Урок чтения по сказке Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Белозерова Елена Владимировна

Урок проводился в рамках открытого МО учителей начальных классов в ЦО№491 и в рамках аттестации учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_4_klass.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_konspektu.doc31 КБ
Office presentation icon evgeniy_lvovich_shvarc.ppt858.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по чтению по сказке Е.Л. Шварца

«Сказка о потерянном времени»

25 ноября 2009 года.

Учитель: Белозерова Елена Владимировна, учитель начальных классов, зам.директора по УВП 1 ступени ЦО №491 «Марьино»

Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая речь, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД:
  1. Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  2. Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
  3. Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
  1. В сфере регулятивных УУД:
  1. Научить принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  3. Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  1. В сфере познавательных УУД:
  1. Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
  2. Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
  3. Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  1. В сфере коммуникативных УУД:
  1. Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  2. Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  3. Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

-Проверяю готовность класса к уроку, читаю стихотворение

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Увидим мы театр волшебный,
На сцену сказку позовем...

Наводят порядок на парте

2

Работа с расшифровками

Цель: активизация мыслительной и познавательной деятельности.

-В качестве разминки перед нашей работой предлагаю вам нашу известную работу – шифровку.

Вам дается 4 мин.

 (АМС ДАЙПРОПА ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ.

Гурд тсязнаёпо в дебе)

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

С/Р работа учеников в группе и индивидуально

3

Работа с презентацией

-Беседа с писателем – интервью.

Приложение №1

-Обобщение, высказывание писателей. Год написания сказки.

Ответы детей

4

Характеристика главного героя.

Составим портрет главного героя – напишем синквейн.

- Все помнят правила написания синквейна (Приложение №2, памятки)

Письменно в тетради учащиеся пишут синквейн.

5

Проверку д/з мы проведем, работая с конвертом заданий.

Работа с кейсами

Вам предлагается сегодня на минуточку представить, что если бы такая история произошла бы с ребятами нашего класса.

В каждом конверте лежит план работы в группах, разнообразный справочный материал, который вам поможет выполнить задание.

Через 15 минут мы проверим, как вы справились с предложенными заданиями.

Приложение №3

Открывают конверты и выполняют задания.

Учитель выступает в роли консультанта.

6

Проверка работы.

  1. Ответы на 3  вопроса.
  2. Выбор и объяснение пословиц.
  3. Какой главный вывод делает автор в своей сказке?

Дети записывают вывод в тетрадь по чтению.

7

Физминутка

Упражнения для глаз, спины, рук.

8

Просмотр фильма

Вспомните, мы с вами говорили о том, что литература и кино – это разные виды искусства. Вот посмотрите отрывок из фильма и сравните его с текстом.

9

Обобщение по теме

-Что нового узнали, чем занимались? Что больше всего понравилось? Ответы на вопросы стр.143 учебника.

Ответы детей.

10

Д/З

Стр.17 – 23 (читать, вопросы)

Запись в дневник

Список литературы:

1. Шварц Е. Обыкновенное чудо: Пьесы. Сценарии. Сказки. Автобиографическая проза. Воспоминания. - Кишенев, 1988.

2. Акимов Н.. Наш автор - Е. Шварц. – Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия. – М.:Олимп; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998.

3. В.Е. Головинчер В.Е. Эпический театр Е.Шварца. Томск, 1992.

4. Епифанова О.Н. Евгений Шварц. Конспект урока в 11 классе. - //Литература в школе. Мы знали Евгения Шварца. Л.; М., 1966.

5. Цимбал С. Евгений Шварц.- Л., 1961.

6. Яшина Н.Г. “Средства и иносказания в пьесах Шварца и М. Булгакова”.

7.Е.С. Гостимская, М.М. Мишина «Уроки по курсу литературное чтение» к учебникам Л.Ф.Климановой и М.В.Головановой 4 класс, Москва,2006 г.



Предварительный просмотр:

Приложение к конспекту

№1 Интервью с писателем:

1. Где ты родился?

2. В каком возрасте научился читать?

3. Твоя любимая детская книга?

4. Кем мечтал стать в детстве?

№2. Что такое синквейн.

Правила составления синквейна.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

      Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.

№3 План работы в группах:

  1. Вспомните содержание сказки Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» и ответьте на 3 вопроса:
  1. Что произошло?
  2. Почему?
  3. Что делать?
  1. Среди предложенных пословиц и поговорок выберите те, которые на ваш взгляд больше всего подходят в данной сказке, объясните свой выбор.
  2. Найти в сказке слова, которые являются основной мыслью данной сказки, выпишите их в тетрадь.

№3.Пословицы и поговорки

  1. Упустишь минуту – потеряешь час.
  2. Время – казна для знающего ему цену.
  3. Делу время – потехе час.
  4. Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.
  5. Время ушло – счастье ушло.
  6. Минута час бережет.
  7. Порядок бережет время.
  8. Начиная дело, о конце помышляй.
  9. - Время не ждёт.
  10. - Всему своё время.
  11. - Времени не воротишь…
  12. - Делу – время, потехе – час.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евгений Львович Шварц (1896 - 1958 г.г.) Урок литературного чтения в 4 классе Учитель: Белозерова Елена Владимировна

Слайд 2

Биография Е.Л. Шварца «Меня Господь благословил идти, Брести велел, не думая о цели. Он петь меня благословил в пути. Чтоб спутники мои повеселели...», - так говорил о себе писатель Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.

Слайд 3

Биография Е.Л. Шварца Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства . Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.

Слайд 4

Интервью с писателем: Обращение к жанру сказки, разумеется, не было случайным. "Правдоподобием не связан, а правды больше", - так сам писатель объяснял свою привязанность к этому жанру. Горят причудливо краски, И, как ни мудра голова, Вы все-таки верьте сказке, Сказка всегда права. Ответ: “Я родился в 1896 году в Казани, мои родители были студентами-медиками Казанского университета”. Ответ: “Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”. Ответ: “Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”. Ответ: “Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

Слайд 5

«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрации и прочитай.

Слайд 6

«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрациям и прочитай.

Слайд 7

«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрации и прочитай.

Слайд 8

«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрации и прочитай.

Слайд 9

«Сказка о потерянном времени» Найди в тексте эпизод к иллюстрации и прочитай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»

Обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, своего опыта, своего внутреннего мира. Учить быть человеком путем воздействия на воображение и чувства с п...

Тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном Времени»

Тест составлен по сказке Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени". Учебник " Литературное чтение" для 4 класса (автор Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий) Раздел программы "Делу время - потехе  час"...

Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"...

Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

Автор: Колбина Алёна Николаевна, учитель начальных классов Тонкинской СОШ Нижегородской областиКонспект урока чтения в 4 классе по теме: "Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном ...

Проектно-исследовательская работа "В поисках времени" по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Тема проекта: "В поисках времени", выполнили ученики 4 класса. Цель: создать лэпбук о понятии времени через чтение и анализ произведения Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"1. Вх...

Проверочные тесты по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени»

Проверочные тесты по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени» предназначены  для проверки знаний, контроля на уроке или просто для тренировки навыков обучающихся. ...