Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»
план-конспект по чтению по теме

Суркова Ирина Вячеславовна

Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект урока по литературному чтению.

Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Цели: 1.Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца;

            2.Перечитать «Сказку о потерянном времени» и помочь            

        Разобраться в идейном содержании сказки;

             3.Совершенствование навыков выразительного чтения;

             4.Развитие речи, обогащение словаря учащихся.

Оборудование: 1)Выставка книг Е. Шварца.

                              2)Фонограмма «Сказки о потерянном времени», записанная артистами.

 

Учитель начальных классов: Суркова И.В.

                                        Ход урока.

1.Повторение.

- Вспомните, ребята, какие бывают сказки? (авторские и народные)

- Сказки, каких авторов мы с вами уже читали?

- Сегодня мы снова открываем страничку литературных сказок и знакомимся с новым именем. Прочитайте на доске тему урока.

- Вы обратили внимание на выставку книг у доски? Чьи это книги? Это лишь малая частица произведений Е.Л.Шварца. Кому знакомо это имя?

- Что писал Е. Шварц? (сказки, пьесы)

2.Знакомство с личностью и творчеством Е.Шварца.

Как шутил сам автор «пишу всё кроме доносов». И действительно, Евгений Львович писал сказки, пьесы, заметки в журналы и газеты, критические отзывы. Но любимым жанром были сказки. Писал сказки не только для детей, но и для взрослых. Вы дома познакомились с одной из таких сказок – «Сказкой о потерянном времени». Но у нас есть дети, которые читали не только эту сказку. И они расскажут, о чём они читали.

(Краткий пересказ сказки «Два брата». Инсценировка сказки «Новые приключения кота в сапогах».)

-Вы, наверное, заметили, что названия многих сказок вам знакомо. Но автором знакомых вам сказок является не Е. Шварц. Дело в том, что у этих сказок сходство только в названии, а идеи сказок новые. Е.Шварц, отталкиваясь от чужих сюжетов, создавал свои новые сказки. Новые приключения с теми же героями. Так появились «Золушка», «Обыкновенное чудо», «Дон – Кихот», «Снежная королева». Если вы заинтересовались, то прочитаете эти произведения.

3.Постановка учебной задачи.

- Прочитайте слова, которые написаны на доске.

Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.        Е.Шварц.

-Из какого произведения эти слова? Кто внимательно читал сказку, тот знает, из какой части эти строчки.

-Этими словами заканчивается сказка. Они являются главными. Давайте попробуем разобраться, почему они главные? И прав ли автор. А для этого перечитаем сказку.

4.Чтение сказки детьми.

5.Анализ сказки.

- О чьём потерянном времени рассказал нам автор?

- Кто такой Петя Зубов?

- Да, ваш ровесник. Какая необыкновенная история приключилась с ним? Расскажите кратко.

- Найдите отрывок, в котором сказано, как Петя Зубов впервые увидел себя в образе старичка. Когда это произошло?

-Прочитаем об этом по ролям.

-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что необыкновенного заметили в поведении героев?

- Да, оба в недоумении. На лицах испуг, удивление неожиданное, непонятное.

- А как об этом написано в тексте. Найдите, что почувствовал Петя Зубов.

- Давайте представим себя на месте Пети. Как вы думаете, что он испытал, когда его не узнала даже мама. Подберите слово. Отчаяние. Как понимаете это слово?

- А теперь прочитайте, как о переживаниях написал автор.

- Впав в отчаяние, Петя зашагал прочь. И оказался где?

- В домике он увидел стог сена, зарылся в него и уснул. Кого же увидел Петя, когда проснулся?

- Чем занимались ребята?

- Почему Пете показалось странным поведение ребят? Найдите в тексте.

- И тогда он испытал другое чувство. Какое? Страх.        

- Прочитайте, кто были эти мальчики и девочки.

- Он начинает понимать, что с ними приключилось. Но вдруг у него блеснула надежда. В чьих словах?

- Что пояснил Сергей Владимирович?

- Найдите в тексте слова, где говорится о том, что должны сделать дети, чтобы снова стать детьми?

- Успели ли дети вовремя?

- Кто помог им?

- Помните ли вы, как трудно было Пете? Послушайте фонограмму – отрывок из произведения, записанный артистами.

6.Обощение.

- Какие изменения произошли в поведении мальчика? Помните, какое слово он всегда говорил, когда не делал свои дела вовремя?

- Ленив был Петя. Всё откладывал на завтра. Так он опаздывал, да отставал, отставал, да опаздывал. Всё успею, да успею.

А как стал вести себя Петя, когда понял, что сможет помочь? Какие слова и выражения характеризуют его в этот момент.

Не теряя времени напрасно

Побежал                  Помчался

Ахнул от радости

- Ему было нелегко. Почему?

- Но дети успели вовремя. Что случилось со злыми волшебниками?

- А что испытали ребята? Зачитайте.

- Да, в сказках Е. Шварца, как и во всех сказках, в финале торжествует добро, а зло наказывается!

7.Подведение итогов.

- Как вы думаете, для чего автор провёл своих героев через такие испытания?

- Что же поняли дети? Вернёмся к словам, которые прочитали в начале урока. Это главная мысль сказки, с точки зрения автора. Согласны вы с ним? Какой урок вы извлекли для себя?

Каждый из нас будет вспоминать эту сказку, когда будет понапрасну терять время. Думайте, как вам самим сделать так, чтобы ни одна минута не пропадала даром – ведь иначе и вам может грозить то, что случилось с нашим героем.

8.Домашнее задание.

- Сегодня мы познакомились с одной из сказок Е. Шварца. Найдите и прочитайте другие его сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Сказки А.С.Пушкина"

Конспект урока.Сказки А. С. Пушкина.Цели урока: ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка; развивать память, мышление, речь, н...

Конспект урока по литературному чтению. Сказка "Каша из топора"

План-конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Каша из топора"...

Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект  урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока по литературному чтению "Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях"

Подробный конспект урока для 4 класса с разнообразными творческими заданиями...

Конспект урока по литературному чтению .Сказка-быль " Неизвестный цветок" А.П. Платонов

конспект урока по литераткрному чтению  " Сказка-быль " Неизвестный цветок " А.П.Платонов",4 класс,21 век...

Урок по литературному чтению " Сказка о потерянном времени"

Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке....