Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.
статья по зож ( класс) на тему
Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 81
Калининского района Санкт-Петербурга
Учитель начальных классов – Суховей С.Н.
Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.
Образование несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным медицинских карт, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об образовании". Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, увеличивающаяся интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.
На сегодняшний день организация и оценка эффективности создаваемых условий для поддержания и укрепления здоровья учащихся начальной школы является одной из актуальных проблем. Правильно созданные условия, рациональный подбор образовательных программ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, своевременное комплексное оказание помощи детям поможет обеспечить их благополучное развитие в стенах образовательных учреждений. Состояние здоровья ребенка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих десяти лет. Состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Здоровье как основа жизнедеятельности человека включает в себя соматические, психические, социальные, нравственные и педагогические компоненты. Обеспечение жизнедеятельности на соматическом, психическом и социальном уровнях происходит посредством основополагающих механизмов формирования, укрепления и сохранения здоровья, повышения его резервов. Основу нравственного здоровья человека составляет его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Сущность педагогического компонента заключается в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни.
Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:
• умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
• проявляет высокие умственные способности, обладает любознательностью, воображением, самообучаемостью (интеллектуальный аспект здоровья);
• честен, самокритичен (нравственное здоровье);
• коммуникабелен (социальное здоровье);
• уравновешен (эмоциональное здоровье).
К сожалению, анализ школьной практики показывает, что на здоровье отрицательно влияют факторы самой системы образования: ограниченность двигательной активности учащихся, плохая организация питания в школе, возрастание учебных нагрузок, недостаточная компетентность участников педагогического процесса и др.
По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20 – 25 % всех воздействий; 20% составляют биологические факторы (наследственность); 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50 – 55%, является образ жизни.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех потенциальных болезней человека закладывается в детские годы. Вот почему необходимо серьёзно заниматься вопросами формирования культуры здоровья именно в детстве.
Необходимо вести работу по всем направлениям:
- В работе по формированию, сохранению и укреплению физического здоровья учащихся педагогический коллектив ставит такие задачи:
• мотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни;
• совершенствовать физкультурно-оздоровительные технологии;
• вести систематический мониторинг состояния здоровья учащихся начальных классов;
- Сфера психического здоровья учащихся укрепляется за счёт:
• создания комфортных условий для психического развития учащихся
• совершенствование психолого-педагогических технологий.
- Задачи в сфере социального здоровья следующие:
• создать комфортные условия для успешного социального развития учащихся;
• совершенствовать социально-адаптирующие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
• соорганизовать деятельность школы, родителей учащихся и социума.
- Задачи нравственного воспитания.
Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места. Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни.
Ведущие составляющие здоровьесберегающей среды начальной школы.
- Здание начальной школы и прилегающая территория.
- Организация питания
- Режим работы начальной школы. В число основных гигиенических требований входит оптимальное составление расписания, учитывающего предельно допустимую нагрузку на учащихся.Среди родителей проводится тестирование по оценки нагрузки учащихся при выполнении домашних заданий. Учебно – воспитательный процесс строится с учётом индивидуальных потребностей младших школьников в движении. Во время уроков это физминутки, по ходу занятий используются методики снятия статического напряжения, психической нагрузки и профилактики переутомления. Присутствуют на уроках элементы эмоциональной разрядки (шутки, музыка) также способствуют снятию напряжения, созданию психологического комфорта для обучающихся.
Каждое образовательное учреждение должно создавать условия для улучшения здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности, используя при этом свои приёмы, формы и методы организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. Ведь только разработка и непрерывное использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе могут уменьшить риск возникновения заболеваний у детей, помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, улучшить отношения между учениками, учителями и родителями. Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов. Все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики можно сформулировать так:
1 - построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения;
2 - обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
3 - установление межпредметных связей;
4 - логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;
5 - эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр; педагогам необходимо помнить, что для детей младшего школьного возраста очень важны проведение зарядки, физкультминуток, организация занятий на свежем воздухе, спортивных мероприятий, посещение бассейна.
6 - формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
7 - тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
На наш взгляд, только комплексный подход к укреплению здоровья детей может привести к положительным результатам.
Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
• изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиций проблем здоровьесбережения;
• изменение отношение учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;
• изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем. Учителя должны правильно организовывать урок, под особым контролем должна находиться освещенность в учебных классах, проводиться наблюдение за состоянием экологического комфорта в помещениях, при эстетическом оформлении школы следует учитывать особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира.
Правила «здоровой» педагогики:
• Не навреди здоровью ребёнка.
• Учащийся – личность, относись к ней с глубоким уважением.
• Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.
• Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.
• Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.
• Постоянно повышай самооценку учащихся, но при этом будь всегда правдив.
• Добивайся доверия учащихся и береги его.
• Умей беречь здоровье учащихся и своё.
• Твоё личное здоровье – пример для учащихся.
• Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.
• Не жалуйся родителям учащихся.
Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научную и полезную информацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. -М.: Просвещение, 1986.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
3. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения/ Материалы научно-практической конференции. - Самара, 2000.
4. Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н. К. Смирнова. - М., 2003.
5. Педагогическая валеограмотность./ под редакцией Т. А. Солдатовой. - Ростов-на-Дону, 1997.
6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии: 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, - 296.
7. Смиронов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.
8. Дик, Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Ростов: Феникс, 2008.-
9. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Академия, 2008. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей».
Тема по самообразованию....
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".
Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Применение здоровьесберегающих условий в коррекционных школах....
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической помощи более опытных коллег и методического объединени...
Обобщение опыта по теме "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников"
Обобщение по теме самообразования с презентацией...