Новогодний спектакль "Сказка о потерянном времени"
материал (3 класс)

Пикалёва Екатерина Викторовна

Спектакль для постановки в школьном театре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_poteryannom_vremeni_pererabotan.docx56.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка о потерянном времени»

                                          (  по мотивам одноименной сказки Е. Шварца)

Действующие лица:
Петя Зубов, ученик 3-го «Б» класса
Вася Зайцев, ученик 3-го «Б»
Наденька Соколова, ученица 3-го «А»
Маруся Поспелова, ученица 3-го «А»
Мария Ивановна, учительница
Владимир Сергеевич, добрый волшебник
Сергей Владимирович, злой волшебник
Пантелей Захарович, злой волшебник
Марфа Васильевна, злая волшебница
Ольга Капитоновна, злая волшебница
Алёна Берёзкина
Ученики 3-го «Б»                                                                                         Дяденька
Посторонняя бабушка                                                                                              Мама

                                                                                                             


КАРТИНА 1.


Мастерская часовщика. Владимир Сергеевич выходит под волшебную мелодию. Переводит стрелки часов.

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.     Часы идут, идут за шагом шаг.                                                                  Часы идут: тик-так, тик-так, тик-так.                                                                                                     Часы идут, как водится, вперёд.                                                                                                       И вместе с ними сказка к нам идёт.

 Владимир Сергеевич уходит. Под тиканье часов выходит Петя (осматривается).                 Навстречу ему идёт дяденька.

ПЕТЯ. Дяденька, а дяденька! Что вы здесь делаете?                                                        ДЯДЕНЬКА. Как что? Жду своего часа.                                                                             ПЕТЯ. А какого часа?                                                                                                ДЯДЕНЬКА. Когда начнётся сказка.                                                                                    ПЕТЯ. А когда она начнётся?                                                                                     ДЯДЕНЬКА. С минуты на минуту!                                                                                                          ПЕТЯ. А!!!

Дяденька достаёт из портфеля будильник  и отдаёт его Пете.

ПЕТЯ. О! Так  это ж мой будильник!

Дяденька уходит, Петя остаётся на сцене. Звучит бой часов, Петя обходит всю сцену и садится на скамейку. Выходит Владимир Сергеевич

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Ну, здравствуй, Петя.
ПЕТЯ. Ой! Здравствуйте, Владимир Сергеевич! А  Вы что, здесь работаете?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.  Да, вот здесь я и работаю.
 
ПЕТЯ. А Вы разве должны?..
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.  Все должны трудиться, Петя.
ПЕТЯ. А я думал, что…
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Я знаю, о чём ты думал. А ещё я знаю, что ты пришел сюда по очень важному  делу.
ПЕТЯ. Да, я сюда пришёл по делу!. У меня будильник сломался, звонок звонить перестал.  ( отдаёт будильник  Владимиру Сергеевичу).
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.  Ну, давай  посмотрим… (осматривает будильник, что-то подкручивает)
ПЕТЯ. Получается?                                                                                                                     ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.  Ещё чуть-чуть, погоди… Всё, готово. Держи свой будильник.
ПЕТЯ. Ого! Уже? А вы не могли бы перевести его  на полминутки вперёд ,чтобы я везде успевал и никуда не опаздывал.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.  На полминутки? (Владимир Сергеевич переводит стрелки будильника)
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ  (отдаёт Пете будильник). Я вижу, Петя, ты теперь время бережёшь?
ПЕТЯ. Я теперь каждую минуточку берегу. Вы же помните, что в прошлый раз случилось……
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.  Я помню, Петя, я всё помню….

Владимир Сергеевич уходит. Будильник звенит у Пети в руках. Звонок будильника перерастает в песню «Распорядок дня»

КАРТИНА 2.

Под песню «Распорядок дня» выбегают  на сцену девочки-ученицы, а так же                             Надя Соколова, Маруся Поспелова. На сцене Петя, к нему присоединяется Вася Зайцев. На  втором припеве все дети на сцене делают перестановку - учебный класс.                           Петя, Надя и Маруся  уходят со сцены.  Дети садятся за импровизированные парты.
В класс входит учительница Мария Ивановна. Звенит  школьный звонок.

 МАРИЯ  ИВАНОВНА.   Здравствуйте!                                                                                      УЧЕНИКИ (стоят). Здравствуйте, Мария Ивановна!                                                            МАРИЯ  ИВАНОВНА. Садитесь (ученики сели). Почему доска грязная, кто сегодня дежурный?
УЧЕНИКИ. Зубов! Петька Зубов! Только он не пришёл. И Зайцева Васи тоже нет.

                                                Стук в дверь. Вбегает  Петя.                                                                

ПЕТЯ (скороговоркой) Здравствуйте, извините, можно войти?
МАРИЯ  ИВАНОВНА.    Зубов! Ты почему опоздал?
ПЕТЯ. Ну, я не успел.
 МАРИЯ  ИВАНОВНА.    Что ты не успел?
ПЕТЯ. Я опоздал.
МАРИЯ  ИВАНОВНА.   Садись. Домашнее задание сделал?
ПЕТЯ. А... Я тетрадку дома забыл.

Одна из учениц подбегает к Пете, достаёт из его портфеля тетрадку и отдаёт Марии Ивановне.

УЧЕНИЦА. Ничего не забыл! Вот его тетрадка! (листает тетрадь).  Домашнее задание не выполнено.                                                                                                                                            ПЕТЯ. Ух, ябеда!
МАРИЯ  ИВАНОВНА.   Давай дневник, Зубов.

Петя отдает дневник учительнице, не торопясь, подходит к последней парте и садится на своё место.

МАРИЯ  ИВАНОВНА.  «Два» за поведение,
                                          Снова опоздание
                                           И невыполнение
                                          Домашнего задания.
ПЕТЯ. Вы меня простите, Марь Иванна,
Всё, конечно, так, но вот что странно:
Почему четвёрки и пятёрки
Долететь не могут до галёрки?
Ну, скажите мне на милость,
Где же Ваша справедливость?

 УЧЕНИКИ
 ( по очереди).   1 уч..На уроке чтения
                                                   В облаках летание,
                                                  
2 уч.. Игры, развлечения,

                                                  Все уч.. Сплошное невнимание!
ПЕТЯ. Посудите сами, Марь Иванна,
Школьная система негуманна.
Целых сорок пять минут урока –
Это ж настоящая морока.
Мне, - скажу Вам откровенно,
Не хватает перемены.
УЧЕНИКИ (хором). Зубов, ты позоришь класс!
                                    Зубов, ты подводишь нас!
                                    Подтянись!
ПЕТЯ. Ещё успею!
 УЧЕНИКИ (хором)  Исправляйся!
ПЕТЯ. Я сейчас! Подвиньтесь, что расселись?
МАРИЯ ИВАНОВНА. Запишем  тему урока

                                                                         Звенит звонок.                                                                                                                                      УЧЕНИКИ. Ура! Перемена!

МАРИЯ ИВАНОВНА. Опять мы ничего не успели. Сейчас будет  большая перемена, вы можете идти отдыхать. Но не опоздайте на следующий урок. Зубов, ты слышишь?  

ПЕТЯ. Слышу, слышу.        

                                           Петя подбегает к Алёне, дергает её за косичку.

ПЕТЯ. Алёнка - Алёнка, на носу зелёнка!
АЛЕНА. Где, где? (обиженно)                                                                                                              ПЕТЯ. Зина – с лягушками корзина! Ква-ква!                                                                                       ЗИНА (с книгой в руках). Иди от сюда.                                                                                                     ПЕТЯ. Маша, Маша - соленая каша!
МАША. А ты.. А ты… а ты кто...
ЗИНА. А ты, Петька Зубов – двоечник бестолковый! Вот  ты кто!
ПЕТЯ. Ну и что! Где рифма-то? Рифмы- то нет! Сначала научитесь, а потом обзывайся.    ЮЛЯ. А ты, что умеешь?                                                                                                        ПЕТЯ. Я по обзыванию - профессор!                                                                                       КАТЯ. То же мне, профессор!                                                                                                       ПЕТЯ. А ты, молчи! Катя, Катя - упала с кровати!                                                                         ВЕРА. А ты, а ты, а ты, знаешь кто?                                                                                               ПЕТЯ. А ты, вообще, молчи! Вера, Вера – загремела с шифоньера!                                           ВЕРА. Ну, Зубов, тебе влетит!                                                                                                                                 ДЕВОЧКИ. ( собрались в кружок, договорились тихонько и хором) В нашем классе знают дети-нет лентяев, только Петя. Знают все, что Зубов Петя – первый лодырь на планете!
ПЕТЯ. Да ну вас! (подбегает к Мишке) Мишка! Давай меняться!
МИШКА. А у меня вот что!                                                                                                                        ПЕТЯ. А у меня вот что!

Петя отдаёт Мишке авторучку, а взамен получает большой осколок зелёного стекла, смотрит через него на всех, смеётся. Ребята читают по одной строчке и одновременно меняются.

МИШКА. Поменял я авторучку  - на зелёное стекло,
АЛЁНА. Я журнал – на календарик,  представляешь, повезло?
ЮЛЯ. Я шнурок от кеда – на звонок велосипеда!
ВЕРА. Я тетрадку – на фломастер!                                                                                                            МИША. А я вообще меняться мастер! Очень крепкую веревку поменял я на свисток!
КАТЯ. Я застежку от портфеля – на булавку и платок.
МАША. Желтый фантик – на зеленый? ( ВЕРА: мне!)  Сладкий бублик – на соленый? (ЗИНА: мне!)
ПЕТЯ. И четыре ржавых гайки – на струну от балалайки!                                                                                         ВСЕ  УЧЕНИКИ: Где? (окружают Петю)                                                                                                              

Звенит школьный звонок, который сменяется песней «Распорядок дня».                                                    Дети меняют декорации. Гаснет свет.

 

  КАРТИНА  3.
Слышатся звуки часов с кукушкой. Посреди избушки дубовый стол, вокруг стола четыре табуретки. На сцене полумрак. Звучит  музыка.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Вставайте, господа! Хватит спать! (расталкивает их) Ну же, Пантелей Захарович! Просыпайтесь!  Ольга Капитоновна, поднимайтесь!
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА.  Что случилось, Сергей Владимирович?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Собирайтесь живее! (старики поднимаются и, кряхтя, приводят себя в порядок).

                                         Злые волшебники рассаживаются за столом.  

 СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ.  Господа, вы что, забыли, какой сегодня день? Сегодня исполнится наше самое заветное желание. У вас всё готово, Марфа Васильевна? Всех бездельников запомнили, никого не забыли?
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Да где ж их всех запомнишь, с моим-то….. склерозом?
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Однако нет причин для беспокойства, Сергей Владимирович. Мы с Марфой Васильевной тетрадь специальную завели ( ищет тетрадь на столе). Вот она! Мы сюда всех девочек записали, а Пантелей Захарович - всех мальчиков.       СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Вот и хорошо! Теперь мы никого не забудем!

                                            Волшебники выходят на середину сцены.

ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ.  Очень, многие мальчонки
И, конечно же, девчонки,
Что сидят у нас печенке,
С ленью-матушкой дружны.                                                                                                                  
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Сколько лодырей на свете:
Тани, Вани, Кати, Пети –
  Каждый лодырь на примете,
  Нам бездельники нужны.
                                                                                                                   

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Детишки зевают и не замечают,
Как быстро минутки от них убегают.                                                                                                          
 ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Детишки родителям не помогают,
И время теряют, теряют, теряют.
ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ. (Протирает линзы очков, пристально вглядывается в зрительный зал) Ольга Капитоновна! А напомните - ка мне, кого мы в тетрадь записали?                                          ОЛЬГА КАПИТОНОВНА.   Это Наденька Соколова и Маруся Поспелова, обе болтушки, лентяйки и большие модницы.                                                                                                 МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. А ещё Вася Зайцев- прогульщик, бездельник и ротозей и Петя Зубов –большой шалопай, лоботряс и засоня.
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ.  Очень хорошо. Обожаю таких детишек.  Я, как самый главный, возьму на себя Петю Зубова. Васей Зайцевым займётесь вы, Пантелей Захарович...                                                                                                                                                СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Господа! Мы зря теряем время! Мы должны забрать потраченное время  у детей и использовать его в своих целях.                                      ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ. Тогда мы станем мальчиками и девочками.                                     ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. А они бабушками и дедушками.    

Злые волшебники смеются и уходят со сцены. Звенит школьный звонок, который сменяется песней «Распорядок дня». Дети меняют декорации.

                                                                     

КАРТИНА 4.           
                    Бой часов. Телефонный звонок. Маруся Поспелова разговаривает по телефону с Наденькой Соколовой.

НАДЯ.  Да ты что! В самом деле?
МАРУСЯ. Я своими глазами видела, и Алёнка слышала, и вообще, весь класс уже знает.
НАДЯ.  Ничего себе! А теперь давай я тебе позвоню?                                                    МАРУСЯ. Давай!
НАДЯ. Только подожди, я сейчас переоденусь - у меня шляпка есть, просто отпад!
МАРУСЯ. А у меня такая сумочка….                                                                                              НАДЯ. Ну ладно, пока!                                                                                                 МАРУСЯ. Пока!

ПЕСНЯ НАДИ И МАРУСИ.
НАДЯ.
Ты мне дашь списать задачу
И ещё пример в придачу?
Я вчера тебе сказала,
Что в киоске у вокзала.
А причёска как у Нинки,
И такие же ботинки.
И толкнул меня в буфете
То ли Вася, то ли Петя.
МАРУСЯ.
Приходи ко мне с тетрадкой
И молочной шоколадкой.
Послезавтра ровно в восемь.
Ну, а если мы попросим?
Все мальчишки – обормоты!
Он мне нравится? – Ну что ты!
Мне приснились две старушки.
Хорошо, что мы подружки!
                                                                                                             МАРУСЯ. Алло, Надя! Ты меня слышишь?                                                                          НАДЯ. Да, слышу, слышу!                                                                                             МАРУСЯ. Ну, говори!
НАДЯ  И МАРУСЯ  (по очереди)
-    Ты мне дашь списать задачу?
-    Приходи ко мне с тетрадкой
-    И ещё пример в придачу?
-    И молочной шоколадкой
-    Я вчера тебе сказала,
-    Послезавтра ровно в восемь
-    Что в киоске у вокзала
-    Ну, а если мы попросим
-    А причёска как у Нинки,
-    Все мальчишки – обормоты!
-    И такие же ботинки
-     Он мне нравится? – Ну что ты!
-    И толкнул меня в буфете
-     Мне приснились две старушки.
-     То ли Вася, то ли Петя.
-    Хорошо, что мы
….    (короткие гудки)

МАРУСЯ. Алло! Алло! Надя,  я тебя не слышу!                                                                     НАДЯ. Маруся, алло, алло!

Появляются старушки волшебницы с метёлочками и мешком.

ОЛЬГА КАПИТОНОВНА.   Ваше время истекло!                                                                                        МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Ваше время истекло!

Каждая волшебница «обметает» свою девочку. Девочки кружатся и уходят за кулисы.        Звучит тревожная музыка. Бой часов, волшебницы переводят стрелки у часов.                                 Надя и Маруся превращаются в старых бабушек.

НАДЯ. Маруся, ы меня слышишь?                                                                                                                                            МАРУСЯ (покашливает).  Да слышу, слышу!                                                                                                         НАДЯ Давай встретимся на нашем месте?
МАРУСЯ. Ну, ладно! На нашей скамейке!                                                                                               НАДЯ. Через час! У тебя голос какой-то не такой.
МАРУСЯ. И у тебя тоже странный какой-то.
НАДЯ. Это, наверное, мы охрипли, потому что по телефону долго разговаривали.
МАРУСЯ. Разве это долго, всего-то полчасика. Полчасика – это не долго, это нормально – полчасика. Это даже мало, другие знаешь, сколько болтают…
НАДЯ. Ну, хорошо, значит, через час на нашем месте. Не опаздывай!
МАРУСЯ. Да когда это я опаздывала? Сама всегда опаздываешь, а я никогда не опаздываю. Я вовремя прихожу.
НАДЯ. А я ещё раньше, чем вовремя. Я в тот раз ждала, ждала, ждала, ждала…

Девочки уходят. Бой часов.  Песня «Распорядок дня». Дети меняют декорации

КАРТИНА 5.
В парке около школы прогуливается Вася Зайцев. Он идёт не спеша, насвистывает.                  Из-за кулис «взлетают» вороны

ВАСЯ. Раз – на ветке, два – на крыше,
Три – уселись на скамейку.
И, пожалуйста, потише,
Не спугните всю семейку.
Я гуляю, я мечтаю,
Я везде ворон считаю,
 Насчитаю триста штук –
 Стану доктором наук.
 Слышал я, что так бывает,
 Но не сразу и не вдруг.
Девять, десять – на дорожке.
Замечательные птицы!
Подожду ещё немножко.
А куда мне торопиться?
 Восемнадцать, девятнадцать.
  И Берёзкина Алёна
  Тоже, если разобраться,
  Настоящая ворона!
АЛЁНА (идёт через всю сцену). Сам такой! Я всё Марии Ивановне  расскажу!

Вася встречает Петю Зубова

ПЕТЯ. Васька! Здорово! А ты чего сегодня в школу не пошёл?
ВАСЯ.  А я думал, не будет уроков.
ПЕТЯ. Чего это их не будет-то? Как так?
ВАСЯ.  Марь Ивана вчера за один урок четыре раза чихнула. Я думал, она заболеет!
ПЕТЯ. Тебе теперь двойку поставят.
ВАСЯ.  Подумаешь! Мне и вчера поставили. Вчера да сегодня, два плюс два, получится четыре. Это не две двойки, а одна четвёрка! От перемены мест слагаемых… как там дальше-то?                                                                                                                                                                              ПЕТЯ. Не знаю! Отстань!
                                              Петя смотрит на Васю через стекло.

ВАСЯ. Дай поглядеть!
ПЕТЯ. Не дам!
ВАСЯ
. Дай!
ПЕТЯ. Догони сначала!

Вася гоняется за Петей. Так они бегают друг за дружкой, забегают за кулисы и переодеваются в стариков. В это время на сцену выходят старики - волшебники, сметают в мешок потерянное время, переводят стрелки часов.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Вот оно, потерянное времечко (трясут мешком). ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ. Теперь мы станем пацанами (мальчишками), а они стариками.

Волшебники смеются и уходят. На сцену выходят превращённые в стариков Петя и Вася. Идут спинами друг к другу.

ПЕТЯ. Васька,ты где?                                                                                                                             ВАСЯ. Петька, ты где?

ПЕТЯ, ВАСЯ  (оборачиваются, говорят вместе). Вы чего, дедушка? Это я дедушка?
Сами вы – дедушка!

Петя и Вася уходят.

КАРТИНА 6.


Звучит весёлая музыка. На сцене молодые старики. Мальчики-волшебники играют в футбол, девочки-волшебницы прыгают через скакалку, крутят обруч.


МАРФА ВАСИЛЬЕВНА.  Как приятно снова почувствовать себя молоденькой девочкой, не правда ли, Ольга Капитоновна?
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА  (глядится в зеркало). Ох, ох, Марфа Васильевна, и зубы-то все на месте, и спина не болит.
ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ.  Так чего же вы кряхтите, Ольга Капитоновна?
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА.   По привычке, Пантелей Захарович, по привычке.  Ишь, молодец какой стал!
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА.  А Сергей Владимирович и того краше!
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ.  Мы с вами теперь, господа злые волшебники, ещё лет сто проживём!
ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ. Ольга Капитоновна, славные косички!
Вы не возражаете?.. Я совсем чуть-чуть
… (дёргает)
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Пантелей Захарович, детские привычки –
Стыдно в вашем возрасте! Я ведь закричу. (
кричит)
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Пантелей Захарович, немедленно прекратите хулиганство, а то я вас  вмиг состарю. Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна! Хватит в зеркало смотреться! Господа - злые волшебники нас ждут великие дела!

                                                             Злые волшебники уходят.

                                                                 

КАРТИНА 7.

Смена декораций: школьный класс.

УЧЕНИКИ. Здравствуйте, Мария Ивановна.                                                                                          МАРИЯ ИВАНОВНА. Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока…

В класс входит состарившийся Петя Зубов.

ПЕТЯ. Ой! Извините, Марь Ивана!
МАРИЯ ИВАНОВНА. Здравствуйте, проходите, пожалуйста. А вы  кто такой?
ПЕТЯ. Я – Петя Зубов, ваш ученик…
МАРИЯ ИВАНОВНА. Вы, наверное,  Петин дедушка. Вы беспокоитесь за его неуспеваемость?
ПЕТЯ. Я -  не дедушка, я Петя! Вы чего, Мария Ивановна? (одноклассникам) А вы чего? Вы чего меня не узнаёте?                                                                                                                         МАРИЯ ИВАНОВНА. Что за шутки?
МАРИЯ ИВАНОВНА.
 Если у вас нет ко мне вопросов, покиньте, пожалуйста, класс.    ПЕТЯ. А вы двойку не поставите?                                                                                                       МАША. Дедушкам двойки не ставят!                                                                                                      ЮЛЯ. Им пенсию дают.                                                                                                                          ПЕТЯ. Я тебе сейчас как дам!
МАРИЯ ИВАНОВНА. Я убедительно вас прошу покинуть класс.                                                                     ПЕТЯ. Ну ладно. Ура! Сегодня математики не будет!

Петя выходит  из класса, Мария Ивановна идёт следом.


УЧЕНИКИ.
1 уч. Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы учебники листали
От зари и до зари.
   
2 уч. Наши глазки потускнели,
    Наши щечки побледнели,
    До чего ж нам надоели
    Словари и буквари.
3 уч. Это правда! Это точно! Надоели словари!    

Скрип дверей. В класс входят злые волшебницы.

ОЛЬГА КАПИТОНОВНА.  Какие хорошие детишки! Вы, наверное, любите конфетки? УЧЕНИКИ. (хором) Да! Любим!                                                                                                                    МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. А как тебя зовут, красавица?                                                                   АЛЁНА. Алёна.                                                                                                                                                 МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Алёнка, Алёнка – на носу зелёнка! (Алёна от обиды отворачивается)                                                                                                                                                    МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. А видишь это красивое зеркальце? Хочешь его себе?                         АЛЁНА. Да.                                                                                                                                             МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Давай меняться. Ты мне учебники, а я тебе зеркало!                       АЛЁНА. А как я без учебников учиться буду?                                                                                                МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Тогда иди и учись!                                                                                ВЕРА. А я бы на Алёнином месте поменялась на такое красивое зеркало!                                          ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Тогда будем меняться!                                                                          МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Меняю учёную книжку на сдобную с маком коврижку!       ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Меняю четыре тетради на сладкий зефир в шоколаде! МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. А толстую книгу для чтения - на два килограмма печения!
МИША. Я готов уйти из школы только дайте пепси-колы!
ЗИНА. Я меняю свой портфель на большую карамель!
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. А есть у вас нерешённые задачки? (дети хором отвечают: Да)                                                                                                                                                            ОЛЬГА  КАПИТОНОВНА.  Меняем на фруктовые жвачки!

Все ученики в классе шумят, скачут. Злые волшебницы уходят. Гаснет свет. Смена декораций.
 

КАРТИНА 8.

Сквер. Петя прячется за скамейкой. Входит мама, садится на скамейку.

.ПЕТЯ. Мама, мама! Ох, как хорошо, что я тебя встретил!
МАМА. Ой, простите, а вам кого?
ПЕТЯ. Да это я, мам, Петя!
МАМА. Вы что,  дедушка, вы меня с кем-то перепутали?                                                   ПЕТЯ. Нет, это я, Петя.
МАМА. Ну что вы, дедушка!  Мой сынок  сейчас в школе.
ПЕТЯ. Мам, да  меня из школы выгнали.
МАМА
. Ну, хватит, это уже не смешно и не остроумно. И не стыдно вам в вашем возрасте такими глупостями заниматься?
ПЕТЯ. Да вот же я, мама! Я – Петя! Я – твой сын!
МАМА. Я сейчас полицию позову. Полиция…..

Мама уходит.

ПЕТЯ (всхлипывая) Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я только ученик третьего класса. Мне даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал. Да и как я работал – на двойки да на тройки. Что со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик!


ПЕТЯ.
Был я с утра молодым и веселым,
Бегал и прыгал, опаздывал в школу.
Жизнь бесконечной мечтою казалась,
Я и не понял, за что мне досталась…
 Бедный я мальчик, несчастный старик.
Я с бородою ходить не привык.                                                                                                                            Ну, помогите, прошу, кто-нибудь,
 Пропавшее детство вернуть.

Бой часов. Петя горько плачет, рядом с ним присаживается на скамейку Владимир Сергеевич.

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.   Ну, здравствуй, Петя!                                                                                                                      ПЕТЯ (утирает слезы  бородой). А как вы меня узнали, я же  с бородой?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.  Да, узнать тебя теперь непросто.
ПЕТЯ. А кто вы такой?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Меня  зовут  Владимир Сергеевич, я - добрый волшебник.
ПЕТЯ. А разве они бывают?                                                                                                                         ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Я – волшебник! Дети верят в нас не зря! Если ты  в меня не веришь, я исчезну в тот же миг. Если ты  в меня не веришь - ты, действительно, старик!    ПЕТЯ. Верю, верю!
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.   Понимаешь, Петя, люди, которые теряют время зря, сами не замечают, как стареют. Этим и воспользовались злые волшебники.
ПЕТЯ.  Какие волшебники? Чем воспользовались?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.   Они украли молодость у тебя и ещё у  троих ребят.  Потерянное вами время злые волшебники забрали себе. Вот и стали вы старыми стариками, а злые волшебники - детьми.
ПЕТЯ. И я навсегда останусь стариком?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. К счастью, мир так устроен, что из любой беды человек может спастись. Если тебе удастся разыскать Васю Зайцева, Марусю Поспелову и Надю Соколову то, вы вместе сможете вернуть себе молодость. Знакомы тебе эти ребята?
ПЕТЯ. С Васькой мы друзья. А Маруся и Надя  учатся в 3 «А».                                  

 ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.   Если ты найдёшь троих своих товарищей, вы должны отправиться в избушку злых волшебников и перевести стрелки часов ровно на семь оборотов назад  и сказать волшебные слова: «Делу время, потехе час». Запомнил?  ПЕТЯ. Запомнил.  Ой, а где их избушка находится?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ.  Пойдём, я объясню тебе, как найти туда дорогу.

Петя и Владимир Сергеевич уходят.

КАРТИНА 9.

          В сквер приходят состарившиеся  Наденька Соколова и  Маруся Поспелова.                                                      Некоторое время обе они стоят около скамейки, затем присаживаются.

НАДЯ. Скажите, вы тут никакую девочку не видели?
МАРУСЯ. Нет, не видела. А вы случайно по дороге никакую девочку не встречали?
НАДЯ. Нет, не встречала.  ( МОЛЧАНИЕ.)
МАРУСЯ. Мы тут договорились с одной девочкой встретиться,  а  она не пришла почему-то.
НАДЯ. Ничего, подождите, может, придет скоро. Вот у меня тоже подружка есть, вечно везде опаздывает. Так и приходится её ждать каждый раз.
МАРУСЯ. Значит, вы тоже девочку ждете. А какая вам нужна девочка?
НАДЯ. Ой, вы её сразу узнаете, она толстая такая, конопатая, и нос у неё такой (показывает) курносый.
МАРУСЯ (смеётся). А моя подружка, знаете, какая? Тощая, как шкилетина и вот с такими ушами (показывает). А как зовут вашу девочку?
НАДЯ.  Маруся. А фамилия такая смешная… (хохочет)  Поспелова! Только  какая ж она Поспелова, когда она самая настоящая Опоздалова?!
МАРУСЯ. А вы  откуда меня знаете?
НАДЯ. Ниоткуда я вас не знаю, я вас вообще в первый раз вижу.
МАРУСЯ. Вам что, Надька Соколова про меня наболтала?
НАДЯ. Это я Надя Соколова. Это меня так зовут.
МАРУСЯ. А меня, между прочим, Марусей зовут. Маруся Поспелова, Поспелова, а не Опоздалова! И никакая я не толстая, и нос у меня нормальный, а не вот такой! (показывает)
НАДЯ. (Смеётся) Какая же вы Маруся? Марусю я знаю, она девочка.
МАРУСЯ. А я кто, по-вашему? Мальчик, что ли?
НАДЯ (Смеётся) А вы бабушка пожилая.
МАРУСЯ. Ну, где эта Надя? Oпять опаздывает!
НАДЯ. Так ведь я же вам говорю, что Наденька Соколова – это я и есть.
МАРУСЯ. Вы хоть в зеркало себя видели?                                                                                        

Достаёт из сумочки зеркальце, показывает его Наде. Увидев своё отражение, Надя падает в обморок. Маруся удивлённо пожимает плечами, смотрится в зеркало и сама, падает рядом.
Не заметив двух лежащих за скамейкой старушек, на эту же скамейку присаживается отдохнуть настоящая  бабушка. К ней подбегает Петя Зубов.

ПЕТЯ. Бабушка, а бабушка, вы школьница? Сколько вам на самом деле лет?
БАБУШКА. Ну, знаете ли! Это неприлично, в конце концов, спрашивать у дамы о возрасте! (возмущенно встает)
ПЕТЯ. Простите, пожалуйста, я не хотел вас обидеть , понимаете со мной тут такая история приключилась…. Я не старик, я мальчик.  Мне  всего десять лет, я в школу хожу… (Слышится звон разбитого стекла, через несколько секунд появляется состарившийся Вася Зайцев. Он несется, сломя голову, и сбивает Петю с ног).

БАБУШКА. Пожилые люди, а ведут себя, как дети малые! (возмущенно уходит)
ВАСЯ (пряча в карман рогатку) Это не я, я нечаянно, я больше не буду. (Пытается убежать, Петя догоняет его, хватает за руку.)
ПЕТЯ. Да постойте, послушайте, сколько вам лет?
ВАСЯ. Ну, десять, а что?
ПЕТЯ. Ты – Васька Зайцев?
ВАСЯ. Ну и что?
ПЕТЯ. А то, что я – Петька Зубов! Я тебя по всему городу ищу.
ВАСЯ. Вы чего, дедушка, на солнышке перегрелись? Отпустите меня, я сейчас взрослых позову!
ПЕТЯ. А ну-ка замолчи и послушай меня, а то сейчас  как тресну! (замахивается)                        
ВАСЯ. Помогите! Мама! Ребенка обижают!
ПЕТЯ. Значит, ты до сих пор ничего не заметил… Ты теперь не ребенок, Вася. Ты теперь старик, такой же, как я.
ВАСЯ. Врете.
ПЕТЯ. А ты голову свою потрогай (снимает с него кепку.)
ВАСЯ (гладит себя по лысине) Ой, что это?
ПЕТЯ. Это твоя лысина, Васька. Но ты не расстраивайся, зато у тебя борода еще длиннее моей выросла.
ВАСЯ. Не нужна мне никакая борода, не хочу я лысым ходить.
ПЕТЯ. А если не хочешь всю жизнь лысым ходить, то пойдем скорей со мной. Теперь мы с тобой должны найти Надю и Марусю из 3-го «А», они тоже состарились.                               ВАСЯ (заметил торчащие из-за скамейки четыре ноги) Смотри!
ПЕТЯ. Может, они?
(Друзья начали приводить в чувства  «бессознательных» бабушек: обмахивать)            ВАСЯ. Не помогает!

Петя свистит. Надя и Маруся вскакивают.

НАДЯ. Где я?
МАРУСЯ. Кто я?
НАДЯ И МАРУСЯ (хором). Что со мной?
ПЕТЯ. Скажите, это вы – Надя и Маруся из 3-го «А»?
НАДЯ. Я Надя Соколова.
МАРУСЯ. А я Маруся Поспелова. А вы кто?
ПЕТЯ. Я - Петя Зубов, а это – Вася Зайцев.
НАДЕНЬКА.  Это – Васька?! (смеётся). Такой лысый?
ВАСЯ. Сейчас как врежу!
ПЕТЯ. Перестаньте ссориться, мы теряем время! Или вы хотите остаться старыми навсегда?
МАРУСЯ. Не хотим. А что делать?
НАДЯ. Что случилось?
ПЕТЯ. Идёмте за мной. Я вам по дороге все объясню.

Дети уходят. Гаснет свет. Смена декораций.

КАРТИНА  10.

Избушка. Злые волшебники спят.

ПЕТЯ. Вот она – избушка!
МАРУСЯ.  Есть там кто-нибудь?
ПЕТЯ. Все четверо. Спят.
НАДЕНЬКА.  А часы видишь?
ПЕТЯ. Ой! Одна минута осталась.
ВАСЯ.  Бежим!
МАРУСЯ.  Скорей!

Ребята забежали в избушку. Петя запнулся об табуретку, и от грохота проснулись злые волшебники. Завязалась драка.


СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ.  Держите их, Пантелей Захарович, не подпускайте их к часам!
ПЕТЯ. За мной!
ВАСЯ. Я вам покажу, как  наше время воровать!
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА.   Держите её, Марфа Васильевна!


Марфа Васильевна пытается удержать Наденьку, Ольга Капитоновна – Марусю, Петя сражается с Сергеем Владимировичем. Вася побеждает Пантелея Захаровича и приходит Пете на помощь. (во время драки дети освобождают сцену от реквизита).Волшебники убегают. Петя подбегает к часам. Часы начинают бить. Петя переводит стрелки назад.

МАРУСЯ и НАДЯ. Скорее  крутите!                                                                                                                 ПЕТЯ. Ещё надо успеть сказать волшебные слова!

Бой часов. Дети встают на середине сцены.

ДЕТИ (хором). Делу время - потехе час. Ура! Получилось!

                                                           

                                        Дети (радостные)  уходят за кулисы.                                                              Под  проигрыш финальной песни все дети выходят на сцену, исполняют финальную  песню.


   

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Пусть говорят, что сказка ложь,
А в ней намек, и ты поймешь:
Потратить время очень просто,
А вот обратно не вернешь.

    Тик-так, тик-так, - а в чем же суть?
    О самом главном не забудь,
    Что если ты теряешь время,
    Его находит кто-нибудь.

ПРИПЕВ
    День за днем, за годом год
    Тик-так, тик-так.
    Время движется вперёд.
    Тик-так, тик-так.
    Час за часом просто так,
    Тик-так, тик-так.
    Это вовсе не пустяк
    Тик-так, тик-так.

И чтоб не даром жизнь прожить,
И о прошедшем не тужить,
Нам нужно каждою минутой
И каждым часом дорожить.
    Тик-так, тик-так, - о том и речь,
    Что время надобно беречь.
    Ну, вот и нам пора прощаться,
    До новых встреч, до новых  встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»

Обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, своего опыта, своего внутреннего мира. Учить быть человеком путем воздействия на воображение и чувства с п...

Презентация «Сказка о потерянном времени» Е.Шварц

Презентация  содержит  иллюстрации  к  сказке,  которые  помогут  лучше  представить  происходящие  в  ней  события.( к  уроку  «Л...

Урок чтения по сказке Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок проводился в рамках открытого МО учителей начальных классов в ЦО№491 и в рамках аттестации учителя....

Е. Шварц. Сказка о потерянном времени. Конспект урока

Е. Л. Шварц. Сказка о потерянном времени. (2 урок по теме).Цели: ·         Совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения.·...

Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Книга Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"...

Литературное чтение.Е.Шварц. "Сказка о потерянном времени". 4 класс

Учитель предлагает наглядное объяснение пословицы "Делу время, а потехе час", на основе которой построен весь урок. Развитие правильного умения оценивать себя, видеть свои недостатки происходят при зн...

Проектно-исследовательская работа "В поисках времени" по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Тема проекта: "В поисках времени", выполнили ученики 4 класса. Цель: создать лэпбук о понятии времени через чтение и анализ произведения Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"1. Вх...