Классный час по теме «К.Л.Хетагуров - выдающийся поет, художник, патриот осетинской национальной культуры»
классный час (3 класс)
Учебные задачи:
познакомить с жизнью и творчеством К.Л.Хетагурова;
- ввести в круг чтения второклассников произведения К.Л.Хетагурова;
- познакомить со стихотворением К.Л. Хетагурова «Будь мужчиной»;
- учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
- прививать любовь к произведениям К.Л. Хетагурова.
Учебные умения:
- правильно называть произведение и книгу;
- называть имя, отчество и фамилию поэта;
- отрабатывать различные способы чтения;
- читать выразительно подготовленные тексты стихов.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosto_h_1430515069_89017.docx | 397.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме «К.Л.Хетагуров- выдающийся поет, художник, патриот осетинской национальной культуры»
К. Л. Хетагуров
Учебные задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством К.Л.Хетагурова;
- ввести в круг чтения второклассников произведения К.Л.Хетагурова;
- познакомить со стихотворением К.Л. Хетагурова «Будь мужчиной»;
- учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
- прививать любовь к произведениям К.Л. Хетагурова.
Учебные умения:
- правильно называть произведение и книгу;
- называть имя, отчество и фамилию поэта;
- отрабатывать различные способы чтения;
- читать выразительно подготовленные тексты стихов.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Вступительная беседа
Учитель. Сегодня наш урок посвящён выдающемуся поэту, просветителю, художнику и патриоту, чьё имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской национальной, но и российской отечественной культуры.
Учитель. Вы наверно догадались, о ком идёт речь? Мы поговорим о творчестве К.Л. Хетагурова.
1слайд. Портрет К.Л. Хетагурова.
Звучит музыка «Рагон хонга» обр. И.Мистуловой
«Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда – нибудь к свободе проложить».
Учитель. Эти поэтические строки Коста Хетагурова стали девизом короткой и вместе с тем яркой, пламенной жизни художника слова, творца.
Учитель. Что вы знаете о Коста Левановиче Хетагурове? (Дети делятся своими знаниями о К.Л. Хетагурове)
II. Работа по теме урока
1. Биография К. Л.Хетагурова
Коста́ (Константи́н) Лева́нович Хетагу́ров (осет. Хетæгкаты Леуаны фырт Къоста; 1859—1906) — выдающийся осетинский поэт, просветитель, художник-живописец и скульптор. Основоположник осетинской литературы.
Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр»), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Строго говоря, первенство в издании крупного поэтического произведения на осетинском языке принадлежит Александру Кубалову («Афхардты Хасана», 1897 год), однако вклад Хетагурова в осетинскую литературу, его влияние на её дальнейшее развитие несоизмеримо больше. Осетинское имя поэта — Коста́ — в русских источниках обыкновенно не склоняется.
К. Л. Хетагуров много писал и на русском языке, сотрудничал со многими газетами Северного Кавказа. Его перу принадлежит этнографический очерк по истории осетин «О́соба» (1894).
Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмында (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».
Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское ныне село имени Коста Хетагурова. Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.
С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.
В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую проф. П. П. Чистякова. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».
В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.
Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Коста не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок.
Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».
Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове, в 1899 году Коста узнает, что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов — «Осетинская лира». Но царские чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания. Закончился срок морских купаний, выхлопотанный у властей 5 августа 1899 год и Хетагуров вернулся в Херсон.
В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва поселившись в Пятигорске, затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».
В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.
Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью — и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне — село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезен во Владикавказ.
2 слайд. Селение Нар. Отец и мать.
Учитель. 15 октября 1859 года в горном селении Нар, Северной Осетии, в семье горца – осетина Льва Елизаровича. Тяжёлое и безрадостное детство было у Коста. Он рано осиротел, его мать Мария Гавриловна Губаева умерла после рождения Коста. Рано он узнал нужду и горе.
Учитель. Учился Коста сначала в сельской школе.
3 слайд. Ставропольская мужская гимназия.
Учитель. Потом в Ставропольская мужской гимназии. Десять лет учился Коста в этой гимназии.
4 слайд. Портрет Левана Елизаровича Хетагурова.
Учитель. В это время отец Коста Леван Елизарович служил в русской армии и на склоне лет вышел в отставку в чине подпоручика. Он рассчитывал, что его сын Коста пойдёт по его стопам и станет военным, но Коста осенью 1881 года уезжает и поступает в Петербургскую академию художеств.
5 слайд. Петербургская академия художеств.
Учитель. Долго отец не понимал, зачем Коста поступил в академию художеств и постоянно с горечью спрашивал «Кем ты будешь, кем лапу…?»
Учитель. Для самого Коста его занятия живописью были страстью, его дарованием. Но закончить академию Коста не удалось, так как не хватило денег на оплату обучения, а отец к тому времени состарился и помочь сыну не мог.
Учитель. Сейчас трудно рассуждать на тему, как сложилась бы судьба Коста – живописца, если бы образование его было завершено.
Сегодня я хочу показать вам одни из знаменитых картин К.Л.Хетагурова.
6 слайд
Звучит «Хонга» муз. Ревазова
2. К.Хетагуров – художник
7 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Ущелье Аман – Ауз»
Учитель. К.Хетагурову пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз.
Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами. К.Хетагуров умел передать могущество кавказской природы.
8 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Дети – каменщики»
Учитель. Перед вами картина «Дети – каменщики». Вы видите мальчика – осетина, который на Военно-Грузинской дороге занимается отысканием и продажею хрусталя. Автор передал на полотне тот момент, когда перестаёт разбивать каменную глыбу тяжёлым молотом и протягивает руку с хрусталём путникам, как бы говоря: «Купи!»
Рядом голопузый малыш лет 6-ти, который помогает старшему. Обратите внимание, как они одеты. Изодранная одежда, овечья папаха, войлочная шляпа. На ногах у старшего национальная обувь из сыромятной кожи, а младший вовсе босой.
Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами.
9 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «За водой»
Учитель. Другая картина «Горянка, идущая за водой».В ней художник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть.
Физминутка
– Попробуйте с помощью движений и мимики рассказать о возникших у вас чувствах и мыслях и передайте своё представление об увиденных картинах.
3. К.Хетагуров – поэт
Учитель. Коста долгие годы провёл вдали от родного края и теперь его потянуло на родину. Он возвращается. Он видит тяжёлое и бесправное положение народа. Он переживает.
Учитель. Коста пишет стихи, поэмы, пьесы. Он призывает народ к свободе, отваге как в стихотворении «Походная песня».
Но сегодня я хочу остановится на известной книге стихов «Ирон фандыр». Книга писалась им всю жизнь. Так как печатать (публиковать) стихи было в ту пору в Осетии негде, стихи расходились на листочках, некоторые из них становились народными песнями.
11 слайд. Обложки первой книги «Ирон фандыр».
Учитель. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги. И вот в 1898 году вышло пробное издание, а в 1899 году книга «Ирон фандыр» становится книгой всенародного чтения. В неё входят и стихи для детей и о детях, которые вначале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям».
Стихи писались на осетинском и русском языках.
(Дети читают стихи: «Походная песня» на ос. яз., на русск. яз.; «Синица» на русск. яз.; «Весна» на русск. яз.)
4. Работа над стихотворением К.Л.Хетагурова «Будь мужчиной»
12 слайд. Скульптура М.Томаева «Коста – просветитель».
Учитель. В музее стоит скульптура скульптора М. Томаева «Коста – просветитель». Коста Хетагуров стоит рядом с мальчиком, который держит в руках книгу. Он учит школьника любить Родину, быть сильным, мужественным, искать и найти в жизни свой верный путь!
Учитель. Сегодня мы познакомимся со стихотворением к. Хетагурова «Будь мужчиной».
- Чтение стихотворения на осетинском языке.
- Чтение стихотворения на русском языке про себя.
- Чтение сильными учениками вслух.
Словарная работа.
Чурек – это хлеб, приготовленный из кукурузной муки.
5. Выборочное чтение
– Как называется стихотворение?
– Что значит быть мужчиной, по мнению автора? Зачитайте строчками из стихотворения.(1, 2 четв.)
– К чему призывает К. Хетагуров детей? Зачитайте строчками из стихотворения. (3, 4 четв.)
– Как понимаете эти строчки?
– Что значит найти свой верный путь?
– Что по-вашему «быть мужчиной»?
6. Выразительное чтение стихотворения
III. Итог урока
Учитель. 2009 год – явился годом памяти Коста Левановича Хетагурова, так как ему бы исполнилось 150 лет со дня рождения.
На главных площадях России прошли гала – концерты с участием мастеров искусств Северной Осетии.
В Москве в театре Станиславского прозвучала опера «Коста».
В Санкт-Петербурге и Пятигорске открыты памятники К. Хетагурову.
13 слайд. Музей в селении «Нар»
Учитель. Вы знаете, что у нас в республике ежегодно, в октябре месяце, проводится неделя памяти Коста Хетагурова.
Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к
памятникам К.Хетагурова – великого поэта и гражданина.
14 слайд. Памятники К.Хетагурову в г. Владикавказе.
Учитель. Я думаю, что вы полноправно можете сказать «Я знаком с творчеством великого поэта, художника, патриота К.Л.Хетагурова».
Учитель. Чем понравился урок? Что запомнилось? (Дети делятся своими впечатлениями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"
Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....
Проектно-исследовательская работа по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"
Прикрепленный файл содержит методический паспорт и описание проектной работы по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"...
Формирование основ национальной культуры учащихся на уроках эстетического цикла
Творческий доклад на МО "Формирование основ национальной культуры на уроках эстетического цикла"...
Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."
Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...
Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.
В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...
духовно-нравственное воспитание средствами национальной культуры
С О Д Е Р Ж А Н И Е: 1. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения...
Открытое внеурочное мероприятие посвященное Дню национальных культур по теме "Россия многонациональная страна.""Национальность евреи"
В рамках внеурочного мероприятия посвященного Дню национальных культур России Вашему вниманию представлена одна из национальностей проживающая на территории Р.Ф. -евреи.(Еврейский А...