования, работы с информацией | |
Практическая работа по созданию продукта проекта | умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнёром; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; | Отобранные задания выстраивают в логической последовательности, учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности, требующее проявление разнообразных способностей, эмоциональной насыщенности работы. На этом этапе важны и своеобразные лирические отступления (слово учителя) как связующее звено между фрагментами урока. | консультирует учащихся (по их просьбе); наблюдает за работой команд (с целью анализа индивидуальной работы учащихся, определения затруднений в деятельности команд, взаимоотношениях ребят в малой группе). | Организуют собственную деятельность и деятельность ребят своей команды, занимаются распределением ролей, определением зоны ответственности каждого; занимаются практическим воплощением замысла. |
Презентация готового продукта проектной деятельности | навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы | Результаты работы представляются участниками проекта. | Проанализировать, как выполнялось действие, и в каком месте возникло затруднение; понять по какой причине оно возникло. | |
Проблемное обучение https://infourok.ru/urok-matematiki-po-teme-doli-klass-umk-shkola-rossii-1830314.html конспект урока Доли еще конспект https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_doli_obiknov_133257.html | ||||
постановка учебной проблемы. | учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; | Задание второе. Посмотрим, как животные делили апельсин. (Просмотр видео «Как животные делили апельсин») Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. - Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки). – Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек). – Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина). - Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин? (Да). - Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли). - Сформулируйте тему урока. ( Тема урока: «Доли»). | ||
поиск решения этой проблемы | ||||
воспроизведение субъективно новых знаний. | ||||
Приемы создания проблемной ситуации.
Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.
1.Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
2.Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения.
3.Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
4.Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно»
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни
Поиск решения проблемы
У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной проблеме. Если класс сильный, нужен побуждающий от проблемной ситуации диалог, в результате развиваются творческие способности учащихся, и они сами формулируют учебную проблему. Если дети не могут самостоятельно сформулировать проблему, необходим подводящий диалог, то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы. Порой учителю на первых порах приходится самому создавать проблему, на этом пути творчество детей отсутствует.
Литература и интернет – ресурсы:
1. Богданова М.А. Методы и приемы технологии критического мышления Электронный ресурс - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/metody-i-priemy-tehnologii-kriticheskogo (4.12.13).
2. Глухова С.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках в общеобразовательной школе Электронный ресурс - Режим доступа: http://konf-sot-2011.ucoz.ru/publ/tekhnologija_razvitija_kriticheskogo_myshlenija/ispolzovanie_tekhnologii_razvitija_kriticheskogo_myshlenija_na_urokakh_v_obshheobrazovatelnoj_shkole/3-1-0-53 (5.12.13).
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г. – 175 с.
4. Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.
5. Матвеева С.Г. Мастер-класс: Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе Электронный ресурс - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/573737 (5.12.13).
4. https://lektsia.com/3x78d3.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка учителю, обобщающему свой педагогический опыт
Основы обобщения педагогического опыта (принципы, направление, источники, продуктивность, организация самообразования)....
"Развитие и коррекция психического процесса воображение с помощью средств изобразительной деятельности у детей в младшем школьном возрасте"// Эффек. пед. опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково - Ростов-на-Дону. 2013.С.233-238
В данной статье рассмотрены разные средства развития воображения при помощи ИЗО искусства....
Статья "Инновационный педагогический опыт" учителя начальных классов Намчыл-оол Ольги Бичелдеевна
Представлен инновационный педагогический опыт на тему: "Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе"...
Статья "Передовой педагогический опыт"
Анализ работы за 2012-2017 учебные годы....
Научная статья «Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения. Опыт.»1-4 кл
Статья написана на основании моего многолетнего опыта. Работа с неподготовленными к школе детьми. Разные методы и подходы. Использование знаний в области нейрофизиологии и педагогики....
Статья "Педагогический опыт и духовно-нравственное воспитание".
Из опыта работы: "Педагогический опыт и духовно-нравственное воспитание"....