«Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности»
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Доклад для конференции
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разумова Н.И.
Razumova N. And.
МБОУ «Школа-интернат№9»
MBOU «Boarding-chool№9»
Россия, Нижегородская область, г. Саров, ул. Гоголя, д. 18, кв. 6
Russia, Nizhny Novgorod region, Sarov, Gogol str., d. 18, kV. 6
«Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности»
"Development of creative abilities in children through various types of visual activity»
Аннотация: выступление посвящено работе по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста в рамках работы кружка «Мишутка».
Abstract: the talk is devoted to the work on the artistic and aesthetic development of preschool children in the framework of the mug "Mishutka".
Ключевые слова: Программа «Мишутка»
Key words: Program "Mishutka»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность. В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного.
Во ФГОС ДО выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства формирование элементарных представлений о видах искусства и др.
Проблема, над которой я работаю все эти годы – это развивать у детей творческие способности, увидеть задатки к творчеству и помочь им раскрыться.
Исходя из собственного опыта, действенными методами развития этих задатков является: совместная деятельность, индивидуальная, игровая, совместная работа с родителями, кружковая работа.
Свою работу по художественно - эстетическому развитию я строю на основе методических пособий Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа. Конспекты.», Давыдова Г.Н. «Пластилинография», Щеглова А. «Оригами», Лыкова И.А. «Рисуем ладошками», Таришняя О.А. «Я рисую ладошками».
Наблюдая за детьми группы, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук, недостаточно сформированы навыки творческого воображения, мышления, снижен уровень самоорганизации; они не проявляли интереса к изобразительной деятельности, в детских работах я наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветности, однообразие и бедность цветового решения. В результате чего возникла педагогическая проблема – нужно искать такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание творить. Поэтому был организован проект «Мишутка». Мною была разработана авторская программа «Мишутка», включающая занятия по бумагопластике, нетрадиционному рисованию, лепки из соленого теста, глины, пластилина.
Программа «Мишутка» - комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, оригами, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Основная цель программы – создавать педагогически условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через рисование, через работу с бумагой, пластилином.
Поставленная цель реализуется через комплекс задач:
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
- знакомить детей с нетрадиционными техниками выполнения;
- формирование умений эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
- развивать речь через описание созданных работ;
- развитие умений не только смотреть, но и видеть; выражать свое отношение к увиденному;
- стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность;
-учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение;
- обогащение художественного вкуса детей, способностей к художественной деятельности, любознательности и интереса к искусству.
Кружок «Мишутка» рассчитан на детей 4-7лет, сроком реализации 3 года. Для успешного усвоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Кружок «Мишутка» посещают дети по заинтересованности к изобразительной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий с каждой группой не более 20 минут – в средней группе, 25 минут – в старшей группе, 30 минут – в подготовительной группе.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Чтобы работы били более насыщенными параллельно с проектом «Мишутка» мы затевали краткосрочные проекты, которые помогали детям лучше понять и вообразить окружающую действительность.
В рамках проекта «Новый год у ворот» были выполнены работы: «Белые медведи», «Зимушка», «Зима в деревне» - рисование на обоях, «Елочка – зеленая иголочка» - работа с пластилином.
Весна наступила, появились первые цветы, прилетели птицы и на своих занятиях мы отображали в своих работах весеннюю тематику. Так появилась работа «Ветка яблони» где сначала дети рисовали цветочки, а затем приклеивали их на одну общую ветку. Ребята с удовольствием рисовали ватными палочками, на мятой бумаге. Работа «Мухоморы». Проект «Бумажные хитрости» не только познакомил детей с бумагой, но и научил ребят ее изобретать. Впоследствии дети использовали эту бумагу для изготовления билетов для игры «Путешествие»; знакомясь с видами письменности, ребята рисовали на глиняных табличках. В проекте «Умный мусор» ребята были настоящими изобретателями изготавливая разнообразные поделки. В проекте «Игрушки из бабушкиного сундука» ребята сначала знакомились с народной игрушкой, а потом сами ее изготавливали вместе с мамой, в последствии рассказывали об этом детям из младшей группы, пригласив их в свой мини-музей.
За время прохождения проектов ребятам удалось участвовать в различных конкурсах.
Так в преддверии новогоднего праздника в детском саду проходил конкурс новогодней игрушки. Две семьи стали победителями: семья Гринцевич с работой «Снегурочка» и семья Кузьминых с работой «Снежная баба». В городском конкурсе «Душа Сарова – Отче Серафим» принял участие Редько Марат со своей работой «В лесной глуши» и стал обладателем дипломом второй степени, Сметанов Максим принимал участие в городском конкурсе «Арт-д Эко» со свое работой «Велосипед». Ребята участвовали во Всероссийском конкурсе «Осень по земле шагает». Из десяти участников были награждены четверо ребят, дипломами второй степени: Офицерова Диана с работой «Корзина с грибами», дипломами третей степени: Зверев Матвей работа «Яблочко для ежат», Муравьев Артем работа «На озере», Редько Марат работа «Белочка», Сметанов Максим получил грамоты за активное участие в конкурсах «Разве не ясно, что это опасно», «Осенние мотивы».
В работу над развитием у детей творчества и воображения вовлекаю родителей. В виде консультаций, советов, бесед и рекомендаций. («Новогодняя игрушка своими руками», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к родной культуре», «Кукла живая, рукотворная, родная», «Столбик против барби», «Нетрадиционные техники рисования», «Веселый карнавал»), довожу до их сознания, что этот вид деятельности имеет большое значение для развития ребёнка. Так же настоятельно рекомендую самостоятельно заниматься с ребёнком рисованием, закрепляя пройденный материал. В последствие по моей рекомендации один ребенок записался ДШИ.
При заинтересованности со стороны родителей, поддержке увлечений ребенка процесс обучения дает зримые результаты. Ребята хорошо и результативно работают, овладевают навыками работы и набираются опыта для личностного роста. Я считаю, что основная цель руководителя кружковой работы, это забота о психологическом здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство, тревога), это отражается на его работе.
У детей развился интерес к работе красками, гуашью, цветными карандашами и мелками. В свободное время самостоятельно и с желанием занимаются лепкой, во время работы ведут беседу, придумывают действия вылепленным персонажам и составляют для них диалоги. С удовольствием принимают участие в создании коллективных работ, вырезают детали, дополняют сюжет своими элементами. У детей сформировалось чувство прекрасного, любовь и интерес к окружающей действительности.
Такие занятия сохраняют психологическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давлении, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется у ребёнка вера в собственные силы, развивает индивидуальность.
Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут этих занятий, поэтому нужно постоянно находить что-то новенькое, интересное.
В ходе работы проектов для педагогов были проведены следующие мероприятия: вступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ с темой: «Использование проектов в познавательно-речевом развитии детей с ОНР». Мною был проведен мастер-класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник в рисовании для детей с ОВЗ»; показ открытого занятия на городском методическом объединении воспитателей групп компенсирующей направленности «Сундучок сказок»; презентация опыта работы на городском методическом объединении групп компенсирующей направленности тема: «Познавательно-речевое развитие детей через проектную деятельность»; консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник в рисовании для детей с ОВЗ». В ходе работы я неоднократно делилась своим опытом в журнале «Педагогический мир».
Список использованной литературы
- . Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Иванова О.Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие способностей младших школьников через различные виды заданий
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития обще...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...
Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».
При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели: развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...
Мастер-класс "Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность"
Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело.И в сказочном царстве фигурок бумажныхНаучишься добрым, уверенным ...
«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»
В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...