Статья: "Организация воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей".
статья
Данная статья расскрывает роль воспитателя в становлении спортсмена как личности, способной решать самые высокие задачи в своем виде спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vospitatelnoy_deyatelnosti.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Анисимова С.Л., воспитатель
ГБОУ школа-интернат № 576 с углубленным
изучением предмета физическая культура
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Организация воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей детей.
Процесс воспитания - есть процесс непрерывный и целостный. В современной школе воспитание осуществляется большим коллективом людей – педагогами, руководителями школы, техническим персоналом, общественными организациями, в содружестве с которыми работает школа. От единства воли и взаимодействия всех участников образовательного процесса, их целеустремленности и настойчивого труда зависит успех всего дела обучения и воспитания.
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее образование получило статус самостоятельной ступени общего образования. В связи с этим стандартизация школьного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к школьному образованию.
Школа-интернат № 576 с углублённым изучением предмета физическая культура Василеостровского района г. Санкт-Петербурга является уникальным образовательным учреждением, так как объединяет среднюю школу, детскую спортивную школу по хоккею с шайбой и интернат для иногородних спортсменов.
В то время, когда спортсмен не тренируется (а это означает, что тренера нет рядом), на передний план выходит личность воспитателя. Трудно переоценить роль воспитателя в становлении спортсмена как личности способной решать самые высокие задачи в своём виде спорта, как на всероссийском уровне, так на уровне сборных команд страны. Индивидуальная работа со спортсменами ведётся в тесной взаимосвязи с тренером, при его полном понимании целей и задач воспитателя.
Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны воспитателя и тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своей профессии и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность - вот неполный перечень качеств, какими должен обладать воспитатель.
Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход - это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.
Воспитателю команды спортсменов, прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.
Каждый человек – неповторимая личность и имеет свои психологические особенности. Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами. У каждого человека свои личностные установки, правила и нормы жизни. Нет на земле двух одинаковых людей. В каждом как индивидуальности присутствует уникальный сплав врожденного и приобретенного, преломляющегося в психике и формирующего его своеобразие. Данный уникальный сплав проявляется в темпераменте, задатках и влечениях, потребностях и мотивах, установках и тенденциях, интересах и идеалах, качествах познавательных процессов и интеллекта и т. д. Эти особенности не носят фатальную предопределенность, неизменность и неизменяемость. Они развиваются, совершенствуются, поддаются коррекции.
Ученик определяется как субъект образовательного процесса, вследствие чего ему свойственны личностные и деятельностные особенности.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранении недостатков. Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды.
Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе.
Очень важно в современных условиях с детьми, а тем более спортсменами, поставить на научную основу, использовать практические рекомендации и советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия.
Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося. Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на воспитанников по-разному влияют поощрения. Одного ребёнка полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков воспитанника может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен. Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних детей действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости педагога).
Авторитет воспитателя неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики общей и спортивной психологии, высокой требовательности и т.п. Полноценные взаимоотношения между воспитателем и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ею членов, между воспитателем и спортсменами необходим тесный контакт. Хороший воспитатель всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.
Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного....
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей».
Тема по самообразованию....
Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.
Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической помощи более опытных коллег и методического объединени...
Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании....
Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся по физической культуре .
Статья направлена на развитие по физической активности путем применения эффективных приемов на основе формирования у ребенка умений управлять физической активностью...