Урок чтения по сказке Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок проводился в рамках открытого МО учителей начальных классов в ЦО№491 и в рамках аттестации учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_4_klass.doc | 46.5 КБ |
prilozhenie_k_konspektu.doc | 31 КБ |
evgeniy_lvovich_shvarc.ppt | 858.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по чтению по сказке Е.Л. Шварца
«Сказка о потерянном времени»
25 ноября 2009 года.
Учитель: Белозерова Елена Владимировна, учитель начальных классов, зам.директора по УВП 1 ступени ЦО №491 «Марьино»
Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая речь, творческое мышление учащихся.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
- В сфере личностных УУД:
- Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
- Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
- В сфере регулятивных УУД:
- Научить принимать и сохранять учебную задачу;
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
- В сфере познавательных УУД:
- Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
- Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
- Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
- В сфере коммуникативных УУД:
- Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный | -Проверяю готовность класса к уроку, читаю стихотворение Друзья мои! Я очень рада | Наводят порядок на парте |
2 | Работа с расшифровками Цель: активизация мыслительной и познавательной деятельности. | -В качестве разминки перед нашей работой предлагаю вам нашу известную работу – шифровку. Вам дается 4 мин. (АМС ДАЙПРОПА ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ. Гурд тсязнаёпо в дебе) Сам пропадай, а товарища выручай. Друг познается в беде. | С/Р работа учеников в группе и индивидуально |
3 | Работа с презентацией | -Беседа с писателем – интервью. Приложение №1 -Обобщение, высказывание писателей. Год написания сказки. | Ответы детей |
4 | Характеристика главного героя. | Составим портрет главного героя – напишем синквейн. - Все помнят правила написания синквейна (Приложение №2, памятки) | Письменно в тетради учащиеся пишут синквейн. |
5 | Проверку д/з мы проведем, работая с конвертом заданий. Работа с кейсами | Вам предлагается сегодня на минуточку представить, что если бы такая история произошла бы с ребятами нашего класса. В каждом конверте лежит план работы в группах, разнообразный справочный материал, который вам поможет выполнить задание. Через 15 минут мы проверим, как вы справились с предложенными заданиями. Приложение №3 | Открывают конверты и выполняют задания. Учитель выступает в роли консультанта. |
6 | Проверка работы. |
| Дети записывают вывод в тетрадь по чтению. |
7 | Физминутка | Упражнения для глаз, спины, рук. | |
8 | Просмотр фильма | Вспомните, мы с вами говорили о том, что литература и кино – это разные виды искусства. Вот посмотрите отрывок из фильма и сравните его с текстом. | |
9 | Обобщение по теме | -Что нового узнали, чем занимались? Что больше всего понравилось? Ответы на вопросы стр.143 учебника. | Ответы детей. |
10 | Д/З | Стр.17 – 23 (читать, вопросы) | Запись в дневник |
Список литературы:
1. Шварц Е. Обыкновенное чудо: Пьесы. Сценарии. Сказки. Автобиографическая проза. Воспоминания. - Кишенев, 1988.
2. Акимов Н.. Наш автор - Е. Шварц. – Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия. – М.:Олимп; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998.
3. В.Е. Головинчер В.Е. Эпический театр Е.Шварца. Томск, 1992.
4. Епифанова О.Н. Евгений Шварц. Конспект урока в 11 классе. - //Литература в школе. Мы знали Евгения Шварца. Л.; М., 1966.
5. Цимбал С. Евгений Шварц.- Л., 1961.
6. Яшина Н.Г. “Средства и иносказания в пьесах Шварца и М. Булгакова”.
7.Е.С. Гостимская, М.М. Мишина «Уроки по курсу литературное чтение» к учебникам Л.Ф.Климановой и М.В.Головановой 4 класс, Москва,2006 г.
Предварительный просмотр:
Приложение к конспекту
№1 Интервью с писателем:
1. Где ты родился?
2. В каком возрасте научился читать?
3. Твоя любимая детская книга?
4. Кем мечтал стать в детстве?
№2. Что такое синквейн.
Правила составления синквейна.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
№3 План работы в группах:
- Вспомните содержание сказки Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» и ответьте на 3 вопроса:
- Что произошло?
- Почему?
- Что делать?
- Среди предложенных пословиц и поговорок выберите те, которые на ваш взгляд больше всего подходят в данной сказке, объясните свой выбор.
- Найти в сказке слова, которые являются основной мыслью данной сказки, выпишите их в тетрадь.
№3.Пословицы и поговорки
- Упустишь минуту – потеряешь час.
- Время – казна для знающего ему цену.
- Делу время – потехе час.
- Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.
- Время ушло – счастье ушло.
- Минута час бережет.
- Порядок бережет время.
- Начиная дело, о конце помышляй.
- - Время не ждёт.
- - Всему своё время.
- - Времени не воротишь…
- - Делу – время, потехе – час.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биография Е.Л. Шварца «Меня Господь благословил идти, Брести велел, не думая о цели. Он петь меня благословил в пути. Чтоб спутники мои повеселели...», - так говорил о себе писатель Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.
Биография Е.Л. Шварца Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства . Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.
Интервью с писателем: Обращение к жанру сказки, разумеется, не было случайным. "Правдоподобием не связан, а правды больше", - так сам писатель объяснял свою привязанность к этому жанру. Горят причудливо краски, И, как ни мудра голова, Вы все-таки верьте сказке, Сказка всегда права. Ответ: “Я родился в 1896 году в Казани, мои родители были студентами-медиками Казанского университета”. Ответ: “Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”. Ответ: “Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”. Ответ: “Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.
«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрации и прочитай.
«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрациям и прочитай.
«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрации и прочитай.
«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрации и прочитай.
«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрации и прочитай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, своего опыта, своего внутреннего мира. Учить быть человеком путем воздействия на воображение и чувства с п...
Тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном Времени»
Тест составлен по сказке Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени". Учебник " Литературное чтение" для 4 класса (автор Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий) Раздел программы "Делу время - потехе час"...
Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"
Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"...
Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»
Автор: Колбина Алёна Николаевна, учитель начальных классов Тонкинской СОШ Нижегородской областиКонспект урока чтения в 4 классе по теме: "Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном ...
Проектно-исследовательская работа "В поисках времени" по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"
Тема проекта: "В поисках времени", выполнили ученики 4 класса. Цель: создать лэпбук о понятии времени через чтение и анализ произведения Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"1. Вх...
Тест к сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"
тест по прочитанному...
Проверочные тесты по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени»
Проверочные тесты по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени» предназначены для проверки знаний, контроля на уроке или просто для тренировки навыков обучающихся. ...